Рабочая программа
По внеурочной деятельности
Кружок «Культура народов Дагестана»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование 2 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов34
Пояснительная записка
Цель изучения курса «Культура народов Дагестана» – приобщение учащихся к культурному наследию народов Дагестана, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, в фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве.
Задачи курса:
● ознакомление с культурой и духовными традициями народов Дагестана;
● воспитание уважения к истории, культурным традициям народов Дагестана, толерантное отношение к людям другой культуры.
Планируемые результаты кружковой работы
В результате изучения курса «Культура народов Дагестана», у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты изучения курса «Культура народов Дагестана».
уважительное отношение к народам Дагестана, их культурным и религиозным традициям;
•способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание этнокультурного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов Дагестана в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;.
Познавательные универсальные учебные действия
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Предметные результаты
• находить на карте национально-территориальные образования Дагестана с помощью учителя;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей с помощью учителя и старших;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных обрядах, обычаях и традициях народов Дагестана;
• готовить сообщения совместно с родителями о национальных праздниках, народных промыслах народов Дагестана, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов Дагестана с помощью учителя и родителей, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках; • различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
• различать нравственные и безнравственные поступки, попытаться давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, народов Дагестана.
Содержание программы кружковой работы
Общие сведения о предмете. Вступительная беседа учителя о содержании, целях и задачах предмета. Что изучает и важность предмета. Что означает понятие «культура», «обычаи», «традиции»? Что такое «материальная культура» и «духовная культура»? Кого можно назвать культурным человеком?
Духовно-нравственная культура. Духовная культура народов Дагестана. Человек – член общества. Главное богатство страны – люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих нравственных позиций. Семейные ценности. Духовно-нравственные черты народов Дагестана: терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, приветливость, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание и др. Первоначальные представления о семье – самом близком окружении младшего школьника. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других людей. Обязанности ребенка в семье. Художественная литература, фольклор.
Художественная культура народов Дагестана. Ознакомление с истоками театрального и музыкального искусства Дагестана. Традиционные ритуальные и бытовые сцены. Традиционные народные праздники как основа народного театра.
Традиционные дагестанские бытовые и праздничные обряды. Значение художественной культуры в воспитании младших школьников. Изучение игр народов Дагестана.
Они прославили Дагестан Поэты и писатели. Устное народное творчество (знакомство с сказками народов Дагестана). Народные певцы и поэты. Появление письменности у народов Дагестана. Первые письменные памятники.
Патриотизм горцев. Тенденции развития культуры и традиций народов Дагестана.
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол –во часов | Дата (суббота) |
1 | Вводное занятие. | 1 | 01.09 |
2. | Дагестанские народные игры. Общее знакомство. | 1 | 08.09 |
3 | «Волк и овцы»- (Дагестанская народная игра). | 1 | 15.09 |
4 | «Лови мяч» (Даргинская народная игра) | 1 | 22.09 |
5 | «Выбей из круга» (Дагестанская игра) | 1 | 29.09 |
6 | «Защити гостя» (Дагестанская игра) | 1 | 06.10 |
7 | Один лишний (Аварская народная игра). | 1 | 13.10 |
8 | Спрячь камешек(Аварская народная игра). | 1 | 20.10 |
9 | «Карга» (Аварская игра). | 1 | 27.10 |
10 | Дагестанские народные сказки. Общее знакомство. | 1 | 10.11 |
11 | «Девушка и нарты». | 1 | 17.11 |
12 | «Дубинка сильных». | 1 | 24.11 |
13 | «Аци – баций». | 1 | 01.12 |
14 | «Неблагодарный богач и великодушные звери» | 1 | 08.12 |
15 | «Птица Куклухай» | 1 | 15.12 |
16-17 | Инсценировка сказок | 2 | 22.12 12.01 |
18 | Легенды Дагестана. | 1 | 19.01 |
19-20 | Обычаи и традиции народов Дагестана | 2 | 26.01 02.02 |
21 | Традиции и мусульманские праздники народов Дагестана | 1 | 09.02 |
22 | Они прославили Дагестан | 1 | 16.02 |
23 | Судьба поэта | 1 | 02.03 |
24 | Современный Дагестан | 1 | 09.03 |
25 | Родословная Дагестана | 1 | 16.03 |
26-27 | Культура народов Дагестана | 2 | 23.03 06.04 |
28 | К старшим с почтением, к младшим с уважением | 1 | 13.04 |
29 | Как правильно приветствовать(здороваться)? | 1 | 20.04 |
30 | Формы приветствия народов Дагестана | 1 | 27.04 |
31 | Благопожелание. Кому и как его выражать? | 1 | 04.05 |
32-33 | Традиции человечности дагестанского джамаата(народа) | 2 | 11.05 |
34 | Традиции дружбы и солидарности | 1 | 25.05 |
| Всего | 34 часа. | |