Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 22 г. Химки
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 22 г. Химки
Д. В. Сивачева З. Я. Эреджепова Е. В. Кузьминский
протокол № 1 от 30.08.2021 г. 31.08.2021 г. приказ от 01.09.2021 г. № 100-о
Рабочая программа по предмету «Индивидуальный проект по геометрии»
11 «А» класс
Составитель: Сивачева Дина Валентиновна,
учитель математики
первой квалификационной категории
г. Химки
2021 г.
Пояснительная записка
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Рабочая программа курса “Проектная деятельность ” рассчитана на учащихся 11 классов, которые, с одной стороны, владеют программным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют определённый интерес к исследовательской деятельности.
Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так, как знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Рабочая программа курса “Проектная деятельность ” рассчитана на 34 часов из расчета 1 час в неделю, с учетом рабочей программы воспитания.Однако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности ученики в большей степени получают знания самостоятельно.
Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы.
Личностные результаты.
1. В направлении гражданского воспитания:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
конструктивное участие обучающихся в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
формирование ответственности в принципах коллективизма и социальной солидарности;
2. В направлении патриотического воспитания:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
понимания значения математики, как науки в жизни современного общества,
формирование способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях в области математики; заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. В направлении духовно-нравственного воспитания:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия;
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональны предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
4. В направлении эстетического воспитания:
5. В направлении физического воспитания:
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
6. В направлении трудового воспитания:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. В направлении экологического воспитания:
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов,
умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. В направлении ценности научного познания:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Метапредметные результаты.
У выпускников будут сформированы:
умение использовать различные источники информации для решения учебных проблем;
умение принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение видеть различные стратегии решения задач, планировать и осуществлять деятельность, направленную на их решение;
регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться, критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Выпускники получат возможность для формирования:
навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
умения видеть приложения полученных математических знаний в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о геометрии как части мировой культуры и о месте геометрии в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о геометрических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач;
- сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
- сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса геометрии; знания основных теорем, формул и умения их применять, умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
- сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат.
Содержание курса
Раздел 1. Введение.
Анализ итогов проектов (исследований) 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс.
Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов.
Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта (исследования). Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Подготовка авторского текста защиты проекта (исследования).
Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности
Публичная защита результатов проектной (исследовательской) деятельности. Экспертиза проектов. Оценка индивидуального прогресса проектантов.
Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности
Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.
Учебно-методическое обеспечение
Рекомендуемая литература
Вяземский Е. Е. Проектная деятельность как средство формирования исторического мышления школьников : метод. рекомендации / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М. : Просвещение, 2017.
Сергеев И. С. « Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений»-2е изд., испр. и доп.- М.: Аркти, 2005.
Под редакцией В.С. Рохлова « Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании»-М.: МИОО,2006
Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка
результатов // Директор школы, 1998, №4, с. 3 — 11.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении, Волгоград, Корифей, 95 с.
Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические
рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2005, с. 4 -29
Требования к содержанию
учебно-исследовательской работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: – наименование учебного заведения, где выполнена работа; – Ф. И. О. автора; – тему работы; – Ф. И. О. руководителя; – город и год |
Оглавление | Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал |
Введение | Содержит: – актуальность; – объект проекта; - цель работы; – задачи; – методы исследования; – практическая значимость; – апробация; – база исследования |
Основная часть (не более 10–15 с.) | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работе |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Дата проведения | Аргументация изменений | Реализация воспитательного потенциала урока |
план | факт | Основные направления воспитательной деятельности | Виды деятель-ности |
Раздел 1. Введение | | |
1 | Анализ итогов проектов (исследований) 10 класса. | | | | Эстетическое, трудовое, ценность научного познания | Проектная работа |
2 | Корректировка проекта (исследования) с учетом рекомендаций. | | | |
3 | Корректировка проекта (исследования) с учетом рекомендаций. | | | |
4 | Планирование деятельности по проекту (исследованию) в 11 классе. | | | |
Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов (исследований) |
5 | Применение информационных технологий, работа в сети Интернет. | | | | Эстетическое, трудовое, ценность научного познания | Познавательная деятельность. Проектная работа |
6 | Применение информационных технологий, работа в сети Интернет. | | | |
7 | Компьютерная обработка данных исследования. | | | |
8 | Компьютерная обработка данных исследования. | | | |
9 | Библиография, справочная литература, каталоги. | | | |
10 | Библиография, справочная литература, каталоги. | | | |
11 | Сбор и систематизация материалов по проектной работе. | | | |
12 | Сбор и систематизация материалов по проектной работе. | | | |
13 | Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. | | | |
14 | Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. | | | |
15 | Мониторинг выполняемых работ. | | | |
16 | Методы контроля исполнения. | | | |
17 | Методы контроля исполнения. | | | |
18 | Управление завершением проекта (исследования). | | | |
19 | Управление завершением проекта (исследования). | | | |
20 | Корректирование критериев оценки продуктов проекта (исследования) и защиты проекта (исследования). | | | |
21 | Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта (исследования). | | | |
22 | Архив проекта (исследования). Составление архива проекта (исследования). | | | |
23 | Составление архива проекта (исследования): электронный вариант. | | | |
24 | Главные предпосылки успеха публичного выступления. | | | |
25 | Навыки монологической речи. | | | |
26 | Аргументирующая речь. | | | |
27 | Публичное выступление и личность. | | | |
28 | Подготовка авторского текста защиты проекта (исследования). | | | | | |
Раздел 3. Защита результатов проектной (исследовательской) деятельности |
29 | Публичная защита результатов проектной (исследовательской) деятельности. Промежуточная аттестация. | | | | Эстетическое, трудовое, ценность научного познания | Познавательная деятельность. Проектная работа |
30 | Публичная защита результатов проектной (исследовательской) деятельности. Промежуточная аттестация. | | | |
31 | Публичная защита результатов проектной (исследовательской) деятельности. Конференция. Итоговая аттестация. | | | |
32 | Экспертиза проектов. | | | |
33 | Экспертиза проектов. | | | |
Раздел 4. Рефлексия проектной (исследовательской) деятельности | | |
34 | Анализ ошибок проектной (исследовательской) деятельности на основе рецензий и саморефлексия. | | | | Эстетическое, трудовое, ценность научного познания | Проблемно-ценностное общение. |