СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Мой край родной» Воронежской области 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание занятий направлено на расширение кругозора и развитие  познавательных интересов  учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Мой край родной» Воронежской области 5 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Мой край родной» Воронежской области

5 класс

Пояснительная записка

Направленность программы «Мой край родной» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной, общекультурной; по форме организации — групповой; по времени реализации — трехгодичной.

Программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373).

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Закона «Об образовании».

Примерных образовательных программ научно-познавательного направления.

Основной образовательной программы МКОУ Карайчевской ООШ

Учебного плана МКОУ Карайчевской ООШ

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в ней реализуются следующие принципы:

1. Актуальность.

В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию школьников, раскрытию их творческих способностей.

2. Научность.

Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Понятие «гражданственность» трактуется как освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

3. Системность.

Создается система краеведческой деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

- всеми участниками краеведческой деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

- урочной и внеурочной деятельностью;

- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации знания, получаемые учащимися, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, становятся важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой.

4. Практическая направленность.

Содержание занятий направлено на расширение кругозора и развитие познавательных интересов учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

5. Обеспечение мотивации.

Именно в школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

6. Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 17 занятий.

7. Курс ориентационный.

Он осуществляет знакомство с Воронежским краем, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам нашего края, расширяет кругозор, углубляет знания о крае.

8. Принцип гуманистической направленности.

При организации урочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

Индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
9.Принцип успешности и социальной значимости.

Формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

Цели программы:

  • формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае;

  • изучение истории города Воронежа, его искусства через судьбы и творчество знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т.д.; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;

  • воспитание на лучших традициях воронежской культуры, через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному краю, осознание своей причастности к его истории через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному краю;

  • пробуждение познавательного интереса к родному краю и его природной среде.

Задачи программы:

  • создание условия для освоения знаний об основных понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;

  • создание условия для применения знаний в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению;

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

Особенности программы.

Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению при переходе из класса в класс.. Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на обучающихся 5 класса. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации образовательной программы

Учебный курс «Мой край родной» является интегрированным курсом, состоящим из нескольких содержательных блоков, которые обеспечивают системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

Образовательная программа «Мой край родной» рассчитана на 1 год обучения, 17 часов в год,

Личностные результаты:

формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


Коммуникативные результаты:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Умение координировать свои усилия с усилиями других.

Формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


Метапредметные результаты:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату.

Литература

Воронежский край с древнейших времен и до конца XVII века / Сост. В.П. Загоровский. – Воронеж, 1976.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.- М.: Просвещение, 2010.

Основная образовательная программа МКОУ Карайчевской ООШ

Учебный план МКОУ Карайчевской ООШ

Люби и знай родной край. Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж- 2008.

Докучаев А.Т. Край Бутурлиновский. Издание администрации Бутурлиновского района Воронежской области, 1995г.


Календарно – тематическое планирование

по учебному курсу

«Мой край родной», 5кл.


I год обучения

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

фактич.


Край, где мы живем.

4


1.

Общая информация.

1



2.

Родное село.

1



3.

Столица – Воронеж.

1



4.

Природа Воронежского края

1




Страницы истории.

5


5.

Славяне на земле Воронежской.

1



6.

Основание Воронежа.

1



7.

Воронеж – колыбель русского флота.

1



8.

Великая Отечественная война.

1



9.

Страницы истории Бутурлиновского района

1




Чем славится Воронежский край.

4


10.

Родина орловского рысака.

1



11.

Воронежская «Катюша»

1



12.

Художественные промыслы Воронежской области.

1



13.

Государственный академический Воронежский русский народный хор им. К.И.Массалитинова.

1



По заповедным и памятным местам 3

14.

Костомарово.

1



15.

Шипов лес.

1



16.

Дивногорье. Обобщающий урок

1



17.

Итоговый урок.

1