Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Дагестан «Кизлярское медицинское училище» «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по ОМР Петрова В.С. _________ «___»___________2021г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ЕН.01 «Информатика»
по специальности: 31.02.01 Лечебное дело
базовая и углубленная подготовка
Квалификация – фельдшер
Кизляр 2021г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 31.02.01 Лечебное дело (базовая и углубленная подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ РД «Кизлярское медицинское училище»
Разработчик: Важничая Наталья Михайловна - преподаватель Информатики и Информационных технологий в профессиональной деятельности.
Рецензент: Нурмагомедов Исамудин Серкерович, зам директора по НМР в ДГТУ, преподаватель 1 категории математики, информатики.
Одобрена цикловой методической комиссией гуманитарных, естественно - научных и социально-экономических дисциплин.
Протокол №____ от ______________2021г.
Председатель ЦМК __________ Дубнова Н.В., кандидат филологических наук.
Содержание
1. Паспорт программы учебной дисциплины Информатика 3
2. Структура и содержание учебной дисциплины 3
3. Условия реализации программы дисциплины 3
1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 3
Паспорт программы учебной дисциплины Информатика
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ РД «Кизлярское медицинское училище» по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для профессиональной подготовки специалистов среднего звена медицинских профессий.
Рабочая программа составлена для студентов дневной формы обучения.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ЕН 01. Информатика входит в ЕН. 00. Математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
использовать персональный компьютер (далее - ПК) в профессиональной и повседневной деятельности:
внедрять современные прикладные программные средства;
осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет;
использовать электронную почту;
знать:
устройство персонального компьютера;
основные принципы медицинской информатики;
источники медицинской информации;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые, системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ;
принципы работы и значение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене;
Вариативная часть не предусмотрено
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 31.02.01 Лечебное дело и овладению профессиональными компетенциями (ПК) (Приложение 1):
ПК 3.7. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.
ПК 6.2. Планировать свою деятельность на фельдшерско-акушерском пункте, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК) (Приложение 2):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 180 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 120 часа;
самостоятельной работы студента 60 часов.
Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 180 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 120 |
в том числе: | |
лабораторные занятия и практические занятия | 56 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
самостоятельная работа студента (всего) | 60 |
в том числе: | |
Самостоятельная работа на курсовой работой (проектом) | - |
написание реферата работа с учебником | 36 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины: информатика
Разделы и темы | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов |
Раздел 1. Автоматизированная обработка информации | Тема 1. Информация и ее свойства, кодирование информации | |
Содержание учебного материала: | 20 |
Понятие информации Свойства информации Кодирование информации Измерение информации | 8 |
Самостоятельная работа обучающихся | 12 |
Работа с учебником | 4 |
Реферат на тему: Защита информации сети Интернет | 4 |
Реферат на тему: Компьютерные вирусы | 4 |
Тема 2. Информационные технологии и их применение в медицине и здравоохранении | |
Содержание учебного материала: | 20 |
Понятие информационной технологии; Применение информационных технологий в медицине и здравоохранении. Информационные технологии в профессиональной управленческой деятельности Информационные технологии в профессиональной клинической деятельности | 8 |
Самостоятельная работа обучающихся | 12 |
Работа с учебником | 8 |
Реферат на тему: «Информационные технологии в медицине» | 4 |
Раздел 2. Программная и техническая база информатики | Тема 1. Аппаратное обеспечение персональных компьютеров | |
Содержание учебного материала: | 20 |
Структурная схема ПК; Состав персонального компьютера; Периферийные устройства ПК. Классификация ЭВМ | 8 |
Самостоятельная работа обучающихся | 12 |
Работа с учебником | 4 |
Реферат на тему: «Классификация ЭВМ» | 4 |
Реферат на тему: «История развития ЭВМ» | 4 |
Тема 2. Программное обеспечение персональных компьютеров | |
Содержание учебного материала: | 16 |
Защита информации; Классификация программных средств; Операционные системы и оболочки операционных систем; Программы архивации данных | 10 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
Работа с учебником | 2 |
Реферат на тему «Программное обеспечение вычислительной техники». | 4 |
| |
Раздел 4. Организация профессиональной деятельности с помощью средств Microsoft Office | Тема 1. Обработка информации средствами Microsoft Word | |
Содержание учебного материала | 16 |
Понятие текстового процессора Интерфейс текстового процессора | |
Практические Настройка интерфейса текстового процессора Создание и редактирование текстового документа. Работа с окнами Настройка интервалов, абзацные отступы. Работа со списками Принципы создания таблицы Стили и темы в документе, использование гиперссылок Создание титульного листа Вставка графического изображения в документ. Оформление страниц Вид документа. Печать документов и сохранение документов | 16 |
Тема 2: Обработка информации средствами Microsoft Excel | |
Содержание учебного материала | 16 |
Вычисления Назначение Создание и редактирование табличного документа Работа с данными | |
Практические Создание и редактирование табличного документа Ввод данных в ячейки Microsoft Excel Выполнение операций, перемещения, копирования и заполнения ячеек, авто заполнение Работа с диаграммами Ссылки, встроенные функции, статистические и логические функции Вычисления в электронных таблицах Фильтрация данных Сортировка данных | 16 |
Тема 3: Обработка информации средствами Microsoft Access | |
Содержание учебного материала | 8 |
Составление отчетов Назначение Access Интерфейс и основные компоненты Access Создание таблиц Ввод и редактирование таблицы Создание связей между таблицами Работа с базой данных Создание запросов | |
Практические Настройка интерфейса и создание базы данных Создание таблиц, ввод данных и редактирование таблиц Создание связей между таблицами Создание запросов, форм и формирование отчетов | 8 |
Тема 4: Создание презентаций средствами Microsoft Power Point | |
Содержание учебного материала | 10 |
Переходы между слайдами Возможности технологий компьютерной презентации Интерфейс программы Общая схема создания новой презентации Изменение презентации Добавления фигур, схем, картинок и изображений на слайд Объекты WordArt | |
Практические Добавление, удаление, перемещение слайдов, сохранение презентации Изменение презентации Добавление фигур, схем, картинок и изображений на слайд Создание таблиц и диаграмм Переходы, эффекты. | 10 |
| | |
Раздел 3. Компьютерные технологии в медицине и здравоохранении | Тема 1. Локальные и глобальные компьютерные сети | |
Содержание учебного материала: | 36 |
Сетевые технологии обработки информации; Топологии локальных сетей Протоколы Глобальная сеть Интернет. Структура и адресация в интернете Подключение к интернету Информационные ресурсы интернета Работа с поисковыми системами Язык HTML. Создание. Web страниц Медицинские ресурсы в интернете | 20 |
Практические Организация поиска медицинской информации в интернете. Язык HTML. Создание Web страницы. Добавление гиперссылок Язык HTML. Добавление графических объектов на Web страницу. | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 |
Работа с учебником | 2 |
Реферат на тему: «Технологии поиска информации в сети Интернет» | 4 |
Реферат на тему: «Телемедицина» | 4 |
Тема 2. Медицинские информационные системы | |
Содержание учебного материала: | 18 |
| Понятие информационной системы и медицинской автоматизированной информационной систем; Цель, задачи и функции медицинской информационной системы Классификация медицинских информационных систем Автоматизированное рабочее место медицинского персонала Медицинские приборно-компьютерные системы | 10 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 8 |
| Работа с учебником | 4 |
| Реферат на тему: «Медицинские информационные системы» | 4 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
• столы и стулья для студентов и преподавателя;
• шкафы для хранения приборов, наглядных пособий, учебно-методической документации;
• доска классная;
Технические средства обучения:
• компьютеры;
• мультимедийный проектор
• компакт-диски с учебным материалом
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Омельченко, В. П. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Омельченко В. П. , Демидова А. А. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 432 с. - ISBN 978-5-9704-5035-2.
Дополнительные источники
Молодцов В.А. Информатика. Тесты, задания, лучшие методики. –М.: Феникс, 2010 Информатика: учеб. Пособие для студ.сред. проф. Образования. Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова. – 9-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 416с.
Практикум по основам Информатики и вычислительной техники: учеб пособие для нач. проф.образования / В.М.Уваров, Л.А. Силакова, Н.Е. Красникова. – 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.-240 с.
Информация, информатика, компьютер, информационные системы, сети./ В.Ю. Микрюков – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 448с. (Среднее профессиональное образование).
Абрамян М. Э. Практикум по информатике. Работа с текстовыми документами, электронными таблицами и базами данных в системе Microsoft Office. –М.: Дашков и Ко, 2019
Интернет ресурсы
http://iit.metodist.ru - Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО
http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям
http://www.iteach.ru - Программа Intel «Обучение для будущего»
http://www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании
http://edu.ascon.ru - Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D в образовании.
http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям
http://www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»
Конференции и выставки
http://ito.edu.ru - Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»
http://www.bytic.ru/ - Международные конференции «Применение новых технологий в образовании»
http://www.elearnexpo.ru - Московская международная выставка и конференция по электронному обучению eLearnExpo
http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения | |
использовать персональный компьютер (далее - ПК) в профессиональной и повседневной деятельности: внедрять современные прикладные программные средства; осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет; использовать электронную почту; | Практические работы, направленные на оценку практических навыков. Качественная оценка, направленная на оценку качественных результатов практической деятельности в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
Знания | |
устройство персонального компьютера; основные принципы медицинской информатики; источники медицинской информации; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые, системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ; принципы работы и значение локальных и глобальных компьютерных сетей в информационном обмене; | проверка реферата устный контроль; тестирование Метод обобщения независимых характеристик, направленный на оценку данных, полученных в результате наблюдения за деятельностью студента в различных ситуациях. |
Приложение 1
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ПК 3.7. Оформлять медицинскую документацию. |
Уметь: использовать персональный компьютер (далее - ПК) в профессиональной и повседневной деятельности: внедрять современные прикладные программные средства; осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет; | Тематика практических работ Создание и редактирование табличного документа Ввод данных в ячейки Microsoft Excel Выполнение операций, перемещения, копирования и заполнения ячеек, авто заполнениеРабота с диаграммами Ссылки, встроенные функции, статистические и логические функции Вычисления в электронных таблицах Фильтрация данных Сортировка данных Настройка интерфейса текстового процессора Создание и редактирование текстового документа. Работа с окнами Настройка интервалов, абзацные отступы. Работа со списками Принципы создания таблицы Стили и темы в документе, использование гиперссылок Создание титульного листа Вставка графического изображения в документ. Оформление страниц Вид документа. Печать документов и сохранение документов |
Знать: устройство персонального компьютера; основные принципы медицинской информатики; источники медицинской информации; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые, системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ; | Перечень тем: Структурная схема ПК; Состав персонального компьютера; Периферийные устройства ПК. Классификация ЭВМ Защита информации; Классификация программных средств; Операционные системы и оболочки операционных систем; Программы архивации данных |
Самостоятельная работа студента | Реферат на тему: «Телемедицина» Реферат на тему: «Технологии поиска информации в сети Интернет» Реферат на тему «Программное обеспечение вычислительной техники». |
ПК 4.8 Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения. |
Уметь: использовать персональный компьютер (далее - ПК) в профессиональной и повседневной деятельности: внедрять современные прикладные программные средства; осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет; | Тематика практических работ Организация поиска медицинской информации в интернете. |
Знать: устройство персонального компьютера; основные принципы медицинской информатики; источники медицинской информации; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые, системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ; | Перечень тем: Понятие информационной технологии; Применение информационных технологий в медицине и здравоохранении. Информационные технологии в профессиональной управленческой деятельности Информационные технологии в профессиональной клинической деятельности Защита информации; Классификация программных средств; Операционные системы и оболочки операционных систем; Программы архивации данных |
Самостоятельная работа студента | Реферат на тему: «Классификация ЭВМ» Реферат на тему: «История развития ЭВМ» |
ПК 6.2. Планировать свою деятельность на фельдшерско-акушерском пункте, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность. |
Уметь: использовать персональный компьютер (далее - ПК) в профессиональной и повседневной деятельности: внедрять современные прикладные программные средства; осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет; | Тематика практических работ Файлы, папки. Работа по каталогу. Организация размещения файлов. Установка антивирусной программы. Создание Web-страницы. Оформление документа Microsoft Word. Колонки и таблицы в текстовом процессоре. Работа с символами и фигурами Вставка иллюстраций в текст. Оформление бланков и документов. Создание буклетов и визиток. Работа с формулами. Построение диаграмм и графиков. Создание бланков в электронных таблицах. Перевод текста. База данных. Создание таблиц. Создание форм и отчетов. Знакомство с программами «Стационар». «Регистратура» |
Знать: устройство персонального компьютера; основные принципы медицинской информатики; источники медицинской информации; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые, системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ; | Перечень тем: Структурная схема ПК; Состав персонального компьютера; Периферийные устройства ПК. Классификация ЭВМ Защита информации; Классификация программных средств; Операционные системы и оболочки операционных систем; Программы архивации данных Сетевые технологии обработки информации; Топологии локальных сетей Протоколы Глобальная сеть Интернет. Структура и адресация в интернете Подключение к интернету Информационные ресурсы интернета Работа с поисковыми системами Язык HTML. Создание. Web страниц Медицинские ресурсы в интернете |
Самостоятельная работа студента | Тематика самостоятельной работы: Реферат на тему: «Информационные технологии в медицине» Реферат на тему: Защита информации сети Интернет Реферат на тему: Компьютерные вирусы |
Приложение 2
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК | Технологии формирования ОК (на учебных занятиях) |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | решение задач и упражнений, анализ конкретных ситуаций, осуществление текущего и итогового контроля, работа в малых группах. |
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. | Задания на поиск информации в сети Интернет. Построение диаграмм, схем, графиков, таблиц. Подготовка и защита рефератов и докладов |
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Задания на поиск информации в сети Интернет. Выполнение тестов с использованием информационных технологий. |
ОК 8Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. | Выполнение заданий разного уровня сложности, подготовка сообщений и докладов, демонстрация видеофильмов. |
ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Построение диаграмм, схем, графиков, таблиц. Подготовка и защита рефератов и докладов, решение задач и упражнений, анализ конкретных ситуаций, |
4