«Рассмотрено» Руководитель НМО ________Абдуллина Р.Р. Протокол № 1 от «14» августа 2022г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Олуязский лицей» ___________Ганеева Э.М. “01” сентября 2022г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Олуязский лицей» _____________Хасанов А.Г. Приказ № 69 от 01.09.2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Основы выбора профессии»
для учащихся 5 класса
МБОУ «Олуязский лицей» Мамадышского
муниципального района Республики Татарстан
Составитель: Хасанова Асия Альфатовна,
учитель русского языка и литературы
2022-2023 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Формирование ведущих интегративных качеств личности
Самопознание, самовыражение, самореализация, инициативность
Формирование коллективизма
Педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами такими как, родители и школа.
Творческий подход.
Устойчивый интерес к истории своей семьи.
Уважительное и доброжелательное уважение к людям.
Образовательные линии - содержат идеи, характеризующие культурные и исторические особенности семьи
Ценностные линии – предполагают формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на семейные ценности
Деятельностные линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.
Творческие линии - предусматривают развитие творческих способностей учащихся исследовательских умений и навыков.
Информационно-коммуникативные технологии
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний
Требования к уровню подготовки
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• умения (на пропедевтическом уровне) при помощи полученных знаний самостоятельно решать задания на развитие абстрактного и логического мышления, продумывать решение, прогнозировать результат своей работы, анализировать свою работу;
• умения (элементарные) принимать участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах;
• способности задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам.
Коммуникативные:
• умение работать в паре и в группе, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
• знать элементарные термины предмета, осознанно оперировать ими;
• уметь обмениваться собственным наблюдением, умозаключением.
Учебно-познавательные:
• умения и навыки планирования учебной деятельности (на первоначальном уровне): самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность – ставить цель, выбирать оптимальные пути решения этих задач;
• умения и навыки организации деятельности: организация рабочего места;
• умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, сравнение, обобщение, предвидение результатов своей деятельности, формулирование выводов;
• умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само – и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Личностные результаты
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности
№ п/п | Содержание | Форма организации | Виды деятельности |
1 | Что такое профориентация | Урок - беседа | Наблюдение |
2 | В огромном мире профессий. | Урок - выставка | Эксперимент |
3 | Выбираем правильно. | Урок - огонёк | Работа с книгой |
4 | Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии. | Урок - конкурс | Систематизация знаний |
5 | Самые востребованные профессии на рынке труда | Урок - инсценировка | Решение познавательных задач (проблем) |
6 | Карта интересов. | Урок - фотовыставка | Построение графиков |
7 | Профигра "Самая-самая" | Практическая работа | Слушание объяснений учителя |
8 | Спектр профессий | Урок - вечер | Вывод и доказательство формул |
9 | Эмоциональная сфера. Укрощение эмоций. | Урок - проект | Систематизация учебного материала |
10 | Эмоциональная сфера. Укрощение эмоций. | Урок - мастерская | Выполнение заданий по разграничению понятий |
11 | Мыслительные способности. Тип мышления. | Урок - презентация | Редактирование программ |
12 | Мыслительные способности. Тип мышления. | Урок - дебаты | Программирование |
13 | Творческие способности. Мыслитель или художник? | Проблемный урок. | Написание рефератов и докладов |
14 | Коммуникативные способности. Профессии социальной сферы. | Мультимедиа- урок | Анализ формул |
15 | Темперамент и профессия | Урок-конференция | Слушание и анализ выступлений своих товарищей |
16 | Направленность личности. Мои достоинства и недостатки. | Урок-смотр знаний | Работа с научно-популярной литературой |
17 | Правила конструктивного общения. Ролевая игра «Контакты и конфликты» | Урок-подарок | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам |
18 | Творческая работа «Моя идеальная профессия» | Урок-праздник | Самостоятельная работа с учебником |
19 | Игра «Рождение команды» | Урок-диспут | Наблюдение |
20 | Что я знаю о профессиях. Игра «Аукцион» | Урок-репортаж | Эксперимент |
21 | Творческая работа «Сверхъестественные способности» | Урок-пресс-конференции | Работа с книгой |
22 | Творческая работа «Мечтать не вредно» | Урок-конкурс | Систематизация знаний |
23 | Творческая работа «Моя будущая профессия» | Урок-выставка | Решение познавательных задач (проблем) |
24 | Быть или казаться? Навыки самопрезентации. Ролевая игра «Пресс-конференция» | Урок-соревнование | Построение графиков |
25 | Быть или казаться? Навыки самопрезентации. Ролевая игра «Пресс-конференция» | Урок-викторина | Редактирование программ |
26 | Творческая работа «Машина времени» | Урок-экскурсия | Программирование |
27 | Что такое труд? Зачем человек должен трудиться? | Учебная конференция | Написание рефератов и докладов |
28 | Требования профессии к человеку. Универсальные качества | Урок-инсценировка | Анализ формул |
29 | Профессионально важные качества. | Урок-исследование | Слушание и анализ выступлений своих товарищей |
30 | Классификация профессий. Формула профессии. | Урок-экспедиция | Наблюдение |
31 | Требования, предъявляемые профессией к человеку. | Урок-путешествие | Эксперимент |
32 | Здоровье и профессия. | Урок-«живая газета» | Работа с книгой |
33 | Современный рынок труда. Мифы и реальность | Урок-лекция | Систематизация знаний |
34 | КВН «Знаю все профессии» | Повторительно-обобщающий урок; | Решение познавательных задач (проблем) |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во занятий |
1 | Что такое профориентация? | 1 |
2 | В огромном мире профессий. | 1 |
3 | Выбираем правильно. | 1 |
4 | Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии. | 1 |
5 | Самые востребованные профессии на рынке труда. | 1 |
6 | Карта интересов. | 1 |
7 | Профигра "Самая-самая". | 1 |
8 | Спектр профессий. | 1 |
9 | Эмоциональная сфера. Укрощение эмоций. | 1 |
10 | Эмоциональная сфера. Укрощение эмоций. | 1 |
11 | Мыслительные способности. Тип мышления. | 1 |
12 | Мыслительные способности. Тип мышления. | 1 |
13 | Творческие способности. Мыслитель или художник? | 1 |
14 | Коммуникативные способности. Профессии социальной сферы. | 1 |
15 | Темперамент и профессия | 1 |
16 | Направленность личности. Мои достоинства и недостатки. | 1 |
17 | Правила конструктивного общения. Ролевая игра «Контакты и конфликты» | 1 |
18 | Творческая работа «Моя идеальная профессия» | 1 |
19 | Игра «Рождение команды». | 1 |
20 | Что я знаю о профессиях. Игра «Аукцион» | 1 |
21 | Творческая работа «Сверхъестественные способности». | 1 |
22 | Творческая работа «Мечтать не вредно». | 1 |
23 | Творческая работа «Моя будущая профессия». | 1 |
24 | Быть или казаться? Навыки самопрезентации. Ролевая игра «Пресс-конференция». | 1 |
25 | Быть или казаться? Навыки самопрезентации. Ролевая игра «Пресс-конференция». | 1 |
26 | Творческая работа «Машина времени» | 1 |
27 | Что такое труд? Зачем человек должен трудиться? | 1 |
28 | Требования профессии к человеку. Универсальные качества. | 1 |
29 | Профессионально важные качества. | 1 |
30 | Классификация профессий. Формула профессии. | 1 |
31 | Требования, предъявляемые профессией к человеку. | 1 |
32 | Здоровье и профессия. | 1 |
33 | Современный рынок труда. Мифы и реальность | 1 |
34 | КВН «Знаю все профессии» | 1 |