Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Белева Тульской области.
РАССМОТРЕНО МО учителей _музыки, _изобразительного искусства, _технологии, ОБЖ и физической культуры от « 26 » августа 2022 г. № 1 | ПРИНЯТО педсоветом МБОУ «СОШ №1» г.Белева Тульской области от « 30 » августа 2022 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «СОШ №1» г.Белева Тульской области от « 01 »сентября 2022 г. № 127 |
дополнительная общеразвивающая программа «ГТО»
Направленность: техническая
Срок реализации: 1 год.
Возраст детей: 7 - 14 лет
Количество часов: 34ч.
Составитель:
учитель физической культуры
Красникова Елена Леонидовна
г. Белёв 2022
Пояснительная записка
Данная программа создана на основе положения «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.24 марта 2014 года президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Рабочая программа «ГТО»является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения. Принята в общеобразовательном учреждении, где используется программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича.
Направленность дополнительной общеразвивающая программы ГТО физкультурно-спортивная. Программа физического воспитания учащихся образовательной школы по «ГТО» направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. Данная программа направлена на привитие учащимися умения правильно выполнять физические упражнения, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование физических упражнений и сдаче нормативов.
Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования дляперехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала
Актуальностьданной программы определяется необходимостью достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями современных нормативных документов, определяющих деятельность педагога в рамках предмета «Физическая культура». В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения целью физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является содействие всестороннему физическому развитию личности ребенка посредством обеспечения его необходимым уровнем общего физического образования и общей физической подготовленности. В основе физического воспитания школьников лежит формирование физической культуры личности, которая достигается сочетанием следующих форм обучения – урок физической культуры и внеурочные занятия для учащихся. Физическое воспитание направлено на формирование мотивации и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в овладении основными видами физкультурно-спортивной деятельности, в разносторонней физической подготовленности занимающихся.
Цель программы:
Целью внедрения комплекса ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Основные задачи программы:
- оздоровительная работа с детьми, проявляющими интерес к физической культуре
и спорту;
- укрепление здоровья;
- повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
- здоровьесбережение;
- снятие психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
Для детей среднего и старшего школьного возраста необходимой является потребность в высокой двигательной активности. Он наиболее благоприятен для развития физических способностей – скоростных и координационных, а также способностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.
Режим занятий. Время, отведенное на обучение, составляет 35 часов в год, 1часа в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся 1 раза в неделю по часу.
Форма обучения- очная.
Формы организации занятий. Основными формами учебно-тренировочной работы в секции являются: групповые занятия, участие в соревнованиях, теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных видеозаписей, просмотра соревнований).
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе подготовка к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты отражаются в умении самостоятельно определять цели и задачи своего обучения и подготовки к сдаче нормативов, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, работать индивидуально и в группе, разрешать конфликты.
Предметные результаты отражаются в понимании роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, в приобретении опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.
Учащиеся должны знать и иметь представление:
об особенностях зарождения, истории ГТО;
о физических качествах и правилах их тестирования;
основы личной гигиены, причины травматизма при занятияхГТО и правила его предупреждения;
уметь организовать самостоятельные занятия ГТО, а также, с группой товарищей;
организовывать и проводить соревнования по ГТО в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и др.
Учащиеся должны уметь:
выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;
владеть навыками выполнения физических упражнений.
Выполнять нормативы ГТО.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов программы | Всего часов | Лекции | Практические занятия | Форма контроля |
1 | Физические качества, техника безопасности на занятиях. | 4 | 1 | 3 | Беседа |
2 | Развитие быстроты. Техника безопасности на занятиях. | 10 | 1 | 9 | Сдача норматива |
3 | Развитие силовых и скоростно-силовых способностей. Техника безопасности на занятиях. | 10 | 1 | 9 | Сдача норматива |
4 | Развитие гибкости. Техника безопасности на занятиях. | 11 | 1 | 9 | Сдача норматива |
| ИТОГО: | 34 | 4 | 30 | |
3. Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
| Физические качества, техника безопасности на занятиях. Значение разминки на занятиях. | 1 |
| Физическое качество быстрота. Упражнения для развития быстроты. | 3 |
| Бег 30 м. Специальные беговые упражнения. | 3 |
| Бег 60 м. Специальные беговые упражнения. | 3 |
| Сдача норматива ГТО бег 30 (60)м. | 1 |
| Техника безопасности на занятиях.Силовые и скоростно-силовые способности. | 1 |
| Силовые и скоростно-силовые способности.Подтягивание на высокой и низкой перекладине. | 3 |
| Силовые и скоростно-силовые способности. Прыжок в длину с места. | 3 |
| Силовые и скоростно-силовые способности. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. | 3 |
| Сдача норматива ГТО. Подтягивание на высокой перекладине. (Сгибание и разгибание рук в упоре лежа). | 1 |
| Развитие гибкости. Техника безопасности на занятиях. | 1 |
| Упражнения на развитие гибкости. Наклон вперед из положения сидя. | 3 |
| Упражнения на развитие гибкости в парах. | 3 |
| Упражнения на развитие гибкости. Наклон вперед из положения стоя. | 3 |
| Сдача норматива ГТО.Наклон вперед из положения стоя. | 1 |
| Сдача нормативов комплекса ГТО. | 2 |
Материально-техническое и информационное обеспечение
Стойки
Гимнастические скакалки
Гимнастические скамейки
Перекладина (высокая и низкая)
Гимнастические маты
Литература:
1. Иванов О.Н. ГТО: прошлое и настоящее / О.Н. Иванов // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 1 (40). С. 174-176. 4.
2. Кораблева Е.Н. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО в системе физического воспитания / Е.Н. Кораблева // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 6 (6). С. 95-100. 5.
3. Пушкарева И. Н. Мотивация студентов к занятию физической культурой и спортом в процессе реализации комплекса ВФСК ГТО в среднем специальном учебном заведении / И.Н. Пушкарева // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 255-259. 6.
4. Прокофьева Д.Д. Физкультурно – спортивный комплекс ГТО. Нормы ГТО и поиск новой идеологии в России / Д.Д. Прокофьева // Культура физическая и здоровье. 2016. № 2 (57). С. 17-19. 7.
5. Хорошева Т.А. Проблемы внедрения ГТО в образовательной системе / Т.А. Хорошева // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 2 (18). С. 689-693
6. Михайлов В.В.: Путь к физическому совершенству. - М.: Физкультура и спорт, 1989
7.Уткин В.Л.: ГТО: техника движений. - М.: Физкультура и спорт, 1987