Приложение 1.1.
к ППРКС по профессии
13.01.10. Электромонтер по ремонту
и обслуживанию электрооборудования
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Салават, 2022
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 13.01.10 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 802 от 02.08.2013.
Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)
Разработчик: Головин В.Д., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО, входящим в состав:
- укрупненную группу профессий: 13.00.00 Электро – и теплоэнергетика;
- по специальности 13.01.10 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
1. | 2. | 3. |
ОК 1 - ОК 6; ПК 1.1 - 3.2 | - читать чертежи средней сложности и сложных конструкций, изделий, узлов и деталей; - пользоваться конструкторской документацией для выполнения трудовых функций; - выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов; | - основные правила чтения разработки, конструкторской документации; - общие сведения о сборочных чертежах; - основы машиностроительного черчения; - требования единой системы конструкторской документации; - правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов; - технику и принципы нанесения размеров; - классы точности и их обозначение на чертежах. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№ п/п | Вид учебной работы | Объем часов |
1. | Максимальная учебная нагрузка (всего) | 68 |
2. | Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
| в том числе: | |
2.1 | практические занятия | 12 |
2.2 | контрольные работы | 1 |
3. | Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебного материала учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
РАЗДЕЛ 1 | Графическое оформление чертежей | |
Тема 1. Основные правила оформления чертежей. | 1. Стандарты. Форматы. 2. Основная надпись. Линии чертежа. 3. Шрифты чертежные. Масштабы. 4. Основные сведения о нанесении размеров. | 4 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.2 – 1.3 ПК 3.1 – 3.2 |
Самостоятельная работа: Единая система конструкторской документации (ЕСКД). | 1 | | |
Тема 2. Геометрические построения и аксонометрические проекции. | 1. Построение параллельных прямых, взаимно-перпендикулярных прямых, углов. 2. Деление окружности на равные части. 3. Последовательность выполнения сопряжения. Поверхности вращения. 4. Аксонометрические проекции. 5. Общие сведения о проецировании. 6. Центральное и параллельное проецирование. 7. Построение прямоугольных проекций предмета. | 9 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.2 – 1.3 ПК 3.1 – 3.2 |
8. Практическое занятие: Графическая работа №1 « Геометрические построения». 9. Практическое занятие: Графическая работа №1 « Геометрические построения». | 2 |
Самостоятельная работа: Чертежные материалы. Инструменты и принадлежности. Поверхности вращения. Вычертить три проекции по рисунку модели. Нанести размеры. | 4 | | |
Раздел 2 Рабочие машиностроительные чертежи и эскизы деталей. | | | |
Тема 1. Изображения: виды, разрезы, сечения. | 1. Основные и дополнительные виды сечения. 2. Разрезы. Условности и упрощения. | 2 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.2 – 1.3 ПК 3.1 – 3.2 |
Самостоятельная работа: Графические обозначения материалов и правила их нанесения на чертежах. Самостоятельно начертить разрез детали по заданному примеру. | 2 | | |
Тема 2. Рабочий чертеж, эскиз детали. | 1. Изображение деталей на машиностроительных чертежах. 2. Указание на чертежах шероховатости и покрытий. 3. Нанесение размеров и предельных отклонений. 4. Эскиз детали. 5. Назначение эскизов. Порядок выполнения эскизов в соответствии со стандартом ЕСКД. 6.Этапы снятия эскизов с натуры. Требования к эскизам. 7. Технический рисунок. 8.Отличие технического рисунка от аксонометрической проекции. 9. Выполнение технического рисунка детали с натуры. | 11 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.2 – 1.3 ПК 3.1 – 3.2 |
10. Практическое занятие: Графическая работа № 2 Выполнение рабочего чертежа «Вала». 11. Практическое занятие: Графическая работа № 2 Выполнение рабочего чертежа «Вала». | 2 |
Самостоятельная работа: Общие правила выполнения чертежей. Нанесение на чертежах обозначений покрытий термической и других видов обработки. Самостоятельное выполнение эскиза детали с натуры. Правила выполнения эскизов и чертежей технических деталей. | 4 | | |
Тема 3. Правила выполнения некоторых деталей и соединений. | 1. Резьбы. Резьбовые соединения. 2. Крепежные изделия. 3. Шпоночные и шлицевые соединения. 4. Неразъемные соединения. | 8 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.2 – 1.3 ПК 3.1 – 3.2 | |
5. Практическое занятие: Графическая работа № 3 Выполнение рабочего чертежа болтового соединения. 6. Практическое занятие: Графическая работа № 3 Выполнение рабочего чертежа болтового соединения. 7. Практическое занятие: Графическая работа № 4 Выполнение рабочего чертежа сварного соединения 8. Практическое занятие: Графическая работа № 4 Выполнение рабочего чертежа сварного соединения | 2 | |
Раздел 3. Чертежи общего вида и сборочные чертежи. | | | | |
Тема 4. Чертежи общего вида и деталирование. Выполнение сборочных чертежей. | 1. Общие требования. 2. Размеры на сборочных чертежах. 3. Условности и упрощения на сборочных чертежах. 4. Нумерация позиций. Обозначение чертежа. 5. Деталирование. | 7 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.2 – 1.3 ПК 3.1 – 3.2 | |
6. Практическое занятие: Графическая работа № 5 Выполнение сборочного чертежа по рабочим чертежам деталей. 7. Практическое занятие: Графическая работа № 5 Выполнение сборочного чертежа по рабочим чертежам деталей. | 2 | |
Самостоятельная работа: Изображение некоторых изделий и устройства на чертежах общего вида. Содержание сборочного чертежа. Спецификация. Чтение рабочих чертежей. Чтение сборочного чертежа. | 5 | | | |
Раздел 4. Схемы. | | | | |
Тема 5. Общие сведения о схемах. | 1.Кинематические схемы. 2.Электрические схемы. 3. Гидравлические схемы. 4. Пневматические схемы. | 6 | 1 | ОК 1-6 ПК 1.2 – 1.3 ПК 3.1 – 3.2 | |
5. Практическое занятие: чтение кинематических схем. 6. Практическое занятие: чтение электрических схем. | 2 | |
Самостоятельная работа: Виды и типы схем. Правила выполнения и чтения схем. Чтение гидравлических схем. Чтение пневматических схем. | 4 | | | |
| Дифференцированный зачет. | 2 | | | |
Теоретических занятий | 36 | | | |
Практических занятий | 12 | | |
Самостоятельная работа | 20 | | |
Всего: | 68 | | |
Примечание к таблице:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено
следующее специальное учебное помещение:
- кабинет «Техническое черчение»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (дидактические материалы содержащие рисунки, схемы, оп-ределения, таблицы, плакаты, предназначенные для демонстрации преподавателем на лекциях; презентационные материалы по темам).
- технические средства обучения:
- телевизор;
- компьютер преподавателя;
- экран;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Бродский А.М. Инженерная графика (металлообработка): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования- 16-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2020.- 400 с.
2. Павлова А.А. Техническое черчение: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования- 16-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2020.- 272 с.
3. Бродский А.М. Практикум по инженерной графике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования- 13-е изд., стер.- М.: Издательский
центр «Академия», 2019.- 192 с.
4. Бродский А.М. Черчение (металлообработка): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования - 14-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 400 с.
5. Миронов Б.Г. Сборник упражнений для чтения чертежей по инженерной графике: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования- 11-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 128 с.
6. Вышнепольский И.С. Техническое черчение; Учебник для сред. проф.- техн. училищ.- 5-е изд. испр.-М.; Высш. школа, 2014.-191 с.
3.2.3. Интернет ресурсы.
1. Инженерная графика: Электронный образовательный ресурс по дисциплине "Инженерная графика" для специальностей технического профиля.-М.:Академия,2013
2. Справочник конструктора машиностроителя. Режим доступа: http://www.prugini-spb.ru/anuriev/Anuriev_T1.pdf. - свободный . - Яз.русский.
3. Разработка чертежей: правила их выполнения и ГОСТы. Режим доступа: www.greb.ru/3/inggrafika-cherchenie/GOST.htm.- свободный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устных опросов, проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Оценка результатов освоения дисциплины (итоговая аттестация) осуществляется в форме дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1. | 2. |
Знания: - общие сведения о сборочных чертежа; - назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах; - правила оформления и чтения рабочих чертежей; - основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации; - геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем; - требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем. - приемы построения проекций моделей; - понятие эскиза, его назначение и этапы выполнения; - правила простановки габаритных, установочных, присоединительных и монтажных размеров; - правила чтения сборочных чертежей; - последовательность выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей; - виды электрических схем, их особенности и характеристики. | Устный и письменный опрос, тестирование, решение ситуационных и расчетных задач, выполнение самостоятельной работы. «Отлично» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены без ошибок. «Хорошо» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с незначительными ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины освоено частично, необходимые умения работы с освоенным материалом в сформированы не полностью, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, но некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. |
Умения: - читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов; - пользоваться технической и справочной литературой; - изображать и обозначать стандартные и специальные резьбовые соединения; - читать электрические схемы малой и средней сложности, производить маркировку. | Экспертное наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, оценка качества выполнения практических работ, решение расчетных задач, оценка результатов выполнения практических и лабораторных работ, оценка качества оформления отчетной документации. |
«Отлично» - практические и лабораторные работы выполнены самостоятельно и в установленный срок, ответы на контрольные вопросы без ошибок, отчетная документация заполнена без ошибок. «Хорошо» - практические и лабораторные работы выполнены в установленный срок, при выполнении требовались консультации преподавателя, ответы на контрольные вопросы даны с незначительными неточностями, отчетная документация заполнена без ошибок. «Удовлетворительно» - практические и лабораторные работы не выполнены в установленный срок, имеются ошибки в расчетах, ответы на контрольные вопросы даны не полностью, отчетная документация заполнена с ошибками. «Неудовлетворительно» - практические и лабораторные работы не выполнены в установленный срок, ответы на контрольные не даны, отчетная документация не заполнена. |