СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа«Современная биология»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа«Современная биология»»










ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Современная биология»

(для учащихся 15-17 лет)

Срок реализации программы – 216 часов







































Санкт-Петербург

Пояснительная записка.


Дополнительная образовательная программа «Современная биология» продолжительностью 3 года (в объёме 216 часа, из них первый год - 72часа, во второй год 72часа и третий год- 72) рассчитана на учащихся 9-11 классов. Программа эколога - биологической направленности. Программа ориентирована на комплексное непрерывное образование в области науки о жизни – биологии в учебных объединениях учреждений школьного образования.

Программа включает все разделы и вопросы по биологии, необходимые для сдачи вступительного экзамена в ВУЗы сельскохозяйственного, медицинского, ветеринарного и биологического профиля.

Цель курса: знакомство обучающихся с историей и современным этапом развития биологии, её разделами и методами исследований, проблемами и перспективами для формирования комплексных эколого-биологических знаний и их реализации в разных областях научной и практической деятельности.

Задачи курса:

  1. познакомить с важнейшими достижениями биологии и проблемами, стоящими перед ней (обучающая);

  2. способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к объектам живой природы (воспитательная);

  3. способствовать самостоятельной научно- исследовательской и реферативной работе на природе(развивающая).

После прохождения первого года обучения обучающиеся должны знать: основные методы современной биологии, главнейшие понятия, закономерности и законы, касающиеся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов; должны уметь обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с привлечением примеров из практики.

После прохождения второго года обучения школьники должны знать: строение и жизнедеятельность растений и животных, основные группы живых организмов, принципы их классификации; уметь различать фоновые виды древесинных и травянистых растений, групп беспозвоночных и позвоночных животных.

После прохождения третьего года обучения школьники должны знать: строение и жизнедеятельность человека,черты царства животных, типа хордовых,класса млекопитающих, отряда приматов в организме человека; понятие об иммунитете. Работы И.И. Мечникова и И.П. Павлова.

Лекционно - семинарская форма работы предусматривает разные способы контроля школьников:

  1. Входной контроль проводиться в виде краткого собеседования на первом занятии. В ходе его выясняют их интересы, принимаются предложения по проведению интересных форм работы.

  2. Текущий контроль- теоретические зачёты. Проводятся самостоятельные работы и тестирование по отдельным темам курса с целью выявления освоения его обучающимися.предусмотрены как устные ответы, так и письменные задания.

  3. Итоговый контроль. В конце трёх годичного курса предусмотрено проведение пробного экзамена по биологии, с целью того, что бы ученики смогли сами оценить свои знания.






Учебно – тематический план первого года обучения:

( Всего по программе 72 часа- 2часа в неделю.)


Тема

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практическое занятия

1

Введение в биологию.

4

4


2

Клеточная биология

14

13

1

3

Основы биохимии и молекулярной биологии

14

14


4

Основы развития биологии.

6

6


5

Введение в систематику.

3

3


6

Вирусы.

3

3


7

Прокариоты.

4

4


8

Первичнобезжгутиковыеэукариоты.

10

10


9

Группа жгутиковых эукариот. Протисты.

10

10


10

Лишайники.


4

4



Итого

72





Учебно – тематический план второго года обучения:

( Всего по программе 72 часа- 2часа в неделю.)


Тема

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практическое занятия

1

Введени.

2

2


2

Высшие растения.

30

30


3

Введение в зоологию.

2

2


4

Беспозвоночные животные.

24

24


5

Тип хордовые: бесчерепные и позвоночные животные.

12

12


6

Итоговое занятие.

2

2



Итого

72





Учебно – тематический план третьего года обучения:

( Всего по программе 72 часа- 2часа в неделю.)


Тема

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практическое занятия

1

Введение.

2

2


2

Человек и его здоровье.

52

46

6

3

Основные законы генетики.


10

6

4

4

Обобщение ранее пройденного.

6


6

5

Зачётное занятие

2

2



Итого

72





Календарно – тематическое планирование I года обучения


Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1. Введение в биологию

  • Биология как комплекс наук о многообразии жизни.

  • Методы биологических исследований

4


2. Клеточная биология

  • Предмет цитологии.

  • Основные положения теории Т.Шванна и М.Шлейдена.

  • Р.Вирхов.

  • Понятие о гомологичности и дифференциации клеток.

  • Современные методы исследования клеточных органелл.

  • Особенности строения клеток про- и эукариот.

  • Бактериальная, растительная, грибная и животная клетки.

  • Гипотезы возникновения эукариотических клеток.

  • Основные физиологии клетки: виды транспорта.

  • Жизненный цикл клетки. Понятие о патологии клетки. Деление клетки.

  • Особенности организации хромосом.


Лабораторная работа:

1. « Устройство светового микроскопа и строение клеток растений и животных».


14


3. Основы биохимии и молекулярной биологии

  • Предмет биохимии.

  • Статистическая, динамическая и функциональная биохимия.

  • Современные задачи биохимии.

  • Молекулярная биология.

  • Понятие о физико-химической биологии.

  • Биофизика.

  • Основные химические понятия: химическая кинетика, катализ и катализаторы, типы химической связи, биологические растворы.

  • Химическая организация клетки.

  • Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

  • Обмен веществ и превращение энергии в организме. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен.






14



Тема




Кол-во

часов



Дата

проведения



4. Основы развития биологии.

  • Предмет эмбриологии.

  • Представление о единстве онтогенеза и филогенеза.

  • Биогенетический закон Э.Геккеля и Ф.Мюллера.

  • Теория филэмбриогенеза А.Н.Северцова.

  • О соотношении понятий онтогенез, морфогенез и жизненный цикл.

  • Размножение организмов.







6



5. Введение в систематику.

  • Систематика, таксономия и классификация.

  • Международные кодексы, регулирующие номенклатуру бактерий. Растений и животных.

  • Искусственная, естественная и филогенетическая системы.

  • Бинарная номенклатура К.Линнея.

  • Таксономические категории.

  • Обзор системы органического мира. Многоцарственные системы.







3



6. Вирусы.

  • Общая характеристика.

  • Работы Д.Ивановского.

  • Природа вирусов.

  • ДНК- и РНК- содержащие вирусы.

  • Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).

  • Бактериофаги.



3


7. Прокариоты.

  • Общая характеристика прокариот.

  • Принципы классификации бактерий.

  • Экология архебактерий.

  • Размножение бактерий.

  • Группа цианей, или сине-зелёных водорослей.

  • Распространение бактерий в почве, воздухе, воде и живых организмах.




4




Тема



Кол-во

часов


Дата

проведения


8.Первичнобезжгутиковые эукариоты.

  • Принципы классификации эукариот.

  • Группы первичнобезжгутиковых и жгутиковых эукариот.

  • Характеристика Красных водорослей(багрянок).

  • Общая характеристика царства Грибов.

  • Современные принципы классификации грибов.

  • Аскомицеты и базидомицеты. Ржавченные и головневые грибы.Плесневые грибы и дрожжи.

  • Практическое значение грибов.







10


9.Группа жгутиковых эукариот. Протисты.

  • Протисты как «сборная» группа. Общая характеристика простейших. Систематика простейших.

  • Тип Саркомастигофоры. Обыкновенная амёба.

  • Тип Инфузории. Строение и размножение инфузории-туфельки.

  • Малярийный плазмодий.

  • Отдел Бурые водоросли.

  • Отделы Харовые,Конъюгирущие, Зелёных и Эвгленовых водорослей. Спирогира. Слезивики. Хламидоманада, плеврококк хлорелла. Вольвокс. Эвглена зелёная.





10


10. Лишайники.


  • Лишайники как пример симбиоза грибов и водорослей.

  • Природа лишайников.

  • Строение лишайников.

  • Жизненные формы лишайников.

  • Размножение лишайников.

  • Зоны «лишайников пустынь»

  • Лишайники как биоиндикаторы состояния воздушной среды.

  • Экология, значение, распространение лишайников.




4



ВСЕГО

72







ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

  1. Введение в биологию.


1семинар «Живые системы: подходы термодинамики и кибернетики. Критерии живых систем».

Рефераты и доклады:

  • Подходы разных авторов к определению «Жизни»;

  • Концепция уровней организации живого Н.В.Тимофеева-Ресовского.


  1. Клеточная биология.


1семинар «Предпосылки возникновения клеточной теории. Её основные положения»;

2 семинар «Строение клеток прокариот и эукариот»;

3 семинар «Жизненный цикл клетки. Митоз и мейоз».

Реферат и доклады:

  • Современные методы исследования клеточных органелл;

  • Элементы цитоскелета: строение и функции. Распространение у разных групп живых организмов;

  • Основы физиологии клетки. Виды транспорта веществ.


III. Основы биохимии и молекулярной биологии.


1семинар. «Химическая организация клетки6 неорганические и органические вещества. Их роль в жизнедеятельности клетки»;

2семинар «Структура и функции белков»;

3семинар «Структура и функции ДНК и РНК»;


Рефераты и доклады:

  • Ферменты как биокатализаторы;

  • История изучения нуклеиновых кислот.


IV. Основы биологии развития.


1семинар «Типы и формы размножения организмов. Типы жизненных циклов»;

2 семинар «Этапы онтогенеза тканевых организмов».

Реферат: «Представления об единстве онтогенеза и филогенеза. Биогенетический закон. Теория филэмбриогенеза».


V. Введение в систематику.


1.семинар «Основные понятия и принципы классификации живых организмов».

Реферат: «Современные системы органического мира»


VI. Вирусы.


1.семинар «Природа и строение вирусов»


VII. Прокариоты.


1.семинар «Строение, размножение и принципы классификации прокариот».

Рефераты и доклады:

  • Архебактерии – новое царство органического мира.

  • Роль бактерий в природе. Медицине, сельском хозяйстве и промышленности.


VIII. Грибы. Красные водоросли (Багрянки).


1семинар «Специфические черты строения и размножения грибов»;

2семинар «Основы классификации грибов».

Рефераты и доклады:

  • Экология современных грибов.


IX. Проститы: простейшие и водоросли.


1семинар «Характеристика групп простейшие».

Рефераты и доклады:

  • Экология современных простейших.


X. Лишайники.


1семинар «Природа лишайников».

Реферат: Экология лишайников.




ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:


  1. Введение.

  2. Высшие растения.

    • Общая характеристика высших растений. Систематика. Ботаника(фитология) как наука о растениях. Выход растений на сушу.

    • Отделы древнейших высших растений. Псилофиты. Пути приспособительной эволюции высших растений. Эволюция жизненного цикла.

    • Морфология и анатомия растений. Растительные ткани. Простые и сложные ткани. Функциональная классификация тканей: образовательные (меристемы), покровные (защитные), основные (паренхима), механические (арматурные), выделительные (секреторные) и проводящие.

    • Строение и функции сложных тканей. Древесина (ксилема) и луб (флоэма). Стелярная теория.

    • Вегетативные органы растений. Вегетативные органы растений. Первичное и вторичное строение корня. Зоны корня. Корневые волоски.. механизм движения питательных веществ. Симпласт и апопласт. Типы корневых систем. Разнообразие и метаморфозы корней.

    • Общая характеристика побега и стебля. Морфология. Понятие о жизненны формах растений. Первичное и вторичное строение стебля. Морфология и анатомия листа. Вегетативное размножение растений.

    • Отдел Моховидные. Строение и размножение. Экология и происхождение

    • Отдел Плауновидные. Строение и размножение. Экология и происхождение

    • Отдел Хвощевидные. Строение и размножение. Экология и происхождение.

    • Отдел Псилотовидные. Строение и размножение. Экология и происхождение

    • Отдел Папоротникообразные. Строение и размножение. Экология и происхождение

    • Общая характеристика семенных растений. Гипотезы происхождения семени. Морфология семян.

    • Отдел Голосеменные. Строение и размножение. Экология и происхождение

    • Класс гинковые. Строение и размножение. Экология и происхождение.

    • Класс хвойные. Строение и размножение. Экология и происхождение.

    • Отдел Покрытосеменных, или Цветковые. Строение и размножение. Экология и происхождение.

    • Морфология соцветий. Спорогенез и гаметогенез. Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка. Двойное оплодотворение открытое С.Г.Навашиным. Его биологический смысл.

    • Принципы классификации плодов. Распространение плодов и семян. Происхождение семян.

    • Семейство двудольных растений. Строение и размножение. Экология и происхождение.

    • Семейство однодольных растений. Строение и размножение. Экология и происхождение.

  3. Введение в зоологию.

  • Значение и экология животных. Различия растений и животных. Краткая история зоологии. Принципы классификации животного мира. Типы симметрии животных. Жизненные формы животных. Признаки многоклеточных животных.

  1. Беспозвоночные животные.

  • Тип Губки. Строение и размножение. Экология и значение.

  • Тип Кишечнополостные. Строение и размножение. Экология и значение.

  • Тип Плоские черви. Строение и размножение. Экология и значение.

  • Тип Круглые черви. Строение и размножение. Экология и значение.

  • Тип Немертины. Тип Кольчатые черви. Строение и размножение. Экология и значение.

  • Тип Моллюски. Строение и размножение. Экология и значение. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски.

  • Тип Членистоногие. Строение и размножение. Экология и значение. Принципы классификации. Подтип ракообразные.

  • Подтип хелицеровые. Строение и размножение. Экология и значение.

  • Подтип трахейные. Строение и размножение. Экология и значение.

  • Систематика насекомых. Отряды: стрекозы, прямокрылые, тараканы, богомолы, термиты, клопы, вши, ручейники, жесткокрылые, блохи..

  • Понятие о первично- и вторичноротых. Тип Погоноворы. Группа щупальцевых. Тип Иглокожие.


  1. Тип хордовые: бесчерепные и позвоночные животные.

  • Общая характеристика типа Хордовых. Подтип бесчерепные. Подтип оболочники. Подтип позвоночные, или черепные. Группа бесчелюстные. Класс круглоротые. Группа челюстноротые.

  • Общая характеристика надкласса рыб. Хрящевые рыбы: строение и размножение. Экология и значение. Подкласс лопастепёрых. Подкласс лучеперых рыб.

  • Класс земноводные, или амфибии. Строение и размножение. Экология и значение.

  • Класс пресмыкающие, или рептилии. Строение и размножение. Экология и значение.

  • Класс птиц. Строение и размножение. Экология и значение. Приспособленность птиц к среде обитания. Многообразие современных птиц.

  • Класс млекопитающие, или звери. Строение и размножение. Экология и значение. Поведение. Забота о потомстве. Происхождение.


  1. Итоговое занятие.




ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:


  1. Введение.

  2. Человек и его здоровье (анатомия, физиология и гигиена человека).

    • Науки изучающие строение и функции человеческого организма. Условия сохранения здоровья человека. Черты животных, позвоночных, млекопитающих и приматов в организме человека.

    • История медицины. Морфология человеческого тела. Размеры и пропорции. Стороны человеческого тела и плоскости. Симметрии.

    • Понятие о тканях. Основные типы тканей.. строение и функции. Теория функциональной системы П.К.Анохина.

    • Опорно- двигательная система. Скелет человека. Общая характеристика. Функции. Типы костей и их соединений. Отделы скелета.

    • Кости и отделы черепа. Кости лица. Кости и соединения поясов и свободных верхних и нижних конечностей.

    • Мышечная система. Форма мышц. Работа мышц. Гигиена опорно-двигательной системы.

П/Р: «Первая помощь при повреждениях костей ».

П/Р: «Первая помощь при повреждениях костей».

П/Р: «Первая помощь при повреждениях костей».

П/Р: «Первая помощь при повреждениях костей».

П/Р: «Первая помощь при повреждениях мышц».



    • Пищеварительная система. Строение и функции. Отделы. Пищеварительные железы. Роль печени. Физиология. Патология и гигиена.

    • Понятие об обмене веществ и энергии в организме. Обмен белков, углеводов, жиров. Водный и солевой обмен. Терморегуляция и понятие о гомеостазе. Витамины.

    • Дыхательная система. Строение и функции. Механизм дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика.

    • Кровеносная система. Состав и функции элементов крови. Плазма крови. Строение и функционирование сердца. Кровеносные сосуды.

    • Артериальная и венозная кровь. Большой и малый круг кровообращения. Лимфатическая система. Строение и функции. Лимфатические сосуды и узлы.

    • Селезёнка, общая характеристика.

    • Иммунная система. Работы И.И.Мечникова.

    • Строение и функции кожи.

    • Строение и функции почек и выделительных каналов. Нефрон. Мочевой пузырь.

    • Строение и функции органов половой системы. Половое созревание.

    • Периоды онтогенеза человека.

    • Эндокринная система. Железы эндокринной системы и вырабатываемые гормоны.

    • Нервная система. Нейрон. Строение и функции отделов головного мозга.

    • Строение и функции отделов спинного мозга. Синапс. Рефлекс и рефлекторная дуга.

    • Органы чувств- анализаторы. Общие свойства рецепторов.

    • Строение органов зрения.

    • Строение органов слуха, обоняния, осязания, вкуса.

    • Вестибулярный аппарат. Общие представления о Высшей нервной системе.

    • Первая и вторая сигнальная система. Рефлексы. Мышление, эмоции, память, сон, т руд. Акклиматизация.



П/Р: «Первая помощь при кровотечениях».

П/Р: «Первая помощь при кровотечениях».


  1. Основные законы генетики.

  • Основные определения генетики.

  • Первый закон Менделя.

  • Второй закон Менделя.

  • Третий закон Менделя.

  • Четвёртый закон Менделя.

П/Р: «Решение генетических задач».

П/Р: «Решение генетических задач».



IV. Обобщение ранее пройденного.


П/Р: «Решение тестовых задач».

П/Р: «Решение тестовых задач».

П/Р: «Решение тестовых задач»

П/Р: «Решение генетических задач»..



Методическое обеспечение программы:



Выполнение предусмотренных программой задач невозможно без проведения практических работ, наблюдений в природе, работы в музее. Можно выделить несколько форм такой работы:

  1. Лабораторные работы в кабинете биологии. Например важное значение для усвоения курса биологии играет работа» Устройство светового микроскопа и строение клеток растений и животных». Предлагаемая работа проводится в самом начале курса, после раздела «Клеточная биология». Обучающиеся сами убеждаются в том, что клетка- основная структурно- функциональная единица живых организмов; познают особенности строения разных клеток; принципы работы светового микроскопа и изготовления срезов. Конечно, эти навыки просто необходимы в работе современных биологов.

  2. Работа с коллекциями. Такая работа проводится практически в течение всего курса. Преподаватель демонстрирует представителей разных групп живых организмов в виде гербария, влажных препаратов, тушек и т.д.Это является необходимой подготовкой перед выходом на природу. Такая работа продолжается на экскурсиях в музее.


Для более успешного освоения программного материала предлагаются также темы семинарских занятий, докладов и рефератов, для обучающихся.











































Программно-методическая оснащенность учебного плана

платных дополнительных образовательных услуг ГБОУ школы №471

на 2013-2014 учебный год.


Название учебной программы

Наличие учебно-методического обеспечения программы: учебники

Наличие учебно-методического обеспечения программы: учебно-методическое обеспечение

Современная биология.


  1. Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Уостсон Дж. Молекулярная биология клетки. В 3т. -1995.


  1. Барнс Р., Кейлоу П., Олив П.Беспозвоночные: Новый обобщённый подход. -М.,1992.


  1. Гилярова М.С. ред. Биологический энциклопедический словарь.-М.,1986.


  1. Серков Ф.Н. ред. Биологи: Биографический чсправочник.-К.,1984.


  1. Дюв К. де Путешествие в мир живой клетки. – М.,1987.


  1. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. –М.,1988.


  1. Крю П.де. Охотниик за микробами – М.,1987.


  1. Любищев А.А. Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. –М.,1982.













Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 471

Выборгского района Санкт-Петербурга



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы № 471

___________________ Сидорова И. В.

«____»____________________2013 г.




УЧЕБНЫЙ ПЛАН

образовательной программы

«Современная биологии»




Цель: знакомство обучающихся с историей и современным этапом развития биологии, её разделами и методами исследований, проблемами и перспективами для формирования комплексных эколого-биологических знаний и их реализации в разных областях научной и практической деятельности


Категория слушателей 15 - 17 лет

Срок обучения 9 месяцев – 72 часа

Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа


п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

лекции

практические занятия

1

Введение в общую биологию

2

1

1

беседа

2

Основы учения о клетке

10

7

3

зачёт

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

14

10

4

тест

4

Основы учения о наследственности и изменчивости.

10

8

2

Тест с решением задач

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

8

8


Прогностическая работа по выведению новой породы, сорта или штамма микроорганизмов

6

Происхождение жизни и развитие органического мира.

8

7

1

Реферат

7

Микробиология

10

7

3

Тест с решением задач

8

Экология. Биосфера. Законы экологии.

10

5

5

Тест с решением задач


Итого:

72






Список литературы для педагога:

  1. Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Уостсон Дж. Молекулярная биология клетки. В 3т. -1995.


  1. Барнс Р., Кейлоу П., Олив П.Беспозвоночные: Новый обобщённый подход. -М.,1992.


  1. Гилярова М.С. ред. Биологический энциклопедический словарь.-М.,1986.


  1. Серков Ф.Н. ред. Биологи: Биографический чсправочник.-К.,1984.


  1. Дюв К. де Путешествие в мир живой клетки. – М.,1987.


  1. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. –М.,1988.


  1. Крю П.де. Охотниик за микробами – М.,1987.


  1. Любищев А.А. Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. –М.,1982.