Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Брянска
РАССМОТРЕНО на заседании МО естественно-научного цикла Руководитель МО __________Н.И. Зорина Протокол № 1 от «29» августа 2022 г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР __________Н.Г. Деуля «__» ________ 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 91 от «30» августа 2022г. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас»
общеинтеллектуального направления
7 класса
Составитель программы:
Черномазов Иван Николаевич,
учитель математики
Брянск
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31 декабря 2015 г. "О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт Основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897";
приказа Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 года № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254";
приказа № 91 МБОУ СОШ №40 г. Брянска от 30 августа 2022 г. «Об утверждении учебного плана, рабочих программ, учебников, плана работы школы на 2022-2023 учебный год» ;
Положения о рабочей программе МБОУ СОШ № 40 г. Брянска;
авторской программы по алгебре для 7 класса. Авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова, М.: Просвещение, 2012.
Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Задачи программы:
развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;
формирование собственного стиля мышления;
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Математика вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся смогут находят сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить школьника рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
«Математика вокруг нас» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между школьниками (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму команд.
Основным методом реализации программы является системно – деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Вся информация теоретического характера даѐтся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, решением ребусов, кроссвордов. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, исследовательских работах, проектах.
Занятия по программе проходят один час в неделю (35 часов в год) в 5 классе в форме:
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.
• анализ и решение текстов задач;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.
групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к презентации в исследовательской работе, проекте)
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, а также возможностью выступления перед другими учащимися школы.
Содержание учебного предмета, курса
История возникновения чисел. (7 часов)
История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа: «Измерение расстояния шагами». Шестидесятеричная система счисления. Двоичная система счисления. Действия в двоичной системе счисления.
Исследовательская работа учащихся. (4 часа)
Сбор материала для исследовательской работы. Обработка материала для исследовательской работы. Написание исследовательской работы. Выступление с исследовательской работой.
Математика вокруг нас. (8 часов)
Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом с «конца». Решение задач методом ложного положения.
Дробные числа. (4 часа)
Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену. Решение задач на среднее среднюю скорость.
Геометрия в нашей жизни. (5 часов)
Угол. Треугольник. Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки». Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам».
Математика на каждый день. (7 часов)
Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». Правила произведения и суммы. Перестановки. Размещения. Сочетания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате прохождения Программы внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» предполагается достичь следующих результатов:
Личностными результатами:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметными результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать информацию.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать правила классификации и сравнения; методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного; способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации; правила поиска информации, работы с каталогами; способы планирования и проведения наблюдений и исследований; правила сохранения информации, приёмы запоминания.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах (табличном, графическом, схематическом, аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях; преобразовывать информацию.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | История возникновения чисел | 7 |
2 | Исследовательская работа учащихся | 4 |
3 | Математика вокруг нас | 8 |
4 | Дробные числа | 4 |
5 | Геометрия в нашей жизни | 5 |
6 | Математика на каждый день | 7 |
ИТОГО | 35 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид деятельности | Дата План Факт |
теория | практика |
Раздел 1. История возникновения чисел | | |
1 | История возникновения чисел и способы их записи. | 1 | | Познавательная беседа. | 07.09 | |
2 | Римские цифры. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 14.09 | |
3 | Необычное об обычных натуральных числах. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 21.09 | |
4 | Практическая работа: «Измерение расстояния шагами». | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 28.09 | |
5 | Шестидесятеричная система счисления. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 05.10 | |
6 | Двоичная система счисления. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 12.10 | |
7 | Действия в двоичной системе счисления. | | 1 | Практикум | 19.10 | |
Раздел 2. Исследовательская работа учащихся | | |
8 | Сбор материала для исследовательской работы. | | 1 | Практикум | 26.10 | |
9 | Обработка материала для исследовательской работы. | | 1 | Практикум | 09.11 | |
10 | Написание исследовательской работы. | | 1 | Практикум | 16.11 | |
11 | Выступление с исследовательской работой. | | 1 | Практикум | 23.11 | |
Раздел 3. Математика вокруг нас | | |
12 | Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. | | 1 | Практикум | 30.11 | |
13 | Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. | | 1 | Практикум | 07.12 | |
14 | Математические софизмы. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 14.12 | |
15 | Секреты некоторых математических фокусов. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 21.12 | |
16 | Решение задач с помощью максимального предположения. | | 1 | Практикум | 28.12 | |
17 | Решение задач с помощью максимального предположения. | | 1 | Практикум | 11.01 | |
18 | Решение задач методом с «конца». | | 1 | Практикум | 18.01 | |
19 | Решение задач методом ложного положения. | | 1 | Практикум | 25.01 | |
Раздел 4. Дробные числа | | |
20 | Обыкновенные дроби. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 01.02 | |
21 | Десятичные дроби. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 08.02 | |
22 | Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену. | | 1 | Практикум | 15.02 | |
23 | Решение задач на среднее среднюю скорость. | | 1 | Практикум | 22.02 | |
Раздел 5. Геометрия в нашей жизни | | |
24 | Угол. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 01.03 | |
25 | Треугольник. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 08.03 | |
26 | Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 15.03 | |
27 | Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки». | | 1 | Практикум | 29.03 | |
28 | Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам». | | 1 | Практикум | 05.04 | |
Раздел 6. Математика на каждый день | | |
29 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. | 12.04 | |
30 | Решение сюжетных задач. | | 1 | Практикум | 19.04 | |
31 | Решение логических задач с помощью таблиц. | | 1 | Практикум | 26.04 | |
32 | Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 03.05 | |
33 | Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». | | 1 | Практикум | 10.05 | |
34 | Правила произведения и суммы. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 17.05 | |
35 | Перестановки. Размещения. Сочетания. | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практикум | 24.05 | |
Приложение 2
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
А. В. Фарков. Математические кружки в школе М.Айрис - пресс, 2013.
Е. Л. Мардахаева. Занятия математического кружка. 5-6 классов. М: Мнемозина, 2013.
И. Игнатьев. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2014.
М. А. Гершензон. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. лит.,2014.
М. А. Ефимова, Г. П. Кукин. Задачи на разрезание. М: МЦНМО, 2014
П. Р. Оникул. 19 игр по математике. С.- Петербург: Союз, 2014.
Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. - М.: Аванта+, 2013
Интернет-ресурсы
http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://mat-game.narod.ru/ математическая гимнастика
http://mathc.chat.ru/ математический калейдоскоп
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com – сеть творческих учителей/сообщество учителей математики
http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии
http://matematika-na5.narod.ru/ - математика на 5! Сайт для учителей математики