Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
| СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ______________ Руководитель ПЦК ___________ Протокол ПЦК № __ от ___ | | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБОУ АО «СКОШ №5» _______________ (дата) |
Рабочая программа
по предмету «Музыка и движение»
наименование учебного предмета, коррекционного курса, курса внеурочной деятельности
для обучающихся 1 (доп) класса
в соответствии
с АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант II)
Составитель:
учитель Н.Ю. Родде,
высшая кв.категория
г. Новодвинск
2024 - 2025 учебный год
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» для учащихся 1 (доп) класса составлена на основе следующих нормативных документов:
* Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
• Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ№5», разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант).
• Учебный план ГБОУ АО «СКОШ №5»
Основная цель обучения предмету «Музыка и движение»
Развитие эмоциональной и личностной сферы учащихся посредством музыки для дальнейшей социализации и самореализации ребёнка с интеллектуальными нарушениями.
Задачи уроков по предмету «Музыка и движение»
Формирование навыка воспринимать окружающий мир средствами музыки.
Развитие представления о различных видах музыкальной деятельности и формирование посильных способов этой деятельности.
Формирование доступных знаний о музыке, о различных видах музыкальной деятельности.
Обучение детей умению различать музыкальные игрушки и их звучание.
Формирование умения учащихся сосредотачиваться на звуке, звучании голоса учителя.
Формирование умений и навыков движения под музыку.
Развитие умения различать различный ритм музыки.
Развитие и закрепление умения слышать и отмечать в движении смену характера музыки.
Воспитание мотивации подражательной деятельности.
Воспитание желания самостоятельно выбирать атрибуты для игры, для поддержки интереса детей к игре.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка и движение»:
Педагогическая работа с ребенком с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно. Будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами.
Учебный предмет «Музыка и движение» является основной частью предметной области «Искусство».
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание»; «Пение»; «Движение под музыку»; «Игра на музыкальных инструментах».
Описание места учебного предмета в учебном плане:
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса (I')-IV классов, учебный предмет «Музыка и движение» рассчитан на 0,5 ч. в неделю, 16,5 ч. в год (33 учебные недели).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего в год |
4 | 4 | 4,5 | 4 | 16.5 |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета на конец подготовительного класса:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты | Предметные результаты |
осознание своей принадлежности к определённому полу; осознание себя как «Я»; социально-эмоциональное участие в процессе общения и деятельности. | интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах); умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения; освоение приёмов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах; умение узнавать знакомые песни; проявление адекватных эмоциональных реакций от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; |
Содержание учебного предмета:
Слушание
- Слушанье (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушанье (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушанье (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни/ мелодии.
Пение
- Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов.
Движение под музыку
- Притопы под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами. Выполнение движений разными частями тела под музыку. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни.
Игры на музыкальных инструментах
- Слушанье (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть, 4 часа
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
| Слушанье | |
1 | «Здравствуй,..» | 5.09 | | 0,5 | Музыкальные упражнения с пропеванием педагогом имени ребёнка, приветствия | |
2 3 | Музыкальная шкатулка | 12.09 19.09 | | 1 | Слушание и различение звучания музыкальных игрушек (трещетка, погремушка), музыкальных инструментов (гармошка, бубен, барабан). | |
4 5 | В осеннем лесу | 26.09 3.10 | | 1 | Слушание аудиозаписи и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, шум ветра, голоса птиц и зверей). | |
| Движение под музыку | |
6 7 | «Листочки осенние в руки возьмем | 10.10 17.10 | | 1 | Движение по залу с удержанием листьев и выполнением простейших движений. | |
8 | Музыкальная игра «Погремушки» | 24.10 | | 0,5 | Игра погремушкой в соответствии с условиями педагога | |
II четверть, 4 часа
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
| Слушанье, игры на музыкальных инструментах | |
1 | Что звучит? Где звучит? | 7.11 14.11 | | 1 | Слушанье, соотнесение инструмента и звука, нахождение источника звука | |
2 | Оркестр | 21.11 28.11 | | 1 | Игра на музыкальных инструментах в соответствии с музыкой (погремушка, бубен). | |
| Движение под музыку | |
3 | «Снег, снег…» | 5.12 12.12 | | 1 | Выполнение простейших совместных движений под музыку. | |
4 | Новогодний хоровод | 19.12 26.12 | | 1 | Выполнение элементарных хороводных движений. | |
III четверть, 4,5 часа
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Хар-ка основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
| Слушанье, движение под музыку | |
1 2 | Музыкальная игра «Снежки» | 09.01 16.01 | | 1 | Игра в снежки (поднять, слепить, бросить) во время звучания музыки. | |
3 4 | Петушок заболел | 23.01 30.01 | | 1 | Прослушивание мелодий различного характера. Выполнение покачивающих движений с игрушкой | |
| Игры на музыкальных инструментах | |
5 6 | «Поиграй, поиграй,…дальше передай!» | 06.02 13.02 | | 1 | Музыкально – дидактические игры с музыкальными инструментами (колокольчик, деревянные ложки, бубен, барабан). | |
| Пение | |
7 8 9 | «А у нас во дворе» | 27.02 06.03 13.03 | | 1,5 | Знакомство с песней. Подпевание повторяющихся слов (звукоподражание). Соотнесение звуков с игрушкой (иллюстрацией) | |
IV четверть, 4 часа
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
| | |
1 2 | По тропинке в лес пойдем | 03.04 10.04 | | 1 | Движение под музыку : выполнение музыкально – ритмических движений. | |
3 4 | Весна в лесу | 17.04 24.04 | | 1 | Прослушивание мелодий различного характера, узнавание источника звука | |
5 6 | Веселый дождик | 08.05 15.05 | | 1 | Игры на музыкальных инструментах: (колокольчик, металофон) под соответствующую музыку с изменением ритма | |
7 8 | «Выглянуло солнышко» | 22.05 | | 1 | Движение под музыку : Совместное выполнение простейших движений под музыку. | |
Учебно-методический комплекс: