Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Каллиграфия» 1 класс
Развитие универсальных учебных действий
В результате проведённых занятий курса «Каллиграфия» у обучающихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные УУД:
- научатся соотносить личные поступки и события с принятыми этическими принципами;- получат знания о моральных нормах и разовьют умение выделить нравственный аспект поведения;- научатся определять и формулировать цель выполнения задания конкретно для каждого ученика класса.
Регулятивные УУД:
- узнают приёмы самоконтроля и самопроверки;- научатся планировать свою работу;- познакомятся с приёмами оценки личной работы и работы одноклассников;- узнают способы коррекции ошибок выполненного задания.
Познавательные УУД:
- научатся выполнять комплекс упражнений для работы над дикцией;- будут определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст, продолжать текст, пересказывать текст;- смогут составлять текст - повествование и текст описание по рисунку;- сумеют восстанавливать деформированный текст, деформированное предложение;- научатся разгадывать и составлять кроссворды;- научатся работать со справочной литературой;- познакомятся с Толковым словарём и правилами работы с ним;- познакомятся с чистоговорками, скороговорками, пословицами русского народа, с русскими народными сказками и авторскими сказками;- научатся работать с новыми словами, многозначными словами, словами – синонимами, словами-антонимами.
Коммуникативные УУД:
- будут выполнять комплекс пальчиковой гимнастики;- научатся правильно и чётко произносить отдельные звуки;- смогут произносить фразы с разной заданной интонацией;- узнают правила работы в паре, в группе, со взрослым;
- познакомятся с особенностями выступления перед слушателями.
Содержание курса
Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии. Основные методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма: Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений вовремя этого показа. Списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Прием основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.
Основное содержание программы:
Гигиенические правила письма. Алфавит. Письмо букв Нн, Кк.
Письмо букв Бб, Вв, Юю, Дд.
Письмо буквСс, Ээ, Оо, Хх.
Письмо букв Жж, Зз, Ее, Ёё.
Письмо букв Рр, Гг, Пп, Тт.
Письмо букв Чч, Уу.
Письмо букв ъ, ь, ы.
Письмо букв Лл, Мм, Аа
Письмо букв Яя, Фф.
Письмо букв Йй, Ии, Шш.
Письмо букв Цц, Щщ.
Группа букв: л, м, Л, М, я, Я
Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч
Группа букв: с, С, е, о, О, а, д, б
Группа букв: ь, ъ, ы, в
Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.
Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф.
Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д.
Отработка написания соединений ол, ом, оя, об, од, оф.
Отработка написания соединений ок, он, оп, ог. ож. оз, ос.
Отработка написания соединений ое, ой, оц, ош, ощ.
Отработка написания соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае.
Отработка написания соединений: ие, ий, иц, ищ.
Безотрывное написание соединений: ел, ем, ег. еж, ез.
Рациональные способы соединений в словах.
Отработка написания соединений: яб, яр, яв, ят.
Письмо трудных соединений: юз, юг, юж, ют, юн.
Безотрывное написание соединений: ль, мь, ья, ье
Отработка написания заглавных букв русского алфавита.
Отработка написания элементов о, б, ю, д, ф букв и их соединений.
Работа по устранению графических недочетов.
Творческая мастерская «Волшебная ручка».
Итоговая работа по каллиграфии.
Конкурс по каллиграфии.
Тематическое планирование
№ | Тема | Виды учебной деятельности |
| История возникновения и развития письменности. Письмо ломанных и кривых линий. Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики) | Отвечатьна вопросы учителя о назначении прописи. Ориентироватьсяв прописи. Правильно располагать пропись на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме. Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма. Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. Обводить предметы по контуру. |
| Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии. Упражнения для осанки и развития мелкой моторики рук. Письмо крючков, петель и ломаных линий. |
| Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур. |
| Упражнения для работы над высотой букв. Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания | Принимать учебную задачу занятия. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма, демонстрироватьих выполнение в процессе письма. Обводить предметы по контуру, штриховать. Находить элементы букв в контурах |
| Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка. |
| Упражнения для работы над формой отдельных букв. Прием работы с калькой. |
| Упражнения для работы над формой отдельных букв. Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) Письмо заглавных букв: А ,Л, М. |
| Упражнения для работы над формой отдельных букв (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру) |
| Письмо букв с нижним элементом: з, р, у, д. (все виды штриховок и обводок) | предметных картинок, данных на страницах прописи. Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами, наклон. Чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец. Составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Называть правильно элементы букв. Сравнивать печатные и письменные буквы. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приѐм комментирования.Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. |
| Упражнения для работы над формой отдельных букв. Знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху |
| Упражнения для работы над формой отдельных букв. Знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой).Варианты написания элемента буквы «ы». |
| Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Особенности написания элемента «шапочка». |
| Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л. |
| Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ш, м. |
| Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о,ю. |
| Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л,я. |
| Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х,Ж. |
| Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч,у Сочетание чу-щу и ча-ща. |
| Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з. |
| Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е. |
| Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: с, э. |
| Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Выполнение заданий по образцу. | Воспроизводить форму изучаемой буквы и еѐ соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы с образцом. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приѐм комментирования. Оценивать свою работу. Записывать слова с комментированием Обводить по контуру орнамент, обводить и писать изученные буквы самостоятельно. Писать изученные ранее буквы в соответствии с образцом. Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках. |
| Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Выполнение заданий по образцу. |
| Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение. |
| Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение. |
| Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: верхнее соединение. |
| Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: верхнее соединение. |
| Рациональные способы соединений в словах. |
| Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов. |
| Работа по устранению графических недочетов. |
|
| Работа по устранению графических недочетов. |
| Конкурс по чистописанию. | Списывать без ошибок с письменного и печатного шрифтов. |
| Творческая мастерская «Волшебная ручка» |
| Итоговая работа по чистописанию. | Грамотно оформлять на письме предложения. Списывать текст, содержащий изученные правила, объяснять изученные орфограммы. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАЛЛИГРАФИЯ»
2 класс
Реализация программы внеурочной деятельности «Каллиграфия» обеспечивает достижение учащимися 2 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты освоения курса.
правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Повторяем написание основных элементов букв (10 ч)
Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые прямые наклонные линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. Большой и маленький овалы. Большие и малые полуовалы. Линия с петлёй вверху и внизу. Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки.
Отрабатываем написание форм букв по группам ( 8 ч)
Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. Группа букв: ь, ъ, ы ,в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.
Пишем правильно соединения букв (11 ч)
Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. Написание соединений ие, ий, иц, ищ. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. Написание соединений яб, яр, яв, ят. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. Написание соединений ль, мь, ья,ье. Написание заглавных и строчных букв в соединении. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. Рациональные способы соединения
Подводим итоги (5 ч)
Списывание печатного текста. Списывание письменного текста. Письмо под диктовку букв, соединений, слов, предложений
Конкурс по каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности |
1 | Повторяем написание основных элементов букв (10 ч) Ориентирование на листе бумаги. | Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность. |
2. | Большие и малые прямые наклонные линии. | Упражнения для движения кисти слева направо наоборот. Отработка правильного наклона, параллельности штрихов. Штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение для разминки: ритмирование. Игровая и познавательная деятельность. |
3. | Прямая линия с закруглением внизу. | Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Штриховка. |
4. | Прямая наклонная линия с закруглением вверху. | Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков. |
5. | Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. | Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность. |
6. | Большой и маленький овалы. | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность. |
7. | Большие и малые полуовалы. | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование. |
8. | Линия с петлёй вверху и внизу. | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Продолжение узора по образцу. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». |
9. | Малая и большая пламевидные прямые. | Упражнения в виде росчерка, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование. |
10. | Петля на линии строки. | Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Графический диктант. |
11. | Отрабатываем написание форм букв по группам (8 ч) Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. | Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. |
12. | Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. | Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность. |
13. | Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. | Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка. |
14. | Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. | Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Штриховка. |
15. | Группа букв: ь, ъ, ы ,в. | Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность. |
16. | Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. |
17. | Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. |
18 | Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д. | Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. |
19. | Пишем правильно соединения букв (11 ч) Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. | Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. |
20. | Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. | Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. |
21 | Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. | Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Творческая деятельность. |
22. | Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. | Работа над формой и соединением букв. Штриховка. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. |
23. | Написание соединений ие, ий, иц, ищ. | Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». |
24. | Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. | Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. |
25. | Написание соединений яб, яр, яв, ят. | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Обрывание листа бумаги. Штриховка. |
26. | Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. |
27. | Написание соединений ль, мь, ья,ье. | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. |
28. | Написание заглавных и строчных букв в соединении. | Практикум. Работа по образцам. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы. |
29. | Написание соединений Оо, Сс, Ээ. | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. «Клубочки», «Волны». |
30 | Подводим итоги (5 ч) Списывание печатного текста | Работа с текстом. Практикум. Чтение и списывание текста. Работа над соединением букв в словах. |
31 | Списывание письменного текста | Работа с текстом. Практикум. Чтение и списывание текста. Работа над соединением букв в словах. |
32 | Письмо под диктовку букв, соединений, слов, предложений | Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Проверка умения каллиграфически писать буквы и их соединения. |
33 | Конкурс по каллиграфии. | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. Проверка умения каллиграфически писать буквы и их соединения. |
34 | Итоговая работа по каллиграфии. | Самостоятельная работа по заданию. Проверка умения каллиграфически писать буквы и их соединения. |
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
« Каллиграфия» 3 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес письму (пером и тушью) как к акту творчества, способу самовыражения;
интерес к изучению старославянского языка;
познавательный интерес к новым способам письма;
адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность написанной буквы, орнаментальной цепочки, розетки, стремиться к совершенствованию собственного письма;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов каллиграфической-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
познакомиться с историей появления и развития русского письма, книжными традициями;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для каллиграфического творчества, письма;
познакомиться с приёмами создания орнамента, написания старославянских букв, буквицы-инициала, розетки, орнаментальной плетенки;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
совершенствовать навыки каллиграфической деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Содержание курса внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения к русскому языку, истории нашей Родины, развитию патриотизма. Практическое освоение каллиграфии букв кириллицы, тренирует мелкую моторику, оптический контроль, аккуратность, усидчивость.
Каллиграфия так же применима, как арт-терапия, компенсирующий механизм воспитания детей, помогающий ребенку снять нервное напряжение, обрести уверенность в себе и по-новому, через внутреннюю упорядоченность, вдохновиться на решение жизненных задач.
Научившись выводить красивые буквы, человек получает эстетическое удовольствие, а школьники перестают относиться к письму как к каторжной работе, становятся более усидчивыми. Влияние каллиграфии сказывается не только в изменении отношения к процедуре письма. Через проекты, реализуемые в процессе учебы, школьник обретает новую среду для общения, особый интерес в жизни и точку приложения своей энергии. Каллиграфия незаметно помогает научиться самоанализу, формирует веру в себя, желание и упорство в достижении целей. В процессе письма активно развивается мелкая моторика, во время каллиграфических упражнений активизируются те зоны головного мозга, которые «спят» во время работы на клавиатуре компьютера или при письме шариковой ручкой, активно работает и развивается механизм причинно-следственных связей, трехмерное видение.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории создания русской письменности;
трудолюбия, творческого отношения к учению, письму, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение правильной каллиграфической стойки, осанки, движения руки и тела при письме, приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности.
Программа включает в себя три раздела.
Раздел 1.
Как и чем писали на Руси. (6 часов)
Тема 1.1. Что такое каллиграфия? Вводное занятие, знакомство с детьми, с инструментами каллиграфии.
Тема 1.2. Привет Анфиму. Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте. Исторический экскурс, практикум.
Тема 1.3. Письмо на навощенных дощечках — церах. Новгородская псалтырь начала XI века — древнейшая книга Руси. Исторический экскурс, практикум.
Тема 1.4. Пергамент и тростниковая палочка. Остромирово Евангелие древнейший памятник русской письменности 1056-1057. Исторический экскурс — презентация. Практическая часть: осанка каллиграфа, установка руки, письмо бамбуковой палочкой и тушью, использование чернового листа.
Тема 1.5. Как писали гусиными перьями. Заточка и письмо. Практическое занятие. Упражнения на прямые вертикальные, горизонтальные линии, орнаментальная цепочка, угол пера 0 градусов, рычаг пальцев до 1,5-2 см.
Тема 1.6. Металлические перья. Практическое занятие. Письмо металлическими перьями. Упражнения на прямые вертикальные, горизонтальные линии, орнаментальная цепочка, угол пера 0 градусов рычаг пальцев до 1,5-2 см.
Раздел 2.
Аз, Буки, Веди — Я буквы ведаю. (12 часов)
Тема 2.1. Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий. Исторический экскурс — презентация. Упражнения на прямые вертикальные, горизонтальные и косые линии, орнаментальная цепочка, угол пера 0 градусов, рычаг пальцев до 1,5-2 см.
Тема 2.2. Русская вязь. Где мы с ней встречаемся. Презентация - практикум. Упражнения на прямые вертикальные, горизонтальные линии, орнаментальная цепочка, угол пера 0 градусов, рычаг пальцев до 3-4 см. ширококонечное перо.
Тема 2.3. Аз, Буки. Написание русской вязью, имяслов, история. Сообщения - презентации учащихся, выбравших эти буквы, практикум написания орнаментальных цепочек из этих букв.
Тема 2.4. Веди, Глаголь. Написание русской вязью, имяслов, история. Сообщения - презентации учащихся, выбравших эти буквы, практикум написания орнаментальных цепочек из этих букв.
Тема 2.5. Добро, Есть. Написание русской вязью, имяслов, история. Сообщения - презентации учащихся, выбравших эти буквы, практикум написания орнаментальных цепочек из этих букв.
Тема 2.6. Живете, Зело. Написание русской вязью, имяслов, история. Сообщения - презентации учащихся, выбравших эти буквы, практикум написания орнаментальных цепочек из этих букв, написание своего имени русской вязью.
Тема 2.7. Земля, Иже. Написание русской вязью, имяслов, история. Сообщения - презентации учащихся, выбравших эти буквы, практикум написания орнаментальных цепочек из этих букв. Написание своей фамилии русской вязью.
Тема 2.8. Како, Люди. Написание русской вязью, имяслов, история. Сообщения - презентации учащихся, выбравших эти буквы, практикум написания орнаментальных цепочек из этих букв. Написание пословицы: «Перо сильнее меча».
Тема 2.9. Мыслите, Наш. Написание русской вязью, имяслов, история. Сообщения - презентации учащихся, выбравших эти буквы, практикум написания орнаментальных цепочек из этих букв. Написание пословицы: «На ошибках учатся».
Тема 2.10. Он, Покой. Написание русской вязью, имяслов, история. Сообщения - презентации учащихся, выбравших эти буквы, практикум написания орнаментальных цепочек из этих букв. Написание пословицы: «Перо пишет, а ум водит».
Тема 2.11. Рцы, Слово. Написание русской вязью, имяслов, история. Сообщения - презентации учащихся, выбравших эти буквы, практикум написания орнаментальных цепочек из этих букв. Написание пословицы: «Бес терпенья нет ученья».
Тема 2.12. Твердо. Написание русской вязью, имяслов, история. Послание Кирилла, смысл заложенный в древнерусской азбуке. Сообщение учащегося выбравшего букву Твердо, практикум написания буквы, написание добрых пожеланий друг другу русской вязью. Презентация учителя.
Раздел 3
Велико ли перо, а большие книги пишет (16 часов).
Тема 3.1. Рукописные книги Древней Руси. Исторический экскурс, интерактивная экскурсия в библиотеку Фронтистеса.
Тема 3.2. Древнерусский шрифт — устав. Особенности написания. Практическое занятие (2часа).
Тема 3.3. Орнамент в древнерусском стиле.
Практическое занятие по прописям И.А Практическое занятие по прописям И.А. Горячевой (3 часа).
Тема 3.4. Буквица заглавная. Создание индивидуальных проектов заглавной буквицы. Защита проектов (2 часа).
Тема 3.5 Розетка как элемент оформления древнерусских книг. Практическое занятие по прописям И.А. Горячевой, создание и защита индивидуальных проектов: «Моя розетка» (3 часа).
Тема 3.6. Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает. Беседа, выбор текста для создания коллективного проекта: рукописной книги, дети сами предлагают или сочиняют текст.
Тема 3.7. Хорошая книга - лучший друг. Практическое занятие, коллективный проект — рукописная книга (3 часа).
Тема 3.8. Не говори, чему учился, а говори, что узнал. Итоговое занятие, вручение рукописной книги первоклассникам, чаепитие.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Теор | Пр. |
1 | Раздел 1. Как и чем писали на Руси. Что такое каллиграфия? | 1 | | Знакомятся с развитием письменности в истории России. Осваивают способы письма: на бересте, на церах, тростниковой палочкой, гусиными перьями, металлическими перьями. Знакомятся с памятниками древнерусской письменности. Участвуют в конкурсе: «Лучший рецепт приготовления чернил». Проявляют познавательную инициативу, самостоятельно находят варианты решения творческой задачи. Осваивают первоначальные навыки каллиграфического письма. |
2 | Привет Анфиму. Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте. | 0,5 | 0,5 |
3 | Письмо на навощенных дощечках — церах. Новгородская псалтырь начала XI века — древнейшая книга Руси. | 0,5 | 0,5 |
4 | Пергамент и тростниковая палочка. Остромирово Евангелие древнейший памятник русской письменности 1056-1057. | 0,5 | 0,5 |
5 | Как писали гусиными перьями. Заточка и письмо. | 0,5 | 0,5 |
6 | Металлические перья. | 0,5 | 0,5 |
7 | Раздел 2. Аз, Буки, Веди — Я буквы ведаю. Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий. | 0,5 | 0,5 | Знакомятся с историей создания алфавита. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранной теме. Развивают каллиграфические умения. Учатся чувствовать красоту и выразительность написанной буквы, орнаментальной цепочки, розетки, стремяться к совершенствованию собственного письма. Испытывают любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре. Осознают ответственность за произнесённое и написанное слово. Развивают образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности. Оказывают посильную помощь оформлении класса, школы. |
8 | Русская вязь. Где мы с ней встречаемся. | 0,5 | 0,5 |
9 | Аз, Буки. Написание русской вязью, имяслов, история. | 0,5 | 0,5 |
10 | Веди, Глаголь. Написание русской вязью, имяслов, история. | 0,5 | 0,5 |
11 | Добро, Есть. Написание русской вязью, имяслов, история. | 0,5 | 0,5 |
12 | Живете, Зело. Написание русской вязью, имяслов, история. | 0,5 | 0,5 |
13 | Земля, Иже. Написание русской вязью, имяслов, история. | 0,5 | 0,5 |
14 | Како, Люди. Написание русской вязью, имяслов, история. | 0,5 | 0,5 |
15 | Мыслите, Наш. Написание русской вязью, имяслов, история. | 0,5 | 0,5 |
16 | Он, Покой. Написание русской вязью, имяслов, история. | 0,5 | 0,5 |
17 | Рцы, Слово. Написание русской вязью, имяслов, история. | 0,5 | 0,5 |
18 | Твердо. Написание русской вязью, имяслов, история. Послание Кирилла, смысл заложенный в древнерусской азбуке. | 0,5 | 0,5 |
19 | Раздел 3 Велико ли перо, а большие книги пишет. Рукописные книги Древней Руси. | 1 | | Знакомятся с историей развития рукописной книги на Руси. Осваивают каллиграфические навыки письма древнерусским шрифтом «устав». Изучают элементы декоративного оформления древнерусских книг: орнамент, буквица, розетка и создают индивидуальные творческие проекты. Планируют свои действия. Работают по плану, сверяя свои действия с целью, корректируют свою деятельность. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль. Создают коллективный проект — рукописную книгу. Учатся учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию. Учатся владеть монологической и диалогической формой речи. Осуществляют взаимный контроль и оказывают партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
20 | Древнерусский шрифт — устав. Особенности написания. (2 часа) | 0,5 | 1,5 | Работают по плану, сверяя свои действия с целью, корректируют свою деятельность. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль. Создают коллективный проект — рукописную книгу. Учатся учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию. Учатся владеть монологической и диалогической формой речи. Осуществляют взаимный контроль и оказывают партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
21 | Орнамент в древнерусском стиле. (3 часа) | 0,5 | 2,5 |
22 | Буквица заглавная. (2 часа) | 0,5 | 0,5 |
23 | Розетка как элемент оформления древнерусских книг. (3 часа) | 0,5 | 2,5 |
24 | Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает. | | 1 |
25 | Хорошая книга - лучший друг. (5 часов) | | 4 |
26 | Не говори, чему учился, а говори, что узнал. | | 1 |
Всего: | 12,5 | 21,5 |
Планируемые результаты 4 класс
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
3) использование разных видов чтения;
4) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.
Содержание курса
Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки. Успешность в обучении каллиграфии во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели, соответствия парты росту ученика, удобства ее конструкции для письма, должного уровня освещения рабочих мест, класса в целом и других.Также необходимо обеспечить условия обзора классной доски и дидактических учебных материалов. Главное значение при соблюдении гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Так, продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в 3 классе - 12 минут, в 4 классе - 15 минут. Это важно учитывать при планировании уроков, предусматривая рациональное чередование устных и письменных видов работ.При работе с младшими школьниками необходимо проведение 2-3 физминуток, а также специальных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья рук.Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии.
Основные методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма:
Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа.
Списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Прием основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.
Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы.
Письмо под счет, или в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма в определенном темпе.
Тематическое планирование
в 4 классе
№ | Тема уроков | Виды учебной деятельности |
1 | Ориентирование на листе бумаги. | Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки : соединение движения с дыханием. "Катаем шарик". Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. Знать правильное расположение тетради и ручки при письме. Уметь правильно держать ручку, карандаш. Знать правила штриховки. |
2 | Большие и малые прямые наклонные линии. | Упражнения для движения кисти слева направо и наоборот. Отработка правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз). Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради. Знать гигиенические навыки письма. |
3 | Прямая линия с закруглением внизу | Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. Графические упражнения. Штриховка. "Катаем шарик". Уметь создавать рисунок из геометрических фигур. Знать различные способы штриховки. |
4 | Прямая наклонная линия с закруглением вверху. | Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для развития графомоторных навыков. Пальчиковые игры без предметов. Знать правила работы с тетрадью. Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила. |
5 | Малая и большая прямые наклонные линии с закругление м вверху и внизу. | Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения на расслабление. Формирование пространственных отношений. Упражнения для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
6 | Большой и маленький овалы. | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
7 | Большие и малые полуовалы | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, |
8 | Линия с петлей вверху и внизу. | Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке, в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Продолжение узора по образцу. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. «Чудесный мешочек». Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
9 | Малая и большая пламевидные прямые. | Упражнения в виде росчерков, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
10 | Петля на линии строки. | Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
11 | Группа букв: и, ш, И, Ш; п, р, т,г | Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счет. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
12 | Группа букв: л, м, Л, М, я, Я | Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. Ниткопись. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
13 | Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч,ч | Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
14 | Группа букв: с, С, е, о, О, а, д, б | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Ниткопись. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
15 | Группа букв: ь, ъ, ы, | Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма. Ниткопись. |
16 | Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
17 | Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
18 | Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д. | Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Ниткопись. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
19 | Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. | Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение «Колечки». Соревнование. Знать о правилах соединений букв. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки. |
20 | Написание соединений ок, он, оп, ог. ож. оз, ос. | Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Уметь писать графически правильно и четко. |
21 | Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. | Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь писать соединения графически правильно. |
22 | Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае. | Работа над формой букв. Работа над соединением букв. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно. |
23 | Написание соединений ие, ий, иц, ищ. | Работа над формой букв. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Уметь писать соединения графически правильно. |
24 | Безотрывное написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро. |
25 | Рациональные способы соединений в словах | Знакомство с рациональными способами соединения букв в словах. Проблемные задания. Знать рациональные способы соединения в словах. Уметь писать соединения. |
26 | Написание соединений яб, яр, яв,ят | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Обрывание листа бумаги. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро. |
27 | Письмо трудных соединений юз, юг, юж,ют,юн | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро. |
28 | Безотрывное написание соединений ль, мь, ья, ье | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро. |
29 | Написание заглавных и строчных букв | Практикум. Работа по образцам прописи. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро. |
30 | Написание соединений Оо Сс Ээ. | Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. «Клубочки», «Волны». Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро. |
31 | Работа по устранению графических недочетов. | Диктовка элементов букв и их соединений. Развитие умений замечать и устранять свои и чужие недочеты. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. |
32 | Творческая мастерская«Волшебная ручка». | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки безотрывного и правильного написания соединений. |
33 | Конкурс по каллиграфии | Творческая работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки безотрывного и правильного написания соединений. |
34 | Итоговая работа по каллиграфии | Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки безотрывного и правильного написания соединений. |