Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.(для 5-8 классов);
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Приказ МО и Н РФ №1089 (ред. От 31.01.2012),(для 9 классов)
- Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алексеевской СОШ №1;
- Учебного плана МБОУ Алексеевской СОШ №1 на 2018-2019 учебный год (утвержден Решением педагогического совета, протокол
№1 от 31.08.2019 г., приказ № 217 от 31.08.2018 г.).
- Примерной программы основного общего образования по технологии Программа. 5 – 8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.-М.: Вентана-Граф, 2014. – 144 с
- Локального акта образовательного учреждения «О рабочей программе учителя» (утвержден Решением педагогического совета, протокол №16 от 25.07.2016 г., приказ № 236 от 26.07.2016 г.).
- Закон №52 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.
Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии. Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов. Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Культура потребления: выбор продукта услуги. Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков. Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков. Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника (фото Ника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ - инструментов. Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой. Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища. Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.. Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий. Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии. Технологии в сфере быта.
Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта .Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта. Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных, приборов , составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат.
Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.
Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда.
Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры. Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь. Система профильного обучения: права, обязанности и возможности. Предпрофессиональные пробы в реальных и или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.
№ урока | Тема урока | Вид учебной деятельности | Дата проведения |
1. Творческий проект-1ч. |
1 | Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Инструктаж по охране труда | Знакомятся с правилами внутреннего распорядка мастерской, организацией труда и оборудованием на рабочем месте. Выполняют технологическую карту учета практических работ в рабочей тетради. знакомятся с правилами безопасности труда, с инструкциями по охране труда в кабинете «Технология». Определение понятию « проектирование» | 03.09 |
2. Бюджет семьи ( 7ч) |
2 | Бюджет семьи. Способы выявление потребностей семьи. Практическая работа | Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Изучать потребности членов семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. практическая работа №1 Исследование потребительских свойств товара | 10.09 |
3 | Технология построения семейного бюджета. Практическая работа | Изучать отдельные положения законодательства по правам потребителей. практическая работа №2 Исследование составляющих бюджета своей семьи | 17.09 |
4 | Технология совершения покупок. Практическая работа | Выбор способа совершения покупки .практическая работа №3 Исследование сертификата соответствии и штрихового кода. | 24.09 |
5 | Технология ведения бизнеса. Практическая работа | Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и ус луг, примерная оценка доходности предприятия. практическая работа №4. Исследование возможностей для бизнеса. | 01.10 |
6 | Способы защиты прав потребителей. | Изучить способы защиты прав потребителей | 08.10 |
7 | Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. | Оценивать возможности предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. | 15.10 |
З.Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации - 2 ч. |
8 | Инженерная коммуникация в доме. Тестирование №1 по теме: Бюджет семьи. | Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Изучение конструкции типового смывного бачка. Тестирование №1 по теме: Бюджет семьи. | 22.10 |
9 | Системы водоснабжения и канализации: конструкция и элементы. Практическая работа | Изготовление троса для чистки канализационных труб. Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения со сменными буксами. практическая работа №5 Изучение конструкции элементов водоснабжения и канализации. | 29.10 |
4. Эстетика и экология жилья- 2ч |
10 | Понятие об экологии жилища. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища. | Знакомиться с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении. Знакомиться с системой фильтрации воды | 12.11 |
11 | Основные элементы систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском домах. | Знакомиться с основными элементами систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском домах. | 19.11 |
Раздел 2. Электротехника - 12 ч. Тема 1. «Электромонтажные и сборочные технологии - 4 ч |
12 | Электрический ток и его использование. | Знакомиться с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнять упражнения по несложному электромонтажу. Использовать пробник для поиска обрыва в простых электрических цепях. Учиться изготовлять удлинитель. Выполнять правила безопасности и электробезопасности | 26.11 |
13 | Электрические цепи | Читать простые электрические схемы. Собирать электрическую цепь из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследовать работу цепи при различных вариантах её сборки. | 03.12 |
14 | Потребители и источники электроэнергии. | Знакомиться с потребителями и источниками электроэнергии. Тестирование № 2 по теме: Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации. Эстетика и экология жилья. Электромонтажные и сборочные технологии. | 10.12 |
15 | Электроизмерительные приборы. Практическая работа. Тестирование № 2 по теме: Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации. Эстетика и экология жилья. Электромонтажные и сборочные технологии. | Знакомиться с электроизмерительными приборами. Практическая работа №6.Изучение домашнего электросчетчика в работе. | 17. 12 |
Тема 2. «Электромонтажные и сборочные технологии». - 4ч |
16-17 | Организация рабочего места для электромонтажных работ. Практическая работа | Знакомиться организацией рабочего места для электромонтажных работ практическая работа №7-8 Сборка электрической цепи и изготовление пробника. Сборка разветвлённой электричкой цепи. | 24.12 14.01 |
18 | Электрические провода. Практическая работа | Знакомиться с видами электропроводов. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приёмников электрической энергии. Практическая работа №9 Сращивание одно-и многожильных проводов и их изоляции. | 21.01 |
19 | Монтаж электрической цепи. Практическая работа. | Знакомиться с монтажом электрической цепи практическая работа №10 Оконцевание проводов. | 28.01 |
Тема 3. Бытовые электроприборы- 4ч |
20 | Электроосветительные приборы. Практическая работа | Правила безопасной работы с электроприборами Знакомиться с видами электроосветительных приборов практическая работа №11 Проведение энергетического аудита школы | 04.02 |
21 | Бытовые электронагревательные приборы. Практическая работа | Правила безопасной работы с электроприборами. Знакомиться с видами бытовых электронагревательных приборов. практическая работа №12.Сборка испытание термореле-модели пожарной сигнализации | 11.02 |
22 | Цифровые приборы | Знакомиться с видами цифровых приборов. | 18.02 |
23 | Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами | Учащиеся знакомятся с правилами безопасности при работе с бытовыми электроприборами | 25.02 |
Раздел 3. Современное производство и профессиональное самоопределение. Тема 1. «Сферы производства и разделение труда» -2ч |
24 | Профессиональное образование. Практическая работа | Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в регионе .практическая работа №13 Составление профессиограммы | 04.03 |
25 | Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Практическая работа | Классификация профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Практическая работа №14-15 Определение уровня своей самооценки. Определение своих склонностей | 11.03 |
Тема 2. «Профессиональное образование и профессиональная карьера»-2ч |
26 | Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Тестирование 3 по теме : Электромонтажные и сборочные технологии. Бытовые электроприборы. Сферы производства и разделение труда. | Профессиональные интересы, склонности и способности. Тестирование 3 по теме : Электромонтажные и сборочные технологии. Бытовые электроприборы. Сферы производства и разделение труда. | 18.03 |
27 | Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность. Профессиональная проба. практическая работа. | Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Профессиограмма и псих грамма профессии. Выбор по справочнику профессионального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и обучения там. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности. практическая работа №16-17 Анализ мотивов своего профессионального выбора. Профессиональные пробы. | 01.04 |
Раздел4. Технология исследовательской и опытнической деятельности. Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность-8ч |
28 | Выявление проблемы. Осознание проблемной области. | Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 8 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта. | 08.04 |
29 | Технология выявления конкретной потребности. Определение конкретной задачи и ее формулировка | Формулирование данной потребности для вас, подробное обоснование. Основные задачи проекта. | 15.04 |
30 | Технология выявления основных параметров. Технология выявление традиций, истории, тенденции. | Основные параметры и ограничения проекта. Сбор информации. | 22.04 |
31 | Технология выявление традиций, истории, тенденции. Анализ деятельности | Факторы влияющие на выбор профессии. Опорная схема размышлений. | 29.04 |
32 | Выработка идей, вариантов, альтернативы. Определение требований к профессиональной деятельности | С помощью методик определите свою сферу профессиональной деятельности. Определение требований к профессиональной деятельности. | 06.05 |
33 | Анализ и синтез идей. Изучение содержание будущей профессиональной деятельности. | Выбор оптимального варианта профессии. Изучение содержание будущей профессиональной деятельности. | 13.05 |
34 | Выявление индивидуальных характеристик. Технология определения путей получения профессий и выбор места обучения. | Выбор места обучения, пути получения выбранной профессии. Профессиональная проба. Коррекция. Готовность к профессиональному самоопределению | 20.05 |
35 | Оформление. Самооценка. Итоговая работа. Защита проекта. | Используя компьютер подготовка к защите проекта в виде презентации. Итоговая работа. Защита проекта. | 27.05 |