Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1
им. Ю. А. Гагарина»
Рабочая программа воспитания и социализации «Шаг в будущее»
1- 4 класс
Составитель:
Мельникова Людмила Евгеньевна,
учитель начальных классов
Программа воспитания и социализации "Шаг в будущее"
Программа обеспечит:
– формирование социально открытого уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества; учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательное учреждение, потребности обучающихся; определяющего в качестве ведущей социально и личностно значимую, творческую деятельность обучающихся, интегрированную с их учебной и внеурочной деятельностью
Пояснительная записка
Данная программа соответствует основным идеям и принципам воспитательной программы школы, разработана с учетом требований ФГОС НОО.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.
Принципы реализации программы
принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
личностно-ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Цель воспитательной работы:
Воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
Задачи учебно-воспитательной деятельности на 2016-2020 уч года:
* создание условий для развития творческих возможностей личности;
* формирование нравственной и духовной культуры учащихся;
* воспитание культуры межнационального общения;
* воспитание гуманного отношения к окружающему миру, к своему ближнему;
* воспитание достойного гражданина страны;
* формирование у учащихся научного экологического мировоззрения и привитие необходимых практических навыков и умений поведения в природе;
* вовлечение учащихся в яркий мир игр, соревнований, праздников, развлечений;
* сплочение учащихся средствами досуговой деятельности.
Срок реализации программы- 4 года
Основные направления воспитательной работы
Общеинтеллектуальное
Спортивно-оздоровительное
Общекультурное
Духовно-нравственное
Социальная деятельность
Гражданско– патриотическое
Экологическое
Работа с родителями
Общеинтеллектуальное направление
Цель:
Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
1. Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
2. Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.
Виды деятельности:
ежегодное изучение результативности учебной деятельности учащихся с целью последующей коррекции;
организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное, спортивное и творческое развитие учащихся;
сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных, спортивных и творческих возможностей учащихся;
организация системной работы с одаренными учащимися и низко мотивированными на интеллектуальную, спортивную или творческую деятельность учащимися.
Формы работы:
внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
предметные олимпиады в классе и начальной школе;
спортивные соревнования;
творческие конкурсы
библиотечные уроки,
предметные недели
План-сетка мероприятий по воспитательной работе. 2018 – 2019 учебный год
3 класс
№п | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | Праздник «День знаний» | сентябрь |
2 | Организация взаимопомощи в учебе | в течение года |
3 | Предметные недели начальных классов | февраль |
4 | Участие в школьных мероприятиях, направленных на интеллектуально-познавательную деятельность | по школьному графику |
5 | Кл. час «Когда лень- всё идет через пень» | ноябрь |
6 | Кл. час «Все профессии нужны, все профессии важны» | апрель |
7 | Кл. час «Хочу всё знать» | май |
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;
2. Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
3. Развитость креативных способностей учащихся.
Спортивно-оздоровительное направление
Задачи воспитания:
1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
2. Воспитание потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом;
3. Формирование чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Виды деятельности:
сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
организация классных и школьных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы работы:
привлечение учащихся классов к участию в занятиях секций;
спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, участие в школьных соревнованиях;
План-сетка мероприятий по воспитательной работе. 2018 – 2019 учебный год.
№п | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | Осенний калейдоскоп (классный час о здоровой и полезной пище) | октябрь |
3 | Праздник чая (семейные праздники) | декабрь с.207 |
4 | День здоровья. (3 раза в год) | по школьному графику |
5 | Игра- путешествие «Откуда берутся грязнульки» | апрель |
6 | «Рыцарский меч» спортивные состязания | февраль |
Ожидаемые результаты:
1. У детей формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.
2.Формирование умений использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т.д.)
Общекультурное направление
Задачи воспитания:
1. Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное;
2. Развитие художественных способностей;
3. Воспитание чувства любви к прекрасному.
Формы работы
-экскурсии,
-посещение концертов, театров, выставок,
-создание творческих проектов,
-творческие конкурсы, ярмарки,
-беседы.
План-сетка мероприятий по воспитательной работе. 2018 – 2019 учебный год.
№п | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | Участие в конкурсах рисунков и поделок | в течение года |
2 | Дорогие сердцу слова. Праздничное мероприятие ко Дню матери | ноябрь |
3 | 9 декабря - День героев Отечества. беседа | декабрь |
4 | Новогодние чудеса. Новогодний праздник с участием родителей. | декабрь |
5 | Кл.час «12 апреля- День космонавтики» | апрель |
Ожидаемые результаты:
1. Дети знакомятся основными направлениями эстетической культуры.
2. Получат возможность для развития художественных способностей.
3. Воспитывается любовь к прекрасному.
Духовно-нравственное направление.
Задачи воспитания:
1. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм
2. Формирование основ нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
3. Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
4.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
Виды деятельности:
изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе;
определение проблем в общении и организации коррекции на материале диагностики;
организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения;
обучение родителей активным формам общения с детьми;
Формы работы:
тематические классные часы;
тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
праздники и конкурсы;
участие в социальных акциях, ролевые игры.
План-сетка мероприятий по воспитательной работе. 2018 – 2019 учебный год.
№п | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | Кл час «Отчего прибавляется счастья» | ноябрь |
2 | Кл час «Вежливость и невежество» | октябрь |
3 | Кл. час «Дружба. Способы разрешения конфликтов» | январь |
4 | Мамин день | март |
5 | Кл. час «Что такое хорошо и что такое плохо» | апрель |
6 | Посиделки с друзьями | май |
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся научатся воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка;
2. Отсутствие конфликтных ситуаций в классах
Гражданско– патриотическое направление
Задачи воспитания:
1.Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
2.Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
3. Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
4. Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
5. Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края
Виды деятельности:
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения учащихся к их исполнению;
воспитание позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;
воспитание интереса учащихся к самому себе, желание самосовершенствоваться;
Формы работы:
тематические нравственные, правовые часы;
оказание помощи младшим школьникам;
встречи с представителями правовых структур;
конкурсы, викторины по правовой тематике.
План-сетка мероприятий по воспитательной работе. 2018 – 2019 учебный год
№п | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | Кл. час «Россия- Родина моя» | октябрь |
2 | Традиции народов Росси (беседа) | январь |
3 | Праздник, посвященный дню Победы | май |
Ожидаемые результаты:
1. Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
2. Развитие чувства гордости за свой город
3. Учащиеся получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Социальная деятельность
Задачи воспитания:
1. способствовать тому, чтобы каждый ученик понял, что даже будни может труд сделать праздничными днями;
2. приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
План-сетка мероприятий по воспитательной работе. 2018 – 2019 учебный год
№п | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | Распределение поручений. | сентябрь |
2 | Организация дежурства по классу | в течение года |
3 | Кл. час «В гостях у светофора» | ноябрь |
4 | Кл. час «Каждой вещи - свое место» | февраль |
5 | Кл. час «Люби книгу» | май |
6 | Операция « Книжная больница»- ремонт книг | 2 раза в год |
Ожидаемые результаты:
1.Учащиеся научатся ценить время
2.Получат первоначальные знания об охране труда
3. Учащиеся научатся воспитывать в себе такие качества: трудолюбие, ответственность.
5. Экологическое направление
Задачи воспитания
1.Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
2. Способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека.
Виды деятельности:
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков экологической культуры;
проведение мероприятий, которые способствуют развитию бережного отношения к природе, животным;
развитие понимания существования экологических проблем, угрожающих здоровью людей;
Формы работы:
мероприятия экологического содержания;
оказание помощи животным (птицам);
уроки игры, путешествия;
конкурсы, викторины;
выставки.
План-сетка мероприятий по воспитательной работе. 2018 – 2019 учебный год.
№п | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | Мир вокруг нас (выпуск стенгазеты) | октябрь |
2 | Кл час «Пернатые друзья» | 1 апреля |
3 | Кл час «В мире животных» (викторина по экологии) | май |
Ожидаемые результаты:
1.Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
2. Понимание влияния состояния природы на здоровье человека.
3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний.
Работа с родителями.
Работа с родителями
1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Изучение семей учащихся;
3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.
4. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
5. Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель – ученик – родитель».
6.Совместное проведение досуга.
Задачи:
1.Создать единое сообщество учащихся, учителя и родителей; провести
информационно-просветительскую работу с родителями.
•педагогическое просвещение родителей;
•привлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс через различные формы.
Виды деятельности:
изучение семейной ситуации, воспитательной системы семей учащихся;
привлечение родителей к проведению родительских уроков в классном коллективе.
Формы работы:
тематические классные часы, посвященные семейным корням «История создания семьи», «Памятные даты моей семьи».
праздники, спортивные состязания с участием родителей;
праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля, 8 марта) и красным датам школы (Первое сентября, Новый год)
индивидуальные консультации для детей и родителей, тематические беседы с
детьми и родителям;
тренинги родительского взаимодействия, беседы с детьми и родителями.
Ожидаемые результаты:
1.У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
2.Дети научаться жить дружно, сплочённо.
3.Сформируется взаимодействие семьи и школы.
№п | Проводимые мероприятия | Сроки |
1 | Выбор родительского комитета | сентябрь |
2 | Посещение на дому | по необходимости |
3 | Беседы с трудными детьми и их родителями | в течение года |
6 | Анкетирование по темам родительских собраний | сентябрь |
7 | Родительские собрания: | |
| Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья школьника | октябрь |
| Трудности и возможности ребёнка | ноябрь |
| 7.Роль совместного отдыха родителей и детей | январь |
| 8.Поговорите со мной, родители! | март |
| 9. Увлекаемость и увлеченность детей. Итоговое родительское собрание | май |
Литература:
1. Классные часы. 1 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО, 2013
2.Классные часы. 2 класс / сост. Г.П. Попова. – Изд. 2- е.- Волгоград : Учитель, 2014.
3.Тематические классные часы и мероприятия. 1- 4 классы / авт. Сост. И.В. Персидская (и др.). Изд. 2- е.- Волгоград : Учитель, 2014.
4.Бесова М. А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе: Сценарии праздников в начальной школе/ Худ.В. Х. Янаев.- Ярославль: Академия развития, 2002. –
5. Утренники в начальной школе / Для шк. Возраста. – М: АСТ, Мн.: Харвест, 2002.
6.Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1- 5 кл. / М. А. Давыдова, И. А. Агапова. 7-е изд. – М.: Айрис- пресс, 2007.
7. Родительские собрания:1 класс/Авт.-сост. С.Р. Рябова. – М.:ВАКО, 2013.
8. Родительские собрания:2 класс/Авт.- сост.О.П. Варенька. –М.:ВАКО, 2015
9. Материалы сайтов: uchportal.ru, pedsovet.ru, videouroki.net