Филиал МБОУ « Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат»
«Кальская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «Бейская СОШИ»
________________Т.А. Грудинина
Приказ № __206___
от «_30 »__августа__2017___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Окружающий мир
3 класс
Разработчик: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Борисова Наталия Владимировна
Обсуждена и согласована на
методическом объединении учителей
начальных классов
Протокол №____от ___.___.20___г.
Принята на Методическом
совете школы
Протокол № 1 от ___.____. 20___г.
д.Калы, 2017г.
I. Личностные, метапредметные предметные результаты освоения
учебного предмета, курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
II. Содержание программы
3-й класс 68 ч (2 часа в неделю)
Тема | Кол-во часов |
Как устроен мир | 6 |
Эта удивительная природа | 18 |
Мы и наше здоровье | 10 |
Наша безопасность | 7 |
Чему учит экономика | 12 |
Путешествие по городам и странам | 15 |
Итого | 68 |
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Проект «Разнообразие природы родного края»
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Проект «Школа кулинаров»
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Проект «Кто нас защищает»
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями.
Проект «Экономика родного края»
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий».
III. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
Как устроен мир (6 ч) |
1 | 01.09 | 01.09 | Природа Экскурсия: Что нас окружает? | |
2 | 06.09 | 06.09 | Человек | |
3 | 08.09 | 08.09 | Проект «Богатства, отданные людям» | |
4 | 13.09 | 13.09 | Общество | |
5 | 15.09 | 15.09 | Что такое экология | |
6 | 20.09 | 20.09 | Природа в опасности! | |
Эта удивительная природа (18 ч) |
7 | 22.09 | 22.09 | Тела, вещества, частицы П/р №1 «Тела, вещества, частицы» | |
8 | 27.09 | 27.09 | Разнообразие веществ П/ р №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | |
9 | 29.09 | 29.09 | Воздух и его охрана П/ р №3 «Состав и свойства воздуха» | |
10 | 04.10 | 04.10 | Вода П/ р №4 «Свойства воды» | |
11 | 06.10 | 06.10 | Превращения и круговорот воды П/ р №5 «Круговорот воды» | |
12 | 11.10 | 11.10 | Берегите воду! | |
13 | 13.10 | 13.10 | Что такое почва П/ р №6 «Состав почвы» | |
14 | 18.10 | 18.10 | Разнообразие растений | |
15 | 20.10 | 20.10 | Солнце, растения и мы с вами | |
16 | 25.10 | 25.10 | Размножение и развитие растений П/ р №7 «Размножение и развитие растений» | |
17 | 27.10 | 27.10 | Охрана растений | |
18 | 08.11 | 08.11 | Разнообразие животных | |
19 | 10.11 | 10.11 | Кто что ест | |
20 | 15.11 | 15.11 | Проект «Разнообразие природы родного края» | |
21 | 17.11 | 17.11 | Размножение и развитие животных | |
22 | 22.11 | 22.11 | Охрана животных | |
23 | 24.11 | 24.11 | В царстве грибов | |
24 | 29.11 | 29.11 | Великий круговорот жизни | |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
25 | 01.12 | 01.12 | Организм человека | |
26 | 06.12 | 06.12 | Органы чувств | |
27 | 08.12 | 08.12 | Надёжная защита организма П/р №8 «Знакомство с внешним строением кожи» | |
28 | 13.12 | 13.12 | Опора тела и движение | |
29 | 15.12 | 15.12 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | |
30 | 20.12 | 20.12 | Дыхание и кровообращение П/р №9 «Подсчет ударов пульса» | |
31 | 22.12 | 22.12 | Умей предупреждать болезни | |
32 | 27.12 | 27.12 | Здоровый образ жизни | |
33 | 29.12 | 29.12 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | |
34 | 10.01 | 10.01 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | |
Наша безопасность (7 ч) |
35 | 12.01 | 12.01 | Огонь, вода и газ | |
36 | 17.01 | 17.01 | Чтобы путь был счастливым | |
37 | 19.01 | 19.01 | Дорожные знаки Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы. | |
38 | 24.01 | 24.01 | Проект «Кто нас защищает» | |
39 | 26.01 | | Опасные места | |
40 | 31.01 | | Природа и наша безопасность | |
41 | 02.02 | | Экологическая безопасность | |
Чему учит экономика (12 ч) |
42 | 07.02 | | Для чего нужна экономика | |
43 | 09.02 | | Природные богатства и труд людей — основа экономики | |
44 | 14.02 | | Полезные ископаемые П/р № 10 «Полезные ископаемые» | |
45 | 16.02 | | Растениеводство П/р №11 «Знакомство с культурными растениями» | |
46 | 21.02 | | Животноводство | |
47 | 28.02 | | Какая бывает промышленность | |
48 | 02.03 | | Проект «Экономика родного края» | |
49 | 07.03 | | Что такое деньги | |
50 | 09.03 | | Государственный бюджет | |
51 | 14.03 | | Семейный бюджет | |
52 | 16.03 | | Экономика и экология | |
53 | 21.03 | | Экономика и экология | |
Путешествие по городам и странам (15 ч) |
54 | 23.03 | | Золотое кольцо России | |
55 | 04.04 | | Золотое кольцо России | |
56 | 06.04 | | Золотое кольцо России | |
57 | 11.04 | | Проект «Музей путешествий» | |
58 | 13.04 | | Наши ближайшие соседи | |
59 | 18.04 | | На севере Европы | |
60 | 20.04 | | Что такое Бенилюкс | |
61 | 25.04 | | В центре Европы | |
62 | 27.04 | | По Франции и Великобритании (Франция) | |
63 | 02.05 | | По Франции и Великобритании (Великобритания) | |
64 | 04.05 | | На юге Европы | |
65 | 11.05 | | По знаменитым местам мира | |
66 | 16.05 | | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | |
67 | 18.05 | | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | |
68 | 23.05 | | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | |
Средства контроля
График проведения контрольных работ
№ п/п | № урока п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 1 | | Природа Экскурсия: Что нас окружает? | 1 |
2 | 7 | | Тела, вещества, частицы П/р №1 «Тела, вещества, частицы» | 1 |
3 | 8 | | Разнообразие веществ П/ р №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 |
4 | 9 | | Воздух и его охрана П/ р №3 «Состав и свойства воздуха» | 1 |
5 | 10 | | Вода П/ р №4 «Свойства воды» | 1 |
6 | 11 | | Превращения и круговорот воды П/ р №5 «Круговорот воды» | 1 |
7 | 13 | | Что такое почва П/ р №6 «Состав почвы» | 1 |
8 | 16 | | Размножение и развитие растений П/ р №7 «Размножение и развитие растений» | 1 |
9 | 27 | | Надёжная защита организма П/р №8 «Знакомство с внешним строением кожи» | 1 |
10 | 30 | | Дыхание и кровообращение П/р №9 «Подсчет ударов пульса» | 1 |
11 | 37 | | Дорожные знаки Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы. | 1 |
12 | 44 | | Полезные ископаемые П/р № 10 «Полезные ископаемые» | 1 |
13 | 45 | | Растениеводство П/р №11 «Знакомство с культурными растениями» | 1 |
14 | 66 | | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | |
График проведения проектных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 |
2 | | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 |
3 | | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 |
4 | | Проект «Кто нас защищает» | 1 |
5 | | Проект «Экономика родного края» | 1 |
6 | | Проект «Музей путешествий» | 2 |