СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа творческого обьединения "Школьный театр"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Школьный театр» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно- речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника.

Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа творческого обьединения "Школьный театр"»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Школьный театр» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно- речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника.

Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно- образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

  • поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

  • совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

  • развитие речевой культуры;

  • развитие эстетического вкуса.

-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для обучающихся 1-9 класса, на 1 год обучения.

На реализацию театрального курса «Школьный театр» отводится 306 ч в год (9 час. в неделю). Занятия проводятся по 45минут в соответствии с нормами СанПина.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность обучающихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.


Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.



Особенности реализации программы:

Программа включает следующие разделы:

  1. Театральная игра

  2. Культура и техника речи

  3. Ритмопластика

  4. Основы театральной культуры

  5. Работа над спектаклем, показ спектакля

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

    • театральные игры,

    • конкурсы,

    • викторины,

    • беседы,

    • экскурсии в театр и музеи,

    • спектакли

    • праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Алгоритм работы над пьесой.
    • Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.

    • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

    • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

    • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

    • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

    • Репетиция всей пьесы целиком.

    • Премьера.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

    • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

    • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

    • итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Учащиеся должны знать

    • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

    • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

    • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

    • наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь
    • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

    • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

    • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

    • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

    • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

    • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

    • строить диалог с партнером на заданную тему;

    • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных

знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

    • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

    • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

    • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

    • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

    • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

    • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

    • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

    • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

    • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

    • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

    • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

    • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

    • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

    • обращаться за помощью;

    • формулировать свои затруднения;

    • предлагать помощь и сотрудничество;

    • слушать собеседника;

    • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

    • формулировать собственное мнение и позицию;

    • осуществлять взаимный контроль;

    • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

    • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

    • выразительному чтению;

    • различать произведения по жанру;

    • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

    • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

    • сочинять этюды по сказкам;

    • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ГОД




Содержание программы

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

Всего

Теория

Практик

а

1.

Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. Принятие норм и правил групповой работы. Составление примерного репертуара на год.

2

2

-

Наблюдение, опрос

2.

История театра. Театр как вид искусства.

Страницы истории театра. Развитие представлений о видах театрального искусства

36

6

30

Практическая работа Наблюдение Выступление Творческие задания Выступление

3.

Художественное чтение. Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста

72

10

62

Наблюдение, Творческие задания Практическая работа

4.

Работа над пьесой. Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия

роли. Репетиции. Показ спектакля.

122

-

122

Опрос Творческие задания, Практическая

работа

5.

Актерская грамота.

Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке.

36

-

36

Творческие задания Выступление Практическая работа

6.

Сценическое движение. Пластическая выразительность актера. Сценическая акробатика, универсальная разминка. Танцевальные композиции.

36

-

36

Опрос Наблюдение

7.

Контрольное занятие. Промежуточная аттестация

2

-

2

Контрольные задания


Итого часов

306

18

288

-




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



(1-й год обучения)
    1. Вводное занятие «Разрешите представиться» - 2 часа

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.

Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями, мероприятиями выпускников.

Форма проведения занятия – презентация коллектива. Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный. Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.

Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.

    1. История театра. Театр как вид искусства - 36 часов

      1. Первоначальные представления о театре как виде искусства.

Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального


искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги

«Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно- иллюстративный.

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с записями спектаклей.

Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.

      1. Театр как одно из древнейших искусств

Теория: Народные истоки театрального искусства (песни, пляски, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.

Практическая работа: проигрывание игр, обрядов, праздники «Масленица»,

«Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д.

«Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке.

Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно- иллюстративный

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с народными песнями, танцами.

Форма подведения итогов: игры-импровизации

      1. Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол

Теория: Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол.

Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление кукол-петрушек или других кукол.

Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно- иллюстративный, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с кукольными спектаклями.

Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.

      1. Театр – искусство коллективное

Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть, кто в театре. Актер – «главное чудо театра».

Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам. Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по театральной программке».

    1. Актерская грамота - 36 часов

      1. Многообразие выразительных средств в театре

Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.

Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить»,

«Много ниточек, или Большое зеркало».

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.

      1. Значение поведения в актерском искусстве.

Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация

      1. Бессловесные и словесные действия

Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение:

«Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.


    1. Художественное чтение 72 часа

      1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

Формы проведения занятий: групповые

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.

      1. Логика речи.

Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.

Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка- хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.

Формы проведения занятий: групповые, игровые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

      1. Словесные воздействия.

Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практическая работа: Упражнения на «натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун»,

«Аквалангист».

Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.


    1. Сценическое движение 36 часов

      1. Основы акробатики.

Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер»,

«Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг»,

«Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал: маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов: этюды

      1. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы»,

«Фигурный вальс».

Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман). Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов

народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка.

«Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных элементов.

Разучивание вальсового шага. Счет танцев: «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал: маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.

    1. Работа над пьесой 122 часа

      1. Пьеса основа спектакля

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: анализ пьесы

      1. Текст-основа постановки.

Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу»,

«Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: эвристический, проблемный

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».

      1. Театральный грим. Костюм.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.

      1. Театральный костюм.

Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: выступление на тему: «Эпохи в зеркале моды».

      1. Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы проведения занятий: репетиции

Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.

Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).

Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).


9. Итоговое занятие 2 часа

Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.

Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».

Форма проведения занятия: блиц - турнир, зачет.

Приёмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха.

Дидактический материал: текст викторины.

Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК




п

\

п

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Колво часов

Форма контроля

1

3.09

Вводное занятие.

Рассказ,

2

Беседа



Знакомство с планом

инструктаж,


Опрос



работы.

обсуждение.


наблюдение


4.09

Актерская грамота.

Рассказ,

6

Практическая


5.09

Значение и способы

Практическое


работа


6.09

превращения своей

занятие





логики действия в






логику действий






персонажа. Разные






логики поведения






одного и того же






действующего лица в






избранном отрывке.





7.09

Работа над пьесой.

Теоретическое

12

Наблюдение

10.09

Анализ пьесы, чтение

занятие Рассказ


Практическая

11.09

и обсуждение. Образы

Демонстрационный


работа

12.09

13.09

героев.

Выразительное чтение

показ



14.09

по ролям.





Определение





сквозного действия





роли. Репетиции.





Показ спектакля.




17.09

История театра. Театр

Рассказ

4

Наблюдение

18.09

как вид искусства.

Страницы истории театра. Развитие

Демонстрационный

показ


,

Практическая работа


представлений о видах



Творческие


театрального искусства.



задания

19.09

Художественное

Теоретическое

12

Наблюдение

20.09

чтение. Чтение

занятие


Практическая

21.09

произведения вслух как

Рассказ, показ


работа

24.09

последний этап




25.09

освоения текста




26.09





2

27.09

Работа над пьесой.

Практическое

20

Практическая


28.09

Анализ пьесы, чтение и

занятие


работа


1.10

обсуждение. Образы





2.10

героев. Выразительное





3.10

чтение по ролям.





4.10

Определение сквозного





5.10

действия роли.





8.10

Репетиции. Показ





9.10

спектакля.





10.10






11.10

Актерская грамота.

Рассказ,

6

Практическая


12.10

Значение и способы

Практическое


работа


15.10

превращения своей

занятие





логики действия в






логику действий






персонажа. Разные






логики поведения






одного и того же






действующего лица в






избранном отрывке путей для оптимального выполнения поставленных задач










16.10

17.10

18.10

19.10

22.10

Художественное чтение. Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста

Рассказ, практическое занятие

10

Наблюдение Практическая работа

23.10

История театра. Театр как вид искусства.

Страницы истории театра. Развитие представлений о видах театрального искусства.

Рассказ Показ Практическое занятие

2

Наблюдение Практическая работа

24.10

25.10

5.11

6.11

7.11

8.11

Сценическое движение.

Пластическая выразительность актера.

Сценическая акробатика, универсальная разминка.

Танцевальные композиции.

Рассказ Показ

12

Наблюдение Опрос

3

9.11

12.11

13.11

Актерская грамота. Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном

отрывке.

Рассказ, практическое занятие

6

Практическая работа

14.11

15.11

16.11

19.11

20.11

21.11

22.11

Работа над пьесой. Анализ пьесы, чтение и обсуждение.

Образы героев. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. Репетиции.

Показ спектакля.

Рассказ практическое занятие

14

Практическая работа Наблюдение



23.11

26.11

27.11

История театра. Театр как вид искусства.

Страницы истории театра. Развитие представлений о видах театрального

искусства.

Практическое занятие

6

Практическая работа

28.11

29.11

30.11

03.12

04.12

05.12

Художественное чтение. Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста

Практическое занятие

12

Практическая работа



4


Художественное чтение.

Рассказ

10

Практическая


06.12

Чтение произведения вслух как

практическое


работа


07.12

последний этап освоения текста

занятие


Наблюдение


10.12






11.12

12.12







История театра. Театр как вид

Практическое

6

Практическая


13.12

искусства.

занятие


работа


14.12

18.12

Страницы истории театра.



Выступление



Развитие представлений о видах театрального искусства.



Наблюдение



. Сценическое движение. Пластическая выразительность актера. Сценическая акробатика, универсальная разминка.

Танцевальные композиции.



Практическое

12

Обсуждение


19.12

20.12

занятие Просмотр Инструктаж




21.12





24.12

25.12

26.12






27.12

Работа над пьесой. Анализ

Рассказ

14

Практическая

14.01

пьесы, чтение и обсуждение.

практическое


работа

15.01

Образы героев. Выразительное

занятие


Наблюдение

16.01

чтение по ролям. Определение




17.01

сквозного действия роли.




18.01

Репетиции. Показ спектакля.









5

22.01

Актерская грамота.

Игровое

6

Практическая


23.01

Значение и способы

занятие


работа


24.01

превращения своей логики



Наблюдение



действия в логику действий






персонажа. Разные логики






поведения одного и того же






действующего лица в






избранном отрывке.







25.01

28.01

29.01

30.01

31.01

01.02

04.02

05.02

Работа над пьесой. Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли.

Репетиции. Показ спектакля.

Практическое занятие

16

Практическая работа

06.02

07.02

11.02

Актерская грамота. Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке.

Практическое занятие

6

Практическая работа

6

12.02

13.02

14.02

15.02

18.02

Художественное чтение. Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста

Практическое занятие

10

Практическая работа

19.02

20.02

21.02

История театра. Театр как вид искусства.

Страницы истории театра. Развитие представлений о видах театрального искусства.

Практическое занятие

6

Практическая работа


22.02

25.02

26.02

Актерская грамота. Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке.

Практическое занятие

6

Практическая работа

7

27.02

28.02

1.03

4.03

Художественное чтение. Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста

Практическое занятие

8

Практическая работа

5.03

6.03

История театра. Театр как вид

искусства.

Практическое

занятие

4

Практическая

работа


Страницы истории театра.





Развитие представлений о





видах театрального искусства.




11.03

Работа над пьесой. Анализ

Практическое

16

Практическая

12.03

пьесы, чтение и

занятие


работа

13.03

обсуждение. Образы




14.03

героев. Выразительное




15.03

чтение по ролям.




18.03

Определение сквозного




19.03

действия роли. Репетиции.




20.03

Показ спектакля.












8


1.04

Работа над пьесой. Анализ

Практическое

14

Практическая

2.04

пьесы, чтение и

занятие


работа

3.04

обсуждение. Образы




4.04

героев. Выразительное




5.04

чтение по ролям.




8.04

Определение сквозного




9.04

действия роли. Репетиции.





Показ спектакля.




10.04

Художественное чтение.

Практическое

10

Практическая

11.04

Чтение произведения вслух как

занятие


работа

12.04

последний этап освоения текста



Наблюдение

15.04





16.04






17.04

18.04

История театра. Театр как вид

Практическое

2

Практическая



искусства.

занятие


работа



Страницы истории театра.






Развитие представлений о






видах театрального искусства.






и характеров персонажей




9


19.04

22.04

Сценическое движение.

Практическое

12

Практическая




24.04

Пластическая

занятие


работа

25.04

выразительность актера.




26.04

Сценическая акробатика,




29.04

30.04

универсальная разминка.




3.05

Танцевальные




6.05

композиции.




7.05

Работа над пьесой. Анализ

Практическое

16

Практическая

10.05

13.05

14.05


пьесы, чтение и обсуждение.

занятие


работа

15.05

16.05

Образы героев. Выразительное






чтение по ролям. Определение




17.05

сквозного действия роли.




10.05

Репетиции. Показ спектакля.




20.05










21.05

22.05

История театра. Театр как вид

Практическое

6

Практическая

23.05

искусства.

занятие


работа

24.05

27.05

Страницы истории театра.





28.05

Развитие представлений о






видах театрального искусства.





29.05

30.05

Итоговая аттестация

Контрольное

2

Контрольные



занятие


задания





Творческие




задания





Анализ





творческих




достижений


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    • Музыкальный центр;

    • музыкальная фонотека;

    • СД– диски;

    • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

    • элементы костюмов для создания образов;

    • сценический грим;

    • видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

    • Электронные презентации «Правила поведения в театре»

«Виды театрального искусства»

    • Сценарии сказок, пьес, детские книги.