СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путешествие в мир экологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основании авторской программы В. А. Самковой, в соответствии с требованиями Федерального  государственного  стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ № 373  от 06 октября  2009 года) и Федеральному базисному учебному плану 2004 г. с изменениями 2010 г. (приказом Минобрнауки  РФ № 889 от 30августа  2010 года), 2011 год

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путешествие в мир экологии»»

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Директор МАОУ «СОШ

г. Билибино ЧАО» Зам.директора по УВР на заседании МО

_______________________ _________________ Протокол № ______ от

«___» _________________г. «___» _____________г. «___» ______________г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Путешествие в мир экологии»

(2015-2016 учебный год)


Учитель: Шевченко Марина Александровна

Класс: 2 «Б»

Количество часов в неделю: 1 час





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭКОЛОГИИ»





Рабочая программа составлена на основании авторской программы В. А. Самковой, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 октября 2009 года) и Федеральному базисному учебному плану 2004 г. с изменениями 2010 г. (приказом Минобрнауки РФ № 889 от 30августа 2010 года), 2011 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель и задачи курса «Путешествие в мир экологии»

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

Программа «Путешествие в мир экологии», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):

2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь расте­ний и грибов» (34часа)

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

  • Земля - единая экосистема.

  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс­ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведе­ния занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий.




Содержание курса . 2-й год обучения

«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (34 часа)

«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)

Тема 1. Что такое экология? (1час)

Знакомство детей с целями и задача­ми кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Эко­логия - наука, изучающая собствен­ный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Про­стейшая классификация экологиче­ских связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри жи­вой природы на примере дубового леса (между растениями и животны­ми, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров

Раздел 1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (6 часов)

Тема 2. Мой дом (1час)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе

Тема 3. Дом, где мы живем (1час)

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и по­рядка в своем доме.

Тема 4. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)

Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Отчет о выполне­нии задания.

Тема 5. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час)

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Тема 6. Птицы нашего двора (1час)

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Тема 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (1 час)

Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Вывешивание кормушек

Раздел 2. « Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов)

Тема 8. Моя семья (1 час)

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по веде­нию общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить

Тема 9. Соседи-жильцы (1 час)

Доброжелательные отношения с ни­ми. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаи­мопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа

Тема 10. Мой класс (1 час)

Свет, тепло, уют. Для чего предна­значена мебель, растения? Что необ­ходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу

Тема 11. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах» (1 час)

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проде­ланной работе

Тема 12. Дом моей мечты (1 час)

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Тема 13. Рассказы, стихи о семье (1 час)

Чтение стихов, художественной ли­тературы о семье, любви, дружбе, труде

Тема 14. Комнатные растения в квартире, в классе (1 час)

Познавательное, эстетическое и ги­гиеническое значение, условия со­держания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспо­собленности к условиям существо­вания. Знакомство с комнатными растения­ми класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, час­тоту полива. Уход за комнатными растениями

Тема 15. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 час)

Пересадка комнатных растений. Фор­мовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по ухо­ду за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Тема 16. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1 час)

Подготовка семян к посеву. Подго­товка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на сре­занных веточках тополя, сирени

Раздел 3. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» ( 7 часов)

Тема 17. Гигиена класса (1 час)

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигие­на жилища. Режим проветривания класса. Влаж­ная уборка. Дежурство. Уход за ком­натными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними живот­ными

Тема 18. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)

Распределение обязанностей, выпол­нение работы, отчет групп о проде­ланной работе. Необходимость в со­блюдении правил гигиены

Тема 19. Бытовые приборы в квартире (1 час)

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влаж­ность воздуха в квартире, на жизне­деятельность человека. Правила об­ращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользу­ется, правила безопасности при их эксплуатации

Тема 20. Экскурсия в школьную кухню (1 час)

Знакомство с кухней, бытовыми при­борами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов

Тема 21. Наша одежда и обувь (1 час)

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ^ги­гиенические требования, условия содержания, уход.

Тема 22. Русская народная одежда (1 час)

История появления одежды. Знаком­ство с русской народной одеждой

Тема 23. Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час)

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пугови­цу, вычистить щеткой верхнюю одежду?

Раздел 4. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» (4 часа)

Тема 24. Вода в моем доме и в природе (1час)

Откуда поступает вода в дом, на ка­кие нужды расходуется, куда удаля­ется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Тема 25. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час)

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана

Тема 26. Вода в жизни растений и животных. (1 час)

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Тема 27. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (1час)

Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется

из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды

Раздел 5. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа)

Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час)

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток

Тема 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час)

Влияние тепла и света на комнатные растения

Тема 30. Практическое занятие по размеще­нию комнат­ных растений с учетом по­требности те­пла и света (1 час)

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых ком­натных растений. Распределить! обя­занности. Отчет о выполненной ра­боте. Наблюдение после произведён­ной работы

Раздел 6. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа)

Тема 31. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.

Тема 32. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.

Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (2 часа)

Тема 33. Воздух и здоровье человека (1 час)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Тема 34. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2-й год обучения 34 часа


№ занятия

Тема занятий

Количество часов

УУД

теория

практика


Введение (1час)

1


Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Познавательные (общеучебные): осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.

1

Что такое экология?

1



1. Мой дом за окном (6 часов)

3

3

2

Мой дом

1


3

Дом, где мы живем

1


4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»


1

5

Деревья твоего двора


1

6

Птицы нашего двора

1


7

Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц»


1


2. Я и мое окружение (9 часов)

5

4

8

Моя семья

1


9

Соседи-жильцы

1


10

Мой класс

1


11

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах»


1

12

Дом моей мечты

1

13

Рассказы, стихи о семье


1

14

Комнатные растения в квартире, в классе

1


15

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»


1

16

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»


1


3. Гигиена моего дома (7 часов)

4

3









Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

Адекватная мотивация в неучебной деятельности,

учебные и познавательные мотивы,

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Поиск и выделение необходимой информации.

17

Гигиена класса

1


18

Практическое занятие «Гигиена класса»


1

19

Бытовые приборы в квартире

1


20

Экскурсия в школьную кухню


1

21

Наша одежда и обувь

1


22

Русская народная одежда

1

23

Практическое занятие «Русская национальная одежда»


1


4. Вода - источник жизни (4 часа)

3

1

24

Вода в моем доме и в природе

1


25

Стихи, рассказы о воде в природе

1


26

Вода в жизни растений и животных.

1


27

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.


1


5. Солнце и свет в нашей жизни (3 часа)

2

1

28

Солнце, Луна, звезды – источники света

1


29

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1


30

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света


1


6. Весенние работы (2 часа)


2

31

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву


1

32

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними


1


7. Воздух и здоровье (2 часа)

1

1

33

Воздух и здоровье человека

1


34

Практическое занятие «Уборка в классе»


1



18

16


Итого:

34 часа



Ожидаемый результат.

Показателив личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, ЯНАО;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за домашними жи­вотными (посильное участие);

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;


Список литературы

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.

Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003

Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.

Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.

Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.

Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.

Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.

Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).

Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии)  об окружающем мире.

100 великих загадок живой природы/Автор-сост. Н.Н.Непомнящий. – М.: Вече, 2007.
Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002..
Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.
Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.
Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.ecosystema.ru – Экологическое образование детей и изучение природы Росси.

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm - Биологическое разнообразие России.

http://www.forest.ru/ - Интернет-портал Forest.ru – Все о российских лесах.

http://etno.environment.ru/ - Этноэкология. Сайт Лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается Интернет-порталом Forest.ru.

http://www.wwwf.ru/ - Всемирный фонд дикой природы (WWF).














Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Колич часов

Дата

План

Факт

1 четверть (8часов)

1

Что такое экология?

1

11.09


2

Мой дом

1

18.09


3

Дом, где мы живем

1

25.09


4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

2.10


5

Деревья твоего двора

1

9.10


6

Птицы нашего двора

1

16.10


7

Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц»

1

23.10


8

Моя семья.

1

30.10


2 четверть (8 часов)

1

Соседи-жильцы

1

13.11


2

Мой класс

1

20.11


3

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах»

1

27.11


4

Дом моей мечты

1

4.12


5

Рассказы, стихи о семье

1

11.12


6

Комнатные растения в квартире, в классе

1

18.12


7

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

25.12


8

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»




3 четверть (10 часов)

1

Гигиена класса

1

15.01


2

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

22.01


3

Бытовые приборы в квартире

1

29.01


4

Экскурсия в школьную кухню

1

5.02


5

Наша одежда и обувь

1

12.02


6

Русская народная одежда

1

19.02


7

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

1

26.02


8

Вода в моем доме и в природе

1

4.03


9

Стихи, рассказы о воде в природе

1

11.03


10

Вода в жизни растений и животных.

1

18.03


4 четверть (8 часов)

1

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

1

1.04


2

Солнце, Луна, звезды – источники света

1

8.04


3

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

15.04


4

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

1

22.04


5

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

1

29.04


6

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними

1

6.05


7

Воздух и здоровье человека

1

13.05


8

Практическое занятие «Уборка в классе»

1

20.05