Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Рассмотрено: заседание МО воспитателей и классных руководителей протокол № _______ от ____________ 2018г. Руководитель МО ________ | Согласовано: заместитель директора по УВР ______________ от __________2018 г. | Утверждаю: директор школы - интерната _________ приказ № __ от _____ 2018г. |
Рабочая программа
по спортивно-оздоровительному направлению
2 класс-комплект
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Разработчик
Абаева Елена Анатольевна воспитатель
Новоалтайск, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению для воспитанников с ОВЗ 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни слабослышащих и позднооглохших детей.
Перед начальной школой в настоящее время стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, организации физического спортивно-оздоровительного воспитания, формированию основ здорового образа жизни. Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, и отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников в условиях школы-интерната.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе-интернате. Основная идея программы заключается в мотивации воспитанников на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Большое внимание уделяется знакомству детей с физкультурой и спортом,
со строением организма, законам правильного питания, основам безопасности жизни, изучению правил гигиены и навыков самообслуживания, правилам поведения на улице и дома, с эмоциональными состояниями человека и способам управления собственным поведением.
Рабочая программа ориентирована не только на усвоения воспитанником знаний и представлений, но и становления мотивационной сферы гигиенического поведения, реализация усвоения знаний и представлений в поведении. Учитывая, что воспитанник изучая себя, особенности организма, психологически готовится к осуществлению активной оздоровительной деятельности, т.е. к формированию своего здоровья. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком.
Ценностные установки по спортивно-оздоровительному направлению:
здоровье физическое;
стремление к здоровому образу жизни (правильное питание);
здоровье нравственное и социально-психологическое.
Программа рассчитана на 34 часа в год по 1 часу в неделю, включает 3 основных модуля, 29 тем с соответствующим примерным речевым материалом.
Цель и задачи программы
Цель рабочей программы: воспитывать у детей осознанную потребность в здоровом образе жизни, формировать и развивать валеологическую культуру.
Основные задачи программы:
-научить воспитанников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-научить правилам личной гигиены и прививать навыки самообслуживания;
-формировать представление: о правильном питании, о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;
-научить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки, способам управления собственным поведением;
-формировать: навыки позитивного коммуникативного общения, представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, потребность ребёнка заниматься физкультурой и спортом, ежедневно выполнять физические упражнения.
Проведение занятий планируется в разнообразных формах:
беседы (познавательные, этические, профилактические),
занятия - игра (ролевые, подвижные игры)
занятия - практикумы,
коллаж,
видеосалон,
развлечения,
спортивные развлечения (в спортивном зале, на свежем воздухе, с элементами ритмической гимнастики).
Планируемые результаты освоения воспитанниками программы.
Результаты первого уровня:
приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки;
получение культурно-гигиенических навыков, рационально пользование влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания.
Результаты второго уровня:
формирование позитивного отношения воспитанников к своему здоровью, как ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, спехов в учёбе и жизни вообще.
Результаты третьего уровня:
регулярные занятия спортом, систематические оздоровительно-закаливающие процедуры;
участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школе социуме.
Воспитанники смогут узнать:
- название частей тела и их предназначения;
- элементарные правила личной гигиены;
- способы ухода за зубами, руками, ногами, ногтями, ушами;
- название средств личной гигиены;
- элементарные правила безопасности;
- название предметов быта и правила пользования ими;
- правила поведения на улице, дома, на воде, с домашними животными;
- название овощей и фруктов, каш, молочных продуктов;
- понятия «полезные» и «вредные» привычки;
- основные виды спорта;
- вежливые слова и правила этикета при обращении друг с другом;
- понятия «настроение», эмоциональные состояния (радость, грусть);
- природные факторы, влияющие на здоровье (солнце, вода, чистый воздух);
- понятия «режим дня», «учёба», «отдых».
Воспитанники освоят практические навыки:
- пользования предметами личной гигиены;
- пользования предметами быта;
- выполнения элементарных правил техники безопасности дома и в школе;
- распознавание «полезные» и «вредные» привычки;
- приветствия друг друга и взрослых различными способами;
- выполнения правил поведения на дороге, дома, на улице;
- классификации овощей, фруктов, хлебобулочных изделий, молочных продуктов;
- различия эмоциональных состояний (радость, грусть);
- выражения просьбы, благодарности;
- выполнения правил поведения при совместной работе и игре;
- выполнения правил этикета при обращении друг с другом;
- выполнения и соблюдения режима дня;
- использования упражнений для предупреждения утомления глаз;
- использования физических упражнений для формирования правильной
осанки, развития силы, гибкости, выносливости, укрепления мышц свода
стопы, мышечного корсета;
- применения закаливающих процедур;
- выполнения простейших элементов спортивной подготовки.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Оздоровительные результаты программы:
осознание воспитанниками, необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
В результате реализации рабочей программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, воспитанники будут демонстрировать такие качества личности как:
товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловкими.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит с помощью наблюдения, бесед, тестов, а так же через участие детей в выставках, конкурсах, спортивных праздниках, соревнования, эстафетах.
С детьми, испытывающими трудности в освоении данной программы и с учётом образовательных потребностей воспитанников, организуется индивидуальная и дифференцированная работа по основным модулям и направлениям. Так же предусматриваются дополнительные индивидуальные занятия, как с воспитателями, так и с узкими специалистами в свободное время.
Программа предполагает включение дозированной информации, снижение или увеличение объёма материала, учёт индивидуальных особенностей (физических, психических, возрастных), помощь детям через применение индивидуальных карточек, коррекционных игр, заданий, упражнений. Освоение материала предполагает использование яркого, эмоционального содержания с опорой на все анализаторы, видеоряд (слайды, плакаты, ТВ, детская литература и пособия и т. д.), создание ситуации успеха, игры-соревнования, творческую работу.
Содержание программы
Содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов (ознакомление с окружающим миром, развитие речи). Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего направления.
Работа по спортивно-оздоровительному воспитанию во 2 классе планируется и организуется по модулям:
Первый модуль призван вооружить детей знаниями о культуре здоровья - физической культуре.
С этой целью проводятся занятия по приобретению, углублению знаний и формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, правильной осанке, сохранения слуха и зрения, предупреждения заболеваний, об основных условиях и способах укрепления здоровья. А так же практическое усвоение методов и форм физической культуры и простейших элементов спортивной подготовки.
Во втором модуле раскрывается работа по нравственному и социально-психическому здоровью детей с ОВЗ.
С этой целью проводятся занятия по формированию представлений о позитивных и негативных факторах влияющих на здоровье детей: о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, о влиянии положительных и отрицательных эмоций, о нравственно-социальном поведении, о полезных и вредных привычках, о безопасности жизнедеятельности.
Третий модуль призван формировать знания о правильном, здоровом питании.
С этой целью проводятся занятия по расширению знаний о правильном питании, о режиме питания, о полезных продуктах, о содержании в них витаминов.
В содержание рабочей программы входит:
- получение знаний о предназначении частей тела в жизни человека;
- знакомство с правилами личной гигиены, со способами ухода за зубами, ушами, носом, ногтями;
- получение знаний детьми о правилах безопасного поведения на дороге, на улице, дома, на воде, о правилах поведения с домашними животными;
- знакомство с полезными продуктами, формирование представления о правильном питании;
- знакомство с понятиями «вредная привычка» и «полезная привычка»;
- формирование знаний детей об эмоциональных состояниях человека: «радости», «грусти», расширение словарного запаса в области чувств и эмоций;
- формирование понятий о культуре общения; воспитание уважения друг к другу; усвоение детьми норм и правил жизни в классе в обществе;
- получение знаний о физкультуре и спорте.
Учебно-тематический план
№ | Тематическое планирование | Кол-во часов |
| Первый модуль «Физическое здоровье» | |
1 | - «Дружи с водой и мылом» | 1 |
2 | - «Чисти зубы были здоровыми» | 1 |
3 | - «Глаза мои главные помощники» | 2 |
4 | - «Зачем нужен нос?» | 2 |
5 | - «Спорт – это здоровье» | 1 |
6 | - «Позаботьтесь об ушах» | 2 |
7 | - «Наши помощники-руки и ноги» | 1 |
8 | - «Как правильно ухаживать за ногтями» | 1 |
9 | - «Как сделать сон полезным» | 1 |
9 | - «Зимние забавы» | 1 |
10 | - «Хорошая привычка - делать зарядку» | 1 |
11 | - «Осторожно, грипп!» | 1 |
12 | - «Час здоровья» | 1 |
13 | - «Спорт- это здоровье, сила, радость, смех!» | 1 |
14 | - «Сильные, ловкие, смелые» | 1 |
| Итого | 18 |
| Второй модуль «Нравственное и социально-психическое здоровье» | |
1 | - «Выполняй режим дня» | 1 |
2 | - «Поведение в транспорте» | 1 |
3 | - «Опасности дома» | 1 |
4 | - «Вредная привычка - долго смотреть телевизор» | 1 |
5 | - «Правила общения с животными» | 1 |
6 | - «Мы все разные» | 1 |
7 | - «Мои одноклассники» | 1 |
8 | - «Полезные и вредные привычки» | 1 |
9 | - «Поговорим о безопасности на воде» | 1 |
10 | - «Вежливые слова» | 1 |
11 | - «Поговорим о настроении» | 1 |
| Итого | 11 |
| Третий модуль «Здоровое питание» | |
1 | - «Какие полезные овощи и фрукты ты знаешь?» | 1 |
2 | - «Моё любимое молочко» | 1 |
3 | - «Полезные продукты» | 2 |
4 | - «Поговорим о хлебе» | 1 |
| Итого | 5 |
| Всего | 34 |
Основная и дополнительная литература
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
2. Карепина, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: Волгоград, 2011.
3. Касаткина, Н. А. учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: Волгоград, 2005.
4. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков: Москва «Эксмо», 2007.
5. Корепанова, М. Н., Харлампова Е.В. Познаю себя: Москва «Баласс», 2007.
6. Науменко, Ю. В. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе: Москва «Глобус», 2010.
7. Обухова, Л.А., Лемяскина, Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: Москва «Вако», 2005.
8. Степанова, О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Москва «Сфера», 2007.
9. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. - М.: ТЦ, Сфера,
2010.
Лист изменений
№ | Раздел программы | Содержание изменений | Дата | Обоснование | Согласование |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование
Спортивно-оздоровительное направление I четверть (8 часов)
№ | Тема занятия и форма проведения | Кол-во часов | Дата | Методический материал | Речевой материал |
1 | «Дружи с водой и мылом» (беседа) | 1 | | Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Школа докторов природы, стр.5 | Ванна, душ, вода, мыло, шампунь, мыть руки с мылом, умываться. |
2 | «Чтобы зубы были здоровыми» (занятие-практикум) | 1 | | Карепова Т. Г., Формирование ЗОЖ у дошкольников, ст. 67 | Чистить, полоскать, ухаживать, два раза в день. |
3 | «Какие полезные овощи и фрукты ты знаешь?» (занятие-викторина) | 1 | | Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Школа докторов природы, стр.41 | Овощи, фрукты, ягоды, полезно, вкусно, укрепляют здоровье. |
4 | «Глаза мои главные помощники» (беседа) | 2 | | Волкова В.Н Конспекты занятий, познавательное развитие, стр.70 | Глаза, очки, зрение, береги зрение. |
5 | «Зачем нам нужен нос?» (беседа) | 2 | | Токарь Т. А., Здоровьесберегающие технологии в начальной школе, стр. 46 | Нос, носовой платочек, чистить, правильно высмаркивать, промывать. |
6 | «Спорт - это здоровье» (спортивное развлечение на свежем воздухе) | 1 | | Речевые таблицы, подвижные игры и упражнения. | Будь ловким, сильным, смелым, будем бегать, прыгать, выполнять упражнения. |
|
Спортивно-оздоровительное направление II четверть (8 часов) |
№ | Тема занятия и форма проведения | Кол-во часов | Дата | Методический материал | Речевой материал |
1 | «Выполняй режим дня» (беседа) | 1 | | Ресурсы интернета, речевые таблицы | Режим дня, закон для учеников, труд, учёба, отдых. |
2 | «Позаботьтесь об ушах» (беседа) | 2 | | Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Школа докторов природы, стр. 20 | Части тела, ухаживать за ушами, не простывать, одевать шапку. |
3 | «Мы все разные» (час общения) | 1 | | Волкова В.Н Конспекты занятий, познавательное развитие, стр.16-17 | Дружно, вместе играть, помогать друг другу, человек, характер, настроение. |
4 | «Как правильно ухаживать за ногтями?» (занятие-практикум) | 1 | | Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Школа докторов природы, стр.17 | Ногти, подстригать, закруглять, чистить. |
5 | «Как сделать сон полезным?» (беседа) | 1 | | Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Школа докторов природы, стр.45 | Подготовка ко сну, умывание, пижама, спокойные игры, проветривание, чистота. |
6 | «Правила безопасности на улице и дома» (занятие-игра) | 1 | | Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Школа докторов природы, стр.68-70 | Дорога, опасность, пешеходный переход, тротуар, светофор, переходить, утюг, плита, розетка, пожар, спички, гореть, обжечься, порезаться. |
7 | «Зимние забавы» (спортивное развлечение на свежем воздухе) | 1 | | Ресурсы интернета, речевые таблицы. | Спорт, физкультура, снежки, санки, лыжник, лыжи, коньки, я люблю кататься на … |
Спортивно-оздоровительное направление III четверть (11 часов)
№ | Тема занятия и форма проведения | Кол-во часов | дата | Методический материал | Речевой материал |
1 | «Хорошая привычка - делать зарядку» (занятие-практикум) | 1 | | Ресурсы интернета, речевые таблицы. | Зарядка, полезная привычка, здоровье крепкое, упражнения. |
2 | «Осторожно, грипп!» (беседа) | 1 | | Волкова В.Н Конспекты занятий, познавательное развитие, стр.176 | Грипп, вирус, заболел, кашель, температура, закаляться, правильно питаться. |
3 | «Поведение в транспорте» (занятие – игра) | 1 | | Сюжетные картинки, речевые таблицы, правила. | Вход, выход, поручни, входить, выходить, уступать, держаться. |
4 | «Правила безопасности на улице и дома» (беседа) | 1 | | Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Школа докторов природы, стр.68 | Бытовые электроприборы, утюг, плита, таблетки, розетка, пожар, спички, гореть, обжечься, порезаться. |
5 | «Моё любимое молочко» (занятие-презентация) | 1 | | «Солнечный зайчик» стр.31 | Молоко, полезно, молочная каша, молочные продукты. |
6 | «Вредная привычка - долго смотреть телевизор» (занятие-презентация) | 1 | | Ресурсы интернета, картинки, речевые таблицы. | Телевизор, мультфильмы, нельзя долго смотреть, вредно для глаз, зрение, очки. |
7 | «Правила общения с животными» (беседа) | 1 | | Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Школа докторов природы, стр.75 | Не гладь, не дразни, не убегай. |
8 | Поговорим о хлебе» (беседа) | 1 | | Ресурсы интернета, картинки, речевые таблицы | Хлеб, булочки, зерновой хлеб, полезно, не бросайте, беречь |
9 | «Мои одноклассники» (занятие-игра) | 1 | | Ресурсы интернета, фотографии, речевые таблицы. | В одном классе, одноклассники, дружно, вместе, весело, дружно. |
10 | «Час здоровья» (занятие-соревнование) | 1 | | Ресурсы интернета, речевые таблицы. | Будем выполнять упражнения, бегать, прыгать, играть, эстафета. |
11 | «Спорт - это здоровье, сила, радость, смех!» (спортивное развлечение) | 1 | | Лысова В.Я. Спортивные праздники и развлечения, стр.44 | Играть, бегать, прыгать, победа, быстро, весело. |
Спортивно-оздоровительное направление IV четверть (8 часов)
№ | Тема занятия и форма проведения | Кол-во часов | дата | Методический материал | Речевой материал |
1 | «Полезные и вредные привычки» (занятие - игра) | 1 | | Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Школа докторов природы, стр. 37-39 | Здороваться, чистить зубы, причесываться, мыть руки, благодарить, грызть ногти, облизывать пальцы, ковырять в носу |
2 | «Наши помощники-руки и ноги» (беседа) | 2 | | Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Школа докторов природы | .Пальцы, ладонь, помощник, говорить, есть, писать, работать, стопа, пятка, колени, сгибать, разгибать, бегать.. |
3 | «Полезные продукты» (беседа) | 1 | | Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Школа докторов природы, стр.39 | Фрукты, овощи, каши, молоко, рыба. |
4 | «Поговорим о безопасности на воде» (занятие-презентация) | 1 | | Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет, стр.64 | Правила, река, плавать, купаться, жарко, опасно. |
5 | «Вежливые слова» (занятие-развлечение) | 1 | | Корепанова, М. Н., Харлампова Е.В., Познаю себя, стр. 59 | Волшебные слова, спасибо, пожалуйста, извините, будь вежливый. |
6 | «Поговорим о настроении» (занятие-игра) | 1 | | Корепанова, М. Н., Харлампова Е.В., Познаю себя, стр. 40 | Радость, грусть, радостный, грустный, смеяться, плакать. |
7 | «Сильные, смелые, ловкие!» (спортивное развлечение на свежем воздухе) | 1 | | Ресурсы интернета, речевые таблицы, спортинвентарь. | Свежий воздух, эстафета, беги быстро, лови мяч, бросай метко, прыгай через скакалку, обруч. |