Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Бахчисарайская специальная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО На заседании Педагогического совета ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат» Протокол от « » _____ 202 г. № | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _______И.Н.Гордиенко « » _______202 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат» ______ С.И.Павловская Приказ от « » 202 г. № |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
«Этика: азбука добра».
Разработчик программы: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Старостюк Анна Ивановна
Рабочая программа разработана и реализуется
в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( АООП УО (ИН) Вариант 1)
и составлена на основании
авторской программы «Азбука нравственности» Э.Козловой, В.Петровой, И.Хомяковой.
г.Бахчисарай, 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» для обучающихся 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат», утверждённой приказом по школе от 30 августа 2021 г. № 126;
Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин в ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат».
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
Авторская программа «Азбука нравственности» Э.Козловой, В.Петровой, И.Хомяковой.
Реализация рабочей программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» осуществляется как в традиционной урочной форме, так и с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Цель программы: - воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами поведения.
2. Научить уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно - нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое
контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания
Общая характеристика курса
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа составлена на основе принципов духовно – нравственного развития и воспитания.
Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Содержание внеучебной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Место курса в программе
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация программы курса «Этика: азбука добра» осуществляется в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1 класса в количестве 33 часа в год, т.е. 1 час в неделю (33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Реализация программы обеспечивает достижение личностных, и предметных результатов.
Предметные результаты.
Освоение программы предполагает, что дети будут знать:
- Правила вежливости и красивых манер.
- Правила поведения на уроке, на перемене, в столовой, в общественных местах, в библиотеке
Уметь:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников;
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей;
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям, уважение к родителям, близким;
- ориентироваться в школьной библиотеке.
Личностные результаты:
- знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
У обучающихся будут сформированы базовые учебные действия: Личностные: - иметь представление об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения, эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с - требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы;
- отвечать на простые вопросы учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- наблюдать и делать простые выводы в результате совместной деятельности.
Форма деятельности курса «Этика:азбука добра» - очная.
Основные методы проведения занятий:
I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
1.Словесные: устное изложение; беседы с разбором и анализом жизненных ситуаций, поступков сказочных героев; обсуждение литературных произведений, анализ действий главных героев; ситуация общения; чтение стихотворений и рассказов; игры по словообразованию.
2.Наглядные: показ иллюстраций, картин, картинок, выставка книг.
3.Практические: практические занятия, игровые занятия, игровые ситуации, дидактические игры.
ІІ. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности - метод познавательных игр, поощрение, стимулирование, мотивация.
Форма организации образовательного процесса – индивидуально-групповая, коллективная (совместное выполнение определённой работы). Формы организации деятельности меняются в течение одного занятия, что позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности.
Формы организации учебного занятия – беседа, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра, практическое занятие, экскурсия, загадки.
Содержание программы
Курс внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» состоит из разделов:
Раздел 1: Правила поведения в школе. (6ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения на школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям. (9ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым. (6ч) «Ученье-свет, а неученье-тьма». «Как быть прилежным и старательным». Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности. (6ч) Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома. (2ч) Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет. (2ч) Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
Раздел 7: Повторение и закрепление материала. (2ч) Чему нас научили уроки нравственности? Итоговое занятие.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ составлено с учётом рабочей программы воспитания
(1 час в неделю, 33 часа в год)
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Правила поведения в школе. | 6 |
2. | О добром отношении к людям. | 9 |
3. | Как стать трудолюбивым. | 6 |
4. | Правила опрятности и аккуратности. | 6 |
5. | Правила поведения на улице и дома. | 2 |
6. | Школьный этикет. | 2 |
7. | Повторение и закрепление материала. | 2 |
| Итого | 33 |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст¬венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методы воспитания, 1994. – 140с.
Средства обучения (технические и электронные средства обучения):
• ноутбук;
• телевизор;
• аудиозаписи, видеоролики;
• презентации по темам;
• магнитная классная доска.