ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:
•расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;
•совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;
•включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;
•первое знакомство с фактами истории родного языка.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с образовательной программой начального общего образования школы №150 от 27.08.2015 года, учебного плана, годового календарного графика от 26.08.2019 года, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В.,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н., 2018 год.
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Кузнецова М.И, Петленко Л.В.,Романова В.Ю., Рябинина Л.А. Родной русский язык. Учебник. 2 класс. 2018 год. М.: Просвещение.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть ( в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
типы текстов: повествование, описание
уметь:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
определять прямое и переносное значение слова;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
восстанавливать деформированный текст;
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
составлять планы различных видов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу изучения предмета «Родной язык (русский)» во 2 классе обучающиеся научатся:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного)
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
определять функцию мягкого знака (ь);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника);
осознавать слово как единство звучания и значения;
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации с опорой на содержание , интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по предложенному началу, по рисунку и опорным словам, по серии картинок;
К концу изучения предмета «Родной язык (русский)» во 2 классе обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь);
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях ;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении;
первоначальным представлениям о некоторых орфоэпических нормах русского языка.
Критерии и нормы оценок знаний учащихся
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Диктанты
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
дважды записанное одно и то же слово в предложении;3
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких
слов) на одно и то же правило;
перенос слова.
.Грамматические задания.
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и исправления. Высокий уровень: 90% -100%.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий. Уровень выше среднего: 65%- 89%.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Средний уровень: 51% - 64%.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий. Низкий уровень: менее 50%
Словарный диктант.
Оценка «5» – работа без ошибок.
Оценка «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
Оценка «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
Оценка «2» – 3–5 ошибок.
Ошибкой считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену букв.
Изложения и сочинения
К работам творческого характера относятся свободный диктант, изложение, сочинение, рассказ по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательные оценки за них не выставляются.
Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка с учётом содержания, речевого оформления и грамотности написания слов.
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря,
правильность речевого оформления (допускается 1 речевая неточность);
б) грамотность:
нет грубых орфографических и пунктуационных ошибок;
допускается 1 -2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
допускается 1-2 речевых или фактических недочета, или недочёт в содержании и построении текста.
б) грамотность:
1-2 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
имеются отступления от авторского текста;
отклонение от темы;
допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 1-2 предложений;
беден словарь;
имеются речевые неточности;
3-5 речевых недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
3-5 орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок, 1-2 исправления.
Оценка «2» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
работа не соответствует теме;
имеются значительные отступления от авторского текста;
много фактических неточностей;
нарушена последовательность изложения мыслей;
отсутствует связь между частями работы, отдельными предложениями;
словарь однообразен;
более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;
б) грамотность:
более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.
Контрольное списывание
Оценка " 5 " ставится:
нет ошибок и исправлений;
работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» –1 ошибка или 1-2 исправления (2 - 4 кл.);
Оценка «3» –2-3 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.);
Оценка «2» – 4 и более ошибок (2 - 4 кл.);
За ошибку в списывании считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера.
За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.
5. Критерии отслеживания результативности деятельности по математике во 2-4
классах (предметный уровень).
Комбинированная работа, диагностическая работа
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и
исправления. Уровень высокий: 90% -100%.
Оценка "4" ставится, если ученик безошибочно выполнил не менее 3/4 заданий. Уровень
выше среднего: 65%- 89%.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Уровень средний: 51% - 64%.
Оценка "2" ставится: если ученик не справился с большинством заданий.
Низкий уровень: менее 50
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Русский родной язык» во 2 классе
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2)слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлебка, бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших дней; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но разную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (русск.), ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Работа со словарем ударений.
Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются фразеологизмы; пословицы. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения.
Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений. Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Типы текстов: описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Умение делить текст на части. План текста.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога (например, как выразить несогласие; как убедить товарища).
Создание текстов – повествований. Создание текста: развернутое толкование значения слова.
Разделы программы:
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 30 |
2 | Язык в действии | 18 |
3 | Секреты речи и текста | 14 |
4 | Резерв | 6 |
| Итого | 68 часов |
Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку
(в неделю 2 часа – 68 часов)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
| По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. (с.4-14) | 2 | | 2.09 5.09 |
| По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. (с.4-14) | 2 | | 9.09 12.09 |
| Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. (с. 14-21) | 2 | | 16.09 19.09 |
| Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. (с. 14-21) | 2 | | 24.09 25.09 |
| Если обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова,. (с. 21-26) | 2 | | 01.10 02.10 |
| Каша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. (с. 26-33) | 2 | | 08.10 09.10 |
| Каша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. (с. 26-33) | 2 | | |
| Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы. (с. 34-41) | 2 | | |
| Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. (с. 41-53) | 2 | | |
| Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. (с. 41-53) | 2 | | |
| В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. (с. 53-63) | 2 | | |
| В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. (с. 53-63) | 2 | | |
| Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. (с. 61-74) | 2 | | |
| Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. (с. 61-74) | 2 | | |
| Проектное задание: Словарь «Почему это так называется». | 2 | | |
| Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». | 2 | | |
| Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения. (с. 74-79) | 2 | | |
| Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста (с. 80-83) | 2 | | |
| Для чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов. (с. 83-86) | 2 | | |
| Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (с. 87-98) | 2 | | |
| Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (с. 87-98) | 2 | | |
| Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (с. 87-98) | 2 | | |
| Как можно объяснить значение слова? Разные способы толкования значения слов. (с. 98-103) | 2 | | |
| Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. (с. 103-107) | 2 | | |
| Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» | 2 | | |
| Участвуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета. | 2 | | |
| Составляем развёрнутое толкование значения слова. | 2 | | |
| Учимся связывать предложения в тексте Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | 2 | | |
| Учимся связывать предложения в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | 2 | | |
| Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. | 2 | | |
| Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. | 2 | | |
| Представление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Проверочная работа. | 2 | | |
| Резерв. | 2 | | |
| Резерв. | 2 | | |
Учебно-методический комплекс
Печатные пособия
таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
- таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса;
наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой;
- словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь;
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
Экранно-звуковые пособия
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку;
- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку;
Учебно-практическое оборудование
простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, -ласстик;
материалы: бумага (писчая).
Модели
Оборудование класса
ученические столы двухместные с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;
настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с диском). В 2-х частях. / Канакина В.П., Горецкий В.Г. - М.: Просвещение, 2012.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. / Канакина В.П. - М.: Просвещение, 2012.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:
Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы / Канакина В.П., Горецкий В.Г., кина М.В. - М.: Просвещение, 2011.
Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс. / Канакина В.П. - М.: Просвещение, 2012.
Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. / Ка на В.П. - М.: Просвещение, 2012.
Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. / Канакина В.П. - М.: Просвещение 2008.
Повторение и контроль знаний. Русский язык. 3-4 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методические пособие с электронным интерактивным приложен! Авт.-сост.: С.А. Маркова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-
Русский язык. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умно М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
Русский язык. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы, тетрадь с электронным тренажером. / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 3-4 кп; Методическое пособие с электронным приложением / Е.В. Астафьева, М.В. Буряк [и сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2013. - (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и вне ной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения)
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособия с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа)
Приложения к программе