Рабочая программа
по предмету
родная (русская) литература
Класс — 7
Всего часов на учебный год - 17
Количество часов в неделю – 0,5
Составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ, 5-е издание - М.: «Просвещение», 2015 г. и авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной, 2011 г.
Учебник «Литература. 7 класс» под ред. В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение ,2017
Рабочая программа по родной (русской) литературе в 7 классе (ФГОС)
Структура
Программа состоит из разделов: планируемые результаты изучения предмета, содержание предмета, календарно-тематическое планирование.
Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Родная литература»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение находить ответы на вопросы, используя знания и информацию, полученную на уроках
Смысловое чтение:
исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
сопоставление / нахождение сходств и различий
перечисление объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).
множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
конспектирование/составление кратких записей ,развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)
деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.
составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.
предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.
заполнение таблицы- внесение в таблицу необходимой информации.
содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
использовать полученные на уроке знания в жизни
Учебно-проектная деятельность:
анализ актуальности проводимого исследования;
проведение проектных работ или исследования;
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
представление результатов;
ИКТ компетентность:
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;
определять тему и основную мысль произведения;
различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;
создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;
рассказывать о событии с использованием диалога;
создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;
употреблять стилистически окрашенные слова в речи;
создавать стилизацию и пародии;
различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;
видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;
понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;
писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;
писать сочинение-эссе по лирическому произведению;
создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;
писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;
использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;
выразительно читать эпические и лирические произведения;
выполнять различные задания исследовательского характера;
работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;- изложение своих мыслей ясно, точно и грамотно в устной и письменной речи;
поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Учащиеся получат возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родная литература»
Устное народное творчество Новосибирской области.
Роды, виды и жанры словесности Эпические виды и жанры народной словесности.
Край ты мой родной, родимый край «Обычайная Русь» Ю.Бернадский. «Обычайная Русь» в определённом смысле является поэтической энциклопедией по традиционной культуре
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. Своеобразие художественного образа в лирике
Тихая моя Родина в стихотворениях. Композиция и герой лирического произведения Мелодия души (поэтическое вдохновение ,я сибирячка) (Собственное творчество и поэзия , рождённая на Тогучинской земле)
Мастерская. О творчестве сибирской писательницы Т.Е.Пьянковой «Путешествие в край, где рождаются сказы»
Ю.Я. Яковлев «Багульник». Поступки как отражение души человека. Бескорыстная Природа как живое существо. Единство человека с природой.
В.Г. Распутин «Век живи – век люби». помощь братьям меньшим. Ветки багульника как отражение образа души главного героя.
Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды
Лирическая поэзия. Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картина детства» . Взгляд на вопросы нравственности. «Ошеломив меня, мальчишку…» А.С.Кушнер. «Контрольная. Мрак за окном фиолетов…»
Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения«Контрольная. Мрак за окном фиолетов…»
.
Ребёнок и окружающий мир в русской литературе.
Общечеловеческое и исторически-конкретное в характерах. Новый тип литературного процесса. А.Якубовский «Чучело», В.Астафьев «Мальчик в белой рубашке», М.Халфина «Безотцовщина
В.Шукшин «Алёша Бесконвойный», «Змеиный яд», Г.Марков «Земля Ивана Егорыча», В.Астафьев «Затеси»
А.Астраханцев «Раскаяние», В.Распутин «Пожар» А.Астраханцев «Раскаяние», В.Распутин «Пожар»
История страны- история людей .В.Зверев, доктор исторических наук, профессор Новосибирского педагогического университета «История моей Родины». «Волшебные сказки сибирской земли»
И снова кораблик бумажный несётся на всех парусах( «Красота рядом со мной», «Мой милый сердцу уголок», «Мой дед», «Родные просторы»
Война в истории моей семьи.(Повествование о конкретных человеческих судьбах, которые и сегодня вызывают искренние переживания и чувство гордости за подвиги воинов-сибиряков и тружеников села.
«Не стареют душой ветераны», «Письмо на войну», «Бабушкина морковка», «Мои деды», «Детдомовцы».
Виды и жанры эпических произведений Герой эпического произведения- В.О. Богомолов «Иван» (в сокращении) . Мужество ребёнка в годы войны. Недетский жизненный путь героя, совершившего подвиги, непосильные взрослым людям
Композиция эпического произведения. Художественная деталь. - В.О. Богомолов «Иван» (в сокращении) . Мужество ребёнка в годы войны. Недетский жизненный путь героя, совершившего подвиги, непосильные взрослым людям.
Взаимовлияние произведений словесностей Эпиграф. Цитаты. Реминисценции Проектная работа.
Ребёнок и окружающий мир в русской литературе (1 час). Обобщение.
Календарно - тематическое планирование уроков родной русской литературы 7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план/ | Дата факт |
1-2 | Устное народное творчество Новосибирской области. Роды, виды и жанры словесности Эпические виды и жанры народной словесности | 2 | | |
3-4 | Край ты мой родной, родимый край «Обычайная Русь» Ю.Бернадский. «Обычайная Русь» в определённом смысле является поэтической энциклопедией по традиционной культуре | 2 | | |
5-6 | Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. Своеобразие художественного образа в лирике | 2 | сссс | |
7-8 | Тихая моя Родина в стихотворениях. Композиция и герой лирического произведения | 2 | | |
9-10 | Мелодия души (поэтическое вдохновение ,я сибирячка) (Собственное творчество и поэзия , рождённая на Тогучинской земле) | 2 | | |
11 | Мастерская. О творчестве сибирской писательницы Т.Е.Пьянковой «Путешествие в край, где рождаются сказы» | 1 | | |
12 | Ю.Я. Яковлев «Багульник». Поступки как отражение души человека. Бескорыстная помощь братьям меньшим. Ветки багульника как отражение образа души главного героя. | 1 | | |
13-14 | Природа как живое существо. Единство человека с природой. В.Г. Распутин «Век живи – век люби». | 2 | | |
15-17 | Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды Лирическая поэзия. Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картина детства» . Взгляд на вопросы нравственности. «Ошеломив меня, мальчишку…» А.С.Кушнер. «Контрольная. Мрак за окном фиолетов…» Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения. | 3 | | |
18 | Ребёнок и окружающий мир в русской литературе. Общечеловеческое и исторически-конкретное в характерах. Новый тип литературного процесса. А.Якубовский «Чучело», В.Астафьев «Мальчик в белой рубашке», М.Халфина «Безотцовщина» | 1 | | |
19-20 | В.Шукшин «Алёша Бесконвойный», «Змеиный яд», Г.Марков «Земля Ивана Егорыча», В.Астафьев «Затеси» | 2 | | |
21-22 | А.Астраханцев «Раскаяние», В.Распутин «Пожар» | 2 | | |
23-24 | История страны- история людей .В.Зверев, доктор исторических наук, профессор Новосибирского педагогического университета «История моей Родины». «Волшебные сказки сибирской земли» | 2 | | |
25-26 | И снова кораблик бумажный несётся на всех парусах ( «Красота рядом со мной», «Мой милый сердцу уголок», «Мой дед», «Родные просторы» | 2 | | |
27-28 | Война в истории моей семьи.(Повествование о конкретных человеческих судьбах, которые и сегодня вызывают искренние переживания и чувство гордости за подвиги воинов-сибиряков и тружеников села. «Не стареют душой ветераны», «Письмо на войну», «Бабушкина морковка», «Мои деды», «Детдомовцы». | 2 | | |
29-30 | Виды и жанры эпических произведений Герой эпического произведения- В.О. Богомолов «Иван» (в сокращении) . Мужество ребёнка в годы войны. Недетский жизненный путь героя, совершившего подвиги, непосильные взрослым людям | 2 | | |
31 | Композиция эпического произведения. Художественная деталь. - В.О. Богомолов «Иван» (в сокращении) . Мужество ребёнка в годы войны. Недетский жизненный путь героя, совершившего подвиги, непосильные взрослым людям. | 1 | | |
| Взаимовлияние произведений словесностей | | | |
32 | Эпиграф. Цитаты. Реминисценции | 1 | | |
33-34 | Проектная работа. | 2 | | |
35 | Ребёнок и окружающий мир в русской литературе. Обобщение. | 1 | 01.-6. | |
итого | | 35 | | |