1. Введение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа Производственной практики (по профилю специальности) и Производственной практики (преддипломной) является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование.
1.2. Место практики в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование Производственная практика (по профилю специальности) и Производственная практика (преддипломная) направлены на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, предназначены для реализации в «Суджанском колледже искусств им. Н.В. Плевицкой».
1.3. Цели и задачи практики – требования к результатам освоения практики:
Целью практики является:
подготовка специалиста, обладающего исполнительским мастерством, необходимым для ведения профессиональной деятельности в качестве дирижера хора.
получение первоначального профессионального педагогического опыта; подготовка студентов к самостоятельной педагогической деятельности;
подготовка специалиста, обладающего необходимыми теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для ведения профессиональной деятельности в качестве дирижера хора, преподавателя.
Задачами практики являются:
совершенствование исполнительского мастерства;
повышение уровня исполнительской культуры;
формирование исполнительского репертуара;
развитие навыков самостоятельного музицирования;
формирование умения анализировать исполнение ведущих хоровых коллективов; выработка умения анализировать результаты своей деятельности, способности выявлять причины затруднений и ошибок, умения корректировать свою практическую деятельность;
научить студентов ориентироваться в содержании профессиональной деятельности педагога;
сформировать способность анализировать, корректировать процесс обучения;
научить студентов методически правильно строить урок;
формирование умения использовать на практике наиболее подходящие методы и приемы работы с обучающимися;
ознакомить с системой планирования и ведения учебно-воспитательного процесса учебного заведения;
формирование культуры педагогического общения;
развитие умения правильно пользоваться специальной литературой; формирование профессиональной терминологии;
научить студентов правильно оформлять учебную документацию;
обобщение и закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами в процессе обучения;
выявление уровня сформированности профессиональных умений и навыков, определенных требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по всем видам деятельности;
изучение практических и теоретических вопросов, относящихся к теме выпускной квалификационной работы;
выполнение практических действий (концертных выступлений, ведения уроков в соответствии с программными требованиями и т.д.) с целью апробации материала государственных экзаменов.
В результате освоения практики обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
OK 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.
ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального произведения.
ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
В результате прохождения практики студент должен
иметь практический опыт:
аккомпанемента на фортепиано ансамблевому и хоровому коллективу; исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива;
исполнять свою партию в хоровом произведении с соблюдением основ хорового исполнительства;
анализировать эмоционально-образное содержание хорового произведения; выявлять трудности исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые, дирижерские);
пользоваться специальной литературой;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения;
работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах;
знать:
репертуар средней сложности хоровых коллективов различного типа, включающий произведения вокальных жанров (оратории, кантаты, мессы, концерты, поэмы, сюиты);
вокально-хоровые особенности хоровых партитур;
художественно-исполнительские возможности хорового коллектива; методику работы с хором;
творческие и педагогические школы;
специфику работы с детским хоровым коллективом; наиболее известные методические системы хорового образования (отечественные и зарубежные);
педагогический хоровой репертуар детских музыкальных школ, детских хоровых школ и детских школ искусств, общеобразовательных школ;
профессиональную терминологию;
особенности работы в качестве артиста хорового коллектива;
методику преподавания хорового сольфеджио у детей.
1.4. Объём практики, виды учебной работы и отчётности
ПП.00. Производственная практика (по профилю специальности) -180 часов (5 недель), в том числе:
ПП.01. Исполнительская практика – 144 часа (4 недели), время изучения – 1-8 семестры.
ПП.02. Педагогическая практика – 36 часов (1 неделя), время изучения – 4-5 семестры.
ПДП.00. Производственная практика (преддипломная) – 36 часов (1 неделя), время изучения – 7-8 семестры.
Виды учебной работы и отчётности
практические работы студентов;
дневники практики;
отчет обучающегося;
журнал посещений и результатов практики.
. Материально- техническое обеспечение практики
При прохождении студентами ПП.00. Производственной практики (по профилю специальности) Суджанский колледж искусств заключает с организациями (Детские школы искусств, другие организации дополнительного образования детей, Районный Центр народного творчества) договоры на организацию и проведение практики.
2. План и содержание практики
Производственная практика проводится образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Производственная практика (исполнительская) проводится рассредоточено в течение всего периода обучения (суммарно – 4 недели, 144 часа) и представляет собой самостоятельную работу студентов (подготовка к концертным выступлениям, выступления на конкурсах, фестивалях, участие в концертных программах, в том числе проводимых ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им.Н.В.Плевицкой»).
Результатом производственной практики (исполнительской) студента является отчет за год (по семестрам) в виде дневника, форма которого прилагается ниже (приложение № 1). Открытые концерты, участие в конкурсах должны быть подтверждены программами, афишами концертов, дипломами, грамотами.
Отчет производственной практики (исполнительской) контролирует руководитель практики.
Производственная практика (педагогическая) проводится рассредоточено в течение всего периода обучения (1 неделя – 36 часов) в пассивной форме в виде ознакомления с методикой обучения игре на инструменте в классах опытных преподавателей. Базами производственной практики (педагогической) должны быть детские школы искусств, детские музыкальные школы, другие образовательные учреждения дополнительного образования детей, общеобразовательные учреждения. Отношения с данными образовательными учреждениями ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В.Плевицкой» оформляет договором. Перечень действующих в очередном учебном году договоров прилагается к ППССЗ.
Результатом производственной практики (педагогической) является заполнение дневника и составление отчёта обучающегося (приложение 2 и 3).
Отчет производственной практики (педагогической) контролирует руководитель практики.
Производственная практика (преддипломная) проводится рассредоточено в течение VII – VIII семестров (1 неделя – 36 часов) под руководством преподавателя. Производственная практика (преддипломная) включает практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной итоговой аттестации.
Результатом производственной практики (преддипломной) является оценка за работу студента по конкретной дисциплине, разделу МДК, обеспечивающих подготовку к государственной итоговой аттестации, выставляется в журнале преподавателя, ведущего, в соответствии с тарификацией конкретную дисциплину, раздел МДК, обеспечивающие подготовку к государственной итоговой аттестации.
Все виды производственной (профессиональной) практики направлены на закрепление навыков, полученных в ходе освоения МДК и дисциплин профессиональных модулей и, в первую очередь, профессионального модуля ПМ.02 «Педагогическая деятельность».
Методическая литература, используемая в ходе изучения методики преподавания исполнительских дисциплин, применяется и в производственной (профессиональной) практике.
3. Контрольные требования
Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения ПП.00 Производственной практики (по профилю специальности) и ПДП.00 Производственной практики (преддипломной) направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.
Все виды производственной (профессиональной) практики направлены на закрепление навыков, полученных в ходе освоения МДК и дисциплин профессиональных модулей и, в первую очередь, профессионального модуля ПМ.02 «Педагогическая деятельность».
Отчетные материалы по итогам проведения практики:
- практические работы студентов;
- дневники практик (исполнительской и педагогической) (Приложения № 1, №2);
- отчет обучающегося по результатам педагогической практики (Приложение №3);
- журнал посещений и результатов практики.
Результаты практики оцениваются по зачетной системе.
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение практики, входят:
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование;
Рабочая программа по ПП.00 Производственной практике (по профилю специальности) и ПДП.00 Производственной практике (преддипломной).
Информационное обеспечение - это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.
Перечень основной методической литературы
Вейс П. Ступеньки в музыку: пособие по сольфеджио / П. Вейс, под ред. М. Ройтерщтейна. – Москва: Советский композитор, 1980 (1987).
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио: учебное пособие. – Изд. 2-е. – Москва: Музыка, 1986.
Добровольская Н.Н. Вокально – хоровые упражнения в детском хорею – Москва: Музыка, 1987.
Иванников В. А. Психология [Текст]: учебник для СПО / В. А. Иванников. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.
Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник для студентов образовательных учреждений СПО, обучающихся по специальностям педагогического и социально-экономического профилей. – Москва: Владос, 2003.
Кирнарская Д. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – Москва: Таланты – ХХI век, 2004.
Осенева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором : учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учебных заведений. – Москва: Изд. центр «Академия», 2003.
Рыбкина Т. В., Шеверева Т. Г. Давайте учиться петь: сборник музыкально – речевых упражнений с движением для развития певческих навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Тула, 1999.
Рыбкина Т. В. Шесть стихотворений под музыку с движением. – Тула: Тульское музучилище им. Даргомыжского, 1999.
Соколов В., Попов В., Абелянин Л. Школа хорового пения: для школьников среднего и старшего возраста. Вып 2. – Москва: Музыка, 1987.
Струве Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Москва: Советский композитор, 1988 (1979).
Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Изд. центр «Академия», 2002.
Соколов Вл. Работа с хором. – Изд. 2-е, переработ. и доп. – Москва: Музыка,1983.
Соколова О. П. Двухголосное пение в младшем хоре: для руководителей детских хоровых коллективов. – Москва: Музыка, 1987.
Халабузарь П., Попов В., Н. Добровольская Методика музыкального воспитания: учебное пособие. – Москва: Музыка, 1989.
Перечень дополнительной литературы
Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.,1998.
Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л., 1980.
Божович Л.И. Переходный период от младенческого к раннему возрасту// Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1996.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 1995.
Васина-Гроссман В. Хоровая музыка // Русская художественная культура конца ХIХ-начала ХХ века. Кн. 3. М.,1977.
Вопросы русской и советской хоровой культуры // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 23. М.,1975.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001.Возрастная психология: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999.
Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 24. - М., 1976.
Дмитревская К. Русская советская хоровая литература. – М., 1974. Вып.1.
Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. – М., 1985.
История русской музыки. Т. 1 /Под редакцией А. Кандинского. – М.,1981.
История русской музыки. Т. 2 /Под редакцией А. Кандинского. – М.,1984.
Келдыш Г. Русская музыка ХVIII века. – М., 1965.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: ИПП, 1996.
Леонтьева О. Зарубежные композиторы середины ХХ века. – М., 1964.
Локшин Д. Зарубежная хоровая литература. – М., 1966. Вып. 2.
Локшин Д., Лицвенко И. Зарубежная хоровая литература. – М., 1975. Вып.3.
Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. – М., 1985.
Лагутин А. Подготовка учащихся к педагогической работе в музыкальной школе //Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 3 – М., 1991.
Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М.: ИПП, 1998.
Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998.
Ольхов К. « Хоры а сарреllа С. Танеева» // Хоровое искусство. – Л., 1971. Вып. 2.
Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М.Митиной.- М.: МПСИ: Флинта, 1998.
Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» /Под ред. А.М. Радугина. – М., 1999.
Радугина А.М. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» /Под ред. А.М. Радугина. – М., 1999.
Разумный В. Художественная педагогика. – М., 1999.
Романовский Н. Хоровой словарь. – Л., 1969.
Синицина И. Педагогический такт и мастерство учителя. – М., 1983.
Скульский Р. Учиться быть учителем. – М., 1986.
Сухомлинский В. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. – М., 1981.
Татарская И.Ю. Очерки музыкальной жизни соловьиного края. – Курск: Славянка, 2006.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1947.
Тинякова Е.А. Народная культура Курского края: исторический и культурологический аспекты / под ред. Е.А. Тиняковой. – Курск: Курский областной Дом народного творчества, 2008. – DVD (электронный ресурс).
Усова И. Хоровая литература. – М., 1976.
Фейгин М. Воспитание и совершенствование педагога-музыканта. – М., 1973.
Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: МПСИ, 1996.
Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: МПСИ: Флинта, 1999.
Хрестоматия по русской хоровой литературе /Сост. Э. Леонов. – М., 1975.
Шаграева О.А Детская психология. – М.:Владос, 2001.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: МПСИ, 1995.
Интернет-ресурсы:
http://www.mosconsv.ru/
http://www.rsl.ru/
http://www.amkmgk.ru/
http://www.libfl.ru/
http://mkrf.ru/
Приложение № 1.
Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой»
ДНЕВНИК
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ) обучающегося ___ курса
по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование
________________________________________________
Ф.И. обучающегося
База практики:
________________________
Руководитель практики:
___________________________
(ФИО)
20 __20__ учебный год
г. Суджа
1. Правила ведения дневника практики:
2. При прохождении производственной практике (исполнительской) обучающийся обязан:
3. Расчет часов:
4. Цели и задачи практики:
5. В результате освоения практики обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:
Сведения о результатах прохождения производственной практики (исполнительской)
Кол-во часов | Дата | Место проведения, название мероприятия | Форма выступления | Репертуар | Подпись преподавателя -консультанта | | Подпись Преподавателя-консультанта |
36 на каждый учебный год | | | | | | |
| | | | | | |
Приложение № 2.
Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой»
ДНЕВНИК
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) обучающегося ___ курса
по специальности 53.02.06 Хорвое дирижирование
________________________________________________
Ф.И. обучающегося
Базы практик:
________________________
Руководитель практики:
___________________________
(ФИО)
20 __20__ учебный год
г. Суджа
1. Правила ведения дневника практики:
2. При прохождении производственной практики (педагогической) обучающийся обязан:
3. Расписание уроков:
4. Расчет часов:
5. Цели и задачи практики:
6. В результате освоения практики обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:
Сведения о результатах прохождения производственной практики (педагогической)
Дата, кол-во часов | Ф.И. обучающегося класс ДШИ | Самоанализ наблюдений на уроке (технического зачета, академического концерта, контрольного урока, мастер-класса и пр.) | Ф.И.О. преподавателя |
| | | |
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ
Организационные аспекты урока.
Положительные и отрицательные стороны в проведении отдельных этапов урока.
Какие были трудности и как они преодолевались преподавателем?
Каковы результаты урока? Достигнуты ли поставленные цели?
Анализ уровня музыкальных и интеллектуальных способностей обучающегося, его работоспособности.
Соответствие умений и навыков данному этапу обучения.
Фиксирование методов и приемов способов работы педагога с учетом возрастных особенностей обучающегося.
Чем особенно понравился урок и почему? Какова степень участия в нем обучающегося?
Приложение № 3
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
ОТЧЕТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ-ПРАКТИКАНТА
производственной практики (педагогической)
Ф.И. обучающегося ____________________________________________
специальность______________________________________________________
место прохождения практики:
в период с_____по_____________.
Выполнение индивидуального плана производственной практики (педагогической). Какие были трудности, почему? Что сделано сверх плана. Особенности практики.
Какие основные учебные и воспитательные задачи решались в период практики? Какие формы, методы и средства использовались для решения задач?
Как реализовывался на практике индивидуальный подход к обучающемуся?
Какие умения и навыки педагогической работы Вы приобрели в процессе практики?
Общие выводы о практике. Ее значение в Вашем становлении как педагога.
Ваши предложения по совершенствованию педагогической практики.
2