Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 1
им. В.И.Кузнецова
«Утверждено» Директор МОУ Дмитровской СОШ №1 им. Кузнецова В.И. __________________ Чернышова Т.А. Приказ № _______ от «___» ______ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Химия вокруг нас»
10 «Б» класс
направление – духовно-нравственное
Крайневой Ирины Николаевны,
Классного руководителя 10 «Б» класса
Дмитров, 2019 г.
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897) с учетом основной образовательной программы основного общего образования МОУ Дмитровской СОШ №1 имени В.И.Кузнецова (утвержденной приказом директора школы от 01.09.2017 №01), на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений, на основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, планируемых результатов основного общего образования.
Настоящая программа составлена на 10 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 2 года обучения и является программой базового уровня обучения.
Цели программы
Цели программы:
- формирование у обучающихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности обучающегося,
- развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
- воспитание гармоничной, всесторонне развитой творческой личности, способной к самореализации и самостоятельности в организации своей деятельности.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия дают возможность достичь личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения программы являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Формы занятий:
групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные; лабораторные и практические работы, доклады и рефераты, экскурсии, пресс-конференции, лекции, беседы, учебно-исследовательские работы, проекты, презентации.
III. Содержание программы
I год обучения
I. Химия вокруг нас. Значение химии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира. Экскурсия в химическую лабораторию.
Знакомство с приемами лабораторной техники. Правила ТБ. Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, пробками и т.д. Предметы лабораторного оборудования. Техника демонстрации эксперимента. Практическая работа: резка тонких стеклянных трубок, обработка пробок, монтаж приборов для получения газов на герметичность.
Способы очистки веществ и разделения смесей. Очистка веществ от примесей. Чистые вещества в лаборатории, науке и технике. Практическая работа. Очистка загрязненных веществ фильтрованием, выпариванием, возгонкой, перекристаллизацией, дистилляцией.
Вода. Растворы. Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды. Растворы в природе и технике. Практическая работа. Приготовление растворов заданной концентрации, получение насыщенных и пересыщенных растворов, использование графиков растворимости.
Кристаллы в природе и технике. Методика выращивания единичных кристаллов. Практическая работа. Получение кристаллических друз на металлических каркасах.
Химия в быту. Сообщение учащихся о красителях, СМС, искусственных и синтетических волокнах и тканях и т.д. Практическая работа. Приготовление красящих пигментов, выведение пятен ржавчины, чернил, жира, йода и т.д.
II. Простейшие способы получения веществ.
Пиротехнические опыты. Подготовка и практическое проведение экспериментов с участием легко воспламеняющихся веществ (получение белого фосфора, самовозгорание костра и т.д.).
Занимательные опыты. Практическая работа – отработка методики проведения эксперимента на эффектных опытах (дым без огня, «сиреневый» туман, химическое «золото» и т.д.) под руководством преподавателя, обучение наблюдению, выявлению условий начала и протекания реакций, ведению записей.
Решение экспериментально-расчетных задач. Отработка методики решения экспериментальных и расчетных задач с использованием исследовательской деятельности учащихся, умения идентифицировать вещества по их физическим и химическим свойствам.
II год обучения
I. Химия вокруг нас. Значение органической химии в народном хозяйстве. Органическая химия и медицина. Экскурсия в химическую лабораторию.
Закрепление навыков работы с лабораторной техникой. Правила ТБ. Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, органическими веществами (легковоспламеняющимися и летучими). Усовершенствование лабораторного оборудования. Техника проведения эксперимента. Практическая работа: монтаж простейших приборов для органических веществ, для получения газов, жидкостей.
Способы очистки веществ и разделения смесей. См. раздел I год обучения.
Вода. Растворы. Растворители. Органические растворители. Приготовление растворов заданной концентрации. Титрование. Работа со справочниками.
Химия в быту. Химчистка на дому: классификация пятен и способы их устранения, использование красителей в быту, роль красителей в жизни человека. Все о пищи с точки зрения химика. Исследование физико-химических свойств указанных продуктов.
II. Вещества и их свойства.
Распознавание лекарственных веществ. Практические работы: исследование состава аспирина, гидропирита, стрептоцида или исследование состава мороженого – белки, жиры, углеводы.
Определение характера среды природными индикаторами. Методика изготовления индикаторов из растений.
Занимательные опыты. Методика проведения опытов с органическими веществами – «метель» в сосуде, качественные реакции в органической и неорганической химии.
Решение экспериментально – исследовательских задач.
Подготовка и защита проекта «Мониторинг качества питьевой воды».
Раздел-модуль – исследование минеральных вод. Подготовка химического вечера.
№ | Программный материал | Количество часов |
I.Химия вокруг нас |
1. 2. 3. 4. 5. | Техника лабораторных работ. Химическая лаборатория. Правила техники безопасности. Способы очистки веществ и разделение смесей. Вода. Растворы. Кристаллы в природе и технике. Химия в быту. | 15 |
II. Простейшие способы получения веществ |
1. 2. 3. 4. | Пиротехнические опыты. Занимательные опыты. Решение экспериментально-расчетных задач (пр-р: проект «Электролиз в школьной лаборатории»). Техника лабораторных работ Подготовка рефератов, докладов к конференции или химический вечер. Экскурсия. | 20 |
Итого: | 35 часов |
Годовой план-график распределения учебного материала (первый год обучения)
Годовой план – график распределения учебного материала (второй год обучения)
№ | Программный материал | Количество часов |
I.Химия вокруг нас |
1. 2. 3. 4. 5. | Знакомство с приемами лабораторной техники. Правила работы в химической лаборатории, техника безопасности. Правила и приемы работы с органическими веществами. Простейшее оборудование и приборы. Растворы. Растворители. Химия в быту. | 15 |
II. Простейшие способы получения веществ |
1. 2. 3. 4. | Распознавание лекарственных веществ (аспирин, гидропирит, стрептоцид). Определение характера среды природными индикаторами Занимательные опыты. Качественные реакции в органической и неорганической химии. Решение экспериментально-расчетных задач (проекты, элементы исследовательской работы, подготовка рефератов, докладов, химического вечера или конференции). Экскурсия. | 20 |
Итого: | 35 часов |
Тематическое планирование (первый год обучения)
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I.Химия вокруг нас 15 ч. |
1 | Формирование групп | 02.09-07.09 | |
2 | Организационное занятие (Т.Б. знакомство с оборудованием, кабинетом) | 09.09-14.09 | |
3 | Правила и приемы работы в химической лаборатории | 16.09-21.09 | |
4 | Простейшее оборудование и приборы (работа со штативом, спиртовкой, прибором для получения газа) | 23.09-28.09 | |
5 | Выращивание кристаллов | 30.09-05.10 | |
6 | Приготовление рабочих растворов, растворов заданной концентрации | 07.10-12.10 | |
7 | Изготовление модели огнетушителя Ю.Б. Плетнера | 14.10-19.10 | |
8 | Олимпиада по химии | 21.10-26.10 | |
9 | Возгонка йода | 05.11-09.11 | |
10 | Изменение цвета жидкости | 11.11-16.11 | |
11 | Химические «цветы» | 18.11-23.11 | |
12 | Очистка старых монет | 25.11-30.11 | |
13 | «Метель в сосуде» | 02.12-07.12 | |
14 | Получение и воспламенение белого фосфора | 09.12-14.12 | |
15 | «Сиреневый туман» | 16.12-21.12 | |
II. Простейшие способы получения веществ 20ч. |
16 | Пиротехнические опыты | 23.12-27.12 | |
17 | Решение экспериментально-расчетных задач (создание проектов: «Мониторинг качества питьевой воды» или «Электролиз в школьной лаборатории») | 13.01-18.01 | |
18 | Расчеты по химическим формулам | 20.01-25.01 | |
19 | Решение задач на тему «Растворы» | 27.01-31.01 | |
20 | Вычисления по химическим уравнениям | 03.02-08.02 | |
21 | Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси | 10.02-15.02 | |
22 | Решение задач с использованием стехиометрических схем | 17.02-22.02 | |
23 | Задачи на вывод формулы вещества | 25.02-28.02 | |
24 | Расчеты по термохимическим уравнениям | 02.03-07.03 | |
25 | Подготовка и проведение химического вечера | 10.03-14.03 | |
26 | Экскурсии | 16.03-21.03 | |
27 | Самовозгорание костра | 30.03-04.04 | |
28 | «Перо жар-птицы» - цветные огни | 06.04-11.04 | |
29 | Дым без огня | 13.04-18.04 | |
30 | Химические продукты: «сок, вода, молоко» | 20.04-25.04 | |
31 | Химическое «золото» | 27.04-30.04 | |
32 | Извержение вулкана | 04.05-08.05 | |
33 | Фараоновы змеи | 11.05-16.05 | |
34 | Решение экспериментально-расчетных задач_ | 18.05-23.05 | |
35 | Техника лабораторных работ | 25.05-30.05 | |
Тематическое планирование (второй год обучения)
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Организационное занятие (инструктаж по ТБ, знакомство с оборудованием) | | |
2 | Правила и приемы работы с органическими веществами | | |
3 | Простейшее оборудование и приборы | | |
4 | Проект «Химические опыты с мороженым» | | |
5 | Учебно-исследовательская работа «Мониторинг качества питьевой воды г. Дмитров» | | |
6 | Проект «Химические опыты с шоколадом» | | |
7 | Выделение из чая кофеина. Реакция на кофеин | | |
8 | Определение глюкозы в моче | | |
9 | Определение степени засоленности почвы | | |
10 | Определение характера среды природными индикаторами | | |
11 | Анализ чипсов | | |
12 | Распознавание лекарственных веществ | | |
13 | Теория решения изобретательских задач - в практике | | |
14 | Решение экспериментально-расчетных задач (создание проектов: «Мониторинг качества питьевой воды» или «Электролиз в школьной лаборатории») | | |
15 | Расчеты по химическим формулам | | |
16 | Решение задач на тему «Растворы» | | |
17 | Вычисления по химическим уравнениям | | |
18 | Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси | | |
19 | Решение задач с использованием стехиометрических схем | | |
20 | Задачи на вывод формулы вещества | | |
21 | Задачи на вывод формулы вещества | | |
22 | Расчеты по термохимическим уравнениям | | |
23 | Исследования загрязнения воздуха городским транспортом | | |
24 | Картограмма кислотности почв | | |
25 | Минеральная вода | | |
26-35 | Решение экспериментально-расчетных задач_ | | |
27 | Проведение качественных реакций | | |
28 | Проведение качественных реакций | | |
29 | Проведение качественных реакций | | |
30 | Проведение качественных реакций | | |
31 | Проведение качественных реакций | | |
32 | Проведение качественных реакций | | |
33 | Проведение качественных реакций | | |
34 | Проведение качественных реакций | | |
35 | Проведение качественных реакций | | |
Используемая литература:
Линия учебно-методических комплектов «Школа Олега Габриеляна».
Энциклопедия «Химия». М., «Аванта плюс», 2004г.
Оржековский П.А. и др. Творчество учащихся на практических занятий по химии – М., Аркти, 1999г.
Цветков Л.А. Органическая химия 10 кн. – М., Просвещение, 1998г.
Чертков И.Н., Жуков П.Н. «Химический эксперимент с малым количеством реактивов». М., Просвещение, 1989г.
Список литературы для педагога
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Химические кружки. М., Просвещение, 1988г.
Полосин В.С. «Школьный эксперимент для неорганической химии». М., Просвещение, 1970г.
Егоркин В.Ф. и др. «Внеклассные практические занятия по химии» - Учпедгиз, 1956г.
Зданчук Г.А. «Химический кружок». М., Просвещение, 1964г.
Сомин Л.Е. «Работа школьного общества любителей химии». М., Просвещение, 1964г.
Хомченко Т.П. Практические работы по неорганической химии – М., Просвещение, 1976г.
Габриелян О.С. «Методическое пособие», Дрофа, 2004г.
Габриелян О.С. «Настольная книга учителя химии» - комплект, Дрофа, 2002г.
Справочник химии 4 тома. М., Просвещение, 1964г.
Химия в школе.
Химия 21 век.
Элективные курсы. Комплект, Курск 2005-2008г.
| «Рассмотрено» и «Согласовано» Заместитель директора школы по ВР _________________ Соломенцева Т.Э. «____» _______________ 2019 г. |