Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Шербакульская адаптивная школа – интернат»
________________________________________________
646700, Омская область, р.п. Шербакуль, ул. Советская, 104
Тел/факс: 8(381-77) 2-14-61/2-11-53
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора ВР Директор
Коншу Я.Ю. _________ КОУ «Шербакульская адаптивная
«____» ______20___ г. школа-интернат»
Шведкова Т.С. ________________
«___» _______ 20___
Рабочая программа учебного предмета
«Ручной труд»
для обучающихся 3 класса адаптивных образовательных учреждений, реализующих программы для детей с интеллектуальными нарушениями.
на 2024– 2025 учебный год
Составитель программы:
Белик Ирина Васильевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» предназначена для учащегося 3 класса с интеллектуальными нарушениями и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации», п. 1 вступает в силу с 01.09.2024г
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных адаптированных образовательных программ» (Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях от 10.11.2023 МР 2.4.0331-23
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
Кузнецова Л.А. «Ручной труд» учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 3 класс, М. Просвещение, 2017;
Кузнецова Л.А. «Ручной труд» учебное пособие для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и реализующего требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Технология», 3класс, М. Просвещение, 2017.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с интеллектуальными нарушениями в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность.
В системе начального технологического образования, формирование отношения к труду как важнейшей жизненной ценности определяет процесс становления личности ребенка, уровень его социальной, интеллектуальной и нравственной зрелости. На этой основе трудовое обучение и воспитание призвано развивать у него способность воспринимать и усваивать нравственные истины; формировать осознанное и устойчивое положительное отношение к труду; более полное и глубокое понимание мотивационно-потребностной стороны труда, его красоты.
Начиная с первого класса в качестве определяющего начала формирования познавательных способностей выступают знания о предмете, который является результатом труда. Предмет (изделие) является источником недостающих детям знаний об окружающей предметно-окружающей среде, о его назначении, эстетической, материальной ценности и способах действий с ним. Любой предмет оценивается с точки зрения типологической функции (класс вещей), эталонных символов (форма, цвет, величина), соответствия своему утилитарному назначению, художественной, операционно-исполнительской, социальной и историко-культурологической ценности, целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей.
Знания о предмете (изделии), могут обладать определенной ценностью с точки зрения социальной адаптации обучающегося с интеллектуальным нарушением. Они являются предпосылкой формирования у них основ трудовой культуры через активное знакомство с историей духовной и материальной культурой, традициями своего и других народов. А установление взаимосвязей между предметным миром и окружающей действительностью позволит подвести ребенка к рассмотрению предмета (изделия) как результату трудовой деятельности, т.е. к осознанию его «трудовой ценности». Кроме этого предмет (изделие), которым оперирует ребенок, способен создавать устойчивую мотивацию деятельности. Обучающийся должен четко осознавать социальную ценность результата своей деятельности и полезность сделанной вещи, как для себя, так и для других людей. Осознание важности и нужности работы, приведет к выработке стимула бороться с трудностями, которые возникают в процессе выполнения трудового задания. В противном случае учащиеся начинают чувствовать себя беспомощными, теряют веру в свои силы, а это отрицательно сказывается на формировании настойчивости, целенаправленности при выполнении задания.
Начальное технологическое образование включает также предметно-практическую деятельность школьниковс умственной отсталостью младшего возраста. Оно предполагает овладение основами созидательной, преобразовательной деятельности, в процессе которой формируются трудовые двигательные приемы. Трудности овладения двигательными приемами зачастую вызваны не пониманием и плохим запоминаем фронтального объяснения последовательности выполнения трудовых приемов, низким темпом овладения, затруднениями рационального их использования. Это объясняются недоразвитием мелкой моторики и, в частности, слабым взаимодействием правой и левой рук, недоразвитием механизма зрительно-двигательной координации, слабым контролем за распределением мышечного усилия при выполнении двигательного приема, небольшим объемом внимания и т.д. Для формирования практических умений и навыков программой предусматриваются практические задания в процессе, которых дети изготавливают своими руками аппликации, изделия и игрушки из бумаги, пластилина, природных, ниток.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Ручной труд» позволяет применять знания, умения и навыки, полученные при изучении других предметов: изобразительное искусство, математика, развитие речи, окружающий мир и реализовывать их в трудовой деятельности, что обеспечивает лучшее усвоение детьми учебного материала и позволяет формировать у них целостную картину мира.
II Общая характеристика учебного предмета
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи,рисования,математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
Работа с природным материалом
Работа с бумагой и картоном
Работа с проволокой
Работа с металлоконструктором
Работа с текстильными материалами
Работа с древесиной
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
На каждом этапе обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Во время обучения необходимо использовать разнообразные демонстрационные (предметные и комбинированные) технологические карты; методы и приёмы обучения объяснение, беседа, упражнения, дидактические игры, занимательный материал, самостоятельные работы, использование разнообразной наглядности, памяток и др.
В течение обучения учитель ведёт повседневный, текущий контроль за качеством выполнения изделия. Наряду с повседневным, текущим контролем по труду один раз в четверть проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
3 класс | 0,5 | 34 | 17 |
IV Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные и предметные результаты
Личностными результатами изучения предмета являются:
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;
Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;
Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.
Предметные результаты изучения трудового обучения проявляются:
подбор материалов с учетом характера объекта труда и метода обработки;
подбор материалов с учетом требований технологии;
планирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой дисциплины;
подбор и применение инструментов, приспособлений в зависимости от целей и задач трудовой деятельности.
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
Учащийся должен усвоить:
Основные приемы работы с различными материалами
Научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя
Участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу
Уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали,
Узнавать и называть основные геометрические формы
Минимальный уровень:
-знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
-знание видов трудовых работ;
-знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
-знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
-анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
-пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
-составление стандартного плана работы по пунктам;
-владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
-использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином;
-природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
-выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
-знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
-знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
-знание видов художественных ремесел;
-нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
-осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
-отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
-экономное расходование материалов;
-использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
-осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
-оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
-выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
VМатериально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Кузнецова Л.А. «Ручной труд» учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 3 класс, М. Просвещение, 2017;
Кузнецова Л.А. «Ручной труд» учебное пособие для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и реализующего требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Технология», 3 класс, М. Просвещение, 2017.
Дидактические материалы:
Литературные произведения;
Шаблоны, трафареты;
Набор иллюстраций;
Образцы изделий;
Инструменты, материалы;
Дидактические игры;
Технические средства обучения:
Учебные столы.
Компьютер.
VI Содержание учебного процесса.
Работа с природными материалами.
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек. Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или кожаных изделий.
Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных изделий.
Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха. Перьев, меха, ракушек, зёрен опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам фигуры животных)
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов: разметка бумаги и тонкого картона по шаблону; резание ножницами по прямым и кривым линиям, оклеивание картона с одной стороны.
Изготовление закладки из тонкого картона: разметка бумаги и картона по линейке; резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами; оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Изготовление из бумаги и картона с использованием материалов отходов поздравительных открыток, сувениров.
Изготовление ообразцу мебели из коробочек, картона и бархатной бумаги (стол, кресло).
Работа с текстильными материалами.
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косичек.
Изготовление стилизованных фигур из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.
Ознакомление с ручными стежками (смёточный стежок) Упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельной выкройке, смёточным стежком.
Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки. Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Выполнение стежка «шнурок» на полосе бумаги в клетку. Вышивание на салфетке.
№ п/п | Тема | Колич. часов | Воспитательные задачи предмета |
| Работа с природнымматериалом | 2 | ― формирование интереса к разнообразным видам труда. ― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей. ― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. ― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности. |
| Работа с бумагой и картоном | 5 |
| Работа с текстильнымиматериалами | 5 |
| Работа с проволокой | 2 |
| Работа с древесиной | 2 |
| Работа с металлоконструктором | 1 |
| Всего: | 17 | |
Тематический план
VIIКалендарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол.час. | Виды учебной деятельности обучающихся на уроке |
план | факт |
1 четверть 4 часа |
1 | | | Работа с природным материалом. Изготовление аппликации из засушенных листьев. «Птица» Учебник стр. 8-13 | 1 | Сравнивать и находить сходство и различия в листьях деревьев. Выделять основные признаки и свойства аппликационных изображений. Анализировать изделие, ориентируясь на его признаки и свойства. Составлять план и придерживаться его при изготовлении изделия Составлять аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план Соблюдать пропорции изделия. Соединять детали. Уметь работать в коллективе. |
2 | | | Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги. «Медведь» Учебник стр. 19-21 | 1 | Сравнивать бумагу разных сортов. Определять сорт бумаги. Узнавать и называть виды работы с бумагой. Изготавливать аппликацию из обрывной бумаги с опорой на предметно-операционный план. Дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. |
3 | | | Работа с проволокой. Изделия «Волна», «Кольцо», «Прямой угол» Учебник стр. 26-29 | 1 | Называть виды проволоки, ее свойства. Выполнять приемы сгибания. Использовать различные материалы при изготовлении одного изделия. |
4 | | | Работа с древесиной. Изготовление изделия «Опорный колышек для растений» Учебник стр. 36-37 | 1 | Вспомнить виды древесных материалов, их свойствах и ручной обработке различными видами наждачной бумаги.аботать в коллективе |
2 четверть 4ч |
5 | | | Работа с природным материалом. Изготовление объемных изделий из природных материалов. «Птица из пластилина и сухой тростниковой травы» Учебник стр. 38-41 | 1 | Анализировать изделие. Определять названия деревьев по листьям. Отбирать природный материал. Выполнять аппликацию по плану. |
6 | | | Работа с металлоконструктором. Изготовление изделий «Треугольник», Квадрат» Учебник стр. 44-45 | 1 | Анализировать изделие. Наматывать нитки на картонную основу. Выделять в мотке части тела фигурки. Связывать нитки. Организовать своё рабочее место. |
7 | | | Работа с проволокой. Изготовление изделий «Буквы Л, С, О, В из проволоки» Учебник стр. 46-49 | 1 | Называть виды проволоки, ее свойства. Выполнять приемы сгибания. Использовать различные материалы при изготовлении одного изделия. Анализировать объект и действовать в соответствии планом работы |
8 | | | Работа с бумагой и картоном. Изготовление складных игрушек из бумажных колец. «»Цепочка из бумажных колец» Учебник стр. 54-57 | 1 | Выполнять приемы складывания бумаги и картона по образцу Выполнять изделие по плану. Анализировать изделие. Организовать своё рабочее место. |
3 четверть 6 ч |
9 | | | Работа с бумагой и картоном. Окантовка картона листом бумаги. «Складная доска для игры» Учебник стр. 68-71 | 1 | Выполнять приемы складывания бумаги и картона по образцу Выполнять изделие по плану. Анализировать изделие. Организовать своё рабочее место. |
10 | | | Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков и строчек. «Образцы, сшитые строчкой прямого стежка» Учебник стр. 72-74 | 1 | Анализировать объект, выделять признаки, свойства и детали. Работать в соответствии с планом. Выполнять стежки и строчки |
11 | | | Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков и строчек. «Закладка из фотопленки» Учебник стр. 76-77 | 1 | Выполнять приемы работы с нитками. Выполнять ручные стежки. Выполнить закладку с помощью ручных стежков. Анализировать объект, выделять признаки, свойства и детали. Работать в соответствии с планом. Выполнять стежки и строчки |
12 | | | Работа с древесиной. Аппликация из древесных опилок «Собака» Учебник стр. 78-81 | 1 | Анализировать изделие. Выполнять разметку по шаблону и линейке. Выполнять приемы резания по линиям разметки. Составлять аппликацию из геометрических фигур Выполнять приемы склеивания по линиям размётки. |
13 14 | | | Работа с текстильными материалами. Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. «Прихватка» Учебник стр. 82-87 | 2 | Анализировать изделие. Выполнять раскрой ткани. Соединять детали. Называть инструменты и приспособления , используемые при работе с тканью |
4 четверть 4 ч |
15 | | | Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. «Образец, прошитый строчкой прямого стежка в два приема» Учебник стр. 94-95 | 1 | Анализировать изделие. Организовать своё рабочее место. Выполнять приемы выполнения шва. Художественное оформление закладки |
16 | | | Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. «Образец, прошитый строчкой косого стежка в два приема» Учебник стр. 96-98 | 1 | Анализировать изделие. Организовать своё рабочее место. Выполнять приемы склеивания тканевых деталей |
17 | | | Работа с бумагой и картоном. Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел «Матрешка из конусов» Учебник стр. 100-101 | 1 | Выполнять приемы складывания бумаги и картона по образцу Выполнять изделие по плану. Анализировать изделие. Организовать своё рабочее место. |
18 | | | Работа с бумагой и картоном. Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел «Собака из цилиндров» Учебник стр. 102-103 | 1 | Выполнять приемы складывания бумаги и картона по образцу Выполнять изделие по плану. Анализировать изделие. Организовать своё рабочее место. |