СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ПП Производственной практики (по профилю специальности) и ПДП.00 Производственной практики (преддипломной) специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование углублённой подготовки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ПП Производственной практики (по профилю специальности) и ПДП.00 Производственной практики (преддипломной) специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование углублённой подготовки

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПП Производственной практики (по профилю специальности) и ПДП.00 Производственной практики (преддипломной) специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование углублённой подготовки»

1. Введение

1.1. Область применения программы

Рабочая программа Производственной практики (по профилю специальности) и Производственной практики (преддипломной) является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование.


1.2. Место практики в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование Производственная практика (по профилю специальности) и Производственная практика (преддипломная) направлены на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, предназначены для реализации в «Суджанском колледже искусств им. Н.В. Плевицкой».


1.3. Цели и задачи практики – требования к результатам освоения практики:

Целью практики является:

подготовка специалиста, обладающего исполнительским мастерством, необходимым для ведения профессиональной деятельности в качестве дирижера хора.

получение первоначального профессионального педагогического опыта; подготовка студентов к самостоятельной педагогической деятельности;

подготовка специалиста, обладающего необходимыми теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для ведения профессиональной деятельности в качестве дирижера хора, преподавателя.

Задачами практики являются:

совершенствование исполнительского мастерства;

повышение уровня исполнительской культуры;

формирование исполнительского репертуара;

развитие навыков самостоятельного музицирования;

формирование умения анализировать исполнение ведущих хоровых коллективов; выработка умения анализировать результаты своей деятельности, способности выявлять причины затруднений и ошибок, умения корректировать свою практическую деятельность;

научить студентов ориентироваться в содержании профессиональной деятельности педагога;

сформировать способность анализировать, корректировать процесс обучения;

научить студентов методически правильно строить урок;

формирование умения использовать на практике наиболее подходящие методы и приемы работы с обучающимися;

ознакомить с системой планирования и ведения учебно-воспитательного процесса учебного заведения;

формирование культуры педагогического общения;

развитие умения правильно пользоваться специальной литературой; формирование профессиональной терминологии;

научить студентов правильно оформлять учебную документацию;

обобщение и закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами в процессе обучения;

выявление уровня сформированности профессиональных умений и навыков, определенных требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по всем видам деятельности;

изучение практических и теоретических вопросов, относящихся к теме выпускной квалификационной работы;

выполнение практических действий (концертных выступлений, ведения уроков в соответствии с программными требованиями и т.д.) с целью апробации материала государственных экзаменов.


В результате освоения практики обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

OK 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.

ПК 1.4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального произведения.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.


В результате прохождения практики студент должен

иметь практический опыт:

аккомпанемента на фортепиано ансамблевому и хоровому коллективу; исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива;

исполнять свою партию в хоровом произведении с соблюдением основ хорового исполнительства;

анализировать эмоционально-образное содержание хорового произведения; выявлять трудности исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые, дирижерские);

пользоваться специальной литературой;

согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения;

работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах;

знать:

репертуар средней сложности хоровых коллективов различного типа, включающий произведения вокальных жанров (оратории, кантаты, мессы, концерты, поэмы, сюиты);

вокально-хоровые особенности хоровых партитур;

художественно-исполнительские возможности хорового коллектива; методику работы с хором;

творческие и педагогические школы;

специфику работы с детским хоровым коллективом; наиболее известные методические системы хорового образования (отечественные и зарубежные);

педагогический хоровой репертуар детских музыкальных школ, детских хоровых школ и детских школ искусств, общеобразовательных школ;

профессиональную терминологию;

особенности работы в качестве артиста хорового коллектива;

методику преподавания хорового сольфеджио у детей.

1.4. Объём практики, виды учебной работы и отчётности

ПП.00. Производственная практика (по профилю специальности) -180 часов (5 недель), в том числе:

ПП.01. Исполнительская практика – 144 часа (4 недели), время изучения – 1-8 семестры.

ПП.02. Педагогическая практика – 36 часов (1 неделя), время изучения – 4-5 семестры.

ПДП.00. Производственная практика (преддипломная) – 36 часов (1 неделя), время изучения – 7-8 семестры.


Виды учебной работы и отчётности

  • практические работы студентов;

  • дневники практики;

  • отчет обучающегося;

  • журнал посещений и результатов практики.


    1. . Материально- техническое обеспечение практики

При прохождении студентами ПП.00. Производственной практики (по профилю специальности) Суджанский колледж искусств заключает с организациями (Детские школы искусств, другие организации дополнительного образования детей, Районный Центр народного творчества) договоры на организацию и проведение практики.


2. План и содержание практики


Производственная практика проводится образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Производственная практика (исполнительская) проводится рассредоточено в течение всего периода обучения (суммарно – 4 недели, 144 часа) и представляет собой самостоятельную работу студентов (подготовка к концертным выступлениям, выступления на конкурсах, фестивалях, участие в концертных программах, в том числе проводимых ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им.Н.В.Плевицкой»).

Результатом производственной практики (исполнительской) студента является отчет за год (по семестрам) в виде дневника, форма которого прилагается ниже (приложение № 1). Открытые концерты, участие в конкурсах должны быть подтверждены программами, афишами концертов, дипломами, грамотами.

Отчет производственной практики (исполнительской) контролирует руководитель практики.

Производственная практика (педагогическая) проводится рассредоточено в течение всего периода обучения (1 неделя – 36 часов) в пассивной форме в виде ознакомления с методикой обучения игре на инструменте в классах опытных преподавателей. Базами производственной практики (педагогической) должны быть детские школы искусств, детские музыкальные школы, другие образовательные учреждения дополнительного образования детей, общеобразовательные учреждения. Отношения с данными образовательными учреждениями ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В.Плевицкой» оформляет договором. Перечень действующих в очередном учебном году договоров прилагается к ППССЗ.

Результатом производственной практики (педагогической) является заполнение дневника и составление отчёта обучающегося (приложение 2 и 3).

Отчет производственной практики (педагогической) контролирует руководитель практики.

Производственная практика (преддипломная) проводится рассредоточено в течение VII – VIII семестров (1 неделя – 36 часов) под руководством преподавателя. Производственная практика (преддипломная) включает практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной итоговой аттестации.

Результатом производственной практики (преддипломной) является оценка за работу студента по конкретной дисциплине, разделу МДК, обеспечивающих подготовку к государственной итоговой аттестации, выставляется в журнале преподавателя, ведущего, в соответствии с тарификацией конкретную дисциплину, раздел МДК, обеспечивающие подготовку к государственной итоговой аттестации.

Все виды производственной (профессиональной) практики направлены на закрепление навыков, полученных в ходе освоения МДК и дисциплин профессиональных модулей и, в первую очередь, профессионального модуля ПМ.02 «Педагогическая деятельность».

Методическая литература, используемая в ходе изучения методики преподавания исполнительских дисциплин, применяется и в производственной (профессиональной) практике.



3. Контрольные требования

Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения ПП.00 Производственной практики (по профилю специальности) и ПДП.00 Производственной практики (преддипломной) направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Все виды производственной (профессиональной) практики направлены на закрепление навыков, полученных в ходе освоения МДК и дисциплин профессиональных модулей и, в первую очередь, профессионального модуля ПМ.02 «Педагогическая деятельность».

Отчетные материалы по итогам проведения практики:

- практические работы студентов;

- дневники практик (исполнительской и педагогической) (Приложения № 1, №2);

- отчет обучающегося по результатам педагогической практики (Приложение №3);

- журнал посещений и результатов практики.

Результаты практики оцениваются по зачетной системе.



4. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение практики, входят:

  • Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование;

  • Рабочая программа по ПП.00 Производственной практике (по профилю специальности) и ПДП.00 Производственной практике (преддипломной).

Информационное обеспечение - это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.









































Перечень основной методической литературы


  1. Вейс П. Ступеньки в музыку: пособие по сольфеджио / П. Вейс, под ред. М. Ройтерщтейна. – Москва: Советский композитор, 1980 (1987).

  2. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио: учебное пособие. – Изд. 2-е. – Москва: Музыка, 1986.

  3. Добровольская Н.Н. Вокально – хоровые упражнения в детском хорею – Москва: Музыка, 1987.

  4. Иванников В. А. Психология [Текст]: учебник для СПО / В. А. Иванников. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.

  5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник для студентов образовательных учреждений СПО, обучающихся по специальностям педагогического и социально-экономического профилей. – Москва: Владос, 2003.

  6. Кирнарская Д. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – Москва: Таланты – ХХI век, 2004.

  7. Осенева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором : учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учебных заведений. – Москва: Изд. центр «Академия», 2003.

  8. Рыбкина Т. В., Шеверева Т. Г. Давайте учиться петь: сборник музыкально – речевых упражнений с движением для развития певческих навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Тула, 1999.

  9. Рыбкина Т. В. Шесть стихотворений под музыку с движением. – Тула: Тульское музучилище им. Даргомыжского, 1999.

  10. Соколов В., Попов В., Абелянин Л. Школа хорового пения: для школьников среднего и старшего возраста. Вып 2. – Москва: Музыка, 1987.

  11. Струве Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Москва: Советский композитор, 1988 (1979).

  12. Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Изд. центр «Академия», 2002.

  13. Соколов Вл. Работа с хором. – Изд. 2-е, переработ. и доп. – Москва: Музыка,1983.

  14. Соколова О. П. Двухголосное пение в младшем хоре: для руководителей детских хоровых коллективов. – Москва: Музыка, 1987.

  15. Халабузарь П., Попов В., Н. Добровольская Методика музыкального воспитания: учебное пособие. – Москва: Музыка, 1989.





Перечень дополнительной литературы

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.,1998.

  2. Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л., 1980.

  3. Божович Л.И. Переходный период от младенческого к раннему возрасту// Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1996.

  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 1995.

  5. Васина-Гроссман В. Хоровая музыка // Русская художественная культура конца ХIХ-начала ХХ века. Кн. 3. М.,1977.

  6. Вопросы русской и советской хоровой культуры // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 23. М.,1975.

  7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001.Возрастная психология: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999.

  8. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 24. - М., 1976.

  9. Дмитревская К. Русская советская хоровая литература. – М., 1974. Вып.1.

  10. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. – М., 1985.

  11. История русской музыки. Т. 1 /Под редакцией А. Кандинского. – М.,1981.

  12. История русской музыки. Т. 2 /Под редакцией А. Кандинского. – М.,1984.

  13. Келдыш Г. Русская музыка ХVIII века. – М., 1965.

  14. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

  15. Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: ИПП, 1996.

  16. Леонтьева О. Зарубежные композиторы середины ХХ века. – М., 1964.

  17. Локшин Д. Зарубежная хоровая литература. – М., 1966. Вып. 2.

  18. Локшин Д., Лицвенко И. Зарубежная хоровая литература. – М., 1975. Вып.3.

  19. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. – М., 1985.

  20. Лагутин А. Подготовка учащихся к педагогической работе в музыкальной школе //Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 3 – М., 1991.

  21. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М.: ИПП, 1998.

  22. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998.

  23. Ольхов К. « Хоры а сарреllа С. Танеева» // Хоровое искусство. – Л., 1971. Вып. 2.

  24. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М.Митиной.- М.: МПСИ: Флинта, 1998.

  25. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» /Под ред. А.М. Радугина. – М., 1999.

  26. Радугина А.М. Психология и педагогика. Раздел «Педагогика» /Под ред. А.М. Радугина. – М., 1999.

  27. Разумный В. Художественная педагогика. – М., 1999.

  28. Романовский Н. Хоровой словарь. – Л., 1969.

  29. Синицина И. Педагогический такт и мастерство учителя. – М., 1983.

  30. Скульский Р. Учиться быть учителем. – М., 1986.

  31. Сухомлинский В. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. – М., 1981.

  32. Татарская И.Ю. Очерки музыкальной жизни соловьиного края. – Курск: Славянка, 2006.

  33. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1947.

  34. Тинякова Е.А. Народная культура Курского края: исторический и культурологический аспекты / под ред. Е.А. Тиняковой. – Курск: Курский областной Дом народного творчества, 2008. – DVD (электронный ресурс).

  35. Усова И. Хоровая литература. – М., 1976.

  36. Фейгин М. Воспитание и совершенствование педагога-музыканта. – М., 1973.

  37. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: МПСИ, 1996.

  38. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: МПСИ: Флинта, 1999.

  39. Хрестоматия по русской хоровой литературе /Сост. Э. Леонов. – М., 1975.

  40. Шаграева О.А Детская психология. – М.:Владос, 2001.

  41. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: МПСИ, 1995.



Интернет-ресурсы:

  • http://www.mosconsv.ru/

  • http://www.rsl.ru/

  • http://www.amkmgk.ru/

  • http://www.libfl.ru/

  • http://mkrf.ru/









Приложение № 1.

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой»





ДНЕВНИК

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ) обучающегося ___ курса

по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование


________________________________________________

Ф.И. обучающегося






База практики:

________________________

Руководитель практики:

___________________________

(ФИО)










20 __20__ учебный год

г. Суджа



1. Правила ведения дневника практики:






2. При прохождении производственной практике (исполнительской) обучающийся обязан:







3. Расчет часов:





4. Цели и задачи практики:



5. В результате освоения практики обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:





















Сведения о результатах прохождения производственной практики (исполнительской)


Кол-во

часов

Дата

Место проведения,

название мероприятия

Форма выступления

Репертуар

Подпись

преподавателя

-консультанта




Подпись

Преподавателя-консультанта

36 на каждый учебный год














































Приложение № 2.

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой»








ДНЕВНИК

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) обучающегося ___ курса

по специальности 53.02.06 Хорвое дирижирование


________________________________________________

Ф.И. обучающегося






Базы практик:

________________________

Руководитель практики:

___________________________

(ФИО)









20 __20__ учебный год

г. Суджа

1. Правила ведения дневника практики:






2. При прохождении производственной практики (педагогической) обучающийся обязан:











3. Расписание уроков:





4. Расчет часов:





5. Цели и задачи практики:



6. В результате освоения практики обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:

















Сведения о результатах прохождения производственной практики (педагогической)

Дата,

кол-во

часов

Ф.И. обучающегося класс ДШИ

Самоанализ наблюдений на уроке

(технического зачета, академического концерта, контрольного урока, мастер-класса и пр.)

Ф.И.О.

преподавателя












ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ

  1. Организационные аспекты урока.

  2. Положительные и отрицательные стороны в проведении отдельных этапов урока.

  3. Какие были трудности и как они преодолевались преподавателем?

  4. Каковы результаты урока? Достигнуты ли поставленные цели?

  5. Анализ уровня музыкальных и интеллектуальных способностей обучающегося, его работоспособности.

  6. Соответствие умений и навыков данному этапу обучения.

  7. Фиксирование методов и приемов способов работы педагога с учетом возрастных особенностей обучающегося.

  8. Чем особенно понравился урок и почему? Какова степень участия в нем обучающегося?


Приложение № 3


ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ


ОТЧЕТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ-ПРАКТИКАНТА


производственной практики (педагогической)

Ф.И. обучающегося ____________________________________________

специальность______________________________________________________

место прохождения практики:

в период с_____по_____________.



  1. Выполнение индивидуального плана производственной практики (педагогической). Какие были трудности, почему? Что сделано сверх плана. Особенности практики.

  2. Какие основные учебные и воспитательные задачи решались в период практики? Какие формы, методы и средства использовались для решения задач?

  3. Как реализовывался на практике индивидуальный подход к обучающемуся?

  4. Какие умения и навыки педагогической работы Вы приобрели в процессе практики?

  5. Общие выводы о практике. Ее значение в Вашем становлении как педагога.

  6. Ваши предложения по совершенствованию педагогической практики.













2