МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
г.Улан-Удэ
МБОУ "Хоронхойская СОШ"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Бычкова Е.А. №1 от «28» 08 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Жанаева Т.З. №1 от «30» 08 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО директор школы ________________________ Красикова Н.Г. №1 от «01» 09 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4221680)
учебного предмета «Труд»
для обучающихся 1 класса
Хоронхой 2024-2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Программа по труду (технологии) на уровне начального общего образования составлена на основе:
УМК«Школа России»для1-4 классов.
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 Nº 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
(Зарегистрирован05.07.2021Nº64100)
Также при реализации ООП НОО учтены: поправки в Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31»О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования инауки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330).
основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 мая 2022 г. Nº 5)
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр».
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско- технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах егосозданияврамкахисторическименяющихсятехнологий)исоответствующих им практических умений.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организациитрудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитиепознавательныхпсихическихпроцессовиприёмовумственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включаетхарактеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
Технологии,профессииипроизводства.
Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и картоном, технологии работы с пластичнымиматериалами, технологии работы с природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома).
Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей материально- технической базы образовательной организации).
Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно- прикладногоискусстваидизайна),«Окружающиймир»(природныеформыи конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей длямастера;природакакисточниксырья,этнокультурныетрадиции),
«Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, рекомендованных для изучения труда (технологии) – 132 часа: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА 1 КЛАСС
Технологии, профессии производства
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах,их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.
Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России,ремёсла,обычаи.
Технологии ручнойо бработки материалов
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Общее представление.
Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другое. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другое).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы,линейка,игла,гладилка,стека,шаблони другие), их правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и другое. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон.
Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом,составление композиции,соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и другое) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей визделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от требуемого результата (замысла).
Информационно-коммуникативные технологии
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация.Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение технологии в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
Универсальных учебных действий,регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические и исследовательские действия:
Ориентироваться в терминах,используемых в технологии(в пределах изученного);
Воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия(конструкции),находить сходство и различия в их устройстве.
Работа с информацией:
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем).
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способыих обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки, выделение деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с помощью клея, ниток и другое;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий«изделие»,«деталь изделия»,«образец»,
«заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление»,
«конструирование»,«аппликация»;
Выполнять задания сопорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму,определять взаимное расположение, виды соединения, способыизготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими;
различать материалы инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и другое, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий; понимать простейшие виды технической документации(рисунок,
схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Электронные(цифровые) образовательныересурсы |
Всего | План | Факт |
1 | Природное и техническое окружение человека | 2 | | | https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market |
2 | Природные материалы. Свойства. Технологии обработки | 5 | | | https://myschool.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main |
3 | Способы соединения природных материалов | 1 | | | https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ |
4 | Композиция вх удожественно- декоративных изделиях | 2 | | | https://myschool.edu.ru/ https://urok.apkpro.ru/ |
5 | Пластически емассы.Свойства. Технология обработки | 1 | | | https://myschool.edu.ru/ https://rusneb.ru/ |
6 | Изделие. Основа и детали изделия. Понятие «технология» | 1 | | | https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ |
7 | Получение различных форм деталей изделия из пластилина | 2 | | | https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ |
8 | Бумага.Ее основные свойства. Виды бумаги | 1 | | | https://myschool.edu.ru/ https://www.prlib.ru/ |
9 | Картон. Его основные свойства. Виды картона | 1 | | | https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market |
10 | Сгибание и складывание бумаги | 3 | | | https://myschool.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main |
11 | Ножницы – режущий инструмент. Резание бумаги и тонкого картона ножницами. Понятие«конструкция» | 3 | | | https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ |
12 | Шаблон–приспособление.Разметка бумажных деталей по шаблону | 5 | | | https://myschool.edu.ru/ https://www.prlib.ru/ |
13 | Общее представление о тканях и нитках | 1 | | | https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market |
14 | Швейные иглы и приспособления | 1 | | | https://myschool.edu.ru/ |
15 | Варианты строчки прямого стежка (перевивы). Вышивка | 3 | | | https://myschool.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main |
16 | Резервное время | 1 | | | https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ |
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ | 33 | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Дата | Воспитательный урок | Электронные(цифровые) образовательныересурсы |
План | Факт |
1 | Мир вокруг нас(природный и рукотворный) | | | | https://myschool.edu.ru/ https://www.prlib.ru/ |
2 | Техника на службе человека(в воздухе, на земле и на воде) | | | Виртуальная экскурсиявмир техники | https://myschool.edu.ru/ https://rusneb.ru/ |
3 | Природа и творчество. Природные материалы | | | | https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ |
4 | Сбор листьев и способы их засушивания | | | | https://myschool.edu.ru/ |
5 | Семена разных растений. Составление композиций из семян | | | | https://myschool.edu.ru/ |
6 | Объемные природные материалы (шишки, жёлуди, каштаны). Конструирование объемных изделий из них | | | | https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ |
7 | Объемные природные материалы (шишки, жёлуди, каштаны). Конструирование объемныхизделий из них | | | Виртуальная экскурсия «Удивительные шишки» | https://myschool.edu.ru/ https://urok.apkpro.ru/ |
8 | Способы соединения природных материалов | | | | https://myschool.edu.ru/ |
9 | Понятие «композиция». Центровая композиция.Точечное наклеивание листьев | | | | https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market |
10 | «Орнамент».Разновидности композиций, Композиция в полосе | | | | https://myschool.edu.ru/ |
11 | Материалы для лепки(пластилин, пластические массы) | | | Виртуальная экскурсияна выставку «Пластилиновый мир» | https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ |
12 | Изделие.Основа и детали изделия. Понятие «технология» | | | | https://myschool.edu.ru/ |
13 | Формообразование деталей изделия из пластилина | | | | https://myschool.edu.ru/ |
14 | Объемная композиция. Групповая творческая работа – проект («Аквариум»,«Морские обитатели») | | | | https://myschool.edu.ru/ |
15 | Бумага.Ее основные свойства. Виды бумаги | | | Виртуальная экскурсия на производство бумаги | https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/mаrket |
16 | Картон.Его основные свойства. Виды картона | | | | https://myschool.edu.ru/ |
17 | Сгибание и складывание бумаги. (Cоставление композиций из несложной сложенной детали) | | | | https://myschool.edu.ru/ https://urok.аpkpro.ru/ |
18 | Сгибание и складывание бумаги (Основные формы оригам и иих преобразование) | | | | https://myschool.edu.ru/ |
19 | Складывание бумажной детали гармошкой | | | | https://myschool.edu.ru/ |
20 | Режущийи нструмент ножницы. Их назначение, конструкция. Правила пользования | | | Виртуальныйтур «Знакомствос предметамибыта. Ножницы» | https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ |
21 | Приемы резания ножницами по прямой,кривой и ломаной линиям | | | | https://myschool.edu.ru/ |
22 | Резаная аппликация | | | | https://myschool.edu.ru/ |
23 | Шаблон–приспособление для Разметки деталей.Разметка по шаблону | | | | https://myschool.edu.ru/ https://urok.apkpro.ru/ |
24 | Разметка по шаблону и вырезание нескольких деталей из бумаги | | | | https://myschool.edu.ru/ |
25 | Преобразование правильных форм в неправильные | | | | https://myschool.edu.ru/ |
26 | Составление композиций из деталей разных форм | | | | https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market |
27 | Изготовление деталей по шаблон из тонкого картона | | | | https://myschool.edu.ru/ |
28 | Общее представление о тканях и нитках | | | | https://myschool.edu.ru/ |
29 | Швейные иглы и приспособления. Назначение. Правила обращения. Строчка прямого стежка | | | | https://myschool.edu.ru/ |
30 | Вышивка – способ отделки изделий. Мережка(осыпание края заготовки из ткани) | | | Виртуальная экскурсия«Мир ткачества и вышивки» | https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ |
31 | Строчка прямого стежка, ее варианты | | | | https://myschool.edu.ru/ |
| – перевивы | | | | https://urok.apkpro.ru/ |
32 | Отделка швейного изделия(салфетки, закладки) строчками прямого стежка | | | | https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market |
33 | Резервный урок | | | | https://myschool.edu.ru/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Технология:1-йкласс:учебник/ЛутцеваЕ.А.,ЗуеваТ.П.,Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Технология:2-йкласс:учебник,2класс/ЛутцеваЕ.А.,ЗуеваТ.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Технология:3-йкласс:учебник,3класс/ЛутцеваЕ.А.,ЗуеваТ.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Технология:4-йкласс:учебник,4класс/ЛутцеваЕ.А.,ЗуеваТ.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
Лутцева Е. А.Технология. Методическое пособие с поурочными разработками.1-4классы:пособиедляучителейобщеобразоват.
организацийЕ.А.Лутцева,Т.П.Зуева. —2-еизд.—М.:Просвещение, 2024. — 204 с. — ISBN 978-5-09-034287-2.
Методическоепособиедляучителя.Технологическаякарта.
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://myschool.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru/
https://lib.myschool.edu.ru/market
https://urok.apkpro.ru/
https://rusneb.ru/
https://nb.yanao.ru/
https://www.prlib.ru/