СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии (девочки) 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся 5-8 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (девочки) 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Приполярная средняя общеобразовательная школа




«Согласовано»

Зам.директора по УВР МБОУ СОШ

____________ / Сысолина О.Л.

«30» сентября 2017г.



«Утверждено»

МС МБОУ СОШ

Протокол № 2 от «30» августа 2017г.

Приказ директора № 62/1

от «13» сентября 2017г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета ТЕХНОЛОГИЯ (девочки)

базовый уровень

для 8 класса

2014-2015 учебный год











Составитель:

Юмашева

Светлана Вениаминовна,

учитель технологии

первой квалификационной категории



п. Приполярный 2017г.




Содержание


  1. Пояснительная записка.

    1. Цели и задачи предмета.

    2. Общая характеристика.

    3. Организация образовательного процесса.

  2. Образовательные результаты обучения.

    1. Планируемые результаты.

  3. Учебно-методическое обеспечение.

    1. Учебно-методическое оснащение курса.

    2. Материально-техническое оснащение.

  4. Содержание программы.

  5. Учебно-тематический план.

  6. Поурочное планирование.

  7. Список литературы
































  1. Пояснительная записка.


Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Развернутый тематический план ориентирован на использование учебников:

  1. Симоненко В. Д. Технология: учебник: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  2. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004

  3. В.И.Ермакова. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 3-е издание – М. Просвещение. 2000


А также дополнительных пособий для учителя:

  1. А. П.Чижикова. Кружок конструирования и моделирования. – М. «Просвещение». 1990.

  2. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника /А.Т.Труханова – М. Изд. «Высшая школа». 1993.

  3. Мельникова Л.В. Обработка тканей./Л.В.Мельникова - М. «Просвещение». 1986.

  4. «Технология 5 кл.» (вариант для девочек): Методические рекомендации. Крупская Ю.В. Издательский центр «Вента-Граф», 2006

  5. «Технология в схемах, таблицах и рисунках» 5-9 классы. Обслуживающий труд. С.Э. Маркуцкая, Изд. «Экзамен». 2009

  6. Технология обработки ткани. Учебное пособие. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 2005

  7. «Технология» 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология» 8 класс под редакцией В.Д.Симоненко в двух частях. Волгоград. Изд. «Учитель». 2003

  8. Уроки по курсу «Технология» 5-9 классы. Перова Е.Н. Изд. «5 за знания». 2008

  9. Технология. Метод проектов в технологическом образовании. Сасова И.А. Пособие для учителя. Изд. «Вента-Граф» 2008


Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся 8 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Технология - это наука о преобра­зовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и исполь­зования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные зна­ния из математики, физики, химии и биологии и показываю­щая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятель­ности человека.

Изучение интегративной образовательной области «Тех­нология», включающей базовые (т. е. наиболее распространен­ные и перспективные) технологии и предусматривающей твор­ческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит молодежи при­обрести общетрудовые и частично специальные знания и уме­ния, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, эко­номическому и экологическому аспектам деятельности, озна­комлению с информационными и высокими технологиями, ка­чественному выполнению работ и готовности к самообразова­нию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.


    1. Цели и задачи предмета.


Цель учебного предмета.

Главная цель образовательной области «Технология» — под­готовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, кото­рые необходимы для деятельности в новых социально экономи­ческих условиях, начиная от определения потребностей в про­дукции до ее реализации.

Для этого обучающиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и воз­можности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу;

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, кор­ректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в ко­нечный потребительский продукт или услуги в условиях ограни­ченности ресурсов и свободы выбора.

  1. Подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

  3. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-эко­номическим условиям.

Задачи учебного предмета.

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности обучающихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение обучающимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.


    1. Общая характеристика.


Для проведения занятий по образовательной области «Технология» в связи с учебным планом на реализацию рабочей программы в рамках одного учебного года отводится два часа учебных занятий в неделю при продолжительности учебного года 35 недель. Итого 70 часов для 8 класса.


Весь объем материала представлен в виде основных разделов:

  1. ВОДНЫЙ УРОК

  2. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

  3. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ

  4. СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Рукоделие

Конструирование швейных изделий

Моделирование

Технология изготовления швейного изделия

  1. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

  2. КУЛИНАРИЯ

Санитария и гигиена

Физиология питания

Технология приготовления пищи

Этикет. Сервировка стола

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА


Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Начинаются занятия технологии с вводного урока, на котором учащиеся 8 класса знакомятся с правилами внутреннего распорядка; организацией труда, оборудованием мастерской. Учащиеся каждый год на вводном уроке знакомятся с содержанием программы, правилами безопасного труда, санитарно-гигиеническими требованиями, правилами пожарной безопасности, способами оказания первой помощи.

Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками при изучении раздела «Элементы материаловедения», необходимы при изготовлении швейных изделий.

Работе на швейной машине при изучении раздела «Элементы машиноведения» отводится значительно больше учебного времени, так как овладение навыками этой работы – обязательное условие дальнейшего успешного выполнения программы, залог высокого качества швейных изделий. Для того чтобы навыки работы на швейной машине были более прочными, учащиеся выполняют практические работы на лоскутах ткани, отрабатывая технику выполнения швов и отдельных технологических операций. Как показывает практика, введение тренировочных операций позволит обеспечить хорошее качество швейных изделий.

На занятиях по «Конструированию» учащиеся учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями.

На занятиях по «Моделированию» учащиеся узнают о различных способах разработки моделей, видах отделки швейных изделий, творчески применяя знания, полученные ими на занятиях по рукоделию. При этом следует учитывать художественные особенности национальной одежды.

Самое серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами, напоминая учащимся об этих правилах в начале учебного года на вводном занятии и перед изучением каждой новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ.

Большой объем учебного материала, заложенный в программе, предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения творческих проектных работ. Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся должен выполнить 1 проект в год. Теоретический и практический материал разделов сов­падают с темами проектов в 8 классе, соответственно «Халат».

Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребёнка. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления изделия, ее осуществлении и оценке. Сложность проекта определяется знаниями, умениями и способностями учащихся. Цель проектов - сформировать систему интеллектуальных и общих трудовых знаний и умений учащихся, способствовать творческому развитию личности.

Во время выполнения проекта учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения проекта на базе предыдущих разделов курса. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена коллективно, частично в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно новом уровне. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.

В соответствии с целями образовательной области «Технология» система обучения должна быть не дисциплинарно - ориентированной, а проектно-созидательной. Содержание обучения должно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проектов деятельности. Необходимо обеспечить интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.

Одним из ведущих разделов программы является «Кулинария». Он включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами, а так же ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд из овощей, рыбы, мяса, молока и других продуктов. Также в программу входят уроки этикета поведения за столом, приема гостей, правила сервировки стола к завтраку, обеду и ужину, проведение банкетов – коктейлей, праздников.

В содержании раздела «Технология ведения домашнего хозяйства» значительное место занимает получение знаний об основных видах бытовой техники, даются понятия о ведении домашнего хозяйства, проектировании интерьера и его декоративного оформления, роли комнатных растений в жизни человека.

Предмет «Технология» формирует культуру труда: организация рабочего места, безопасные приемы работы, плановость, технологическая дисциплина, контроль и качество. Способствует использованию компьютерных технологий, освоению психологии человеческого общения, в том числе культуры поведения и бесконфликтного общения; эстетическому воспитанию, творческому развитию; выполнению творческих проектов: определение потребностей и возможностей проектной деятельности, сбор и анализ информации, выдвижение идеи проекта, планирование, организация и выполнение работы и ее оценка.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, не менее 70% отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми уме­ниями и навыками. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Дидактико-технологическое оснащение включает тематические плакаты по всем разделам, тематические карты, инструкционные технологические карты, лекала, проверочные тесты по всем разделам.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.

С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости про­цесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у обучаю­щихся культуру труда и делового общения.


    1. Организация образовательного процесса.


Примерная программа разработана для обучения школьников 8 класса с учетом использования времени национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения и рассчитана на 35 недель по 2 часа в неделю.

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;

  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • - урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • - комбинированный урок;

  • - урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа

  • практическое занятие

  • урок – игра

  • выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  2. Письменного контроля и самоконтроля.

  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии:

  1. Дифференцированное обучение.

  2. Операционно-предметная система обучения.

  3. Моторно-тренировочная система.

  4. Операционно-комплексная система.

  5. Практические методы обучения.

  6. Решение технических и технологических задач.

  7. Учебно-практические или практические работы.

  8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.

  9. Опытно - экспериментальная работа.

  10. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

  11. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).

  12. Кооперативная деятельность обучающихся.

  13. Коллективное творчество.



























2. Образовательные результаты обучения.

2.1. Планируемые результаты по окончании

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента:

знать/понимать – основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды. Приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь – рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию, составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами, оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия; находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечение безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.



Планируемые результаты по окончании 8 класса

Должны знать/понимать:

  • влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов, пестицидов и т. п.;

  • общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях;

  • правила оказания первой помощи при ожогах, поражении током, пищевых отравлениях;

  • общие сведения о муке, видах мучных изделий, технологию приготовления песочного теста;

  • общие сведения о холодных напитках, роли их в питании человека, русские национальные напитки;

  • требования к качеству готовых блюд, правила подачи готовых блюд к столу;

  • технологию производства трикотажных полотен, свойства, ассортимент, способы ухода; ассортимент прокладочных материалов, способы применения;

  • виды лёгкого женского платья, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к нему, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы халата, особенности моделирования плечевых изделий;

  • назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) и краевых (окантовочного с открытыми и закрытыми срезами, окантовочного тесьмой), технологическую последовательность обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачной, застежки на пуговицы;

  • способы раскладки выкройки на ткани, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправление дефектов изделия; технологическую последовательность изготовления халата;

Должны уметь:

  • оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;

  • приготавливать песочное тесто и печенья из него; приготавливать воздушный пирог из яблок;

  • приготавливать холодные напитки, коктейли;

  • сервировать стол к банкету - коктейлю;

  • соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских;

  • работать с журналами мод, читать и строить чертёж, снимать и записывать мерки, моделировать фасоны халатов;

  • выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной с закрытыми срезами) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабатывать застежку в шве тесьмой «молния», пройму и горловину подкройной обтачной, косой бейкой; обрабатывать кокетку;

  • выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами, обрабатывать низ халата, горловину и пройму подкройными обтачками, обрабатывать застежку халата на пуговицы.

  • определять качество готового изделия, демонстрировать его.


















3. Учебно-методическое и материально-техническое оснащение.

3.1. Учебно-методическое оснащение курса.


Учебники:

  1. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004

  2. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014



Дополнительные пособия для учителя:

  1. А. П.Чижикова. Кружок конструирования и моделирования. – М. «Просвещение». 1990.

  2. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника /А.Т.Труханова – М. Изд. «Высшая школа». 1993.

  3. Мельникова Л.В. Обработка тканей./Л.В.Мельникова - М. «Просвещение». 1986.

  4. Технология: Обслуживающий труд. Тесты 5-7 классы, С.Э. Маркуцкая, Изд. «Экзамен», 2009

  5. «Технология в схемах, таблицах и рисунках» 5-9 классы. Обслуживающий труд. С.Э. Маркуцкая, Изд. «Экзамен». 2009

  6. Технология обработки ткани. Учебное пособие. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 2005

  7. «Технология» 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология» 8 класс под редакцией В.Д.Симоненко в двух частях. Волгоград. Изд. «Учитель». 2003

  8. Уроки по курсу «Технология» 5-9 классы. Перова Е.Н. Изд. «5 за знания». 2008

  9. Технология. Метод проектов в технологическом образовании. Сасова И.А. Пособие для учителя. Изд. «Вента-Граф» 2008

  10. DVD «Технология»

  11. DVD «Секреты обаяния. МОДА»

  12. DVD «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006».













    1. Материально-техническое оснащение.



Название


Кол-во

Кабинет обслуживающего труда


1

Столы


10

Стулья


17

Шкаф


1

Раскройный стол


1

Швейные машины:

«Janome»

«Аврора»

9

1

Оверлок


2

Утюг


2

Гладильная доска


2

Манекен


2

Зеркало напольное


1

Компьютер


1

Принтер


1

Компьютерный стол


1

Инструменты и приспособления для швейных работ

ножницы, сантиметровая лента, иглы ручные, игольницы, линейки, мел и т.д.

в достаточном кол-ве

Кухонная мебель

гарнитур

5 предметов

Стол обеденный


1

Плита электрическая.

«Мечта»

1

Холодильник


1

Посуда

столовая, чайная и т.д.

в достаточном кол-ве

Электрочайник


1




Пароварка


1

Блендер


1

Микроволновая печь


1

Электровафельница


2

Огнетушитель


2

Методические пособия

Плакаты, инструкционные карты, инструкции, DVD диски, коллекции и т.д.

в наличие





4. Содержание программы.


Содержание программы 8 класса



п/п


Наименование темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

ВВОДНЫЙ УРОК

1ч.

1



Введение.

1

1


2-4

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

3ч.

2

1


Трикотажные полотна. Прокладочные материалы.

Практическая работа:

Сравнивание различных видов прокладочного материала, трикотажных полотен.

2

2

1

5-6

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ

2ч.

1

1


Специальные швейные машины.

Практическая работа: «Обметывание срезов на краеобметочной машине».

2

1

1

7-14

КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

8ч.

1

7


Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок.

Практические работы: «Снятие мерок».

Расчет и построение чертежа.

Построение чертежа

Изготовление выкройки

2


2

2

2

1


1


2

2

2

15-20

МОДЕЛИРОВАНИЕ

6ч.

2

4


Выбор модели домашнего халата, зарисовка в тетради, ее описание. Способы моделирования домашнего халата.

Выполнить моделирование в тетради и на выкройке.

Подготовка выкройки. Определение расхода ткани.

4

2

4

21-52

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ

32ч.

2

30


Раскладка выкройки на ткани. Раскрой.

Подготовка деталей кроя к сметыванию.

Подготовка изделия к первой примерке. Проведение первой примерки.

Обработка изделия после первой примерки.

Обработка деталей.

Обработка застежки.

Обработка горловины.

Обработка проймы.

Вторая примерка. Обработка изделия после второй примерки.

Обработка нижнего среза изделия.

Окончательная обработка изделий. ВТО изделия.

Обработка петель и пришивание пуговиц.

4

4

4

2

2

2

2

4

2

2

2

2

1

1

3

3

4

2

2

2

2

4

2

2

2

2

53-56

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

4ч.


4


Защита творческого проекта

4


4

57-70

КУЛИНАРИЯ

14ч.

5

9


Физиология питания. Личная гигиена и профилактика заболеваний.

Блюда из теста.

Технология приготовления тортов, пирожных из песочного теста.

Холодные напитки.

ЭТИКЕТ.

2


6

2


4

2


2

1



4

1


4


ИТОГО

70

14

56



  1. Поурочное планирование.


Поурочное планирование. 8 класс.


урока/
дата


Тип урока


Тема урока


Элементы содержания

Кол-во часов


ЗУН


ТСО

Вид

самостоятельной деятельности


ВВОДНЫЙ УРОК (1ч.)

1

Урок-беседа

Введение.

Содержание курса. Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. Правила поведения в мастерской, ППБ,ОТ, оказание первой помощи.


1

Знать: правила поведения в мастерской, ТБ, ПБ, ОТ на рабочем месте

Уметь оказать первую помощь

Инструкции по ТБ, ПБ, ОТ, оказанию первой помощи.

опрос


МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ (3ч.)


2-4

комбинированный урок

Трикотажные полотна. Прокладочные материалы.

Технология производства трикотажных полотен. Свойства. Ассортимент. Уход.

Прокладочные материалы. Ассортимент. Способы применения.

Практическая работа:

Сравнивание различных видов прокладочного материала, трикотажных полотен.


3

Знать этапы производства трикотажных полотен, способы ухода, свойства, ассортимент трикотажных полотен; назначение прокладочных материалов, технологию применения, ассортимент.

Уметь: ухаживать за трикотажными полотнами, технологию применения прокладочных материалов.

Образцы

Опрос, выполнение практических заданий


МАШИНОВЕДЕНИЕ (2ч.)


5-6

комбинированный урок

Специальные швейные машины.

Правила ТБ. Специальные швейные машины

Практическая работа: «Обметывание срезов на краеобметочной машине».



2

Знать: правила ТБ, классификацию и назначение специальных швейных машин.

Уметь заправлять и регулировать натяжение нитей, обрабатывать срезы на краеобметочной машине (оверлоке).

Таблицы, инструкционные карты, образцы.

Опрос, выполнение практических заданий



КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (8ч.)


7-8

комбинированный урок

Измерение фигуры человека. Правила снятия мерок.

Домашняя одежда.

Требования, предъявляемые к одежде.

Приемы измерения фигуры для построения чертежа плечевого изделия без рукава.

Практическая работа:

Снятие мерок.


2

Знать требования, предъявляемые к домашней одежде, ассортимент домашней одежды, правила снятия мерок и их обозначение.

Уметь снимать мерки и записывать их обозначения.

ИКТ (диск «Мода», домашняя одежда)


Плакат «Измерение фигуры человека», манекен, сантиметровая лента, шнурок, тетрадь.

Опрос, выполнение практических заданий

9-10

практическое занятие

Расчет основы чертежа.

Расчет величин для построения чертежа плечевого изделия.


2

Знать приемы и последовательность расчета конструкции Уметь: выполнить расчет

Инструкционные карты, плакаты, тетрадь, масштабная линейка

выполнение практических заданий

11-12

практическое занятие

Построение чертежа

Построение чертежа плечевого изделия в масштабе 1:4


2

Знать приемы построения чертежа.

Уметь: построить в тетради чертеж в масштабе 1:4.

Инструкционные карты, плакаты, тетрадь, масштабная линейка

выполнение практических заданий

13-14

практическое занятие

Изготовление выкройки

Изготовление выкройки на свой размер.

Контроль выполнения.


2

Уметь построить выкройку самостоятельно, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках.

Чертежные инструменты, тетрадь, бумага, чертежные инструменты, с.л.

выполнение практических заданий



МОДЕЛИРОВАНИЕ (6ч.)


15-20

комбинированный урок

Моделирование нагрудной вытачки. Выбор модели.

Способы переноса нагрудной вытачки.

Выбор модели домашнего халата, зарисовка в тетради, ее описание. Моделирование в тетради и на выкройке.

Подготовка выкройки.

Определение расхода ткани.


6

Знать способы и приемы переноса нагрудной вытачки

Уметь: переносить нагрудную вытачку в соответствии с выбранной моделью, описать выбранную модель по плану, подготовить выкройку, рассчитать расход ткани.

Зарисовки различных моделей домашней одежды, журналы мод, тетрадь, выкройка, план описания модели, цветная бумага.

выполнение практических заданий



ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ (32ч.)


21-24

практическое занятие


Раскладка выкройки на ткани. Раскрой.

Подготовка ткани к раскрою.

Способы рациональной раскладки выкройки на ткани.

Раскрой халата.

Контроль качества.


4

Знать требования подготовки ткани к раскрою; варианты рациональной раскладки выкройки на ткани, размеры припусков. Уметь подготовить ткань к раскрою: найти дефекты, декатировать ткань, выполнить рациональную раскладку, раскроить.


Инструкционные карты, инструменты и приспособления, выкройки, ткань

выполнение практических заданий

25-28

практическое занятие

Подготовка деталей кроя к сметыванию

Составление плана последовательности обработки плечевого изделия.

Правила ТБ при выполнении ручных работ.

Подготовка деталей кроя к сметыванию.

4

Знать последовательность обработки плечевых изделий, способы переноса меловых линий.

Уметь наносить на детали кроя необходимые контрольные линии, переносить линии кроя на противоположную сторону.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления, детали кроя

выполнение практических заданий

29-32

практическое занятие

Подготовка изделия к первой примерке.

Проведение первой примерки

Подготовка изделия к первой примерке.

Проведение первой примерки и исправление недочетов

4

Знать ТУ и приемы соединения двух разнородных срезов плечевых изделий, из которых один должен иметь посадку или вытачку, последовательность проведения первой примерки.

Уметь: определить и исправить недочеты после примерки.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления, изделие

выполнение практических заданий

33-34

практическое занятие

Обработка деталей.

Обработка мелких деталей изделия.

2

Знать: технологию обработки деталей

Уметь: обрабатывать детали

Детали изделия, инструкционные карты

выполнение практических заданий

35-38

практическое занятие

Обработка изделия после первой примерки.


Правила ТБ при выполнении влажно-тепловых и машинных работ.

Обработка изделия после первой примерки.

Обработка вытачек, плечевых и боковых швов.

4

Знать последовательность обработки плечевых и боковых швов.

Уметь в соответствии с ТУ выполнить обработку. Качественно выполнить ВТО.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления, изделие

выполнение практических заданий

39-40

практическое занятие

Обработка застежки

Способы обработки застежки. Обработка застежки цельнокроеным или отрезном подбортом.

2

Знать способы обработки застежки.

Уметь обрабатывать застежку на халате цельнокроеным или подкроенным подбортом.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления, изделие

выполнение практических заданий

41-42

практическое занятие

Обработка горловины

Обработка горловины изделия косой бейкой, подкроенной обтачкой с закрытым или открытым срезом.

2

Знать: способы обработки выреза горловины.

Уметь: обрабатывать горловину подкроенной обтачкой, окантовочным швом, бейкой.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления, изделие

выполнение практических заданий

43-44

практическое занятие

Обработка проймы

Обработка проймы изделия косой бейкой, подкроенной обтачкой с закрытым или открытым срезом.

2

Знать способы обработки проймы

Уметь: обрабатывать пройму подкроенной обтачкой, окантовочным швом, бейкой.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления, изделие

выполнение практических заданий

45-46

практическое занятие

Вторая примерка. Обработка изделия после второй примерки

Последовательность проведения второй примерки. Обработка изделия после нее.


2

Знать: последовательность и приемы проведения второй примерки.

Уметь: провести вторую примерку, исправить недочеты.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления, изделие

выполнение практических заданий

47-48

практическое занятие

Обработка нижнего среза изделия.

Способы обработки нижнего среза изделия.

2

Знать способы обработки нижнего среза изделия.

Уметь обрабатывать нижний срез изделия швом вподгибку с открытым, закрытым срезом.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления, изделие

выполнение практических заданий

49-50

практическое занятие

Обработка нижнего среза изделия. ВТО изделия.

Окончательная обработка изделий.

ВТО изделия.

Контроль качества.


2

Знать: последовательность ВТО, способы проверки качества изделия.

Уметь выполнить ВТО изделия в соответствии с требованиями; проверить качество изделия.

Инструкционные карты, инструменты и приспособления, изделие

выполнение практических заданий

51-52

практическое занятие

Обработка петель и пришивание пуговиц

Обработка петель и пришивание пуговиц.

Контроль качества.

2

Знать: приемы обработки петли, пришивания пуговиц.

Уметь: обрабатывать петли, пришивать пуговицы

Инструкционные карты, инструменты и приспособления, изделие

выполнение практических заданий


ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ (4ч.)


53-56

выполнение учебного проекта


Защита творческого проекта

Этапы выполнения творческого проекта. Организационно - подготовительный этап.

Защита творческого проекта. Демонстрация изделий. Чаепитие.

4

Знать: этапы выполнения, правила оформления, составления плана, разработки и выполнения творческого проекта.

Уметь: защитить проект, готовое изделие

Изделия, проекты

выполнение практических заданий


КУЛИНАРИЯ (14ч.)


57-58


комбинированный урок


Введение. Физиология питания. Личная гигиена и профилактика заболеваний.

Правила ТБ при выполнении кулинарных работ. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Физиология питания. Личная гигиена и профилактика заболеваний. Микроорганизмы. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Пищевые инфекции. Признаки пищевых отравлений. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.


2

Знать: Правила ТБ, санитарно-гигиенические требования, виды пищевых отравлений, способы первой помощи при пищевых отравлениях.

Уметь: оказать первую помощь при пищевых отравлениях.

Плакаты, таблицы

опрос

59-64

комбинированный урок

Блюда из теста.

Технология приготовления тортов, пирожных из песочного теста.


Мука. Виды мучных изделий. Блюда из теста. Технология приготовления тортов, пирожных из песочного теста с начинкой и кремом. Технология приготовления суфле, шарлоток, воздушных пирогов.

Практические работы:

Приготовление песочного печенья. Приготовление воздушного пирога из яблок


6

Знать: о взаимосвязи продуктов, входящих в состав теста и определяющих вкус, требования к качеству готовых изделий из теста, технологию приготовления изделий из теста, о работе кондитера.

Уметь: выпекать и оформлять изделия из песочного теста.

Инструкционные карты, плакаты, инвентарь, продукты питания, ИКТ (диск «Технология», раздел «Кулинария»)

выполнение практических заданий

65-66

комбинированный урок

Холодные напитки.

Холодные напитки. Роль холодных напитков в питании человека. Русские национальные напитки.

Практическая работа:

Приготовление холодных напитков, коктейлей.


2


Инструкционные карты, плакаты, инвентарь, продукты питания.

выполнение практических заданий

67-70

Урок-игра.

ЭТИКЕТ.


Банкет - коктейль



4

Знать: правила проведения банкета-коктейля, правила поведения на банкете-коктейле

Уметь накрыть стол для банкета, правила поведения, этикет одежды.

Плакаты, инвентарь, наглядные пособия.

выполнение практических заданий


5. Тематический план.


Тематический план 5 – 8 классы


Разделы и темы

Количество часов/классы

5


6

7

8


ВВОДНЫЙ УРОК

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.


ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

6ч.

3ч.

4ч.

3ч.


ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ

12ч.

6ч.

5ч.

2ч.


РУЧНЫЕ СТЕЖКИ И СТРОЧКИ ВТО.

8ч.





СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ
И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

30ч.

36ч.

34ч.

46ч.


Рукоделие






Конструирование швейных изделий

8ч.

8ч.

8ч.

8ч.


Моделирование

2ч.

4ч.

6ч.

6ч.


Технология изготовления швейного изделия

20ч.

24ч.

20ч.

32ч.


ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

2ч.

4ч.

6ч.

4ч.


КУЛИНАРИЯ

10ч.

16ч.

15ч.

14ч.


Санитария и гигиена

2

1

1

1


Физиология питания

2

1

1

1


Технология приготовления пищи

5

12

11

8


Этикет. Сервировка стола

1

2

2

4


ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА


4ч.

3ч.



Интерьер дома



3



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (полугодовая)



2ч.



ИТОГО

70

70

70

70










Календарное тематическое планирование




8 кл.

1 четверть

18

2 четверть

14

3 четверть

20

4 четверть

18


ВСЕГО:


70



































7. Список литературы


  1. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004

  2. В.И.Ермакова. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 3-е издание – М. Просвещение. 2000

  3. А. П.Чижикова. Кружок конструирования и моделирования. – М. «Просвещение». 1990.

  4. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника /А.Т.Труханова – М. Изд. «Высшая школа». 1993.

  5. Мельникова Л.В. Обработка тканей./Л.В.Мельникова - М. «Просвещение». 1986.

  6. Технология обработки ткани. Учебное пособие. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 2005

  7. Уроки по курсу «Технология» 5-9 классы. Перова Е.Н. Изд. «5 за знания». 2008

  8. Технология. Метод проектов в технологическом образовании. Сасова И.А. Пособие для учителя. Изд. «Вента-Граф» 2008

  9. «Технология в схемах, таблицах и рисунках» 5-9 классы. Обслуживающий труд. С.Э. Маркуцкая, Изд. «Экзамен». 2009

  10. «Технология» 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология» 8 класс под редакцией В.Д.Симоненко в двух частях. Волгоград. Изд. «Учитель». 2003

  11. DVD «Технология»

  12. DVD «Секреты обаяния. МОДА»

  13. DVD «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006»