Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании педагогического совета приказом ОКОУ «Курская школа»
протокол от _______________ от ________________
Директор школы ______ П.В. Сеин
Рабочие программы
учебных предметов:
Русский язык
Чтение
для обучающихся 8 А класса
на 2023-2024 уч. год
Ответственный за реализацию программы
Карачевцева Е.Ф.
Курск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебных предметов «Русский язык» и «Чтение» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)");
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОКОУ «Курская школа»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.36-48-20, "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Учебные предметы «Русский язык» и «Чтение» включены в предметную область «Язык и речевая практика». Недельный учебный план обучающихся 8 класса ОКОУ «Курская школа» предусматривает на освоение программы по русскому языку и чтению по 4 академических часа в неделю, 136 часов в год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Общие цели изучения предмета «Русский язык»
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьника, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»;
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;
формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний;
использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
обучение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков письма предполагается использование следующих методов:
- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- методов исследования (наблюдение, анкетирование);
- метода изучения продуктов творчества (сочинений, результатов эстетического творчества).
2.Общая характеристика учебного предмета
В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку в 8 классе имеет коммуникативную направленность. Основным направлением работы является развитие речи учащихся как средства общения и коррекции их мыслительной деятельности.
Данный вектор работы влияет на структуру и содержательную часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не только запоминание грамматической теории и орфографических правил («как называется», «как изменяется»), но и умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме в речевой практике.
Содержание курса
Программа по предмету в 8 классе включает следующие разделы:
1. Состав слова. Текст.
3. Части речи. Текст.
4. Предложение. Текст.
5. Связная речь
5. Деловое письмо
1.Предложение. Текст.
Повторение. Простое и сложное предложения. Их сравнение. Союзы и, а, но в простом предложении. Составление предложений с опорой на данные однородные члены предложения.
Сложное предложение. Знаки препинания. Составление сложных предложений с опорой на рисунки, схему предложения, предложенную ситуацию. Обращение. Знаки препинания.
2. Слово. Текст.
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, их дифференциация. Разбор слов по составу.
Правописание корней и приставок. Их систематизация.
Сложные слова с соединительной гласной и без соединительных гласных. Образование разных слов с помощью одних и тех же приставок и суффиксов.
Текст. Анализ текста: тема, основная мысль, части текста, средства связи предложений в тексте. Составление плана к тексту.
3. Части речи.
Существительное. Значение существительного в речи. Существительные, близкие по значению, использование их в словосочетаниях, предложениях.
Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу.
Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе.
Составление словосочетаний с существительными во множественном числе. Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными во множественном числе.
Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Прилагательные, близкие по значению.
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.
Склонение прилагательных во множественном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.
Текст. Анализ текста. Коллективный подбор примеров для подкрепления основной мысли текста.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Замена местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях.
Лицо и число местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Употребление местоимений в тексте.
Глагол. Значение глаголов в речи. Глаголы, близкие по значению, их использование в предложениях.
Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам и числам.
Лицо глаголов в настоящем и будущем времени. 1, 2, и 3-е лицо глаголов единственного и множественного числа. Списывание текста с изменением лица местоимения и глагола в предложениях.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы глагола (ться, тся).
Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам.
Наречие. Значение наречий в речи. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?
Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных (веселый - весело).
Подбор наречий к глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию). Распространение предложений наречиями.
Употребление наречий для связи предложений в тексте и частей текста между собой.
4. Предложение. Текст.
Простое предложение с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Составление сложных предложений с опорой на фрагменты предложений, включающих союзы и, а, но.
Сравнение простых и сложных предложений.
Нахождение простых и сложных предложений в тексте.
Нераспространенные простые и сложные предложения. Распространение их в тексте.
5. Деловое письмо.
Повторение. Поздравление, записка, письмо, объявление, объяснительная записка.
Заявление. Текст заявления, его структурные части. Тематический словарь.
Членение текста заявления на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.
Составление заявления из отдельных структурных частей.
Дополнение текста заявления пропущенными структурными частями.
Тематика заявлений. Составление заявлений на заданные темы.
Заполнение бланков заявлений.
Расписка. Текст расписки, ее структурные части. Тематический словарь.
Членение текста расписки на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.
Составление расписки из отдельных структурных частей.
Дополнение расписки пропущенными структурными частями.
Тематика расписок. Составление расписок на заданные темы.
Связная речь с элементами творчества.
Свободный диктант по тексту повествовательного характера с элементами рассуждения с использованием опорных слов.
Сочинение с опорой на картинку (описание места) и план-схему: вступление, главная часть, заключение.
Изложение текста с элементами рассуждения.
Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала.
Изложение на материале уроков с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.
Составление текста на основе заглавия-темы и плана или заголовка-идеи и плана.
Сочинения с элементами рассуждения.
Составление писем друзьям и родным с элементами рассуждения.
Составления текста заявления.
3.Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане ОКОУ «Курская школа» в образовательных компонентах 8 класса на изучение данного предмета в учебном плане в 8 классе отводится 4 часа в неделю.
В учебном году на курс русского языка отводится 134 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Русский язык»
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 8 классе является формирование следующих умений:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка являются:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
учиться планировать учебную деятельность на уроке.
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
• определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (чтения и развития речи).
Коммуникативные УУД:
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
умение вступать в диалог на уроке и в жизни.
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения.
анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень – достаточный уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80 слов);
писать изложения или сочинения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала:
находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя;
использовать в устной речи сложноподчинённые предложения при ответе на вопрос;
определять части речи, использую сложные предложения для доказательства;
подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
находить орфограммы и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень – минимальный уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором;
принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
исправлять текст;
составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
решать орфографические задачи с помощью учителя.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Письмо и развитие речи» в 8 классе А
(4 ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока | Словарь | Задание на дом | Дата |
1 четверть (33 урока) |
1 | Простые и сложные предложения. | | стр. 5, упр. 3 | 01.09 |
2 | Составление сложных предложений | | стр. 8, упр. 6 | 04.09 |
3 | Однородные члены предложения. Выделение однородных членов | | стр. 10, упр. 9, правило | 05.09 |
4 | Использование однородных членов в предложении | | стр. 12, упр. 12 | 07.09 |
5 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | отечество | стр. 15, упр. 15 | 08.09 |
6 | Использование обращений в предложениях | | стр. 16, упр. 18, правило | 11.09 |
7 | Деловое письмо. Адрес | | задание на карточке | 12.09 |
8 | Предложение. Закрепление знаний | | стр. 18, упр. 21 | 14.09 |
9 | Состав слова. Корень. Однокоренные слова. | | стр. 22, упр. 24 | 15.09 |
10 | Приставка. Суффикс. Окончание. | | стр. 24, упр. 27 | 18.09 |
11 | Разбор слов по составу | секретарь | стр. 27, упр. 30 | 19.09 |
12 | Проверка орфограмм в корне. | | стр. 29, упр. 33 | 21.09 |
13 | Нахождение орфограмм в корне и их проверка | | стр. 31, упр. 36 | 22.09 |
14 | Правописание приставок. | | стр. 34, упр. 39 | 25.09 |
15 | Орфограммы в корне и приставке | | стр. 36, упр. 42 | 26.09 |
16 | Текст. Составление плана текста | | стр. 38, упр. 45 | 28.09 |
17 | Сложные слова. Сложные слова с соединительными гласными О, Е. | | стр. 41, упр.48, правило | 29.09 |
18 | Сложные слова без соединительной гласной | | стр. 43, упр. 51 | 02.10 |
19 | Сложные слова с соединительной гласной и без нее. | | стр. 44, упр. 54 | 03.10 |
20 | Состав слова. Закрепление знаний | паспорт | стр. 46, упр. 57 | 05.10 |
21 | Состав слова. Закрепление знаний | | стр. 48, упр. 60 | 06.10 |
22 | Деловое письмо. Поздравление | | подписать открытку | 09.10 |
23 | Контрольная работа «Состав слова. Правописание слов» | | без задания | 10.10 |
24 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | | стр. 49, упр. 1 | 12.10 |
25 | Части речи. Различение частей речи. | документ | стр. 51, упр. 63 | 13.10 |
26 | Существительное. Значение существительных в речи. | чувство | стр. 54, упр. 66 | 16.10 |
27 | Существительные, близкие по значению | | стр. 56, упр. 69 | 17.10 |
28 | Род, число и падеж существительных. | | стр. 58, упр. 72 | 19.10 |
29 | Определение склонения существительных | планета | стр. 60, упр. 75 | 20.10 |
30 | Ударные и безударные окончания существительных. | | стр. 62, упр. 78 | 23.10 |
31 | Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения | | стр. 64, упр. 81 | 24.10 |
32 | Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения | государство | стр. 67, упр. 84 | 26.10 |
33 | Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения | медаль | стр. 70, упр. 87 | 27.10 |
2 четверть (31 урок) |
34 | Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе | | стр. 71, упр. 90 | 07.11 |
35 | Изменение по падежам существительных во множественном числе. | | стр. 73, упр. 93 | 09.11 |
36 | Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе | | стр. 75, упр. 96 | 10.11 |
37 | Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе | | стр. 78, упр. 102 | 13.11 |
38 | Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе | пациент | стр. 80, упр. 105, правило | 14.11 |
39 | Окончания родительного падежа существительных во множественном числе | | стр. 82, упр. 108 | 16.11 |
40 | Склонение существительных. Закрепление знаний | депутат | стр. 85, упр. 111 | 17.11 |
41 | Существительное. Закрепление знаний | | стр. 86, упр. 114 | 20.11 |
42 | Самостоятельная работа по теме «Имя существительное» | | без задания | 21.11 |
43 | Прилагательные. Значение прилагательных в речи. | | стр. 91, упр. 117 | 23.11 |
44 | Прилагательные, близкие по значению | | стр. 92, упр. 120 | 24.11 |
45 | Словосочетания с прилагательными | | стр. 94, упр. 123 | 27.11 |
46 | Род и число прилагательных | электричество | стр. 97, упр. 126 | 28.11 |
47 | Изменение окончаний прилагательных по вопросам. | | стр. 100, упр. 129 | 30.11 |
48 | Постановка вопросов к прилагательным | | стр. 102, упр. 132 | 01.12 |
49 | Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе | территория | стр. 104, упр. 135 | 04.12 |
50 | Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста | | стр. 106, упр. 138 | 05.12 |
51 | Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе | | стр. 108, упр. 141 | 07.12 |
52 | Изменения прилагательных во множественном числе по падежам | | стр. 110, упр. 144, правило | 08.12 |
53 | Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе | полиция, милиция | стр. 112, упр. 147 | 11.12 |
54 | Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе | | стр. 114, упр. 150 | 12.12 |
55 | Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе | | стр. 115, упр. 152 | 14.12 |
56 | Контрольный диктант «Склонение имен прилагательных» | | без задания | 15.12 |
57 | Анализ диктанта и работа над ошибками | | задание на карточке | 21.12 |
58 | Прилагательное. Закрепление знаний | характер | стр. 120, упр. 159 | 19.12 |
59 | Склонение прилагательных. Закрепление знаний | | стр. 118, упр. 156 | |
60 | Деловое письмо. Записка | | написать записку другу | 22.12 |
61 | Местоимение. Значение в речи. | | стр. 125, упр. 162, правило | 25.12 |
62 | Различение местоимений по лицам и числам | | стр. 128, упр. 165 | 26.12 |
63 | Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица единственного числа | профессия | стр. 129, упр. 167, правило | 28.12 |
64 | Склонение местоимений 1-го лица единственного числа | | стр. 133, упр. 171 | 29.12 |
3 четверть (41 урок) |
65 | Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного числа | | стр. 134 упр. 174 | 09.01 |
66 | Склонение местоимений 1-го лица множественного числа | | стр. 136, упр. 177 | 11.01 |
67 | Склонение местоимений 1-го лица единственного и множественного числа | | стр. 138, упр. 180, правило | 12.01 |
68 | Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа | совесть | стр. 140, упр. 183 | 15.01 |
69 | Склонение местоимений 2-го лица единственного числа | | стр. 142, упр. 186 | 16.01 |
70 | Сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | | без задания | 18.01 |
71 | Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа | | стр. 143, упр. 189 | 19.01 |
72 | Склонение местоимений 2-го лица множественного числа | | стр. 146, упр. 192 | 22.01 |
73 | Склонение местоимений 2-го лица единственного и множественного числа | | стр. 147, упр. 195 | 23.01 |
74 | Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица единственного числа | | стр. 149, упр. 198 | 25.01 |
75 | Склонение местоимений 3-го лица единственного числа | | стр. 151, упр. 201 | 26.01 |
76 | Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица множественного числа | | стр. 152, упр. 204 | 29.01 |
77 | Склонение местоимений 3-го лица множественного числа | | стр. 154, упр. 207 | 30.01 |
78 | Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа | | стр. 155, упр. 210 | 01.02 |
79 | Местоимение закрепление знаний | юмор | стр. 158, упр. 216 | 02.02 |
80 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | | без задания | 05.02 |
81 | Работа над ошибками | | стр. 159, упр. 2-4 | 06.02 |
82 | Глагол. Значение глаголов в речи. | | стр. 163, упр. 219 | 08.02 |
83 | Глаголы, близкие по значению | | стр. 164, упр. 222 | 09.02 |
84 | Частица НЕ с глаголами. | | стр. 165, упр. 224 | 12.02 |
85 | Неопределенная форма глаголов | | стр. 168, упр. 228 | 13.02 |
86 | Изменение глаголов по временам и числам | квитанция | стр. 170, упр. 231 | 15.02 |
87 | 1-е лицо глагола. Постановка вопросов к глаголам 1-го лица | | стр. 174, упр. 236, правило | 16.02 |
88 | Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа | | стр. 176, упр. 240 | 19.02 |
89 | Знакомство с глаголами 2-го лица. Постановка вопросов к глаголам 2-го лица | | стр. 180, упр. 246 | 20.02 |
90 | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа | дисциплина | стр. 182, упр. 249, правило | 22.02 |
91 | Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного числа | | стр. 183, упр. 252 | 26.02 |
92 | Знакомство с глаголами 3-го лица. Постановка вопросов | клиент | стр. 187, упр. 258, правило | 27.02 |
93 | Употребление глаголов в 3-ем лице единственного и множественного числа. | | стр. 189, упр. 261, правило | 29.02 |
94 | Правописание глаголов, которые заканчиваются на ТСЯ и -ТЬСЯ | | стр. 190, упр. 264, правило | 01.03 |
95 | Различение глаголов по лицам и числам | патриот | стр. 192, упр. 267 | 04.03 |
96 | Глагол. Закрепление знаний | | стр. 194, упр. 270 | 05.03 |
97 | Глагол. Закрепление знаний | | задание на карточке | 07.03 |
98 | Деловое письмо. Объявление | | написать объявление о находке чего-либо | 11.03 |
99 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | | без задания | 12.03 |
100 | Анализ диктанта и работа над ошибками | | деформированный текст | 14.03 |
101 | Наречие как часть речи. | | стр. 198, упр. 273, правило | 15.03 |
102 | Наречие – неизменяемая часть речи | неожиданно | стр. 200, упр. 276, правило | 18.03 |
103 | Значение наречий в речи | | стр. 202, упр. 279 | 19.03 |
104 | Образование наречий от прилагательных. | | стр. 203, упр. 282 | 21.03 |
105 | Наречия противоположные и близкие по значению | | стр. 205, упр. 285 | 22.03 |
4 четверть (29 уроков) |
106 | Наречия, отвечающие на вопрос как? | память | стр. 206, упр. 288 | 01.04 |
107 | Наречия, отвечающие на вопрос где? | | стр. 208, упр. 291 | 02.04 |
108 | Наречия, отвечающие на вопрос когда? | | стр. 210, упр. 294 | 04.04 |
109 | Наречия, отвечающие на вопросы куда? откуда? | | стр. 211, упр. 297 | 05.04 |
110 | Постановка вопросов к наречиям. | | стр. 213, упр. 300 | 08.04 |
111 | Подбор наречий с опорой на вопросы. | | стр. 215, упр. 303 | 09.04 |
112 | Наречие. Закрепление знаний | | стр. 217, упр. 306 | 11.04 |
113 | Предложение. Текст. Простое предложение с однородными членами. | | стр. 222, упр. 309 | 12.04 |
114 | Распространение предложений однородными членами | | стр. 223, упр. 312 | 15.04 |
115 | Сложное предложение. Сложное предложение без союзов | станция | стр. 226, упр. 315 | 16.04 |
116 | Сложные предложения с союзами И, А, НО | | стр. 227, упр. 318, правило | 18.04 |
117 | Составление сложных предложений с союзами И, А, НО | | стр. 230, упр. 321 | 19.04 |
118 | Сравнение и распространение простых и сложных предложений | | стр. 233, упр. 327 | 22.04 |
119 | Предложение. Закрепление знаний | информация | стр. 235, упр. 330 | 23.04 |
120 | Повторение. Состав слова. | | стр. 239, упр. 332 | 25.04 |
121 | Существительное. | | стр. 243, упр. 336 | 26.04 |
122 | Прилагательное | | стр. 244, упр. 338 | 27.04 |
123 | Местоимение. | | стр. 245, упр. 339 | 02.05 |
124 | Глагол. | | стр. 249, упр. 344 | 03.05 |
125 | Наречие. | | составить 6 предложений с наречиями | 06.05 |
126 | Повторение. Предложение | | стр. 252, упр. 347 | 07.05 |
127 | Деловое письмо. Расписка | | без задания | 13.05 |
128 | Итоговый контрольный диктант | | без задания | 14.05 |
129 | Анализ диктанта и работа над ошибками | | карточка | 16.05 |
130 | Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | | без задания | 17.05 |
131 | Простое предложение с однородными членами | | составить рассказ из 7 предложений | 20.05 |
132 | Синтаксический разбор простого предложения | | задания на карточке | 21.05 |
133 | Сложное предложение без союзов | | составить 4 предложения | 23.05 |
134 | Сложное предложение с союзами. | | без задания | 24.05 |
Итого 134 часа |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект
Основная учебная литература для учащихся:
Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2019.
Дополнительная учебная литература для учащихся:
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Русский язык 8 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2019.
Шехирева А.М. «Деловое письмо». Тетрадь по письму и развитию речи для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
Литература для учителя:
Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания». – М., «Просвещение», 2002
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе». - М.: ВЛАДОС, 2002
Барская Н.М., Нислевич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992
Вакуленко Ю.А.. Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011
Волина В.В. Весёлая грамматика: Орфография: Шипящие согласные и безударные гласные. – М.: Дрофа, 2002
Гнездилов М.В., Бабешина Н.Н, Свириденков В.П.. «Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы». – М., Просвещение, 1978
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва. Владос, 2001г
Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка»: Учеб.- метод. Пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. С(К)О учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 Ч.1: Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное
Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка»: Учеб.- метод. Пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. С(К)О учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 Ч.2: Глагол. Местоимение. Причастие
Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка»: Учеб.- метод. Пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. С(К)О учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 Ч.3: Деепричастие. Имя числительное. Наречие
Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка»: Учеб.- метод. Пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. С(К)О учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 Ч. 4: Служебные части речи: предлог, союз, частица. Междометие
Ишимова О.А., Худенко Е,Д., Шаховская С.Н. «Развитие речемыслительных способностей детей»: практикум: М.: Просвещение, 2009
Книгина М.П. «Тесты по русскому языку» 5-й класс. – Саратов, 2003
Коррекционно-развивающий урок: Методические рекомендации /авт.-сост. С.И. Невмержицкая; Под ред. Т.А. Пироговой. – Калининград: КОИПКиПРО, 2007
Прокопенко М.Е. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009
Современный урок в коррекционном классе / авт.-сост. Т.И. Нелипенко. – Волгоград: Учитель, 2013.
Тарасова Л.Е. Русский язык: Все правила в таблицах и схемах: -М.: АСТ: Астрель, 2010.
Чендулаева Е.Г. «Грамматика русского языка в таблицах». Москва. Материк-Альфа, 2005г.
Шабалкова Т.П. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.
Юрова Е.В. Коррекция письменной речи. (Пособие по логопедии) Нач. школа. – М.: «Аквариум», 1998.
Э.В.Якубовская, М .И. Шишкова, И. М. Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1. 5-9 классы Москва «Просвещение» 2018г.
Образовательные электронные ресурсы:
http://pedsovet.org.ru - Всероссийским интернет-педсовет
http://slovari.gramota/ru/portalsl.html– Словари русского языка
http://www.gramota.ru/-Справочно - информационный интернет-портал «Русский язык»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://rusgram.narod.ru- Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ »
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разно-жанровые, и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьники с интеллектуальными нарушениями трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях обучающиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся с умственной отсталостью обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития.
Для уроков чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах школьников.
В процессе обучения у школьников постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается связная устная речь. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания школьников, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Срок реализации рабочей программы по чтению – 1 год.
В 8 классе продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта.
В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.
Дети с интеллектуальными нарушениями по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения.
Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного. Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, план.
В процессе внеклассного чтения формируется читательская самостоятельность обучающихся. У детей идет развитие интереса к чтению, они знакомятся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, что способствует формированию умения выбирать книгу по интересу, читательской культуры, развитию желания посещать библиотеку.
Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения в 8 классе
Личностные результаты
развивать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова;
развивать способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
совершенствовать духовно-нравственные качества личности (чувство ответственности, сострадание, взаимовыручка, чувство долга и т. п.);
развивать умение грамотно, точно, ясно излагать свои мысли в устной форме;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
адекватно самостоятельно оценивать свои суждения, в случае необходимости вносить в них коррективы;
слушать одноклассников, понимать позицию другого человека;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Предметные результаты
совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении сюжет, композицию, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
формулировать собственное отношение к произведениям и их героям;
понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка, цитат из текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать собственные вопросы;
создавать устные монологические высказывания разного типа;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
совершенствовать умение пользоваться библиотекой, самостоятельно выбирать книги для досугового чтения.
Содержание учебного предмета «Чтение» в 8 классе
Примерная тематика чтения Устное народное творчество
Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти.
Былины, исторические песни, предания, сказки.
Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья — учись уму-разуму; не нарушай данного слова и т. д.
Народная точка зрения на добро и зло.
Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.
Русская литература XIX века
Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. С. Никитина, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.
Русская литература XX века
Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, И. А. Бунина, А. Н. Толстого, А. А. Платонова, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, К. Г. Паустовского, Н. М. Рубцова, Ф. А. Абрамова, В. М. Шукшина, Р. П. Погодина, Ю. М. Нагибина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, К. Булычёва, Ф. А. Искандера.
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа над текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нём нравственных истин.
Составление характеристики героев путём отбора соответствующих мест текста для подтверждения определённых черт характера.
Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).
Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.
Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.
Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя, составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употреблённых в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.
Определение жанровых особенностей произведения.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).
Литература для внеклассного чтения
Произведения устного народного творчества разных жанров (былины, сказки);
Произведения А. С. Пушкина;
Стихи русских поэтов;
А. П. Чехов. Рассказы;
Произведения зарубежных писателей.
Тексты для заучивания обучающимися наизусть
А. С. Пушкин «Памятник»;
А. С. Пушкин «Няне»;
А. С. Пушкин «Сожженное письмо»;
М. Ю. Лермонтов «Родина»;
М. Ю. Лермонтов «Парус»;
И. А. Крылов «Муха и пчела»;
И. С. Никитин «Русь»;
С. А. Есенин «Спит ковыль…»;
С. А. Есенин «Пороша»;
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок).
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень (минимальный)
читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);
участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
2-й уровень (достаточный)
читать вслух правильно, бегло, выразительно;
читать про себя доступные по содержанию тексты;
выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя);
определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним (с помощью учителя);
самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
заучить наизусть 10 стихотворений;
читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Чтение» в 8 А классе
(4 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Задание на дом | Дата |
1 четверть (33 урока) |
1. | Устное народное творчество. Статья «Сказки». | стр. 4, пересказ | 01.09 |
2. | Сказка «Волшебное кольцо». Работа над выразительным чтением. | стр. 4-11, выразит. чтение | 05.09 |
3. | Сказка «Волшебное кольцо». Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. | стр. 11-15, вопросы | 06.09 |
4. | Сказка «Волшебное кольцо». Деление текста на части, озаглавливание частей | стр. 5-15, пересказ по плану | 07.09 |
5. | Пословицы и поговорки. Работа над особенностями народных произведений малых форм. | стр. 17, вопросы | 08.09 |
6. | Баллады. Статья «Баллады». Знакомство с новым жанром литературы. | стр. 17-18, вопросы | 12.09 |
7. | Баллада В. А. Жуковского «Перчатка» | стр. 19-21, выразит. чтение | 13.09 |
8. | И. З. Суриков «Нашла коса на камень». Работа над выразительными средствами языка. | стр. 19-23, выразит. чтение | 14.09 |
9. | Проверка техники чтения. | без задания | 15.09 |
10. | Былины. Чтение статьи «Былины». | стр. 24-26, вопросы | 19.09 |
11. | Былина «Садко». Выяснение идеи и главной мысли произведения | стр. 26-30, 2 вопрос письменно | 20.09 |
12. | Былина «Садко». Составление характеристики главного героя. | стр. 26-30, составить рассказ о герое | 21.09 |
13. | Внеклассное чтение. Чтение произведений устного народного творчества разных жанров | выразительное чтение по выбору | 22.09 |
14. | А. С. Пушкин. Биография | стр. 32-34, пересказ по плану | 26.09 |
15. | М. Я. Басина «Публичное испытание». Совершенствование техники чтения. | стр. 35-38, выразит. чтение | 27.09 |
16. | И. И. Пущин «Записки о Пушкине». Соотнесение текста с историческими событиями. | стр. 39-42, вопросы | 28.09 |
17. | А. С. Пушкин «Памятник» (отрывок). Обучение выразительному чтению. | стр. 42, наизусть | 29.09 |
18 | А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…». Обучение выразительному чтению. | стр. 43, вопр. №7 | 03.10 |
19. | А. С. Пушкин «Зимнее утро». Выразительное чтение стихотворения. | стр. 43-45, выразит. чтение | 04.10 |
20 | А. С. Пушкин «И. И. Пущину». | стр. 45, выразит. чтение | 05.10 |
21. | А. С. Пушкин «Няне». Определение роли няни в жизни поэта. | стр. 46, наизусть | 06.10 |
22. | А. С. Пушкин «Сожжённое письмо». Работа над средствами художественной выразительности. | стр. 46, выразит. чтение | 10.10 |
23 | А. С. Пушкин «Я вас любил…». Обучение чтению наизусть. | стр. 47, наизусть | 11.10 |
24. | Внеклассное чтение. Лирика Пушкина. | выразит. чтение по выбору | 12.10 |
25. | А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Просмотр сказки | рисунок | 13.10 |
26. | А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Первичное знакомство | стр. 47-53, чтение | 17.10 |
27. | А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Работа над характеристиками персонажей, внешним видом, поступками | стр. 47-53, характеристика героев | 18.10 |
28. | М. Ю. Лермонтов. Биография | стр. 54-56, вопросы | 19.10 |
29. | М. Ю. Лермонтов «Смерть пота» (отрывок). Анализ текста по вопросам учителя. | стр. 56-57, 1-2 вопросы | 20.10 |
30. | М.Ю. Лермонтов «Родина». Выразительное чтение стихотворения. | стр. 58, наизусть | 24.10 |
31. | М. Ю. Лермонтов «Парус», «Сосна». Раскрытие темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. | стр. 58, наизусть | 25.10 |
32. | М. Ю. Лермонтов «Сосна». Раскрытие темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. | стр. 59, вопр. №3 | 26.10 |
33. | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» (отрывки). Работа над выразительным чтением текста | стр. 59-62, вопросы | 27.10 |
2 четверть (32 урока) |
34. | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» (отрывки). Работа над описанием красоты русской женщины. | стр. 62-65, выразит. чтение | 07.11 |
35. | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» (отрывки). Составление плана рассказа о герое. | стр. 65-71, характеристика героев | 08.11 |
36. | И. А. Крылов. Биография. Понятие о басне | стр. 73-75, пересказ | 09.11 |
37. | И. А. Крылов «Волк на псарне». Работа над выразительным чтением. | стр. 76-77, выразит. чтение | 10.11 |
38. | И. А. Крылов. «Осёл и соловей». Чтение по ролям. | стр. 78-79, выразит. чтение | 14.11 |
39. | И. А. Крылов. «Муха и пчела». Характеристика персонажей. | стр. 79-80, наизусть отрывок | 15.11 |
40. | Н. А. Некрасов. Биография | стр. 81-83, пересказ | 16.11 |
41. | Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок). Ответы на вопросы по содержанию. | стр. 84, вопрос №4 | 17.11 |
42. | Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Раскрытие темы тяжёлой жизни крестьянства и женской доли в поэзии Н. А. Некрасова. | стр. 85-86, выразит. чтение | 21.11 |
43. | Н. А. Некрасов «Мороз, красный нос» (отрывок). Выборочное чтение. | стр. 86-87, вопрос №1 | 22.11 |
44. | Н. А. Некрасов «Русские женщины» (отрывок). Раскрытие темы тяжёлой женской доли в поэзии Н. А. Некрасова. | стр. 88-90, выразит. чтение | 23.11 |
45. | И. С. Никитин. Биография. | стр. 91-92, пересказ | 24.11 |
46 | И.С. Никитин. «Русь» Самостоятельное составление вопросов к тексту. | | 28.11 |
47. | И. С. Никитин «Утро на берегу озера». Деление стихотворения на смысловые части и озаглавливание | стр. 93-94, выразит. чтение | 29.11 |
48. | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов | наизусть по выбору | 30.11 |
49. | И. С. Тургенев. Биография | стр. 95-97, пересказ по плану | 01.12 |
50. | И. С. Тургенев «Муму». 1 часть. Первичное знакомство | стр. 98-100, вопросы | 05.12 |
51. | И. С. Тургенев «Муму». 2 часть. Словесное рисование | стр. 101-102, пересказ | 06.12 |
52. | И. С. Тургенев «Муму». 3 часть. Совершенствование техники чтения. | стр. 103-107, пересказ по плану | 07.12 |
53. | И. С. Тургенев «Муму». 4 часть. Образ барыни | стр. 107-109, выразит. чтение | 08.12 |
54. | И. С. Тургенев «Муму». 5 часть. Социальные проблемы в тематике произведения | стр. 109-110, вопр. №1 | 12.12 |
55. | И. С. Тургенев «Муму». 6 часть. Работа над сложными для понимания словами и выражениями | стр. 110-112, вопросы | 13.12 |
56. | И. С. Тургенев «Муму». 7 часть. Выражение своего отношения к барыне и её поступкам. | стр. 112-115, пересказ | 14.12 |
57. | И. С. Тургенев «Муму».8 часть. Социальная проблематика произведения | стр. 115-118, вопросы | 15.12 |
58. | Развитие речи. Изложение по одной из частей рассказа И.С. Тургенева «Муму» | записать план изложения | 19.12 |
59. | Развитие речи. Изложение по одной из частей рассказа И.С. Тургенева «Муму» | без задания | 20.12 |
60. | Л.Н. Толстой. Биография писателя | стр. 119-122, пересказ по плану | 21.12 |
61. | Л.Н.Толстой Рассказ «После бала» (в сокращении). Знакомство с героями | стр. 122-126, пересказ от 1-го лица | 22.12 |
62. | Л.Н.Толстой Рассказ «После бала». Формирование навыка построения целостного образа героя | стр. 126-129, характеристика полковника | 26.12 |
63. | А.П. Чехов. Жизнь и творчество | стр. 131-133, пересказ по плану | 27.12 |
64. | А.П.Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия». Сатира в рассказе | стр. 133-137, вопр. №6 | 28.12 |
65. | Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Толстый и тонкий» | без задания | 29.12 |
3 четверть (42 часа) |
66. | В.Г.Короленко. Биография писателя | стр. 138-139, пересказ | 09.01 |
67. | В.Г.Короленко. «Слепой музыкант» (отрывки). Чтение 1-ой части. Работа с иллюстрациями | стр. 139-140, пересказ | 10.01 |
68. | В. Г. Короленко. 2 часть. Выборочное чтение | стр. 142-145, вопр. №6 | 11.01 |
69. | В. Г. Короленко. 3 часть. Чтение по ролям | стр. 145-147, чтение по ролям | 12.01 |
70. | В. Г. Короленко. 4 часть. Составление плана | стр. 147-148, пересказ | 16.01 |
71. | В. Г. Короленко. 5 часть. Проблематика эпизода | стр. 148-150, выразит. чтение | 17.01 |
72. | В. Г. Короленко. 6 часть. Формирование навыка выявления социальной проблемы в тематике художественного произведения | стр. 150-151, вопросы | 18.01 |
73. | В. Г. Короленко. 7 часть. Изменение внутреннего мира героев | стр. 151-152, пересказ | 19.01 |
74. | В. Г. Короленко. 8 часть. Работа над выразительностью чтения | стр. 152-154, выразит. чтение | 23.01 |
75. | В. Г. Короленко. 9 часть. Закрепление навыка подробного пересказа сюжетной канвы повествования | стр. 154-155, пересказ | 24.01 |
76. | В. Г. Короленко. 10 часть. Обучение чтению по ролям. | стр. 155-157, чтение по ролям | 25.01 |
77. | В. Г. Короленко. 10 часть, эпилог. Формирование навыка выявления социальной проблемы в тематике художественного произведения | стр. 158-161,вопросы | 26.01 |
78. | Итоговый урок по отрывкам из повести В.Г. Короленко. «Слепой музыкант» | озаглавить части | 30.01 |
79. | М. Горький. Биография | стр.162- 163, пересказ | 31.01 |
80. | М.Горький. Чтение и работа по содержанию рассказа «Макар Чудра» (отрывок) | стр. 163-170, чтение | 01.02 |
81. | М. Горький «Макар Чудра». Составление словесных портретов героев | стр. 163-170, пересказ по плану | 02.02 |
82. | С.А.Есенин. Страницы жизни поэта | стр. 171-172, пересказ | 06.02 |
83. | С.А.Есенин. Стихотворение «Спит ковыль…» Обучение выразительному чтению | стр. 173, выразит. чтение | 07.02 |
84. | С.А.Есенин. Стихотворение «Пороша». Работа над художественными средствами | стр. 173-174, наизусть | 08.02 |
85. | С.А.Есенин. Стихотворение «Отговорила роща золотая…». Тема природы в творчестве поэта | стр. 175, вопр. №5 | 09.02 |
86. | А.П.Платонов. Страницы жизни писателя | стр. 176, пересказ | 13.02 |
87. | А.П.Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка». Первичное знакомство с текстом | стр. 176-180, чтение | 14.02 |
88. | А.П.Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка». Работа над содержанием сказки | стр. 176-180, сжатый пересказ | 15.02 |
89. | А. Н. Толстой. Биография писателя | стр. 181-182, пересказ | 16.02 |
90. | А.Н.Толстой. Рассказ «Русский характер». 1 часть. Знакомство с героем. | стр. 182-183, вопр. №1-2 | 20.02 |
91. | А.Н.Толстой. Рассказ «Русский характер». 2 часть. Формирование навыка выявления основного мотива произведения | стр. 183-186, пересказ | 21.02 |
92. | А.Н.Толстой. Рассказ «Русский характер». Раскрытие основной мысли | стр. 187-188, вопр. №7 | 22.02 |
93. | Н. А. Заболоцкий «Некрасивая девочка». Тема красоты внутреннего мира человека в контексте произведения поэта | стр. 190-191, выразит. чтение | 27.02 |
94. | К.Г. Паустовский. Биография писателя | стр. 193-194, пересказ | 28.02 |
95. | К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Первичное знакомство с текстом | стр. 194-196, вопр. №3 | 29.02 |
96. | К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Тема материнской любви в контексте повествования рассказа | стр. 196-199, пересказ | 01.03 |
97. | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». 1часть. Первичное знакомство с персонажами. | стр. 201-205, вопрос №3 | 05.03 |
98. | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». 2 часть. Работа с иллюстративным материалом. | стр. 205-208, вопр. №4 | 06.03 |
99. | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». 3 часть. Работа над основной мыслью произведения. | стр. 209-213, пересказ | 07.03 |
100. | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». 4 часть. Работа над основной мыслью произведения. | стр. 213-219, составить план | 12.03 |
101. | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». 4 часть. Раскрытие темы дружбы, взаимовыручки, первой любви в произведении. | стр. 219-223, характеристика Тани | 13.03 |
102. | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». 5 часть. Коллективное обсуждение произведения | стр. 224-226, вопросы | 14.03 |
103. | Р. И. Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Озаглавливание частей | стр. 201-226, сжатый пересказ | 15.03 |
104. | Развитие речи. Сочинение «Какие чувства вызывает у меня произведение Р. И. Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»? | без задания | 19.03 |
105. | Л. А. Кассиль. Биография. | стр. 227, пересказ | 20.03 |
106. | Л. А. Кассиль. «Пекины бутсы». 1 часть. Совершенствование техники чтения. | стр. 228-229, вопросы | 21.03 |
107. | Л. А. Кассиль. «Пекины бутсы». 2 часть. Составление словесного портрета. | стр. 230-231, пересказ | 22.03 |
4 четверть (28 уроков) |
108. | Л. А. Кассиль. «Пекины бутсы». 3 часть | стр. 232-234, вопрос №7 | 02.04 |
109. | А. Т. Твардовский. Биография. | стр. 235, пересказ | 03.04 |
110. | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (отрывки из поэмы). Глава «Гармонь» Знакомство с героем. | стр. 236-243, выразит. чтение | 04.04 |
111. | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (отрывки из поэмы). Глава «Кто стрелял?». Обучение выразительному чтению | стр. 243-246, вопрос №1 | 05.04 |
112. | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (отрывки из поэмы). Глава «В наступлении». Составление характеристики главного героя | стр. 246-248, наизусть отрывок | 09.04 |
113. | В.М. Шукшин. Биография. «Гринька Малюгин» (в сокращении). Знакомство с героем | стр. 249, пересказ | 10.04 |
114. | В.М. Шукшин. Биография. «Гринька Малюгин». 1 часть. (в сокращении). Знакомство с героем | стр. 249-253, пересказ | 11.04 |
115. | В. М. Шукшин. «Гринька Малюгин» (в сокращении). 2 часть. Работа над основной мыслью произведения. | стр. 253-256, пересказ | 12.04 |
116. | В. М. Шукшин. «Гринька Малюгин» (в сокращении). 3 часть. Характеристика героя. | стр. 256-259, вопр. №2 | 16.04 |
117 | Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. Рассказы | пересказ по выбору | 17.04 |
118. | В. П. Астафьев. Биография. «Далёкая и близкая сказка». Первичное знакомство. | стр. 260, пересказ | 18.04 |
119 | В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка». Первичное знакомство. | стр. 261-266, вопрос №6 | 19.04 |
120. | В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка». Обучение подробному пересказу | стр. 261-265, пересказ по плану | 23.04 |
121. | Р. П. Погодин. Биография. | стр. 267, пересказ | 24.04 |
122. | Р. П. Погодин. «Алфред». 1 глава. Первичное знакомство с текстом | стр. 268-270, вопросы | 25.04 |
123. | Р. П. Погодин. «Алфред». 2 глава. Работа над основной мыслью произведения. | стр. 270-272, пересказ | 26.04 |
124. | Р. П. Погодин. «Алфред». 3 глава. Деление текста на части | стр. 272-277, вопрос №6 | 02.05 |
125. | Р. П. Погодин. «Алфред». 4 глава. Обучение краткому пересказу. | стр. 277-279, пересказ | 03.05 |
126. | Р. П. Погодин. «Алфред». 5 глава. Основная идея произведения | стр. 279-282,вопр. №6 | 07.05 |
127 | Внеклассное чтение. Стихи К. М. Симонова | выразительное чтение по выбору | 08.05 |
128. | А. А. Сурков. Биография. «Родина». Работа над описанием природы | стр. 283-285, выразит. чтение | 14.05 |
129. | Проверка техники чтения | без задания | 15.05 |
130. | Внеклассное чтение. Чтение произведений зарубежных писателей | чтение по выбору | 16.05 |
131. | Внеклассное чтение. Чтение произведений зарубежных писателей | чтение по выбору | 17.05 |
132 | Сочинение «Моя любимая книга» | составить план | 21.05 |
133 | Сочинение «Моя любимая книга» | без задания | 22.05 |
134. | Что почитать летом? | без задания | 23.05 |
135 | Просмотр мультфильма | без задания | 24.05 |
Итого 135 уроков |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Баширова, Т. Б. Пути становления читательской самостоятельности учащихся корр. школы. «Дефектология», 1991г.
Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: изд. Эксмо, изд-во ННН, 2005.-616с., ил.
Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Лалаева И. Н. Устранение нарушения чтения у учащихся коррекционной школы. М., 1978.
Малышева, З.Ф. Чтение 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – Москва: «Просвещение», 2018. -288с.
Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения. М. 1991г.
Шишкова, М. И. Чтение. Методические рекомендации 5-9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - Москва. «Просвещение». 2020 г.
Э.В. Якубовская, М .И. Шишкова, И. М. Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1. 5-9 классы Москва «Просвещение» 2018г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)
http://www.proshkolu.ru (Про школу – бесплатный школьный портал)
http://pedsovet.su (Сообщество взаимопомощи учителей)
www.gramota.ru (Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех)
http://www.k-yroky.ru/load/86 (К уроку. Ру Русский язык, литература. Учителям, школьникам, студентам и родителям!)