I. Пояснительная записка
Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Основные методы:
1.Словесный метод:
Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
3.Практический метод:
4.Объяснительно-иллюстративный:
5.Частично-поисковый метод:
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 10 лет в течение 4 лет обучения в объёме 270 часов и предназначена для учащихся начальной школы.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.
Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно, строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
II.Содержание обучения
Что дала математика людям? Зачем её изучать?
Математика вокруг нас.
Занимательная математика в доме и квартире.
Из истории математики.
Старинные системы записи чисел. Из истории чисел и цифр.
Удивительное рядом или старинные меры длины.
Архимед – гений математики и изобретений.
Из истории математических открытий.
Научный мир Пифагора.
Развитие познавательных способностей.
Тренировка внимания.
Тренировка памяти.
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
Развитие быстроты реакции.
Занимательная геометрия.
Наглядная геометрия.
Занимательная геометрия.
Турнир по геометрии.
Олимпиадные задания по математике.
Занимательные задачи.
Логические задачи для юных математиков.
Задачи повышенной трудности.
Решение нестандартных задач.
Математические тренажёры.
Блиц - турнир по решению задач.
Очень важную науку постигаем мы без скуки.
Задачи в стихах.
Экспромт - задачки и математические головоломки.
Логические математические задачки-шутки.
Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
III.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
2. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2013 год/
3. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) / Рабочие тетради, 4 класс. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2013 год/
4. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год/
5. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
6. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 4 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
7. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2010.
8. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-4 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2013.
9. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 2012.
10. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012.
IV. Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
- открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия,
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
- разучить с детьми занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки.
Тематическое планирование
2 класс
Количество часов в неделю- 1ч
Количество часов в год- 36 ч
№ п/п | Содержание учебного материала | Сроки проведения |
1.Что дала математика людям? Зачем её изучать? |
1.1 | Математика вокруг нас. | 06.09 |
1.2 | Занимательная математика в доме и квартире. | 13.09 |
2. Из истории математики. |
2.1 | Старинные системы записи чисел | 20.09 |
2.2 | Из истории чисел и цифр | 27.09 |
2.3 | Как люди учились считать | 04.10 |
2.4 | Удивительное рядом или старинные меры длины. | 11.10 |
2.5 | Из истории математических открытий. | 18.10 |
2.6 | Архимед – гений математики и изобретений | 25.10 |
2.7 | Научный мир Пифагора | 01.11 |
2.8 | Первые учебники | 08.11 |
3.Развитие познавательных способностей. |
3.1 | Тренировка внимания. Логические задачи. | 15.11 |
3.2 | Тренировка памяти. Логически – поисковые задания | 22.11 |
3.3 | Поиск закономерностей. | 29.11 |
3.4 | Совершенствование воображения. Ребусы | 06.12 |
3.5 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | 13.12 |
3.6 | Тренировка слуховой памяти. Задачи в стихах | 20.12 |
3.7 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания | 27.12 |
3.8 | Тренировка внимания. Задачи на поиск недостающих фигур | 10.01 |
3.9 | Поиск закономерностей. Лабиринты. | 17.01 |
3.10 | Задания по перекладыванию спичек | 24.01 |
3.11 | Тренировка внимания. Логические задачи | 31.01 |
4.Занимательная геометрия. | | 06.02 |
4.1 | Наглядная геометрия. | 07.02 |
4.2 | Занимательная геометрия. | 14.02 |
4.3 | Турнир по геометрии | 21.02 |
5.Олимпиадные задания по математике. |
5.1 | Занимательные задачи. | 28.02 |
5.2 | Логические задачи для юных математиков. | 07.03 |
5.3 | Задачи повышенной трудности. | 14.03 |
5.4 | Решение нестандартных задач. | 21.03 |
5.5 | Математические тренажёры. | 28.03 |
5.6 | Блиц - турнир по решению задач | 04.04 |
5.7 | Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» | 11.04 |
6.Очень важную науку постигаем мы без скуки. | | 17.04 |
6.1 | Задачи в стихах. | 18.04 |
6.2 | Экспромт - задачки и математические головоломки. | 25.04 |
6.3 | Логические математические задачки-шутки. | 16.05 |
6.4 | Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки» | 23.05 |
6.5 | Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал» | 30.05 |