СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Брянска




РАССМОТРЕНО

на заседании МО

естественно-научного цикла

Руководитель МО

__________Н.И. Зорина

Протокол № 1

от «29» августа 2022 г.


СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

__________Н.Г. Деуля


«__» ________ 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 91

от «30» августа 2022г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Математика вокруг нас»

общеинтеллектуального направления

7 класса










Составитель программы:


Черномазов Иван Николаевич,

учитель математики











Брянск

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31 декабря 2015 г. "О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт Основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897";

  • приказа Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 года № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2

  • приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

  • приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254";

  • приказа № 91 МБОУ СОШ №40 г. Брянска от 30 августа 2022 г. «Об утверждении учебного плана, рабочих программ, учебников, плана работы школы на 2022-2023 учебный год» ;

  • Положения о рабочей программе МБОУ СОШ № 40 г. Брянска;

  • авторской программы по алгебре для 7 класса. Авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б. Суворова, М.: Просвещение, 2012.


Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащиеся, на разви­тие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентиро­ванного тренинга.

Цель программы — сформировать компетент­ность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и на­выки, и, таким образом, сделать детей активными участни­ками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи программы:

  • развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориенти­рованного тренинга;

  • формирование учебно-интеллектуальных умений, при­ёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;

  • формирование собственного стиля мышления;

  • формирование учебно-информационных умений и ос­воение на практике различных приёмов работы с разнообраз­ными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различ­ных видах;

  • освоение приёмов творчества и методов решения твор­ческих задач.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс «Математика вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся смогут находят сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить школьника рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

«Математика вокруг нас» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между школьниками (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму команд.

Основным методом реализации программы является системно – деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Вся информация теоретического характера даѐтся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, решением ребусов, кроссвордов. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, исследовательских работах, проектах.

Занятия по программе проходят один час в неделю (35 часов в год) в 5 классе в форме:

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.

• анализ и решение текстов задач;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к презентации в исследовательской работе, проекте)

  • выступление перед другими учащимися школы;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, а также возможностью выступления перед другими учащимися школы.




Содержание учебного предмета, курса


История возникновения чисел. (7 часов)

История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа: «Измерение расстояния шагами». Шестидесятеричная система счисления. Двоичная система счисления. Действия в двоичной системе счисления.

Исследовательская работа учащихся. (4 часа)

Сбор материала для исследовательской работы. Обработка материала для исследовательской работы. Написание исследовательской работы. Выступление с исследовательской работой.

Математика вокруг нас. (8 часов)

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом с «конца». Решение задач методом ложного положения.

Дробные числа. (4 часа)

Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену. Решение задач на среднее среднюю скорость.

Геометрия в нашей жизни. (5 часов)

Угол. Треугольник. Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки». Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам».

Математика на каждый день. (7 часов)

Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». Правила произведения и суммы. Перестановки. Размещения. Сочетания.



















Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


В результате прохождения Программы внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» предполагается достичь следующих результатов:


Личностными результатами:

Патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);

готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.




Метапредметными результаты:

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать информацию.


2. Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты:

  • Первый уровень результатов – учащиеся должны знать правила классификации и сравнения; методы решения творческих задач: разрешение проти­воречий, метод от противного; способы чтения, структурирования, обработки и пред­ставления учебной информации; правила поиска информации, работы с каталогами; способы планирования и проведения наблюдений и ис­следований; правила сохранения информации, приёмы запомина­ния.

  • Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта анализировать, сравнивать, классифицировать, обоб­щать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запомина­ния, работать с источниками информации, представлять информацию в раз­личных видах (табличном, графическом, схема­тическом, аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях; преобразовывать информацию.

  • Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и про­водить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.




Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

История возникновения чисел

7

2

Исследовательская работа учащихся

4

3

Математика вокруг нас

8

4

Дробные числа

4

5

Геометрия в нашей жизни

5

6

Математика на каждый день

7

ИТОГО

35

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Вид деятельности

Дата

План Факт

теория

практика

Раздел 1. История возникновения чисел



1

История возникновения чисел и способы их записи.

1


Познавательная беседа.

07.09


2

Римские цифры.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

14.09


3

Необычное об обычных натуральных числах.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

21.09


4

Практическая работа: «Измерение расстояния шагами».

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

28.09


5

Шестидесятеричная система счисления.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

05.10


6

Двоичная система счисления.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

12.10


7

Действия в двоичной системе счисления.


1

Практикум

19.10


Раздел 2. Исследовательская работа учащихся



8

Сбор материала для исследовательской работы.


1

Практикум

26.10


9

Обработка материала для исследовательской работы.


1

Практикум

09.11


10

Написание исследовательской работы.


1

Практикум

16.11


11

Выступление с исследовательской работой.


1

Практикум

23.11


Раздел 3. Математика вокруг нас



12

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание.


1

Практикум

30.11


13

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание.


1

Практикум

07.12


14

Математические софизмы.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

14.12


15

Секреты некоторых математических фокусов.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

21.12


16

Решение задач с помощью максимального предположения.


1

Практикум

28.12


17

Решение задач с помощью максимального предположения.


1

Практикум

11.01


18

Решение задач методом с «конца».


1

Практикум

18.01


19

Решение задач методом ложного положения.


1

Практикум

25.01


Раздел 4. Дробные числа



20

Обыкновенные дроби.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

01.02


21

Десятичные дроби.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

08.02


22

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену.


1

Практикум

15.02


23

Решение задач на среднее среднюю скорость.


1

Практикум

22.02


Раздел 5. Геометрия в нашей жизни



24

Угол.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

01.03


25

Треугольник.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

08.03


26

Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

15.03


27

Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки».


1

Практикум

29.03


28

Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам».


1

Практикум

05.04


Раздел 6. Математика на каждый день



29

Сравнение понятий. Установление сходства и различий.

0,5

0,5

Познавательная беседа.

12.04


30

Решение сюжетных задач.


1

Практикум

19.04


31

Решение логических задач с помощью таблиц.


1

Практикум

26.04


32

Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

03.05


33

Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц».


1

Практикум

10.05


34

Правила произведения и суммы.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

17.05


35

Перестановки. Размещения. Сочетания.

0,5

0,5

Познавательная беседа. Практикум

24.05




Приложение 2

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. А. В. Фарков. Математические кружки в школе М.Айрис - пресс, 2013.

  2. Е. Л. Мардахаева. Занятия математического кружка. 5-6 классов. М: Мнемозина, 2013.

  3. И. Игнатьев. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2014.

  4. М. А. Гершензон. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. лит.,2014.

  5. М. А. Ефимова, Г. П. Кукин. Задачи на разрезание. М: МЦНМО, 2014

  6. П. Р. Оникул. 19 игр по математике. С.- Петербург: Союз, 2014.

  7. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. - М.: Аванта+, 2013



Интернет-ресурсы

  1. http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование

  2. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

  3. www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»

  4. http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  5. http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  6. http://mat-game.narod.ru/ математическая гимнастика

  7. http://mathc.chat.ru/ математический калейдоскоп

  8. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com – сеть творческих учителей/сообщество учителей математики

  9. http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии

  10. http://matematika-na5.narod.ru/ - математика на 5! Сайт для учителей математики