ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»
Согласовано Председатель ЦМК _______ Н.И.Анастасьева «___»__________2018 г. | Утверждаю Зам. директора по УПР _________В.В.Ульянова «____»____________2018г. |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.08 Культура речи и этика поведения специалиста
подготовки специалистов среднего звена по специальности
Код и наименование специальности: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
г. Дальнегорск, 2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортасреднего профессионального образования, (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 383 от 22.04.2014
2. Учебного плана специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортаутвержденного «28» июня 2018 года.
Организация-разработчик:
краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Дальнегорский индустриально-технологический колледж»
Разработчик:
Коняева Галина Анатольевна – педагог-психолог КГА ПОУ «ДИТК»
Рецензент:
Нина Ивановна Анастасьева – председатель цикловой методической комиссии
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
На заседании цикловой методической комиссии
Протокол № ___ от «____» _________ 20____ г.
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации рабочей учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1 паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Культура речи и этика поведения специалиста»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в состав укрупненной группы 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использоваться в дополнительном профессиональном образовании, на курсах переподготовки и повышения квалификации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл, за счет вариативной части.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка;
пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основы культуры устной и письменной речи;
основные нормы русского литературного языка и их разновидности;
нормы речевого этикета в различных сферах общения;
основы профессиональной этики;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
в соотношении общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов/ зачетных единиц |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
Практические работы | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
подготовка и написание сообщений и докладов решение ситуативных задач подготовка к деловым играм творческие работы работа и Интернет-источниками анализ производственных ситуаций | 4 4 4 4 4 4 |
Итоговая аттестация в форме недифференцированного зачета | |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины«Культура речи и этика поведения специалиста»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Понятие культуры речи. Нормы русского литературного языка | Содержание учебного материала | 12 | |
1 | Инструктаж по ТБ. Понятие культура речи. Социальные аспекты, качества хорошей речи. Речевая культура как основа формирования делового имиджа | 1 | 2 |
Практические занятия | | |
1 | Практическое занятие. Речевая культура как основа формирования делового имиджа | 5 | |
2 | Практическое занятие. Речевые ошибки и пути их преодоления. Техника речи в деловом разговоре | |
3 | Практические занятия№1 Изучение понятий: культура речи, литературный язык, языковая норма Знакомство с аспектами культуры речи, видами норм русского литературного языка Определение видов речевых ошибок | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферативных сообщений по темам: «Особенности устной и письменной речи», «Значение словарей в жизни человека» ,составление диалогов(преобразовать монологическую в диалогическую). | 6 | |
Раздел 2. Деловой этикет | Содержание учебного материала | 14 | |
1 | Речевой этикет: приветствие, представление | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1 | Практическое занятие. Специфика делового разговора. Основные ошибки. Использование этикета в целях самопрезентации. | 6 | |
2 | Практическое занятие. Этикет деловых отношений. Этика ведения деловой переписки и телефонных переговоров. Значимость культуры подарка в деловой жизни. | |
3 | Практическое занятие №2 «Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности». | |
Самостоятельная работа обучающихся Функциональные стили русского языка. Работа с Интернет-источниками | 6 | |
Раздел 3. Понятие габитарного имиджа. | Содержание учебного материала | 16 | |
1 | Габитарный имидж и деловая репутация. Бизнес стиль делового мужчины и деловой женщины. Сходства и различия. | 3 | 2 |
Практические занятия | | |
1 | Практическое занятие №3 «Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)» | 5 | |
2 | Практическое анятие. Вибрация цвета и рисунка в гардеробе делового человека. Стандарты в одежде сотрудников. Дресс-код. | |
3 | Практическое занятие №4 «Изучение особенностей функциональных стилей речи. Определение принадлежности текста к функциональному стилю речи» | |
Самостоятельная работа обучающихся Характеристика понятия культура речи. Стилистический анализ текста | 8 | |
Раздел 4. Преодоление причин неэффективного делового общения | Содержание учебного материала | 16 | |
1 | Неречевой имидж | 2 | 2 |
Практические занятия | | |
1 | Практическая занятие. Умение слушать собеседника как возможность сделать деловое общение более эффективным. Преодоление барьеров общения собеседников. | 10 | |
2 | Практическое занятие №5 Изучение особенностей публичной речи Использование приемов грамотного общения с аудиторией. | |
3 | Практическая занятие. Планирование замечаний собеседников. | |
4 | Практическое занятие №6 Применение формул речевого этикета. Изучение правил делового общения. Использование основных приемов общения. Оформление служебных документов. | |
5 | Практическое занятие №7 Деловая игра «Кораблик», психологическая игра «Встречают по одежке» | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка публичного выступления Подготовка реферативных сообщений по темам: «Речевой этикет юриста». «Невербальные средства общения» | 4 | |
Раздел 5. Профессиональная этика. | Содержание учебного материала | 14 | |
| 1 | Культура телефонного общения. Визитные карточки в деловой жизни. | 5 | 2 |
| 2 | Поведение за столом. Имидж делового человека. | 2 |
| 3 | Этикет деловых отношений | 2 |
| Практические занятия | | |
| 1 | Практическое занятие. Словесный этикет. Профессиональная этика. | 8 | |
| 2 | Практическое занятие №8 Разыгрывание производственных ситуаций поступления на работу. | |
| 3 | Практическое занятие №9 Упражнение в употреблении этикетных формул делового общения. | |
| 4 | Практическое занятие №10 Описание индивидуальных конфликтов и определение возможных мер по их профилактике. | |
| Итоговая контрольная работа по предмету – недифференцированный зачет | 1 | |
Всего: | 72 | |
3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Этики и психология общения».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
стенды;
учебно-методические пособия.
Технические средства обучения:
компьютер;
обучающие видеофильмы.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Основы этики и психологии профессиональной деятельности: учебник для средних профессиональных учебных заведений.-3-е изд., стереотипное. Шеламова Г.А.М .:Издательский центр «Академия», 2016
Культура речи и деловое общение в 2ч. Часть 1: учебник и практикум для СПО/ А.П.Панфилова, А.В.Долматов; под.общ. ред. А.П.Панфиловой. М.:ИздательствоЮрайт, 2018.- 231с.
Культура речи и деловое общение в 2ч. Часть 2: учебник и практикум для СПО/ А.П.Панфилова, А.В.Долматов; под.общ. ред. А.П.Панфиловой. М.:ИздательствоЮрайт, 2018.- 258с.
Русский язык и культура речи Введенская Л.В., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Ростов на/Д: Феникс, 2015.
Этика и психология профессиональной деятельности: учебное пособие. Прохина В.Л., Черкалин Е.А. Краснодар: «Северо-кавказский техникум» «Знание», 2014.-186 с.
Этикет деловых отношений: Учебное пособие для НПО.- 5-е изд., стереотипное. Шеламова Г.М. М.:Издательский центр «Аркадия», 2014.
Деловая культура и психология общения: Учебное пособие для СПО. Шеламова Г.М. М.:Издательский центр «Аркадия, 2015.
Дополнительные источники:
Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Наука,2014г.
2. Аминов, И.И. Психология делового общения. – М.: Омега-Л, 2014.
3. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению. – СПб.: Питер, 2015.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2014.
5. Бороздина, Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2016.
6. Горянина, В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2014.
7. Дерябо, С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 2015.
8. Леонтьев, А.А. Психология общения. – М.: Академия, Смысл, 2015.
9. Петровская, Л.А. Общение-компетентность-тренинг. – М.: Смысл, 2015.
10. Столяренко, Л.Д. Психология управления. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
Интернет-ресурсы
http://www.studentlibrary.ru ЭБС «Консультант студента»
Студенческая электронная библиотека.
http://www.knigafund.ru КнигаФонд: электронно-библиотечная система
https://studfile.net/preview/6208272/ Шеламова Г.М., Деловая культура и психология общения- М. Издательский центр «Академия», 2015
https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/09/13/borozdina_g.v._psikhologiya_delovogo_obshcheniya.docx Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2016.
4 Контроль и оценка результатовосвоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка; - строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; - обнаруживать и устранять ошибки и недочеты на всех уровнях структуры языка; - пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основы культуры устной и письменной речи; - основные нормы русского литературного языка и их разновидности; - нормы речевого этикета в различных сферах общения; - основы профессиональной этики; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения | устный опрос; (конспект, подготовка и оформление рефератов, докладов, проектов) письменная самостоятельная работа Оперативный контроль: - фронтальный опрос, -подготовка сообщений - контроль самостоятельной работы студентов в письменной форме. Тестирование с различными видами тестовых заданий: альтернативный и множественный выбор, упорядочение, задания со свободно конструируемым ответом |