Пояснительная записка
Цели и задачи:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистское и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к асоциальному поведению.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;
Основная общеобразовательная программа МОУ Карачихская СШ ЯМР на 2020-2021 учебный год;
Комплексная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2011 г
Используемый УМК:
Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., издательство «Просвещение», 2014 г.
Дополнительные источники информации:
- Программа курса основы безопасности жизнедеятельности основного общего образования. 5-9 классы. Авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий.5-9 класс.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников, М.Б. Маслов; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь 7 класс.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников, М.Б. Масло
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2018 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение ОБЖ в 7 классе составит 34 часа.
1 четверть – 8 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Используемые технологии:
Технология критического мышления
Технология развивающего обучения
Проектная и исследовательская деятельность
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:
вводный,
текущий,
тематический,
итоговый,
Формы контроля:
проверочная работа;
тест;
фронтальный опрос;
зачет
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).
Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:
годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
четверть – оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации;
текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).
Формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.
При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.
Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита реферата, проектно-исследовательская работа, зачет, собеседование и другие.
Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования
Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итоговый контроль (год) |
Основы безопасности жизнедеятельности | Тестовая работа | Контрольная работа | Тестовая работа | Контрольная работа | Тестовая работа |
Тематический план 7-го класса:
№ модуля, темы | Наименование модуля, темы | Количество часов |
М 1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 24 |
Тема 1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 |
Тема 2 | ЧС геологического происхождения, их причины и последствия | 4 |
Тема 3 | ЧС метеорологического происхождения, их причины и последствия | 2 |
Тема 4 | ЧС гидрологического происхождения, их причины и последствия | 4 |
Тема 5 | ЧС биологического происхождения, их причины и последствия | 3 |
Р 2 | Защита населения РФ от ЧС | |
Тема 6 | ЧС геологического происхождения и защита населения | 3 |
Тема 7 | ЧС метеорологического происхождения и защита населения | 1 |
Тема 8 | ЧС гидрологического происхождения и защита населения | 3 |
Тема 9 | ЧС биологического происхождения и защита населения | 1 |
Итоговое задание |
М2 | Основы медицинских знаний и ЗОЖ | 11 |
Тема 10 | ЗОЖ и его значение для гармонического развития человека | 7 |
Тема 11 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 3 |
Итоговое задание Всего часов - 34 |
Календарно-тематическое планирование 7-го класса:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения |
| План | Фактически |
1 | Различные природные явления и причины их возникновения | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Что из себя представляет Земля, литосфера, атмосфера, биосфера | Знать причины возникновения природных явлений | | | Параграф 1.1 | | |
2 | Общая характеристика природных явлений | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Геологические, метеорологические, гидрологические, биологические природные явления | Знать основные группы природных явлений и причины их возникновения | | | Параграф 1.2 | | |
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опасные ситуации, стихийные бедствия, ЧС | Знать, какие стихийные бедствия к какому виду относятся | | | Параграф 1.3 | | |
4 | Землетрясения, причины возникновения и его возможные последствия | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Что такое землетрясения, причины возникновения | Деление землетрясений по баллам и их последствия | | | Параграф 2.1 | | |
5 | Правила безопасного поведения населения при землетрясениях | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Как подготовиться к землетрясению, как себя вести во время землетрясения, как действовать после землетрясения | Знать поведения при землетрясении | | | Параграф 2.2-2.3 | | |
6 | Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на земле | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Что такое вулкан, активные окраины, извержения вулкана, какие бывают вулканы | Знать , что из себя представляет извержение вулкана | | | Параграф 2.4 | | |
7 | Обвалы и снежные лавины | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Оползни и обвалы. Снежные лавины | Знать причины возникновения и поведения человека | | | Параграф 2.6 | | |
8 | Ураганы и бури. Причины их возникновения, возможные последствия | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ураган. Буря. Циклон. Антициклон. Шкала Бофорта. | Знать ураганы и бури и действия по ним | | | Параграф 3.1 | | |
9 | Смерчи | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Смерч. Шкала разрушений. | Знать, что представляет из себя смерч и какие разрушения он может принести | | | Параграф 3.3 | | |
10 | Наводнения. Виды наводнений, их причины | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Наводнения. Виды наводнений. Причины наводнений | Знать, что такое половодье, паводок, затор, зажор | | | Параграф 3.1 | | |
11 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Как подготовиться к наводнению, как действовать во время наводнения, как действовать после наводнения | Знать правила поведения при различных видах наводнений | | | Параграф 4.2-4.3 | | |
12 | Сели и их характеристика | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Сели и их характеристика | Знать причины возникновения селей | | | Параграф 4.4 | | |
13 | Цунами и их характеристика | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Причина возникновения цунами, параметры и характеристика, интенсивность цунами | Знать причины возникновения цунами и способы спасения | | | Параграф 4.6-4.7 | | |
14 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Лесной, торфяной, низовой, верховой пожары. Последствия пожаров | Знать порядок действия при возникновении различных пожаров и правила поведения | | | Параграф 5.1-5.2 | | |
15 | Эпидемии | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Инфекционные заболевания людей и защита от них | Знать основные инфекционные заболевания и правила соблюдения личной гигиены | | | Параграф 5.3 | | |
16 | Эпизоотии и эпифитотии | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Инфекционные болезни животных и растений | Знать профилактику и меры безопасности при их возникновении | | | Параграф 5.4 | | |
17 | Защита населения от последствий землетрясений | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Прогноз землетрясений, оповещение населения, организация аварийно-спасательных работ | Знать как реагируют домашние животные на приближение землетрясения | | | Параграф 2.2 | | |
18 | Последствия извержения вулканов. Защита населения. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Лавовые потоки, вулканические грязевые потоки, твёрдые вулканические продукты. Вулканические газы и бомбы | Знать порядок действия при извержении вулкана | | | Параграф 2.5 | | |
19 | Оползни. Их последствия. Защита населения | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Что такое оползень, естественные и искусственные причины его возникновения | Знать порядок действия в случае возникновения оползня | | | Параграф 2.6 | | |
20 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ураганные и штормовые ветры, снежные бури, правила поведения во время ураганов и бурь | Знать порядок действий при ураганах и бурях | | | Параграф 3.2 | | |
21 | Защита населения от последствий наводнений | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Защитные сооружения, дамбы, плотины | Знать, какие сооружения предохраняют человека от наводнений | | | Параграф 4.2 | | |
22 | Защита населения от последствий селевых потоков | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Возникновение селевых потоков, пути их следования. Меры по уменьшению нанесения ущерба | Знать пути прохождения селевых потоков | | | Параграф 4.5 | | |
23 | Защита населения от цунами | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Прогноз цунами, непрерывное наблюдение, строительство волноломов | Знать, что делать во время цунами и после цунами | | | Параграф 4.7 | | |
24 | Профилактика лесных и торфяных пожаров. Защита населения | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Что запрещается делать в лесу, правила разведения костров, правила поведения при пожаре в лесу | Знать в какую сторону бежать во время пожара в лесу, как затушить пожар в лесу | | | Параграф 5.2 | | |
25 | Психологическая уравновешенность | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Что такое эмоции. Эмоциональность. Психологическая уравновешенность и её воспитание. Уверенность. Умение приобретать себе друзей и строительство взаимоотношений | Знать основные параметры управления своими эмоциями | | | Параграф 7.1 | | |
26 | Стресс и его влияние на человека | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Стрессовый фактор, общие принципы борьбы со стрессом | Знать, как побороть стресс | | | Параграф 7.2 | | |
27 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Подростковый возраст, половое созревание человека, физическое развитие человека, умственное развитие человека | Знать в чём заключаются особенности развития человека в подростковом возрасте | | | Параграф 7.3 | | |
28 | Формирование личности подростка при взаимоотношении со взрослыми | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Правила поведения со взрослыми, познание окружающего мира, отношение к какому-то конкретному человеку | Уметь правильно вести себя со взрослым человеком | | | Параграф 7.1 | | |
29 | Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Самосовершенствование, терпимость по отношению к своим друзьям, правдивость отношений | Постоянное самосовершенствование | | | Параграф 7.1 | | |
30 | Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Личное самоуважение в отношениях, дружественность, совпадение взглядов и интересов | Уметь достойно вести себя друг с другом | | | Параграф 7.2 | | |
31 | Взаимоотношения подростка и общества, ответственность несовершеннолетних | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Статьи Уголовного Кодекса за административное и уголовное нарушения | Знание статей УК РФ | | | УК РФ | | |
32 | Общие правила оказания первой медицинской помощи | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Случаи вызова Скорой помощи | Знать случаи немедленного вызова Скорой помощи | | | Параграф 8.1 | | |
33 | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении | 1 | Практическое занятие | Первая помощь при незначительных ранах, при сильном кровотечении, наложении жгута | Практические занятия | | | Параграф 8.2 | | |
34 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах Общие правила транспортировки пострадавшего | 1 | Практическое занятие | Оказание первой помощи при ушибах, переломах конечности, плечевого сустава, голеностопного сустава Практическая транспортировка раненого на носилках, на руках, при помощи лямок | Практические занятия | | | Параграф 8.3 8.4 | | |