СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»


Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Александровский сельскохозяйственный колледж»


РАССМОТРЕНА

на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин
протокол от 30.08.2024 № _1__

председатель ц/к

_______________/____Ю.С.Алексеева__/



УТВЕРЖДАЮ


Заместитель директора по УР

______________ О.Г.Долбня

«30»_августа 2024г.

РАССМОТРЕНА

на заседании цикловой комиссии

технических дисциплин

протокол от 30.08.2024 № _1__

председатель ц/к

_______________/___Р.В. Даниленко__/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.01 Русский язык



Специальность


35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования











Александровское, 2024

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями 12.08.2022 г.) и примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» протокол №14 от 30 ноября 2022г., федерального государственного образовательного стандарта , утвержденного Министерством образования и науки РФ для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования приказ № 235 от 14.04.2022, входящей в укрепленную группу 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство




РЕКОМЕНДОВАНА

методическим советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Александровский сельскохозяйственный колледж»


Протокол № 1 от 30.08.2024




Организация-разработчик: ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж»




Разработчики:

Калюга Ольга Александровна, преподаватель русского языка и литературы.















СОДЕРЖАНИЕ




1. Общая характеристика рабочей программы …………………… 4


2. Структура и содержание учебного предмета .………………… 10


3. Условия реализации учебного предмета ……………………… 16


4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета … 18






1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности СПО 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования


1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.3.1. Цели дисциплины

Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

  1. Совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

  2. Формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

  3. Совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

  4. Дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.         



1.3.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК

Общие компетенции (ОК)

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Предметные

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других людей на ошибки;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

- употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 7- 8 реплик);

- уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач;

- сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические;

- уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма;

-уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате;

- уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально деловой сферах общения, в повседневном общении

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

В области эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая этику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчеств;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных навыков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

-сформировать ценностное отношение к русскому языку;

сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте;

уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух;

выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов);

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.

наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

В области ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Овладение универсальными учебными и познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду.

уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов);

уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);

обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств;

уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе;

обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы;

ПК 1.1. Выполнять приемку, монтаж, сборку и обкатку новой

сельскохозяйственной техники, оформлять соответствующие документы.

ПК 1.2. Проводить техническое обслуживание сельскохозяйственной техники при эксплуатации, хранении и в особых условиях эксплуатации, в том числе сезонное

техническое обслуживание.

ПК 1.3. Выполнять настройку и регулировку

почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными

культурами.

ПК 1.4. Выполнять настройку и регулировку машин и оборудования для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.

ПК 1.5. Выполнять настройку и регулировку рабочего и вспомогательного оборудования тракторов и автомобилей.

ПК 1.6. Выполнять оперативное планирование работ по подготовке и эксплуатации сельскохозяйственной техники.

ПК 1.7. Осуществлять подбор сельскохозяйственной техники

и оборудования для выполнения технологических операций, обосновывать

режимы работы, способы движения сельскохозяйственных машин по полю.

ПК 1.8. Осуществлять выдачу заданий по агрегатированию трактора и сельскохозяйственных машин, настройке агрегатов и самоходных машин.

ПК 1.9. Осуществлять контроль выполнения ежесменного технического обслуживания сельскохозяйственной техники, правильности агрегатирования и настройки машинно-

тракторных агрегатов и самоходных машин, оборудования на

заданные параметры работы, а также оперативный контроль качества выполнения механизированных операций.

ПК 1.10. Осуществлять оформление первичной документации по подготовке к эксплуатации и эксплуатации сельскохозяйственной техники и оборудования, готовить

предложения по повышению эффективности ее использования в организации.


































  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК



2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

72

в т. ч.


Основное содержание

64

в т. ч.:

теоретическое обучение

40

практические занятия

24

Профессионально-ориентированное содержание (содержание

прикладного модуля)

12

в т. ч.:


теоретическое обучение

4

практические занятия

8

консультации

2

Промежуточная аттестация (экзамен)

6







2.2 Тематическое планирование учебного предмета

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Коды компетенций, личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Основное содержание

Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

4


Тема 1.1. Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики

Основное содержание

4

ОК 4;

Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики

Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.

Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности.



Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография.

40

ОК 4;ОК 5;

Тема 2.1.

Фонетика и орфоэпия.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы. Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся


2


Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

2

Тема 2.2.

Морфемика и словообразование

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразование и формообразование.

2


Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок.

2

Тема 2.3.

Имя существительное как часть речи.

Основное содержание

6

ОК 4;ОК 5;

Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных.

4

ОК 4;ОК 5;

Практические занятия:

2

Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных.


Тема 2.4.

Имя прилагательное как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико-стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.

2


Практические занятия:

2

Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных


Тема 2.5.

Имя числительное как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.


Тема 2.6.

Местоимение как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное написание местоимений.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ.


Тема 2.7.

Глагол как часть речи.

Основное содержание

6

ОК 4;ОК 5;

Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции.

4


Практические занятия:

2

Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.


Тема 2.8.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы причастий.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.


Тема 2.9.

Наречие как часть речи. Служебные части речи.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ.


Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

10

ОК 4;ОК 5;


Тема 3.1.

Основные единицы синтаксиса.

Основное содержание

2

ОК 4;ОК 5;

Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

2


Тема 3.2.

Второстепенные члены предложения.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении.


Тема 3.3.

Сложное предложение

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;ОК 9;

Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи.

2


Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат.

2


Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

10

ОК 4;ОК 5;ОК 9;ПК

Тема 4.1.

Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации.

Профессионально-ориентированное содержание

4

ОК 4;ОК 5;ОК 9;

Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет.

2


Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари

2

Тема4.2. Коммуникативный аспект культуры речи.

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 4;ОК 5;ОК 9;

Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь.



Практические занятия:

2

Практическая работа. Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).


Тема 4.3.

Научный стиль.

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 4;ОК 5;ОК 9;

Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические).



Практические занятия:

2

Практическая работа. Комплексный анализ текста (научного стиля, публицистического стиля) Отличие научного стиля от публицистического.


Тема 4.4.

Деловой стиль.

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 4;ОК 5;ОК 9;

Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности.



Практические занятия:

2

Практическая работа. Виды документов в конкретной специальности

Написание резюме, заявления, докладной записки, автобиографии рекламного текста, делового письма.


Консультации

2


Промежуточная аттестация (Экзамен)

6


Всего:

72
























УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины «Русский язык» предусмотрен кабинет: «Русский язык и литература», оснащенный оборудованием:

-посадочные места по количеству обучающихся

рабочее место преподавателя,

комплект учебно - наглядных пособий по предмету.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиа проектор;

-экран;

-колонки для воспроизведения аудио.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж» имеет печатные и электронные образовательные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе:

3.2.1. Основные печатные издания

1.Русский язык: учебник студ. Учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч.1. (Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е. Шаповалова и др.); под ред. Н.А. Герасименко. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 496 с.: ил.

3.2.2. Основные электронные издания

1. .Издательство «Академия» https://academia-library.ru/catalogue/4831/?FILTER[ONLINE_ACCESS]=Y

2. . ООО «Издательство Лань» https://e.lanbook.com/

3. ООО «Электронное издательство ЮРАЙТ» https://urait.ru/catalog/organization/19CB6E4C-944F-4E48-93A6-2808D5553D97

4. ООО «Академия-Медиа» https://elearning.academia-moscow.ru/personal/courses/

5. www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

6. www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно – справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

7. www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).

6.www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).

7.www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). 8.Сайт для учителей«Я иду на урок русского языка».

9. www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тексты,компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

10. www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)

11. www. metodiki. ru (Методики).

12. www. posobie. ru (Пособия).

13. www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).

14. www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).

3.2.3. Дополнительные источники

1. Русский язык:учебник студ. Учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч.1. (Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е. Шаповалова и др.); под ред. Н.А. Герасименко. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 496 с.: ил.

2.Власенко А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. – М., 2005.

3. Шклярова Т. В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.


3.2.4 Словари

1.Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб. 2003.

2.Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2- е изд., испр. И доп. – М., 2001.

3.Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

4.Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

5.Новый орфографический словарь-справочник русского языка.Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотип. – М., 2002.

6.Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. И доп./ под общей ред. Л. И. Скворцова. – М., 2006

7.Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2015


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Р 1,Темы 1

Р 2, Темы 2.1, 2.2

Р 3, Темы 3.1


Устный опрос

Тестирование,

Лингвистические задачи

Деловые игры

Практические работы

Работа со словарем, энциклопедией;

Творческиие работы

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Р 1, Темы 1

Р 2, Темы 2.1, 2.2

Р 3, Темы 3.1

Р 4, Темы 4.1, 4.2

Практические работы

Разноуровневые задания

Сочинения/Изложения/Эссе

Фронтальный опрос

Работа со словарем, энциклопедией;

творческих работ, рефератов.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Р 1, Темы 1

Р 2, Темы 2.1, 2.2

Р 3, Темы 3.1

Р 4, Темы 4.1, 4.2


Сочинения/Изложения/Эссе

Восстановление деформированного текста

Аннотации

Тезисы

Конспекты

Рефераты

Сообщения

Практические работы







Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Александровский сельскохозяйственный колледж»



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

____________________ О.Г. Долбня

« 31 » августа 2023 года



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(гр. 17.23)

Составлен в соответствии с программой, утвержденной

ГБПОУ АСХК в 2023 году

РАССМОТРЕНА

предметной (цикловой) комиссией

общеобразовательных дисциплин

Протокол № 1 от «30» августа 2023


Председатель __________ Ю.С. Алексеева








РАССМОТРЕНА

цикловой комиссией

экономических дисциплин

Протокол № 1 от «30» августа 2023


Председатель ________ Ш.М. Сулейманова














№ урока

п/п

Кол-во час.

Наименование темы урока

Календ.

сроки

Вид занятий

Наглядные пособия

Задание на дом

Приме

чание



1 СЕМЕСТ






1-2

2

Происхождение языка. Индоевропейская языковая семья Основные принципы и реформы русской орфографии.


лекция

Русский язык: учебник студ. Учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч.1. под ред. Н.А. Герасименко. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.

выучить лекцию


3-4

2

Признаки заимствования. Этапы освоения заимствованных слов.


лекция

проект по теме


Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография.

5-6

2

Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков. Основные виды языковых норм.


лекция

Русский язык: учебник студ. Учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч.1. (Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е. Шаповалова и др.); под ред. Н.А. Герасименко. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.

§1-9



7-8

2

Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся


ПЗ

§1-9



9-10

2

Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Морфемика и словообразование .Способы образования слов.


лекция

§44-46



11-12

2

Правописание звонких и глухих согласных, гласных после шипящих, Ъ и Ь, приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок


ПЗ

§40-43 конспект


13-14

2

Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные.


лекция

§ 50-52


15-16

2

Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных.


лекция

§ 53-61


17-18

2

Практическое занятие №1 Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных.


ПЗ

§ 62-65


19-20

2

Лексико-грамматические разряды прилагательных.

Полная и краткая форма.


лекция

§ 80-84


21-22

2

Практическое занятие №2 Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных


ПЗ

§ 85-86


23-24

2

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных.


лекция

§ 87-90




2 СЕМЕСТР





25-26

2

Практическая работа №3 Правописание числительных. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.


ПЗ

§ 87-90


27-28

2

Разряды местоимений по семантике. Дефисное написание местоимений.


лекция

§ 91-92


29-30

2

Практическая работа №4. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ.


ПЗ

§ 93


31-32

2

Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род).


лекция

§ 66-70


33-34

2

Основа настоящего (будущего) времени глагола и инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции.


лекция

§ 71-73


35-36

2

Практическая работа №5. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.


ПЗ

§ 74-75


37-38

2

Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы причастий


лекция

§ 77-79


39-40

2

Практическая работа №6. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.


ПЗ

таблица


41-42

2

Служебные части речи. Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ.


лекция

§ 94-96


43-44

2

Практическая работа №7 Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ.


ПЗ

§ 97-104


Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

45-46

2



Виды связи слов в словосочетании. Распространенные и нераспространенные предложения. Односоставное и двусоставное предложения. Неполное предложение.


лекция

.Русский язык: учебник студ. Учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч.1. (Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е. Шаповалова и др.); под ред. Н.А. Герасименко. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.

§105-128



47-48


2


Второстепенные члены предложения. Осложненные предложения.

Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Предложения с обособленными членами.


лекция


§129- 148


49-50

2

Практическая работа №8. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении.


ПЗ

§149-152


51-52


2


Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению

Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзные сложные предложения.

Способы передачи чужой речи.


лекция


§153-

-180


53-54

2

Практическая работа №9. Знаки препинания в ССП, СПП, БСП. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат.


ПЗ

§181-182


Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

55-56

2

Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет.


лекция


§184


57-58

2

Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари


лекция


§ 9-31


59-60

2

Практическая работа №10 Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования.


ПЗ


§ 9-31


61-62

2

Практическая работа №11 Комплексный анализ текста (научного стиля, публицистического стиля) Отличие научного стиля от публицистического.


ПЗ


§185-194


63-64

2

Практическая работа №12 Виды документов в конкретной специальности. Написание резюме, заявления, докладной записки, автобиографии рекламного текста, делового письма.


ПЗ


§185-194


65-66

2

Консультации






67-72

6

Промежуточная аттестация (экзамен)

ИТОГО: 72 ч. (34л. +30пз.+2+6)




































































































































Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Александровский сельскохозяйственный колледж»



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

____________________ О.Г. Долбня

« 31 » августа 2023 года



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(гр. 17.23)

Составлен в соответствии с программой, утвержденной

ГБПОУ АСХК в 2023 году

РАССМОТРЕНА

предметной (цикловой) комиссией

общеобразовательных дисциплин

Протокол № 1 от «30» августа 2023


Председатель __________ Ю.С. Алексеева








РАССМОТРЕНА

цикловой комиссией

экономических дисциплин

Протокол № 1 от «30» августа 2023


Председатель ________ Ш.М. Сулейманова














№ урока

п/п

Кол-во час.

Наименование темы урока

Календ.

сроки

Вид занятий

Наглядные пособия

Задание на дом

Приме

чание



1 СЕМЕСТ






1-2

2

Происхождение языка. Индоевропейская языковая семья Основные принципы и реформы русской орфографии.


лекция

Русский язык: учебник студ. Учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч.1. под ред. Н.А. Герасименко. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.

доклад


3-4

2

Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе.


лекция

лекция


5-6

2

Признаки заимствования. Этапы освоения заимствованных слов.


лекция

проект по теме


Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография.

7-8

2

Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков. Основные виды языковых норм.


лекция

Русский язык: учебник студ. Учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч.1. (Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е. Шаповалова и др.); под ред. Н.А. Герасименко. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.

§1-9



9-10

2

Практическая работа №1 Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся


ПЗ

§1-9



11-12

2

Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Морфемика и словообразование .Способы образования слов.


лекция

§44-46



13-14

2

Практическая работа №2 Правописание звонких и глухих согласных, гласных после шипящих, Ъ и Ь, приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок


ПЗ

§40-43 конспект


15-16

2

Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные.


лекция

§ 50-52


17-18

2

Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных.


лекция

§ 53-61


19-20

2

Практическое занятие №3 Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных.


ПЗ

§ 62-65


21-22

2

Лексико-грамматические разряды прилагательных.

Полная и краткая форма.


лекция

§ 80-84


23-24

2

Практическое занятие №4 Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных


ПЗ

§ 85-86


25-26

2

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных.


лекция

§ 87-90




2 СЕМЕСТР





27-28

2

Практическая работа №5 Правописание числительных. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.


ПЗ

§ 87-90


29-30

2

Разряды местоимений по семантике. Дефисное написание местоимений.


лекция

§ 91-92


31-32

2

Практическая работа № 6. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ.


ПЗ

§ 93


33-34

2

Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род).


лекция

§ 66-70


35-36

2

Основа настоящего (будущего) времени глагола и инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции.


лекция

§ 71-73


37-38

2

Практическая работа №7. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.


ПЗ

§ 74-75


39-40

2

Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы причастий


лекция

§ 77-79


41-42

2

Практическая работа №8. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.


ПЗ

таблица


43-44

2

Служебные части речи. Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ.


лекция

§ 94-96


45-46

2

Практическая работа №9 Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ.


ПЗ

§ 97-104


Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

47-48

2



Виды связи слов в словосочетании. Распространенные и нераспространенные предложения. Односоставное и двусоставное предложения. Неполное предложение.


лекция

.Русский язык: учебник студ. Учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч.1. (Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е. Шаповалова и др.); под ред. Н.А. Герасименко. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.

§105-128



49-50


2


Второстепенные члены предложения. Осложненные предложения.

Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Предложения с обособленными членами.


лекция


§129- 148


51-52

2

Практическая работа №10. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении.


ПЗ

§149-152


53-54


2


Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению

Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзные сложные предложения.

Способы передачи чужой речи.


лекция


§153-

-180


55-56

2

Практическая работа №11. Знаки препинания в ССП, СПП, БСП. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат.


ПЗ

§181-182


Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

57-58

2

Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет в профессиональной деятельности.


лекция


§184


59-60

2

Практическая работа №12 Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари


ПЗ


§ 9-31


61-62

2

Практическая работа №13 Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования.


ПЗ


§ 9-31


63-64

2

Практическая работа №14 Комплексный анализ текста (научного стиля, публицистического стиля) Отличие научного стиля от публицистического.


ПЗ


§185-194


65-66

2

Практическая работа №15 Виды документов в конкретной специальности. Написание резюме, заявления, докладной записки, автобиографии рекламного текста, делового письма.


ПЗ


§185-194


67-68

2

Консультации






69-72

4

Промежуточная аттестация (экзамен)

ИТОГО: 72 ч. (36л. +30пз.+2+4)



























































































































  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК



2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

82

в т. ч.


Основное содержание

76

в т. ч.:

теоретическое обучение

38

практические занятия

38

Профессионально-ориентированное содержание (содержание

прикладного модуля)

8

в т. ч.:


теоретическое обучение


практические занятия

8

консультации

2

Промежуточная аттестация (экзамен)

4






2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОУПб .01 Русский язык


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Коды компетенций, личностных результатов

1

2

3

4

Основное содержание

Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

12


Тема 1.1.

Основные функции языка в современном обществе.

Основное содержание

4

ОК 4;

Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии.

2




Практические занятия:

2

Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе.


Тема 1.2. Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики

Основное содержание

4

ОК 4;

Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики

Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.

Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности.

2


Практические занятия:

2


Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.



Тема 1.3.

Язык как система знаков.

Основное содержание

4

ОК 4;

Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа. Принципы русской орфографии


Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография.

42

ОК4;ОК 5;

Тема 2.1.

Фонетика и орфоэпия.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы


2


Практические занятия:

2

Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся


Тема 2.2.

Морфемика и словообразование

Основное содержание

6

ОК 4;ОК 5;

Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразование и формообразование.

4


Практические занятия:

2

Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок.


Тема 2.3.

Имя существительное как часть речи.

Основное содержание

6

ОК 4;ОК 5;

Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных.

4

ОК 4;ОК 5;

Практические занятия:

2

Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных.


Тема 2.4.

Имя прилагательное как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико-стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.

2


Практические занятия:

2

Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных


Тема 2.5.

Имя числительное как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа. Правописание числительных. Возможности использования цифр. Числительные и единицы измерения в профессиональной деятельности.


Тема 2.6.

Местоимение как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное написание местоимений.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ.


Тема 2.7.

Глагол как часть речи.

Основное содержание

6

ОК 4;ОК 5;

Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции.

4


Практические занятия:

2

Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.


Тема 2.8.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные формы причастий.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.


Тема 2.9.

Наречие как часть речи. Служебные части речи.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ.


Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

12

ОК 4;ОК 5;


Тема 3.1.

Основные единицы синтаксиса.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении.


Тема 3.2.

Второстепенные члены предложения.

Основное содержание

4

ОК 4;ОК 5;

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении.


Тема 3.3.

Сложное предложение

Основное содержание

4

ОК4;

ОК5;ОК 9;

Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи.

2


Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат.

2


Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

10

ОК 4;ОК 5;ОК 9;

Тема 4.1.

Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации.

Профессионально-ориентированное содержание

4

ОК 4;ОК 5;ОК 9;

Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет.

2


Практические занятия:

2

Практическая работа, Терминология и профессиональная лексика. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари


Тема4.2. Коммуникативный аспект культуры речи.

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 4;ОК 5;ОК 9;

Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь.



Практические занятия:

2

Практическая работа. Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).


Тема 4.3.

Научный стиль.

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 4;ОК 5;ОК 9;

Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические).



Практические занятия:

2

Практическая работа. Комплексный анализ текста (научного стиля, публицистического стиля) Отличие научного стиля от публицистического.


Тема 4.4.

Деловой стиль.

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 4;ОК 5;ОК 9;

Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности.



Практические занятия:

2

Практическая работа. Виды документов в конкретной специальности

Написание резюме, заявления, докладной записки, автобиографии рекламного текста, делового письма.


Консультации

2


Промежуточная аттестация (Экзамен)

4


Всего:

82




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОУПб.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины «Русский язык» предусмотрен кабинет: «Русский язык и литература», оснащенный оборудованием:

-посадочные места по количеству обучающихся

рабочее место преподавателя,

комплект учебно - наглядных пособий по предмету.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиа проектор;

-экран;

-колонки для воспроизведения аудио.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд ГБПОУ «Александровский сельскохозяйственный колледж» имеет печатные и электронные образовательные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе:

3.2.1. Основные печатные издания

1.Русский язык: учебник студ. Учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч.1. (Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е. Шаповалова и др.); под ред. Н.А. Герасименко. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 496 с.: ил.



3.2.2. Основные электронные издания

1. .Издательство «Академия» https://academia-library.ru/catalogue/4831/?FILTER[ONLINE_ACCESS]=Y

2. ООО «Издательство Лань» https://e.lanbook.com/

3. ООО «Электронное издательство ЮРАЙТ» https://urait.ru/catalog/organization/19CB6E4C-944F-4E48-93A6-2808D5553D97

4. ООО «Академия-Медиа» https://elearning.academia-moscow.ru/personal/courses/

5. www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

6. www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно – справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

7. www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).

8.Сайт для учителей«Я иду на урок русского языка».

9. www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тексты,компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

10. www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)

11. www. metodiki. ru (Методики).

12. www. posobie. ru (Пособия).

13. www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).

14. www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).

3.2.3. Дополнительные источники

1. Русский язык:учебник студ. Учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч.1. (Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е. Шаповалова и др.); под ред. Н.А. Герасименко. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 496 с.: ил.

2.Власенко А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. – М., 2005.

3. Шклярова Т. В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.


3.2.4 Словари

  1. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб. 2003.

  2. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2- е изд., испр. И доп. – М., 2001.

  3. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

  4. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

  5. Новый орфографический словарь-справочник русского языка.Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотип. – М., 2002.








4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.


Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Р 1,Темы 1

Р 2, Темы 2.1, 2.2

Р 3, Темы 3.1

Устный опрос

Тестирование,

Лингвистические задачи

Деловые игры

Практические работы

Работа со словарем, энциклопедией;

Творческиие работы

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Р 1, Темы 1

Р 2, Темы 2.1, 2.2

Р 3, Темы 3.1

Р 4, Темы 4.1, 4.2

Практические работы

Разноуровневые задания

Сочинения/Изложения/Эссе

Фронтальный опрос

Работа со словарем, энциклопедией;

творческих работ, рефератов.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Р 1, Темы 1

Р 2, Темы 2.1, 2.2

Р 3, Темы 3.1

Р 4, Темы 4.1, 4.2

Сочинения/Изложения/Эссе

Восстановление деформированного текста

Аннотации

Тезисы

Конспекты

Рефераты

Сообщения

Практические работы