15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СПЕЦ КУРСА
«Наглядная геометрия»
6 класс
Пояснительная записка
В основу программы спецкурса положена программа по математике для общеобразовательных учреждений и программа для классов с базовым математики. Программа рассчитана на 2 часа в неделю (всего 70 часов). Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» для 6 классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897.
Основная задача спецкурса- развить математическое мышление, устранить разрыв между уровнем среднего математического образования, предусмотренного программой обязательного курса, и уровнем, необходимым при углубленном изучении математики. В курсе наглядной геометрии основное внимание уделяется геометрическим фигурам на плоскости и в пространстве, геометрическим величинам, понятию равенства фигур и симметрии. У учащихся формируются общие представления о геометрических фигурах, умения их распознавать, называть, изображать, измерять. При изучении этого курса ученики используют наблюдение, конструирование, геометрический эксперимент.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков.
Актуальность. На спецкурсах обучающиеся углубляют свои знания по основному курсу, получаемые на уроках, приобретают умения решать нестандартные задачи, задачи повышенной сложности; создается возможность целенаправленной подготовки обучающихся к углубленному изучению математики в 7 и 8 классах и успешному ее усвоению.
Цели курса
-систематизация имеющихся геометрических представлений и формирование основ геометрических знаний, необходимых в дальнейшем при изучении систематического курса в 7—9 классах;
-формирование изобразительно-графических умений и приемов конструктивной деятельности;
-развитие образного и логического мышления;
-формирование пространственных представлений, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в основе курса лежит системно -деятельностный подход, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-овладение универсальными учебными действиями;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Задачи курса
Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, «в картинках», познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования;
Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
- фронтальная.
Технология обучения:
- традиционная методика;
- личностно – ориентированные технологии обучения;
- информационные технологии;
- технологи дифференцированного обучения;
- игровые технологии.
Методы работы:
метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
метод индивидуально-дифференцированного подхода (личностно ориентированный подход);
метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
метод учёта уровня (степени понимания) изученного материала;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. При этом первая линия – «Логика и множества» – служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» – способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Изучение математики позволяет достичь следующих результатов
в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Во всех вышеуказанных разделах включение антикоррупционной составляющей в содержание реализуется через решение задач по алгебре и геометрии, которые способствуют формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся.
Программа может быть использована для работы с одаренными детьми и учащимися с ОВЗ.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Согласно календарному учебному графику учебный год продолжительность учебного в 6-х классах составляет с учетом праздничных и каникулярных дней - 33 недели 5 дней. На реализацию рабочей программы спец курса по математике «Наглядная геометрия» отводится 2 часа в неделю.
Планируемые результаты:
Предметными результатами изучения предмета «Наглядной геометрии» являются следующие умения:
-осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
-усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
-научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
-усвоить практические навыки использования геометрических инструментов;
-научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
-уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге;
-распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы);
-уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи;
-овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;
-уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур;
-владеть алгоритмами простейших задач на построение;
-овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент;
-уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела.
Метапредметными результатами изучения курса «Наглядная геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать геометрические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР – Использование геометрических знаний для решения различных геометрических задач и оценки полученных результатов.
2-я ЛР – Совокупность умений по использованию доказательной геометрической речи.
3-я ЛР – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными геометрическими текстами.
4-я ЛР – Умения использовать геометрические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР – Независимость и критичность мышления.
6-я ЛР – Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Личностными результатами изучения предмета «Наглядная геометрия» являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Формы контроля:
Комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, урок открытия новых знаний, урок отработки умений и рефлексии; урок развивающего контроля; урок общеметодологической направленности.
Занятия проходят в виде традиционных уроков, а так же в виде комбинированных уроков, включающих элементы проектной и игровой деятельности. В начале урока проводится устный счет, математический диктант, центральная часть урока выполняет главную роль в решении его задач. Все виды деятельности на уроке поддерживают друг друга и строятся на общей базе активного решения поставленных вопросов и задач. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме блиц опросов). Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Самостоятельная работа, как и работа в сотрудничестве с учителем, может осуществляться в организационных формах: в парах, в группах, индивидуально. Наиболее эффективной является учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Активно привлекаются современные информационные технологии, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения.
Содержание курса
1 Введение(6ч) Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры. Углы, виды углов, измерение углов. Треугольник, прямоугольник, квадрат. Фигуры в пространстве: параллелепипед, куб, призма, пирамида и шар
2 Фигуры на плоскости (24ч) Задачи со спичками
Задачи на разрезание и складывание фигур: "Сложи квадрат", "Согни и отрежь","Рамки и вкладыши Монтессори", "Край в край" и другие игры.
Танграм. Гексамимо. Конструирование из " Т". Геометрия из клетчатой бумаги- игры, головоломки. Линии в геометрии. Площади. Параллельные и перпендикулярные прямые. "Золотое сечение" в геометрии, "Золотой" прямоугольник, числа Фибоначчи, пропорциональность, масштаб, "Золотое сечение" в архитектуре, учение Пифагора о пропорциональности, пропорции в музыке
3 Координаты (5ч) Географические координаты. Игры и головоломки: "Морской бой, игра "Остров сокровищ". Координаты, игры в камешки на шахматной доске.
4 Геометрические образы чисел (5ч) Четность, нечетность. Признаки делимости. Наука о числах и геометрии.
5 Фигуры в пространстве (14ч) Многогранники, их элементы. Куб, его свойства. Площадь поверхности многогранника и их объемы. Лабораторная работа "Фигуры в пространстве". Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Уникуб. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. Оригами
6 Измерение геометрических фигур (4ч) Измерение длины, вычисления площадей и объемов. Развертка куба, параллелепипеда. Лабораторная работа "Площадь поверхности и объем параллелепипеда". Объем куба, параллелепипеда. Фигуры одним росчерком пера.
Реализация воспитательного потенциала урока
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» рабочая программа спецкурса «Наглядная геометрия» содержит следующие виды и формы деятельности воспитательного потенциала урока:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
Раздел №1 Введение (6 часов) |
1 | Пространство и размерность | 1 | |
2 | Простейшие геометрические фигуры | 1 | |
3 | Углы, виды углов, измерение углов | 1 | |
4 | Треугольник, прямоугольник, квадрат | 1 | |
5-6 | Фигуры в пространстве: параллелепипед, куб, призма, пирамида и шар | 2 | |
Раздел №2 Фигуры на плоскости (24 часа) |
7-8 | Задачи со спичками | 2 | |
9-10 | Задачи на разрезание и складывание фигур: "Сложи квадрат", "Согни и отрежь","Рамки и вкладыши Монтессори", "Край в край" и другие игры | 2 | |
11-12 | Танграм | 2 | |
13-14 | Гексамимо | 2 | |
15-16 | Конструирование из " Т" | 2 | |
17-18 | Геометрия из клетчатой бумаги- игры, головоломки | 2 | |
19-20 | Линии в геометрии | 2 | |
21-22 | Площади | 2 | |
23-26 | Параллельные и перпендикулярные прямые | 4 | |
27-30 | "Золотое сечение" в геометрии, "Золотой" прямоугольник, числа Фибоначчи, пропорциональность, масштаб, "Золотое сечение" в архитектуре, учение Пифагора о пропорциональности, пропорции в музыке | 4 | |
Раздел №3 Координаты (5 часов) |
31 | Географические координаты | 1 | |
32-35 | Игры и головоломки: "Морской бой, игра "Остров сокровищ". Координаты, игры в камешки на шахматной доске | 4 | |
Раздел №4 Геометрические образы чисел (5 часов) |
36-37 | Четность, нечетность | 2 | |
38-39 | Признаки делимости | 2 | |
40 | Наука о числах и геометрии | 1 | |
Раздел №5 Фигуры в пространстве (14 часов) |
41-44 | Многогранники, их элементы | 4 | |
45-46 | Куб, его свойства | 2 | |
47-48 | Площадь поверхности многогранника и их объемы | 2 | |
49-50 | Лабораторная работа "Фигуры в пространстве" | 2 | |
51 | Фигурки из кубиков и их частей | 1 | |
52 | Движение кубиков. Уникуб | 1 | |
53 | Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом | 1 | |
54 | Оригами | 1 | |
Раздел №6 Измерение геометрических фигур (4 часа) | |
55-56 | Измерение длины, вычисления площадей и объемов | 2 | |
57-58 | Развертка куба, параллелепипеда. Лабораторная работа "Площадь поверхности и объем параллелепипеда" Объем куба, параллелепипеда | 2 | |
Информационно-методическое обеспечение:
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
2.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
3.Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы: проект. – 3-е изд. перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
4.Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения.)
5.Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Математика. Наглядная геометрия 5-6 классы (ФГОС ООО). – М. : Дрофа, 2014.
6.Ерганжиева Л. Н. Муравина О.В. Математика. Наглядная геометрия 5-6 классы. Методическое пособие к учебнику И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой . – М. : Дрофа, 2014.
Интернет - ресурсы:
Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Математика. 6 класс» авторов И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, включающий методические рекомендации по использованию. [Электронный ресурс] – учеб. пособие для общеобразоват. учреждений, 2008 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=16/ И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, В.Г. Гамбарин, Е.Е. Тульчинская, Д.В.Немасов
УМЦ «Арсенал Образования», вебинары по вопросам методики обучения математике в 5-6 классах, http://www.ars-edu.ru/vebinary/webinary-provodimie-sovmestno-s-izdatelstvom-mnemozina
Практика развивающего обучения. Сайт методической поддержки УМК «ПРО», www. ziimag.narod.ru.
Интерактивный учебник. Математика 6 класс. Правила, задачи, примеры http://www.matematika-na.ru
Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.h
Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru