Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Торбеевская основная школа имени А.И.Данилова"
Новодугинского района Смоленской области
ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета Протокол № _____ от «_____» ______________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _________/_____________/ Приказ № ______ от « ___» ___________ 2018г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Картографическая грамотность»
5-6 класс
на 2018-2019 учебный год
Разработана: Гуральская Р.П. учителем первой квалификационной категории
Торбеево
2018
Развитие картографической грамотности
В ряду географических умений особое место занимают картографические умения.
О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н.Н. Баранский. “Карта есть “альфа и омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается. Без карты, хотя бы плохонькой, в географическую экспедицию не едут, а результаты экспедиции наносят на карту, уточняя ее и обогащая”.
Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами. Актуальность курса.
Курс «Развитие картографической грамотности на уроках географии» предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать.
Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “знание карты”.
Практическая значимость курса.
Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ОГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ОГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности.
География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Место курса в системе географического образования в школе.
Программа курса «Карта – второй язык географии» ориентирована на обучающихся 5-6 классов, спланирована на 35 часов в год(1 час в неделю) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5-6 классов, изучающих географию в рамках школьных программ. Возраст учащихся: 11-13 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 2 года.
Содержание курса «Картографическая грамотность» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Курс «Развитие картографической грамотности на уроках географии» дает дополнительные возможности для формирования картографической грамотности учащихся и устраняет многие недостатки, связанные с сокращение количества часов в основных курсах географии.
Форма организации занятий: кружок.
Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).
Основные принципы построения программы:
преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;
последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;
личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся
Планируемые результаты
Личностными результатами являются
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин России, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- патриотизм, любовь к своей местности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (формирование и развитие навыков и умений).
коммуникативные:
продолжить обучение в эвристической беседе;
выделять главную мысль в тексте (смысловое чтение);
добывать недостающую информацию с помощью карт.
регулятивные:
уметь самостоятельно выделять познавательную цель, необходимую информацию;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
применять методы информационного поиска.
познавательные:
уметь объяснять роль географии в изучении Земли.
коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения;
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.
регулятивные:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
. выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
регулятивные:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя.
искать и выделять необходимую информацию.
познавательные:
уметь определять стороны горизонта на местности.
коммуникативные:
организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
добывать недостающую информацию с помощью вопросов и карт.
регулятивные:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
познавательные:
уметь объяснять роль географических открытий для человечества;
объяснять роль русских землепроходцев в изучении природы Земли;
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
коммуникативные:
организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
регулятивные:
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений.
познавательные:
выделять специфические различия карт;
устанавливать с помощью тематических карт географическое положение природных зон;
делать выводы о значении карт;
уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.
Предметные результаты
Обучающийся должен уметь объяснять:
для чего изучают географию;
специфику географии как науки;
специфики методов географических исследований;
отличительные особенности географических методов исследования;
рациональность использования карт в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека.
Обучающийся должен уметь объяснять:
особенности формы и размеров Земли;
свойства плана местности и космических снимков;
географические следствия вращения Земли.
Обучающийся должен умение определять:
Обучающийся должен уметь:
использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации
Обучающийся должен уметь объяснять:
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «топографическая карта»;
свойства топографической карты.
Обучающийся должен умение определять:
отличительные особенности изображений земной поверхности;
направления (стороны горизонта) на топографической карте, плане и местности;
с помощью компаса сторон горизонта.
Обучающийся должен уметь:
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Обучающийся должен уметь объяснять:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
влияние путешествий на развитие географических знаний.
Обучающийся должен умение определять:
Обучающийся должен уметь:
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
Обучающийся должен уметь объяснять:
значение понятий: «физическая карта полущарий», «карта природных зон», «природная зона», «арктика», «тайга», «степь», «пустыня», «экваториальный лес»;
особенности природы природных зон и их обитателей;
Обучающийся должен умение определять:
по карте положение природных зон и географических объектов;
специфику природы, особенности растительного и животного мира;
Обучающийся должен уметь
показывать по карте основные географические объекты и природные зоны мира;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
описывать природные условия природных зон;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Тематическое планирование-5 класс
№ п/п | Содержание темы | Практическая работа | Количество часов |
1 | Тема 1. Картография. | | 2 |
2 | Тема 2. Земля и её изображение. | 2 | 4 |
3 | Тема 3. Школа Робинзонов. | 4 | 8 |
4 | Тема 4. История географических открытий. | 2 | 10 |
5 | Тема 5. Географическая карта. | 6 | 11 |
| Итого: | | 35 |
Содержание программы.
5 класс. 35 часов.
Тема 1. Картография. (2 часа)
География как наука. Источники географической информации. Картография. Значение карт.
Тема 2. Земля и её изображение. (4 часа)
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки.
Практические работы:
Работа над проектом (Первые карты Эратосфена. Изобретение компаса. Космические снимки).
Тема 3.План местности . Координаты.(8 часов)
Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Координаты.
Практическая работа:
Игра «Путешествие по топографической карте». «Вокруг света по географическим координатам»
Тема 4. История географических открытий. (10 часов)
Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”. Глубоководные аппараты “Мир -1” и “Мир-2”.
Практическая работа:
Работа над общим проектом “Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.
Тема 5. Географическая карта. (11 часов)
Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Карта природных зон мира. Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня. Влажные экваториальные леса.
Практическая работа: Работа над общим проектом “Природные зоны в мультфильмах”.
Календарно – тематическое планирование. 5 класс.
№ п/п | Разделы и темы | Практическая работа | Количество часов | Дата факт | Дата план |
| Тема 1. Картография. | 2 | | |
1 | География как наука. Источники географической информации. | | 1 | | |
2 | Картография. Значение карт. | | 1 | | |
| Тема 2. Земля и её изображение. | 4 | | |
3 | Первые представления о форме Земли. | Выбор тем проектов | 1 | | |
4 | Форма, размеры и движение Земли. Глобус. | | 1 | | |
5 | План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки. | | 1 | | |
6 | Защита проектов «Первые карты Эратосфена», «Изобретение компаса», «Космические снимки». | Практическая работа | 1 | | |
| Тема 3. Школа Робинзонов. | 8 | | |
7 | План местности. Значение планов местности. | | 1 | | |
8 | Топографическая карта. Условные знаки. | | 1 | | |
9 | Игра «Условные знаки». | | 1 | | |
10 | Масштаб. Игра «Кто уедет дальше от Орла». | | 1 | | |
11 | Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам. | Наблюдение местных признаков. | 1 | | |
12 | Защита проекта «Компас». | Практическая работа | 1 | | |
13 | Изображение неровностей земной поверхности. | | 1 | | |
14 | Игра «Путешествие по топографической карте». | Практическая работа | 1 | | |
| Тема 4. История географических открытий | 10 | | |
15 | Путешествия первобытного человека. | | 1 | | |
16 | Как люди изучали и открывали Землю. | | 1 | | |
17 | Карты первых путешественников. | | 1 | | |
18 | Составление атласа несуществующих земель и загадочных карт. | Работа над общим проектом | 1 | | |
19-20 | Накопление знаний о Земле. Защита проектов. | | 2 | | |
21-22 | Современные экспедиции и исследования. | | 2 | | |
23-24 | Защита проектов «Современные экспедиции и исследования». | Практическая работа (самостоятельный выбор тем) | 2 | | |
| Тема 5. Географическая карта. | 11 | | |
25 | Многообразие географических карт. | | 1 | | |
26 | Физическая карта полушарий. | | 1 | | |
27 | Карта природных зон мира. Природные зоны. | | 1 | | |
28 | Арктические пустыни. | Практическая работа с картами | 1 | | |
29 | Тайга. Смешанный лес. | Практическая работа с картами | 1 | | |
30 | Игра – экскурсия «Путешествие по степи». | | 1 | | |
31 | Викторина «Обитатели пустыни». | | 1 | | |
32 | Загадочные джунгли. | | 1 | | |
33-34 | Каталог «Природные зоны в мультфильмах». | Практическая работа над общим проектом | 2 | | |
35 | Метапредметная олимпиада «План местности и географическая карта» | Диагностическая работа | 1 | | |
| Всего | | 35 | | |
Требования к результатам. 6 класс.
Метапредметные
коммуникативные:
продолжить обучение в эвристической беседе;
выделять главную мысль в тексте (смысловое чтение);
добывать недостающую информацию с помощью карт.
регулятивные:
уметь самостоятельно выделять познавательную цель, необходимую информацию;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
применять методы информационного поиска.
познавательные:
уметь объяснять значение географических карт.
коммуникативные:
добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения;
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.
регулятивные:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
познавательные:
выделять специфические различия карт;
устанавливать с помощью тематических карт географическое положение вулканов и гейзеров;
делать выводы о значении карт;
уметь объяснять взаимосвязи природных явлений и строения земной коры.
коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
общественно полезная практика по созданию проекта.
регулятивные:
ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя;
искать и выделять необходимую информацию.
познавательные:
уметь объяснять происхождение названий географических объектов.
коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
добывать недостающую информацию с помощью художественной литературы и карт.
регулятивные:
ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя;
выслушивать и объективно оценивать другого.
познавательные:
преобразовывать информацию из одного вида в другой;
использовать карты как источник информации;
создавать объяснительные тексты
6 класс. 35 часов.
Тематическое планирование-6 класс
№ п/п | Содержание темы | Практическая работа | Количество часов |
1 | Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. | 7 | 13 |
2 | Тема 2. Мы юные картографы | 4 | 8 |
3 | Тема 3. Мы юные топонимисты | 4 | 8 |
4 | Тема 4. Страны мира. | 3 | 6 |
| Итого: | | 35 |
6 класс. 35 часов.
Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. (13 часов)
Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.
Практические работы:
Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.
Определение географических координат.
Составление географического описания по карте.
Проект “Использование географических карт”.
Тема 2.Картография. (8 часов)
Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.
Практические работы:
Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа
Проект “Создаем конструктор литосферных плит”.
Тема 3.Топонимика. (8 часов)
Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности. Новодугинский район
Практические работы:
Географические названия своей местности.
Проект “Каталог географических названий Смоленской области”
Тема 4. Страны мира. (4 часа)
Политическая карта мира. Сколько стран на Земле. Страны Европы.
Практическая работа.
Проект "Сказочная карта Европы".
Календарно – тематическое планирование. 6 класс.
№ п/п | Разделы и темы | Практическая работа | Количество часов | Дата факт | Дата план |
| Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. | 13 | | |
1 | Многообразие геоизображений. | | 1 | | |
2 | Многообразие географических карт. | | 1 | | |
3 | Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках. | | 1 | | |
4 | Особенности изображения земной поверхности на географических картах. | Практическая работа: «Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов». Наличие искажений на географических картах. Представление о картографических проекциях и их видах. | 1 | | |
5 | Школа географа – следопыта. Глобус – модель Земли. | Практическая работа: «Освоение метода моделирования». | 1 | | |
6 | Игра «В поисках капитана Гранта». | | 1 | | |
7 | Географические координаты – географическая широта. | | 1 | | |
8 | Географические координаты – географическая долгота. | Практическая работа: «Определение географических координат» | 1 | | |
9 | Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности. | | 1 | | |
10 | Игра «Найди свой клад». | | 1 | | |
11 | Способы картографического изображения: значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы. | | 1 | | |
12 | Использование геоизображений. | Практическая работа: «Составление географического описания по карте» | 1 | | |
13 | Защита проектов «Использование географических карт». | Практическая работа | 1 | | |
| Тема 2. Мы юные картографы. | 8 | | |
14 | Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. | | 1 | | |
15 | Анализ и сопоставление карт разной тематики. | Практическая работа: «Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа». | 1 | | |
16 | Карта «Строение земной коры». Землетрясения. | | 1 | | |
17 | Вулканы Земли. | | 1 | | |
18 | Что такое гейзер? | | 1 | | |
19 | Фотоколлаж «Вулканы Земли». | | 1 | | |
20-21 | Проект «Создаем конструктор литосферных плит». | Практическая работа над общим проектом | 2 | | |
| Тема 3. Мы юные топонимисты. | 8 | | |
22 | Что изучает топонимика? Сколько географических названий на всем земном шаре? | | 1 | | |
23 | О чем рассказывают названия некоторых стран. | | 1 | | |
24 | Курьезы топонимики. Географические названия - гулливеры и лилипуты. | Подготовка проекта | 1 | | |
25-26 | Географические названия в художественных фильмах и мультиках. | | 2 | | |
27-28 | Географические названия своей местности. | Подготовка проекта | 2 | | |
29 | Защита проектов «Каталог географических названий Тамбовской области». | Практическая работа над общим проектом | 1 | | |
| Тема 4. Страны мира. | 6 | | |
30 | Сколько стран на Земле? | | 1 | | |
31-32 | Страны Европы. | | 2 | | |
33 | Подготовка проекта "Сказочная карта Европы". | Подготовка проекта | 1 | | |
34 | Защита проекта "Сказочная карта Европы". | Практическая работа над общим творческим проектом | 1 | | |
35 | Олимпиада | Диагностическая работа | 1 | | |
| Всего | | 35 | | |