РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – гражданин России»
(духовно-нравственное направление)
1-4 КЛАССЫ
Краткая аннотация работы
Программа внеурочной деятельности “Я – гражданин России” (духовно-нравственное направление) для 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования.
На изучение отводится 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программа направлена на патриотическое воспитание, формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы:
-создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения через различные образовательные технологии;
- совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
-формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда.
Программа построена на принципах:
-развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
-действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
-свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, краеведческого музея, ЦДТ. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердится в поиске новых идей и новых знаний.
Ценностные установки:
1) формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ;
2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
3) развитие ценностно – смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
-4) формирования эстетических чувств чувства прекрасного через знакомство краеведческой художественной культурой
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа “Я – гражданин России” реализуется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
1 класс «Маленькие Россияне» - 33 часа.
« Я и я»
Я, ты, мы. Игра. Кто что любит делать. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.
« Я и семья»
Моя семья – моя радость. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?
Моя красивая мама. Конкурс рисунков, стихотворений о маме.
3. «Я и культура»
Презентация Дары природы. Конкурс поделок из природного материала .
История моего села. Откуда пришли елочные игрушки. (изготовление ёлочных игрушек). Разучивание новогодних песен, стихотворений, колядок. Утренник "Здравствуй, Новый год."
«Я и школа»
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Экскурсия по школе.
Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. Законы жизни в классе. Урок – игра. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. Акция. Правила поведения в школе. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.
«Я и мое Отечество»
Права и обязанности. Конкурс рисунков о Родине. Они защищают Родину. Конкурс стихов о ВОВ. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. Маленькие герои большой войны. С чего начинается Родина?.
« Я и планета»
Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. В гости к зеленой аптеке.Экскурсия в природу. Маленькая страна. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. Чудесные загадки природы. Итоговый тест.
2 класс «Моя Малая Родина» - 34 часа
1.“Я и я”
Урок Мира. Знакомства с символами Кемеровской области (герб, гимн, флаг). Обязанности ученика в школе. Беседа. Подумай о других. Беседа с элементами игры. Я – ученик. Беседа с творческим заданием. Родной край в древности. Поездка в Шестаковский музей. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений
2.“Я и семья”
Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Весёлые старты. Конкурсы рисунков «Моя семья».
3.“Я и культура”
Экология нашего села. Беседа. День добрых волшебников.Изготовление кормушек. Поэты и писатели нашего района. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа.
4.“Я и школа”
Мы и наши права. Урок – игра. По каким правилам мы живем в школе? Игра. Десант чистоты и порядка. Конкурс сочинений.»Моя школа».
5.“Я и мое Отечество”
Поэты и писатели Кемеровской области. Мой край родной – Кузбасс. Презентация. Здесь живёт моя семья.
След Великой Отечественной войны в жизни родного села. Герои войны – наши земляки. .
Конкурсы рисунков «Мир глазами детей». Разучивание стихотворений,песен ко Дню Победы.
6.“Я и планета”
День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. Конкурс рисунков. День птиц. Выставка рисунков. Десант чистоты и порядка. Знай и люби свой край Викторина. Итоговый тест.
3 класс «Россия – Родина моя» - 34 часа
1.“Я и я”
Знакомства с символами Российского государства. Мой класс – моя семья. Беседа. Ты и твои друзья. Игра. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала. Каков я в школе? Анкетирование.
2."Моя семья»
Откуда я родом. Почему меня так назвали? Что значит быть хорошим сыном или дочерью. Моя семья – моя радость. Что такое хорошо, а что такое плохо. Народный лечебник. Бабушкины советы.
3.“Я и культура”
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс под караоке. Богатыри земли Русской. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. Новогодняя сказка. Праздник. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.
4.“Я и школа”
Наша школа в будущем. Беседа о школьном Уставе. Сценки из школьной жизни. Конкурсы рисунков. Выставки поделок.
5.“Я и мое Отечество»
Наша страна – Россия. Флаги России. Беседа с творческим заданием Дети войны. Литературное чтение. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра. Дорогая моя столица. Богатыри земли русской. Заочное путешествие. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Там, где погиб неизвестный солдат. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
6.“Я и планета”
Осень в родном городе. Сад на окошке. День птиц. Викторина. Животные из Красной книги. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
4 класс «Я – гражданин России» - 34 часа
1.“Я и я”
Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. Правила жизни. Беседа с элементами игры. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение.
2.“Я и семья”
День пожилого человека. Акция «Доброта души». Моя семья. Мини – проект. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.
3.“Я и культура”
О красоте, моде и хорошем вкусе. Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. Природа в поэзии. Конкурс стихов. Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества.
4.“Я и школа”
Я и мой класс. Конкурс рисунков. Самое сильное звено. Игровая программа. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. Мой лучший школьный друг. Письмо другу.
Конкурсы рисунков, сочинений. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа. Школьный двор. Защита проекта. Школьный двор. Акция. Десант чистоты и порядка.
5.“Я и мое Отечество”
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества. Я – гражданин России. Игра – викторина. Герои России. Сообщения учащихся. Образ русской женщины. Беседа – диалог.Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества.
6.“Я и планета”
Вответе за тех, кого приручили. Десант чистоты и порядка. Я – житель планетыЗемля. Восьмое чудо света Экскурсия в Шестаково.Я - гражданин России. Игра – викторина.Итоговый тест.Конкурс стихов экологической тематики.
Виды деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
игровая деятельность | игровые занятия, праздники, инсценировки |
познавательная деятельность | групповые, индивидуальные занятия, беседы, викторины |
краеведческая деятельность | экскурсии, культпоходы в музеи |
художественное творчество | выставки ,конкурсы, концерты |
проектная деятельность | детские исследовательские проекты |
Тематическое планирование
| 1класс «Маленькие Россияне» | 2 класс «Моя Малая Родина» | 3 класс «Россия – Родина моя» | 4 класс «Я гражданин – России» |
«Я и я» | 3 | 7 | 5 | 4 |
«Я и семья» | 3 | 5 | 5 | 5 |
«Я культура» | 5 | 4 | 6 | 5 |
«Я и школа» | 9 | 6 | 5 | 7 |
«Я и Отечество» | 8 | 7 | 5 | 7 |
«Я и планета» | 5 | 5 | 8 | 6 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Календарно - тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
№ п\п | Содержание материала | Дата |
Планируемая. | Фактическая. |
1 класс «Маленькие Россияне» (33 часа) | |
| «Я и я» (3 часа) | | |
1 | Я, ты, мы. Игра. | | |
2. | Кто что любит делать. | | |
3. | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | | |
| « Я и семья» (3 часа) | | |
4. | Моя семья – моя радость. | | |
5. | Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | | |
6. | Моя красивая мама. Конкурс рисунков, стихотворений о маме. | | |
| « Я и культура» (5 часов) | | |
7. | Презентация Дары природы. Конкурс поделок из природного материала . | | |
8. | История моего села. | | |
9 | Откуда пришли елочные игрушки. (изготовление ёлочных игрушек). | | |
10. | Разучивание новогодних песен, стихотворений, колядок | | |
11. | Утренник "Здравствуй, Новый год!" | | |
| «Я и школа» (9 часов) | | |
12. | Праздник первого звонка. | | |
13. | Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | | |
14 | Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | | |
15. | Законы жизни в классе. Урок – игра. | | |
16. | Школа вежливости. | | |
17. | Десант чистоты и порядка. | | |
18. | Самый красивый школьный двор. Акция. | | |
19. | Правила поведения в школе. | | |
20. | Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | | |
| «Я и Отечество» (8 часов) | | |
21. | Права и обязанности. | | |
22. | Конкурс рисунков о Родине. | | |
23. | Они защищают Родину.(беседа, презентация о героях войны). | | |
24 . | Конкурс стихов о войне. | | |
25. | Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. | | |
26. | Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | | |
27. | Маленькие герои большой войны. | | |
28. | С чего начинается Родина? | | |
| « Я и планета»(5часов) | | |
29. | Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. | | |
30. | В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу. | | |
31. | Маленькая страна. | | |
32. | Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. | | |
33. | Чудесные загадки природы. | | |
2 класс «Моя Малая Родина» (34 часа). | |
| «Я и я» (7 часов). | | |
1. | Урок Мира. | | |
2. | Знакомства с символами Кемеровской области (герб, гимн, флаг). | | |
3. | Обязанности ученика в школе. Беседа. | | |
4. | Подумай о других. Беседа с элементами игры. | | |
5. | Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | | |
6. | Родной край в древности. Поездка в Шестаковский музей. | | |
7. | Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | | |
| « Я и семья» (5 часов). | | |
8. | Я помощник в своей семье. | | |
9. | Моя любимая мамочка. | | |
10 | Об отце говорю с уважением. | | |
11. | Мама, папа и я дружная семья . Весёлые старты. | | |
12. | Конкурс рисунков «Моя семья». | | |
| «Я и культура» (4 часа). | | |
13. | Экология нашего села. Беседа. | | |
14. | День добрых волшебников. Изготовление кормушек. | | |
15. | Поэты и писатели нашего района. | | |
16. | «Что посеешь то и пожнешь». Беседа. | | |
| «Я и школа» (6 часов). | | |
17. | Мы и наши права. Урок – игра. | | |
18. | Обязанности ученика в школе. | | |
19. | По каким правилам мы живём в школе? Игра | | |
20 | Конкурс сочинений «Моя школа». | | |
21. | Десант чистоты и порядка. | | |
22. | По каким правилам мы живем в школе? Игра. | | |
| «Я и моё Отечество» (7 часов). | | |
23. | Поэты и писатели Кемеровской области. | | |
24. | Мой край родной – КУЗБАСС. (Презентация) | | |
25. | Здесь живет моя семья. Презентация | | |
26. | След Великой Отечественной войны в жизни родного села. | | |
27. | Герои войны – наши земляки. | | |
28. | Конкурс рисунков «Мир глазами детей». | | |
29. | Разучивание стихотворений, песен ко Дню Победы. | | |
| «Я и планета» (5 часов). | | |
30. | Уж тает снег, бегут ручьи. Конкурс рисунков. | | |
31. | День птиц. Выставка рисунков. | | |
32. | День добрых волшебников. | | |
33. | Десант чистоты и порядка. | | |
34. | Знай и люби свой край. Викторина. Итоговый тест. | | |
3класс «Россия – Родина моя» (34 часа) | |
| «Я и я» (5 часов). | | |
1. | Знакомства с символами Российского государства. | | |
2. | Мой класс – моя семья. Беседа. | | |
3. | Ты и твои друзья. Игра. | | |
4. | Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала. | | |
5. | Каков я в школе? Анкетирование. | | |
| «Моя семья» ( 5 часов). | | |
6. | Откуда я родом. Почему меня так назвали? | | |
7. | Что значит быть хорошим сыном или дочерью. | | |
8. | Моя семья – моя радость. | | |
9. | Что такое хорошо и что такое плохо. | | |
10. | Народный лечебник. Бабушкины советы. | | |
| «Я и культура» (6 часов). | | |
11. | Раз словечко, два словечко будет песенка. Конкурс под караоке. | | |
12. | Мои любимые книги. Выставка книг. | | |
13. | Богатыри земли Русской. | | |
14. | Новогодние зарисовки. Конкурс газет. | | |
15. | Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. | | |
16. | Новогодняя сказка. Праздник. | | |
| «Я и школа» (5 часов). | | |
17. | Наша школа в будущем. | | |
18. | Беседа о школьном Уставе. | | |
19. | Сценки из школьной жизни. | | |
20. | Конкурс рисунков о школе. | | |
21. | Мастерская по изготовлению сувениров. | | |
| «Я и моё Отечество» (5 часов). | | |
22. | Урок милосердия и доброты. | | |
23. | Конституция – основной закон жизни страны. | | |
24. | Путешествие по стране. Презентация. | | |
25. | Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | | |
26. | О подвигах женщин в военное время. | | |
| «Я и планета» (8 часов). | | |
27. | Чем живёт планета Земля? | | |
28. | Судьба Земли – наша судьба. | | |
29. | Животные из Красной книги. | | |
30. | День птиц. Викторина. | | |
31. | Конкурс сочинений. | | |
32. | Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. | | |
33. | Сад на окошке. Акция. | | |
34. | Путешествие по стране. Интеллектуальная игра. Итоговый тест. | | |
4 класс «Я – гражданин России» (34 часа) | |
| «Я и я» (4 часа). | | |
1. | Кто я? Какой я? Тест «Познай себя» | | |
2. | Хочу и надо. Правила жизни. | | |
3. | Правила счастливого человека.»Можно» и «нельзя» в жизни. | | |
4. | Мир моих интересов. Беседа. | | |
| «Я и семья» 5 (часов). | | |
5. | Моя семья. Мини – проект. | | |
6. | Забота о родителях – дело совести каждого. | | |
7. | Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | | |
8. | Наша домашняя коллекция. | | |
9. | Игры с младшим братом или сестрой. | | |
| «Я и культура» 5 (часов). | | |
10. | Знаменитые писатели и поэты.Литературная викторина. | | |
11. | О красоте, моде и хорошем вкусе. Круглый стол. | | |
12. | Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». | | |
13. | Как встречают Новый год в разных странах. | | |
14. | Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов. | | |
| «Я и школа» 7 (часов). | | |
15. | Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. | | |
16. | Самое сильное звено. Игровая программа. | | |
17. | Я и мой класс. Конкурс рисунков. | | |
18. | Правила жизни. Беседа с элементами игры. | | |
19. | Тест «Познай себя». | | |
20. | Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. | | |
21. | Акция «Десант чистоты и порядка». | | |
| «Я и моё Отечество». 7 (часов). | | |
22. | Поговорим о толерантности. | | |
23. | Геральдика – наука о гербах.Символы Кемеровской области. | | |
24. | Государственный праздниик – День согласия и примирения. | | |
25. | Герои России. Сообщения учащихся. | | |
26. | О подвигах русских женщин в военное время. Беседа – диалог. | | |
27. | Победа деда – моя победа. | | |
28. | Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества. | | |
| «Я и планета» 6 (часов). | | |
29. | В ответе за тех, кого приручили. | | |
30. | Десант чистоты и порядка. | | |
31. | Я – житель планеты Земля. | | |
32. | Восьмое чудо света. Экскурсия в Шестаково. | | |
33. | Я – гражданин России. Игра – викторина. | | |
34. | Итоговый тест.Конкурс стихов(экологической тематики). | | |
Источники информации
1.Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
2. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
3. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
4.Н.И. Дереклеева. Информационные часы в школе. Москва. Вако.2008г.
5.Мозаика детского отдыха. Внеклассные мероприятия.
6.Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
7. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
8. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
Приложение
Проверочные тесты.
Критерии оценки знаний учащихся.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
Тест №1
1. Закончи предложение:
Наша страна называется….
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Столица России – город:
а) Москва; б) Санкт- Петербург;
в) Омск; г) Новосибирск.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Главой нашего государства является:
а) король; б) губернатор;
в) мер; г) президент.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Главный закон страны называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
5. Закончи предложение:
Гимн, флаг, герб – это ….
6. Раскрась российский флаг в его цвета:
7. Выбери и отметь правильный ответ:
Документ, защищающий права ребёнка называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
8. Обведи правильный ответ:
Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет;
в) 18 лет; г) 20 лет.
9. Закончи предложение:
Я имею право на …..
10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?
11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?
12. Соедини линиями дату и название праздника:
23 февраля День согласия и примирения
1 мая День защитника Отечества
4 ноября День России
12 июня День солидарности трудящихся
Тест №2
1. Выбери и отметь правильный ответ:
Как называется наша страна?
а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто является главой нашего государства?
а) президент; б) царь;
в) губернатор; г) премьер-министр.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Чем являются герб, флаг и гимн?
а) символами государства;
б) символами праздника;
в) символами власти
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Что значит быть гражданином?
а) иметь права;
б) выполнять законы, иметь права;
в) выполнять законы.
5. Обведи границу и столицу нашего государства. Допиши полное название
Р ___________________
Ф ___________________
Владивосток
6. Выбери правильный ответ:
Что такое законы?
а) правила, обязательные для всех жителей страны;
б) документ, защищающий права человека;
в) документ.
7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:
Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна. | |
1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники. | |
Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины. | |
8. Выбери и отметь правильный ответ:
Какой день стал Днём победы?
а) 1 мая; б) 7 января; в) 7 ноября; г) 9 мая.
9. Закончи предложение:
Какие права имеет гражданин России …..
10. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России ….
Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках.
Как ты поступишь в данной ситуации?
12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.
Тест №3
1. Впиши пропущенные слова.
Главой нашего государства является __________________________,
а законы создаёт ___________________________________.
2. Выбери и отметь правильные утверждения:
а) государство - это все люди,
живущие в стране;
Что такое б) государство - это механизм
государство? управления людьми,
живущими в стране;
в) государство устанавливает законы,
которые нельзя нарушать;
г) государство – это правительство,
армия, милиция, законы.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?
а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;
б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;
в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;
г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Что такое герб?
а) нагрудный знак;
б) отличительный знак города, государства;
в) эмблема;
г) рисунок.
5. Выбери и отметь правильный ответ:
До какого возраста человек считается ребёнком?
а) до 14 лет; б) до 18 лет;
в) до 20 лет; г) до 25 лет.
6. Выбери и отметь правильный ответ:
Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?
а) если остался без семьи;
б) если проживает в семье;
в) если проживает с мамой;
г) если проживает с бабушкой.
7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:
8. Закончи предложение:
Каждый человек имеет право на …….
9. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России?
Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?
Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:
а) поздороваешься и сядешь на место;
б) поздороваешься и извинишься за опоздание;
в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё место.
10. Объясни названия праздников.
Праздники | Событие, которое дало название празднику |
9 Мая – День Победы | |
12 июня – день независимости России | |
12 апреля – день космонавта | |
Тест №4
1. Выбери и отметь правильный ответ:
В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:
а) Всеобщая декларация прав человека;
б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Конституция Российской Федерации;
г) Устав школы.
2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто утверждает важные законы нашей страны?
а) президент России;
б) правительство Российской Федерации;
в) государственная дума;
г) народ.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?
а) с 14 лет; б) с 16 лет;
в) с 18 лет; г) с 20 лет.
5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.
(Если сможешь, заполни все листки календаря):
январь | февраль | март | май | июнь | ноябрь |
| | | | | |
6. Закончи предложение:
Какие права имеет гражданин России….
7. Выбери и обведи флаг России:
8. Соедини линиями название документа и его основное назначение:
Документ, защищающий права детей.
Конституция России
Всеобщая декларация прав человека
Основной закон государства
Устав школы
Документ, где отражены права и свободы человека.
Конвенция о правах ребёнка
Основной закон школы
9. Выбери и отметь правильный ответ:
Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?
а) дети имеют право на заботу и помощь;
б) каждый человек имеет гражданские и политические права и
свободы;
в) каждый человек имеет право на образование;
г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.
10. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России….
11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.
Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.
12. Если ты остался дома без взрослых:
а) Никому не откроешь двери;
б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;
в) Откроешь дверь только близким людям.