Принято решение «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогического совета Приказ ______ № _____ от _______
______________________________ Директор ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
7 класс
Учитель-составитель программы
Мищенко Станислав Леонидович
Учебный год __________
Общее количество часов - 70
В том числе:
теоретические -20
практические -50
в том числе:
проектная деятельность -13
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по технологии.
Примерная образовательная программа по технологии, рекомендованная Министерством образования и пауки РФ.
Программа «Технология». Сасова И.Л., Марченко Л.В.. М : издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ 2006.
Аннотация к рабочей программе по «Технологии» 7 класс
Рабочая программа по технологии для 7 классов общеобразовательных учреждений подготовлена в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников.
Программа основана на использовании метода проектов в технологическом образовании школьников, способствующем формированию у учащихся понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества, развивающем творческое мышление, самостоятельность, инициативность и ответственность за принятые решения.
Программа является модифицированной, ная программа,000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 разработана на основе федеральной типовой программы «Технология. 5-8 классы» Министерства образования и науки РФ (под ред. Сасова И.А., Марченко А.В. на основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования области «Технология», реализуется базисный уровень усвоения материала. Программа предполагает обучение в объеме 68 учебных часов в 7 классе (2 учебных часа в неделю).
Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» в 7- ом классе –обеспечить усвоение ими основ политехнических знаний и умений по элементам техники, технологий , материаловедения, в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.
Основной формой организации учебного процесса в 7-ом классе является сдвоенный урок Основными методами в обучении технологии являются познавательно- трудовые упражнения, практические и лабораторно-практические работы Это позволяет организовать практическую творческую деятельность в полном объеме. Проекты могут выполняться учащимися как в специально отведенное в программе, так и интегрироваться с другими разделами программы. По окончании курса технологии в 7-ом классе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки конструкционных материалов, изготовления и художественного оформления изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями промышленных и производственных предприятий.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Проверка знаний учащихся осуществляется путем устного опроса и текущих или итоговых письменных контрольных работ ( контрольных заданий, тестов, задач, кроссвордов и т.д.). По каждому разделу программы разработаны контрольные задания в форме тестов: по технологии обработки конструкционных материалов, конструированию и моделированию, машиноведению, ведению домашнего хозяйства и т.д.
Проверка умений учащихся проводится в виде практических, лабораторных работ, тестов, упражнений, которые предусмотрены на уроке.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Технология, Учебник для учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д.Симоненко, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2010.
Технология, Методические рекомендации Ю.В.Крупская, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2006
УМК Тесты, Технология Обслуживающий труд 5-7 классы, Москва, Издательство «Экзамен» 2006.
Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. (Серия “Учебно-методический комплект”)
Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”
Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009
Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Рабочая программа, подготовлена в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников. В нем заложены межпредметные связи с образовательными дисциплинами.
Эффективное использование метода проектов, в котором обучающиеся видят социальную, личностную значимость своего труда. Этот метод направлен на подготовку к самостоятельной жизни.
Пояснительная записка
Развитие социально-экономических отношений в России потребовало нового качества общего образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных школ нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, проявлять инициативу, творчество, предприимчивость, ответственность.
Значительные возможности для этого имеет школьный курс «Технология», включенный в инвариантную часть Федерального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 1993 году.
Технология - это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создает новый рукотворный мир.
Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определенным характеристикам, заданным на стадии проектирования.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включение учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов труда;
Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной и практической деятельности.
Основные задачи обучения
Ознакомление обучающихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.
Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.
Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
• Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации. В решении коллегии Министерства образования РФ была подчеркнута приоритетная роль курса «Технология» в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям (приказ Министерства образования РФ от 05.07.2000г. №2043).
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения {ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии; работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей; взаимосвязь , технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования).
Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности школьников, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценка качества, определение реального спроса на рынке товаров и услуг.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности (письмо Министерства образования РФ №585/11 - 13 от 12.04 2000г. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»).
Программа предусматривает выполнение трех-четырех проектов в год. Учитель вправе изменить количество выполняемых проектов. Каждый проект имеет свой «фокус», т.е. ориентацию на усвоение учащимися обязательного минимума содержания общего образования и определенных компонентов проекта. В процессе выполнения проекта и по его завершении учитель осуществляет контроль и оценивает качество работы обучающегося.
Опираясь на свой опыт и учитывая региональные особенности, учитель и школьники могут выбирать другие, не перечисленные в программе объекты для проектирования. Возможно и изменение порядка изучения тем внутри разделов.
Программа представляет собой организационное единство целей, ценностей и содержания технологического образования детей 5-8 классов, а также условий организации образовательного процесса.
В соответствии с новым базисным учебным планом Федеральный компонент выделяет на курс «Технология» в 5-7 классах 68 часов ежегодно (по 2 часа в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю). Кроме того, предусмотрена возможность выделения часов на технологическое образование из компонента образовательного учреждения (вариативная часть). Это позволит обучающимся 8-9 классов выполнять комплексные межпредметные проекты, в том числе и связанные с профессиональным самоопределением. В программу включены целевые установки, очерчен базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности, охарактеризованы требования к подготовке школьников.
В программе фиксируются возможности выполнения проектов с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов международной сети Интернет.
Особенностью программы является то, что овладение обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты. Проекты содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности детей, их самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению.
Учебный проект представляет собой вид учебной деятельности, включающий:
Выявление потребностей людей и общества;
Определение конструкторско-технологической или иной творческой задачи по предмету проектирования;
Разработку перечня критериев, которым должно соответствовать изделие или услуга, удовлетворяющее конкретную потребность;
Выдвижение идей по проектированию и изготовлению изделия;
Выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям;
Исследования процесса планирования и изготовление изделия или услуги;
Изготовление изделия или оказание услуги;
Проведение испытания в реальной ситуации;
Оценку процесса проектирования и качества изготовленного изделия.
В результате обучения по курсу «Технология» с использованием метода проектов дополнительно к основным требованиям обучающиеся должны: знать /понимать
как определять потребности людей;
какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;
3. как планировать и реализовывать творческий проект;
уметь
кратко формулировать задачу своей деятельности;
отбирать и использовать информацию для своего проекта;
определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;
оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличие времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;
выполнять упражнение для приобретения навыков изготовления изделий высокого качества;
планировать изготовление изделий и изготовлять их;
определять затраты на изготовление изделий, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;
испытывать изделие на практике;
анализировать недостатки изготовленного изделия и определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;
формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;
И. определять перечень профессий, необходимых для промышленного изготовления конкретного изделия; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни элементы маркетинга для продвижения своего товара, разрабатывать рекламу своего изделия.
Программой отводится 60-70% учебного времени на изготовление изделий (включая учебный труд - упражнения на приобретение умений обработки материалов и использования инструментов, эксперименты, лабораторно-практические работы с материалами и т.п.).
Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные линии, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство предлагаемых проектов.
Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения с целью получения изделия заданного качества.
Выполнение упражнений предусматривает овладение определенными знаниями, умениями и навыками (см. Приложение 1).
Работая по методу проектов, учитель должен помнить, что этот метод органически включает в себя ряд специальных воспитательных приемов.
Формирование сознания (взглядов, убеждений, идеалов). Это методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащегося с целью формирования у них взглядов и убеждений личности, которая будет жить в демократическом обществе.
Формирование творческих начал (способностей, активности, самостоятельности, инициативности).
Мотивация и стимулирование деятельности. Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику право на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.
Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения.
Контроль, самоконтроль и самооценка учеником деятельности.
В основу планирования положены: деятельностный подход и прикладная направленность обучения технологии; межпредметное согласование курса технологии и предметов естественно-математического цикла; оптимизация учебной нагрузки учащихся.
При составлении содержания образовательной области «Технология» использованы общедидактические принципы (научность, доступность, связь с жизнью, преемственность, последовательность, культуросообразность, фундаментальность, личностная ориентация содержания, учет возрастных особенностей детей, интеграция содержания и его дифференциация и др.), политехнический и диалектический принципы развития в обучении, предполагающие возвращение на новом этапе к уже изученному для перехода на более высокий уровень.
Большинство проектов не требует дополнительных ресурсов, сверх имеющихся в школах.
В программе имеются следующие разделы.
«Вводное занятие». 1 час В этом разделе школьники знакомятся с правилами внутреннего распорядка в мастерской и распределением общественных обязанностей между учениками, правилами безопасного труда, организацией труда на рабочем месте, рациональном размещении инструментов, охраной окружающей среды и экономным расходованием всех видов ресурсов, основными разделами программы обучения, по которым учащиеся будут выполнять проекты, с проектными изделиями, изготовленные учащимися в предшествующие годы.
«Основы проектирования» 13 часов учит детей творчески использовать знания и трудовые умения для решения задач, выдвигаемых практикой, раздел является комплексным и объединяет все содержание технологического образования учащихся в предыдущих классах.
Этот раздел делится на две части: теоретическую (1часа) - в начале года и практическую (12 часов) - в конце года. Обучающиеся должны усвоить общие способы организации проектной деятельности, овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени. В течение года происходит накопление материала, творческих идей и находок, поэтому практическая часть творческого проекта перенесена в конец года.
Работа по методу проектов может быть реализована как индивидуально, так и коллективно. Учитывая преемственность технологии и трудового обучения, в период освоения метода проектов на изготовление изделия следует отводить примерно 70% учебного времени.
В результате изучения раздела «Основы проектирования» школьник должен: знать/понимать
что такое учебный проект;
основные компоненты проекта;
с чего начинается технологический проект; уметь
определять потребности людей и общества;
проводить опрос (интервью) для определения потребностей;
осуществлять дизайн-анализ изделий;
обосновывать выбор изделия для проекта;
формулировать задачу проекта;
разрабатывать перечень критериев для выбранного изделия;
представлять результаты проектной деятельности;
• проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребностей и выявления возможностей их удовлетворения с учетом существующих ресурсов; изготовления изделий, соответствующих определенным потребностям; планирования и организации преобразовательной деятельности; поиска необходимой информации.
Раздел «Технология ведения домашнего хозяйства» (10 - *8 часа) - готовит к использованию технологических знаний и умений для рационального ведения домашнего хозяйства. В содержании этого раздела значительное место занимает получение знаний об основных видах современной бытовой техники, функциональных зонах, а также умение выполнять ремонтно-отделочные работы в доме.
Одним из ведущих направлений данного раздела программы должно стать ознакомление с негативными последствиями влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей.
В результате изучения этого раздела школьник должен:
знать/понимать
• назначение основных видов современной бытовой техники; уметь
планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат;
подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений;
• рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
Раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» (44 -
*42 ч.) в нем говорится об организации самостоятельной творческой завершенной работы по изготовлению изделий из наиболее распространенных материалов (древесины, металла, пластика и др.) Ученики знакомятся со свойствами конструкционных материалов и осваивают технологии их обработки.
Реализация проекта связана с постоянным решением задач, одни из которых сопряжены с усвоением новых знаний и умений по обработке конструкционных материалов, другие - с использованием на практике ранее приобретенных знаний и умений, третьи - с поиском и выбором конкретных решений по преобразованию материалов в конечный потребительский продукт.
Выбор объектов проектирования должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, их интересам, материально-техническим условиям школьных мастерских, педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и имел потребительский спрос.
Важно, чтобы на примере технологической обработки выбранного материала учащиеся овладели целостной системой умственных и практических действий, предусмотренных государственным стандартом по технологии и требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.
Работа над проектом по созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов включает школьников в процессы разработки конструкции изделия; освоение технологий обработки материалов; выбора и наладки оборудования, инструментов, приспособлений; изготовления, контроля и оценки качества изделия.
Особое внимание учащихся обращается на правила безопасного труда.
Программой предусмотрено также изучение элементов машиноведения и материаловедения. Обучающиеся знакомятся с устройством и работой токарного станка по обработке древесины, токарно-винторезного, сверлильного и фрезерного станков.
Часы, отводимые в учебном плане на изучение способов художественной обработки материалов и овладение ими, могут быть использованы для оформления изделий из древесины и металла или отведены на самостоятельный проект.
На этих занятиях дети получают первоначальные сведения о роли эстетики в жизни людей, об основах художественной обработки материалов и традиционных видах декоративно-прикладного творчества; обсуждают требования, предъявляемые к декоративно-художественным изделиям, получают сведения о ремеслах, распространенных в данной местности.
Важно, чтобы было создано завершенное изделие, отвечающее как функциональным, так и эстетическим требованиям. При этом выбор объектов труда основывается па политехническом обучении и традиционных видах художественной обработки материалов.
Выполняя проекты в 7 классе углубляют знания и умения конструировать несложные изделия из простых деталей, составлять технологические карты, определять последовательность изготовления детали по технологической карте, выполнять технологические операции, связанные с обработкой материалов резанием и пластическим формованием.
Наличие в учебных мастерских (или в школе) компьютеров позволяет использовать их для создания и редактирования изображений изделий, предусмотренных проектом; моделирования и конструирования изделий; проведения расчетов, оформления рекламных буклетов; разработки фирменных знаков (логотипов); выбора оптимальных размеров заготовок; изготовления рисунков и чертежей с использованием графического редактора; для управления техническими устройствами и т. д.
В результате изучения раздела «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» ученик должен:
знать/понимать
способы защиты материалов от воздействия окружающей среды;
виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов;
традиционные виды ремесел, народных промыслов;
уметь
обосновывать функциональные качества изготовленного изделия (детали);
выполнять разметку деталей на основе технологической документации;
проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием;
осуществлять инструментальный контроль качества изготовленного изделия (детали);
осуществлять монтаж изделий;
выполнять отделку изделий;
освоить один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;
«Электротехнические работы» (4ч.) - ознакомление с элементами электротехники, необходимыми для выполнения проектов и обусловленными самой жизнью. В процессе теоретического обучения обучающиеся знакомятся с электрификацией быта, назначением, устройством электротехнических и электробытовых приборов.
В результате изучения раздела «Электротехнические работы» школьник должен:
знать/понимать
повседневной жизни для безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды; выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.
Достижение этих целей и решение поставленных задач предполагается посредством выполнения проектов.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся VIIкласса должны:
иметь представление о современных технологиях;
иметь общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, полимерных, композитных и керамических материалах, их свойствах и области применения;
знать роль техники и технологии в развитии человечества, уметь привести примеры изобретений, внесших коренные изменения в основы технологии производства; * знать классификацию машин по выполняемым ими функциям;
иметь понятие о технологическом процессе и его элементах, об общем алгоритме построения
технологии обработки деталей; уметь выбирать технологическую схему обработки отдельных
поверхностей в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним;
знать общие принципы технического и художественного конструирования изделий;
иметь общее представление об особенностях устройства и принципа действия станков с ЧПУ и
роботов, об особенностях гибких технологий;
уметь выполнять отдельные операции и изготавливать простейшие детали из древесины и металлов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;
уметь рационально организовывать рабочее место при выполнении работ ручными инструментами и на станках, соблюдать правила безопасности труда; работать, распределяя и согласовывая совместный труд;
уметь составлять индивидуальный или бригадный проект учебно-производственной деятельности;
уметь конструировать и изготавливать объемные изделия из тонкого листового металла (жести) и
проволоки типа игрушек-сувениров и т. п.;
владеть основами художественной обработки древесины или металлов; конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения таких работ.
Список литературы
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - №6.
Жураковская В.Д., Симоненко В.Д. Десять творческих проектов. - Брянск: БГПУ, 1997.
Илаева Л.М., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Творческие проекты для учащихся 5-7 классов по технологии обработки конструкционных материалов. - Брянск, 1995.
Казакевич В.М. О примерных программах основного общего образования по образовательной области «Технология» // Школа и производство. - 1998. - №6.
Капустин В.С. Выполнение проектов на уроках технологии в 5-7 классах // Школа и производство. - 1998. - №1.
Карачёв А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. - 1997. — №2.
Кругликов Г.И. Как обучать технологии: О методах обучения и проверки знаний // Школа и производство. - 1998. - №6.
Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. -М.,2001.
Леонтьев А.В. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология» в I–ХI классах средней школы // Школа и производство. - 1997. - №6.
Лернер П.С. Поговорим о дизайне // Школа и производство. - 1993. - №2.
Ляукина М.В., Кузьмина М.А. Основы художественного ремесла. - М., 1999.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - М., 1998.
Марченко А.В. Об обязательном минимуме содержания общего среднего (полного) образования по «Технологии» и особенностях профессиональной подготовки обучающихся // Школа и производство. - 1999. - №5.
Матяш Н.В. Проектный метод в системе технологического образования // Педагогика. -2000. - №4.
Об особенностях реализации минимального содержания образовательной области «Технология»: Методическое письмо Министерства образования РФ от 22.05.1998 №8-11/14-12 // Вестник образования. - 1998. - №10.
Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»: Письмо Министерства образования РФ №585/11-13 от 12.04.2000.
Полякова С.Г. Метод проектирования. 5-9 классы. - М., 1998.
Программа основного общего образования по образовательной области «Технология»./ Под ред. Полякова В. А., Атутова П.Р. - М., 1998, 2001.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. I-IV, V-ХI классы. - М., 1996; 2001.
Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998. Временные требования к обязательному минимуму содержания образования образовательной области «Технология» (технология, трудовое обучение, черчение) // Сборник нормативно-методических материалов по технологии. - М.: Вентана-Граф, 2002.
Программно-методические материалы «Технология. 5-11 классы» / Сост. А.В.Марченко. - М., 1999.
Сасова И.А. Курсом на «Технологию» // Школа и производство. - 1998. - №2.
Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство. - 1993. - №5.
Тематический план
(7 класс)
Разделы программ, темы | Количество часов |
1. Вводное занятие | 1 (*1) |
2. Основы проектирования (теоретическая часть) | 1 (*1) |
3. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов 3.1. Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Технология обработки металла с элементами машиноведения | 44(*42) |
22(*22) 22(*20) |
4.Технология ведения домашнего хозяйства 4.1. Основы технологии ремонтно-строительных работ | 10(*8) |
10(*8) |
* 4.2. Электротехнических работ в быту | (*4) |
2. Основы проектирования (практическая часть) | 12 (*12) |
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ ИТОГО | 2 68 (*68) |
* – вариант планирования с электротехническими работами
Учебно-тематический план
(7 класс)
№ п/п | Разделы, темы | Содержание | Практическая работа |
1. 2. 2.1. | Вводное занятие. (1 ч.), (*1ч.) Основы проектирования. (13 ч.), (*13ч.) Теоретическая часть (1 ч.), (*1ч.) | Школьные учебные мастерские - правила внутреннего распорядка в мастерской. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Организация труда и оборудование рабочего места. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях. Рациональное размещение инструмента. Правила безопасного труда. Охрана окружающей среды. Экономное расходование всех видов ресурсов. Демонстрация проектных изделий, изготовленных учащимися 7 класса в предшествующие годы. Распределение общественных обязанностей между учащимися. | Просмотр проектов, выполненных учащимися в предшествующие годы.
|
2.1.1. | Подготовка и планирование работы над проектом (проект, потребности, задачи, этапы проекта) – урок систематиза-ции обобщения изученного материала в 6 классе. 1ч. (*1ч.) | Учебный проект. Основные компоненты учебного проекта. Первичное определение темы и цели проекта, потребностей в изделиях, которые могут изготовить обучающиеся. Краткая формулировка задачи, оценка возможностей для выполнения проекта. Набор первоначальных идей. «Банк проектов». Определение источников информации, способов её сбора, критериев оценки. | Корректировка материалов накопительной папки за предыдущий год и создание накопительной папки на 6 класс, выбор её названия. Знакомство с «Банком проектов» и обсуждение его тематики. |
3. 3.1 3.1.1 3.1. 2 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов 44(*42) ч. Технология обработки древесины с элементами машиноведения 22(*22)ч. Разработка конструкции деталей из древесины. 2ч. (*2ч.) Разработка технологической карты на изготовление детали из древесины. 2ч. (*2ч.) | Основные этапы разработки конструкции изделия. Организация этой работы в промышленности. Содержание чертежей деталей, имеющих сочетание цилиндрических, конических и фасонных поверхностей. Назначение и условия работы изделия. Разновидности конструкций однотипных изделий. Конструктивные элементы деталей. Технические и геометрические формы, типовые детали и соединения. Правила выбора технических форм в соответствии с принципами конструирования и назначением детали. Общность в конструкциях. Последовательность выполнения чертежей деталей при конструировании. Задачи планирования. Этапы и содержание работы. Назначение и виды технологических карт. Требования к технологическим картам в условиях промышленного производства. Функции технолога. Содержание технологической карты, применяемой в школе. Последовательность её разработки. | Изучение конструкций деталей и их соединений. Выбор материала, определение форм и размеров деталей, способов их соединения. Выбор способов отделки. Выполнение эскизов деталей. Изучение чертежей и эскизов деталей, которые будут изготовляться при изучении темы. Определение этапов работы, названия операций и их распределение в логике технологического процесса. Содержание графических изображений в технологической карте, наименования технологических инструментов и приспособлений для выполнения операций. Проверочный анализ технологической карты. |
3.1.3 | Заточка деревообрабатывающих инструментов. 2ч. (*2ч.) | Заточка инструментов в условиях промышленного производства. Заточные станки и приспособления. Зависимость углов заточки инструментов от породы, свойств древесины и вида обработки. Правила и приёмы заточки деревообрабатывающих инструментов в условиях школьной мастерской. Приёмы самоконтроля и меры предупреждения брака. Правила безопасности труда. | Подготовка рабочего места. Определение вида режима заточки. Установка и закрепление инструментов в приспособлениях для заточки. Испытание инструмента. Уборка рабочего места. |
3.1.4 | Изготовление изделий, содержащих детали с коническими и фасонными поверхностями. 6ч. (*6ч.) | Токарный станок по дереву как технологическая машина. Общность в устройстве станков (сверлильного и токарного). Разновидности конструкций однотипных узлов станков. Механизмы главного движения и подачи. Кинематическая схема станка. Прогрессивные технологии в деревообрабатывающем производстве. Режим экономии сырья и электроэнергии в процессе производства. Правила и приёмы разметки, выполнения операций с помощью деревообрабатывающих инструментов. | Изучение технологической карты. Выбор заготовки. Организация рабочего места. Разметка, обработка ручными инструментами и на токарном станке по дереву. Контроль качества работы с применением штангенциркуля. |
3.1.5 | Сборка деталей. 4ч. (*4ч.) | Способы соединения деталей в условиях промышленного деревообрабатывающего производства. Последовательность и приёмы работы при сборке деталей из древесины в школьной мастерской. Меры предупреждения брака и способы его исправления. Правила безопасности труда при сборке. | Подготовка рабочего места. Разметка деталей. Сборка их с помощью столярных соединений. Склеивание. Контроль качества соединения. |
3.1. 6 | Отделка изделия. 2ч. (*2ч.) | Способы отделки изделий из древесины в промышленном производстве. Виды лакокрасочных покрытий. Последовательность и приёмы отделки изделий из древесины в условиях школьной мастерской. Правила организации рабочего места и безопасности труда. | Зачистка, шлифование, выжигание и т.д. Покрытие масляными лаками и красками. Просушивание изделия. Отбор лучших работ для школьной выставки. |
3.1.7 | Художественная отделка изделий из древесины. 4ч. (*4ч.) | Развитие народных промыслов художественной обработки древесины. Отделка древесины в промышленности. Художественное оформление выжиганием, росписью, инхрустация, резьбой по дереву (контурная, геометрическая, прорезная, по фону и т.д.). Элементы и технология резьбы, инхрустации, росписи, выжигания. Инструменты и приспособления. Правила организации рабочего места, безопасные приёмы труда. | Разработка эскизов резьбы, инхрустации, росписи, выжигания (по выбору учащихся). Перенос, копирование на изделие. Подготовка рабочего места. Выполнение художественной отделки изделия с соблюдением и выполнением безопасных приемов труда. Окончательная отделка изделия лакокрасочными материалами, соблюдение техники безопасности при работе. |
3.2 3.2.1 | Технология обработки металла с элементами машиноведения 22(*20)ч. Чтение чертежей цилиндрических деталей. 1ч.(*1ч.) | Порядок чтения чертежей, содержащих цилиндрические детали. Обозначение уклона и конусности на чертеже. Назначение и функции детали, изделия. | Изучение образцов деталей, изделий. Чтение чертежей и технологических карт. |
3.2.2 | Разработка технологической карты. 1ч. (*1ч.) | Требования к изделию. Этапы конструирования. Приёмы и правила определения материала, формы, размеров, расположения конструктивных элементов детали. Приёмы выполнения эскиза детали. Последовательность разработки технологической каты. Способы рационализации технологического процесса. | Разработка конструкций деталей ( выбор материала, формы, размеров, расположения и размеров конструктивных элементов детали, выполнение эскизов). Разработка технологической карты ( возможно как домашнее задание). |
3.2.3 | Устройство токарно-винторезного станка. 2ч. (*2ч.) | Токарно-винторезный станок – технологическая машина.Операции, выполняемые на токарно-винто-резном станке (обтачивание, растачивание, сверление, зенкерование, развёртывание, нарезание резьбы и др.). Передача главного движения и движения подачи. Устройство и назначение станины, основания, коробки скоростей, передач, суппорта, задней бабки. Органы управления станком. Способы и приёмы управления (изменение частоты вращения шпинделя, скорости подачи и т.д.). Современные токарно-винторезные станки. Правила безопасности труда при работе на токарном станке. Правила ухода за ним. | Упражнения в установке частоты вращения шпинделя, включении и выключении станка при минимальной частоте вращения, ручном и механическом перемещении суппорта вдоль станины. |
3 .2.4 | Виды и назначение токарных резцов. 2ч (*2ч.) | Назначение токарных резцов, их виды. Общее устройство, поверхности резания и основные элементы резца: передняя, главная задняя, вспомогательная задняя, главная режущая кромка, вспомогательная кромка, вершины, углы резца: задний, передний, заострения, резания, главный угол в плане. Зависимость качества обработки поверхности от величины углов резца. | Ознакомление с внешним видом резцов. Определение типов резцов, их элементов, углов заточки ( с помощью угломера). Установка резцов в резцедержателе. |
3.2.5 | Приёмы работы на токарно-винторезном станке. 4ч. (*4ч.) | Органы управления станком. Понятие о режимах резания. Правила установки и закрепления заготовки, резцов, свёрл. Приёмы подрезания торцов, точения уступов и фасок, отрезания, сверления и т.д. Применение технологических приспособлений при точении. Приёмы контроля и меры предупреждения брака. Правила безопасности труда. | Осмотр, проверка исправности станка. Подготовка рабочего места. Упражнения по управлению станком (установка резца, закрепление заготовки, продольное и поперечное перемещение резца, механическое перемещение суппор та, пуск и остановка). Установка подрезного резца. Подрезание тор-цов детали. Установка проходного резца. Обтачивание поверхности заготовки. Протачивание выступов фасок, канавок. Установка сверла и сверление. Отрезание заготовки. Контроль изделия. |
3.2.6 3.2.7 | Нарезание наружной и внутренней резьбы. 4ч. (*4ч.) Устройство горизонтально-фрезерного станка. 2ч. (*2ч.) | Приёмы использования таблиц при выборе диаметра сверла, стержня для получения отверстий под метрическую резьбу. Нарезание резьбы плашкой на токарном станке. Последовательность и приёмы нарезания резьбы. Способы контроля качества резьбы. Меры предупреждения брака. Правила безопасности труда. Назначение и виды фрезерных станков. Операции, выполняемые на горизонтально-фрезерном станке. Основные его части. Сходство и различие в принципе работы и конструкции различных металлорежущих станков (двигатель, передаточный механизм, исполнительный орган). Кинематическая схема станка. Виды фрез (цилиндрическая, дисковая и др.). Режущая часть фрезы и её элементы. Процесс фрезерования и использование фрезерных работ в современном производстве. Органы и приёмы управления станком. | Подготовка рабочего места. Изучение чертежа, техноло-гической карты. Разметка загото-вки. Сверление отверстий, снятие фаски. Подготовка инструмента для нарезания резьбы. Закрепление заготовки. Нарезание резьбы. Контроль качества работы. Изучение расположения рукояток управления станком. Установка различных частот вращения по схеме. Пуск и остановка станка при минимальной и максимальной частотах вращения шпинделя. Упражнения в перемещении консоли, стола, салазок, установке и закреплении заготовок. |
3 .2.8 | Приёмы работы на горизонтально-фрезерном станке. 2ч. (*2ч.) | Приёмы подготовки станка к работе (проверка исправности, комплектность приспособлений, инструментов и т.д.). Выбор режимов резания. Правила установки фрез и закрепления заготовок. Приёмы фрезерования плоскостей. Меры предотвращения брака. Правила безопасности труда. | Подготовка станка к работе. Выбор оптимального режима резания. Закрепление заготовки и пробное фрезерование. Обработка поверхности. Контроль качества фрезерования. |
3 .2.9 | Классификация сталей. Термическая обработка сталей. 4ч. (*2ч.) | Изменение свойств стали в зависимости от содержания углерода. Сталь. Чугун. Количество углерода содержащегося в углеродистой стали. Отличие углеродистой стали от легированной. Применение и обозначение инструментальной углеродистой стали, легированной. Виды термической обработки сталей. Цвета каления при закалке заготовок. Изменение свойств стали при закалке. Цвета побежалости при нагреве заготовок. Отпуск и отжиг стали. Чтение технологической карты термической обработки стали. Определение материала, размеров и формы заготовок. Расчёт припусков и времени термообработки детали. Сущность и изменение свойств стали в зависимости от режима термообработки. | Изготовление изделия с применением комплекса усвоенных слесарных операций и последующей закалкой (отпуском). |
4. 4.1 4.1.1 | Технология ведения домашнего хозяйства 10 (*8) ч. Основы технологии ремонтно-строительных работ 10ч. (*8ч.) Основы технологии оклейки помещений обоями. 2ч. (*2ч.) | Виды обоев. Клеи и способы их приготовления. Филёнка, бордюр, фриз, гобелен. Подготовка стен к оклейке обоями. Последовательность оклейки стен обоями. | Рассмотреть образцы обоев и определить их тип. Изучить образцы клеев для наклейки обоев. Потренироваться отмечать на стене вертикальную линию с помощью отвеса и горизонтальную с помо-щью шнура. Придумать и нари-совать в рабочей тетради в цвете свой вариант оклейки стен обоями (возможно как домашнее задание). |
4.1.2 4.1.3 | Основы технологии малярных работ. 2ч. (*2ч.) Основы технологии плиточных работ. 2ч. (*2ч.) | Малярные работы, как способ отделки помещений. Зависимость цвета и внутреннее пространство окрашиваемого помещения. Олифа, эмаль, лаки. Их использование. Подготовка поверхности перед окрашиванием, меры безопасной работы. Инструменты и приспособления для малярных работ. Трафареты и перенос рисунка на поверхность. Виды плитки, выпускаемые промышленностью для отделки помещений. Глазурь. Инструменты, растворы и материалы применяемые для наклейки плиток. Этапы плиточных и ремонтных работ, в случае, когда облицовочные плитки вываливаются. Резка плиток. Безопасные приёмы труда. | Рассмотреть инструменты для малярных работ и записать назначение каждого из них в рабочую тетрадь. Изготовить трафарет для нанесения в рабочей тетради рисунка в виде бордюра Подготовка рабочего места. Приготовление раствора для укладывания плитки. Упражнения по укладыванию плиток на учебном стенде. Безопасные приёмы труда. |
4.1.4 | Простейший ремонт в жилом помещении. 4ч. (*2ч.) | Способы уплотнения (утепления) деревянных рам и дверей. Устройство и технологии установки мебельных и дверных замков. Безопасные приёмы труда. | Организация рабочего места, подготовка материалов, инструментов. Упражнения по замене и установке, на учебном стенде, мебельных и дверных замков. |
*4.2 | Электротехнические работы в быту. *4 ч. | | |
*4.2.1 | Ознакомление с автоматическими устройствами и элементами автоматики.*2ч. | Устройства называемые автоматами. Основные элементы автоматических устройств. Действие устройства автоматического контроля, защиты управления и регулирования. Принцип действия, устройство и назначение электромагнита, реле, звонка и других типичных автоматических устройств. | Составить схему автоматического устройства. Составить план сборки изделия. Выбрать необходимые инструменты и материалы. Собрать изделие. Проверить качество собранной цепи. |
*4.2.2 | Монтаж электрической цепи. *2ч. | Устройство паяльника. Техника безопасной работы. Приёмы зачистки, лужения и пайки проводов. Правила проверки электрических цепей с помощью омметра (пробника). Последовательность монтажа электрической цепи изделия, содержащего элементы автоматики. | Зачистка, лужение и пайка проводов. Монтаж электрической цепи изделия. Проверка качества цепи омметром. |
2. | Основы проектирования. 12 ч. (*12 ч.) | | |
2.2 | Практическая часть. 12 ч. (*12ч.). | | |
2.2.1 | Организационно-подготовительный этап учебного проекта. 1ч. (*1ч.) | Сбор, изучение и обработка информации. Анализ проблемы, оригинальность выбранной темы. Планирование проектной деятельности. Определение необходимых материальных затрат. Сбор и уточнение информации. Перечень идей, обоснования выбранной темы проекта. | Выбор темы проектной работы. Формулировка целей и задач. Составление плана работы над проектом. |
2.2.2 | Конструкторский этап учебного проекта. 1 ч. (*1ч.) | Разработка конструкторской документации. Государственные стандарты – ЕСКД и ЕСТД. Решение промежуточных задач. Экологические требования к техническим решениям и процессам. | Выполнение эскиза проектируемого изделия и упражнений по разработке конструкторской документации. |
2.2.3 | Технологический этап учебного проекта. 7 ч. (*7ч.) | | |
2.2.3.1 | Разработка технологической документации. 1 ч. (*1ч.) | Разработка технологических карт. Способы изготовления изделия. Потребительские качества (физиологические, безопасность, эстетические, экономические). Дизайн. | Разработка технологической документации (инструкционной карты работы над изделием). |
| | | |
2.2.3.2 | Изготовление проектируемого изделия. 6ч. (*6ч.) | Совершенствование трудовых умений и навыков обучающихся. | Изготовление проектируемого изделия. |
2.2.4 | Формирование и оформление результатов. 1 ч. (*1ч.) | Анализ информации. Формирование выводов. Испытание и оценка изделия. Эстетика (цвет, стиль, эргономичность). | Оформление учебного проекта, оценка проекта. |
2.2.5 | Защита учебного проекта. Оценка результатов проектной деятельности. 2ч. (*2ч.) | Презентация проекта. Защита проекта по плану: тема проекта, обоснование выбора, преимущества данного варианта по сравнению с другими, описание проекта. Анализ выполнения учебного проекта. Собственная оценка выполненной работы. | Обсуждение проектов. |
Резервное время 2 часа
ИТОГО : 68 (*68 ) часов
* – вариант планирования с электротехническими работами
14