СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 2 - 4 классов, обучающихся по АООП В 1 для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета "Изобразительное искусство"  предназеачена для работы по учебникам предметной линии "Изобразительное искусство" авторов М.Ю.Рау,М.А.Зыкова для детей с интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 2 - 4 классов, обучающихся по АООП В 1 для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена Согласована: Утверждена

на заседании ШМО учителей приказом от « »2018г №

коррекционного обучения зам. директора по УВР директор МКОУ

протокол № от « » 2018г. « »2018г. Шелеховской СОШ

руководитель ШМО

/ / Грицкевич И.Д. / / /Туманова А.Г../ / / Валынкина О. Л /












Рабочая программа

учебного предмета « Изобразительное искусство»

для 2-4 классов

обучающихся по АООП В 1

для детей с лёгкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

на 2018 – 2021 учебный год















Составитель:

Васюкова Вера Владимировна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории




с. Шелехово

2018г.



Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 – 4 классов разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).




Планируемые результаты освоения учебного предмета

по итогам обучения во 2 –4 классах

Личностные результаты

  • положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и её результату;

  • приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражение настроения, переживаний, эмоций;

  • умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво – некрасиво);

  • представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

  • стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда;

  • умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности ( нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений;

  • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам / неудачам одноклассников;

  • стремление к использованию приобретённых знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

  • стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

  • стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.



Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойства, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;

  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • знание названий предметов. подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • владение некоторыми приёмами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации ( вырезание и наклеивание);

  • рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

  • применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

  • ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов в действии.

Достаточный уровень:

  • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др).;

  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке, аппликации;

  • знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет, объём4

  • знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизация формы предмета и т.д.;

  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

  • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников;

  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

  • применение разных способов лепки;

  • рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объёкта; рисование по воображению;

  • различение и передача эмоционального отношения и своего отношения к при роде, человеку, семье и обществу;

  • различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

  • различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетное изображение.

Содержание учебного предмета

«Изобразительное искусство» в 1 – 4 классах

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».


1.Подготовительный период обучения


Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материала и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения.

Обучение приёмам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приёмы лепки:

  • отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

  • размазывание по картону;

  • скатывание, раскатывание, сплющивание;

  • примазывание частей при составлении целого объёмного изображения.


Приёмы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

  • складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

  • совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

  • расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

  • составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.


Приёмы выполнения аппликации из бумаги:

  • приёмы работы ножницами;

  • раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от…, слева от…, посередине;

  • приёмы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;

  • приёмы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.


Приёмы рисования твёрдыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой);

  • рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).

  • рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линий; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);

  • рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

  • штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приёмы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

  • рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.


Приёмы работы красками:

  • приёмы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

  • приёмы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

  • приёмы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.;


Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

  • правила обведения шаблонов;

  • обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.


2.Обучение композиционной деятельности.


Понятие «композиция». Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).

Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания.

Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции.

Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), Светлотный контраст (тёмное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.

Применение приёмов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.


3. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию


Формирование понятий: форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объём, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п.

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и т.д.

Передача движения различных одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Приёмы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

Сходства и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полоске, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы построения орнамента в полоске, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приёмов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.


4.Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи.


Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д.

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначение, словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путём смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зелёный, тёмно-зелёный и т.д.)

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и чёрных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приёмы работы акварельными краскам: кистевое письмо –примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу ( алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.


5.Обучение восприятию произведений искусства.


Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.

«Как и о чём создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий. Предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И.Билибин, В.Васнецов, Ю.Васнецов, В. Конашевич, А.Куинджи, А.Саврасов, И.Остроухова, А.Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чём создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.) Объём – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д..


Программой предусматриваются следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную тему; декоративное рисование.

  • лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

  • выполнение плоскостной и полуобъёмной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

  • проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства.



Тематическое планирование 2 класс


Содержание

К- во часов


Я и мой рисунок


1.

«Вспоминаем лето красное. Здравствуй, осень золотая!»

9ч.


«Что нужно знать о цвете и изображении в картине?»


2.

«Человек, как ты его видишь? Фигура человека в движении».

7ч.


«Наступила красавица-зима. Зимние игры в праздники».


3.

«Любимые домашние животные. Какие они?»

10ч.


«Дымковская игрушка. Кто и как её делает?».



«Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации»



«Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай».


4.

«Красивые разные цветы»

8ч.


«Праздники 1 Мая и 9 Мая. Открытки к праздникам весны».



Итого:

34ч



Учитель оставляет за собой право вносить в рабочую программу коррективы.