СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для 3 класса

Количество часов по учебному плану в неделю – 1 час, в год – 34 часа.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Российской Федерации.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС

Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности обучающихся, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Основная цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.



Задачи курса:

Образовательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающихся общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.

  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения задачи.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

  • Конструировать несложные задачи.

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные:

  • использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

  • читать и записывать многозначные числа;

  • использовать свойства арифметических действий со скобками и без скобок;

  • выделять признаки задачи как особого вида математического задания;

  • выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое, устанавливать их отсутствие;

  • составлять краткую запись задачи;

  • использовать условные знаки, используемые в краткой записи;

  • формулировать задачу разными способами.

Формы работы. Групповая, индивидуальная коллективная.

1.конкурсы

2.викторины

3.соревнования.

Содержание курса

1.Исторические сведения о математике (4ч)

Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

2.Числа и выражения (6ч)

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.

3. Математические ребусы и головоломки (9ч)

Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.

4. Решение занимательных задач (9ч)

Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками

5.Геометрическая мозаика (6ч)

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.

Учебно-тематический план

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Общее кол-во часов в год

1 ч

1 раз

1 ч

34 ч

Учебно-тематический план программы «Занимательная математика»

Наименование разделов и тем

УКАЗАТЬ РАЗДЕЛЫ

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

Раздел 1. История математики.

9

1

8

2

Раздел 2. Упражнения для развития логики.

15

2

13

3

Раздел 3. Решаем задачи.

10

0

10


Итого:

34

3

31

Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная математика»

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1.

Раздел 1. История математики.

9

1

8

1,1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

1

1


1,2

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи

1


1

1,3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

1


1

1,4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

1


1

1,5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1


1

1,6

Решение задач

1


1

1,7

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи

1


1

1,8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи

1


1

1,9

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

1


1

2.

Раздел 2. Упражнения для развития логики.

15

2

13

2,1

Умножение. Упражнения, игры, задачи

1


1

2,2

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

1


1

2,3

Деление. Упражнения, игры, задачи.

1


1

2,4

Делится или не делится.

1


1

2,5

Решение задач

1


1

2,6

Новогодние забавы.

1


1

2,7

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1


1

2,8

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

1

1


2,9

Игра «Веришь или нет».

1


1

2,10

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

1


1

2,11

Экскурсия в компьютерный класс.

1

1


2,12

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

1


1

2,13

Математические фокусы.

1


1

2,14

Конкурс знатоков.

1


1

2,15

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1


1

3.

Раздел 3. Решаем задачи.

10


10

3,1

Решение задач

1


1

3,2

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

1


1

3,3

Решение задач повышенной трудности.

1


1

3,4

Игра «Цифры в буквах».

1


1

3,5

КВН «Царица наук».

1


1

3,6

Задачи с многовариантными решениями.

1


1

3,7

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1


1

3,8

Игра «Поле чудес».

1


1

3,9

Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов.

1


1

3,10

Интеллектуальный марафон.

1


1


итого

34

3

31