Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея
«Майкопский индустриальный техникум»
Согласовано Зам. директора по УР __________ З.Г. Патокова «___» ____________ 2018 г. | | Утверждаю Директор ГБПОУ РА МИТ __________ М.А. Тлюняев «___» ___________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 07 «БИОЛОГИЯ» для специальности:
08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Рассмотрено На заседании МК естественно-математического профиля Протокол № ___ от «___» ________ 2018 г. Председатель МК _______ Е.В.Лебедева | | |
Майкоп
2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология», рекомендовано ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21. 07. 2015 г.) по специальности:
08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Организация-разработчик: ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум»
Разработчики:
Лебедева Е. В. - преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр. |
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4-7 |
| | |
2. | СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7-12 |
| | |
3. | условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины | 13-14 |
| | |
4. | Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 15-17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:
08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
1.2. Место дисциплины «Биология» в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины «Биология» – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен уметь:
1. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
2. решать элементарные генетические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
3. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
4. сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
5. анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
6. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
7. соблюдать меры профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правила поведения в природной среде;
8. оказывать первую помощь при простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
9. оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен знать:
1. особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах;
2. положения клеточной теории, основные функции органоидов, цитоплазмы, сущность и значение клеточной теории, особенности строения прокариот, эукариот;
3. сущность онтогенеза, значение митоза и мейоза в осуществлении преемственности между поколениями, закономерности индивидуального развития, использование знаний о них в хозяйстве;
4. сущность процессов наследственности и изменчивости, типы скрещиваний, генетическую терминологию и символику, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины;
5. методы селекции растений и животных;
6. центры происхождения культурных растений; успехи селекционеров, направления биотехнологии;
7. основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
8. основные этапы эволюции человека и человеческих рас;
9. формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
10. вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки.
Результатом освоения рабочей программы является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):
КОД | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Биология»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 78 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
зачетные работы | 8 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | 39 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, зачетные работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся | № урока | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ВВЕДЕНИЕ. | | | 2 | |
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровни организации живой природы. Роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира и практической деятельности людей. | 1/1 1/2 | 2 | 1 |
ТЕМА 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ. | | | 14 | |
Самостоятельная работа с учебником. Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Клеточная теория строения организмов. | 1/3 1/4 | 2 | 3 |
Практическое занятие № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание» | 1/5 1/6 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа с учебником. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. | 1/7 1/8 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа с учебником. Строение и функции клетки. | 1/9 1/10 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа с учебником. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы. | 1/11 1/12 | 2 | 3 |
Строение и функции хромосом. ДНК- носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Жизненный цикл клетки. Митоз. | 1/13 1/14 | 2 | 1 |
Зачет № 1 по теме «Учение о клетке» | 1/15 1/16 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: 1) работа со справочной литературой, терминами, оформление конспекта по темам: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен и энергетический обмен»; 2) выполнение сообщений, докладов по темам: «Борьба с вирусными заболеваниями. Профилактика СПИДа». | | 9 | |
ТЕМА 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | | | 10 | |
Самостоятельная работа с учебником. Организм - единое целое. Многообразие организмов. Типы размножения. | 1/17 1/18 | 2 | 3 |
Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | 1/19 1/20 | 2 | 1 |
Самостоятельная работа с учебником. Индивидуальное развитие организма. Основные стадии эмбрионального развития. | 1/21 1/22 | 2 | 1 |
Практическое занятие № 2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их эволюционного родства» | 1/23 1/24 | 2 | 2 |
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Семинар «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека». | 1/25 1/26 | 2 | 1 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение докладов, рефератов по темам: «Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье человека. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие организма». | | 5 | |
ТЕМА 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ. | | | 20 | |
Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Генетическая терминология и символика. | 1/27 1/28 | 2 | 1 |
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Практическое занятие № 3 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания» | 1/29 1/30 | 2 | 1 2 |
Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 1/31 1/32 | 2 | 1 |
| Практическое занятие № 4 «Решение генетических задач» | 1/33 1/34 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа с учебником. Закономерности изменчивости. Наследственная, модификационная изменчивость. | 1/35 1/36 | 2 | 3 |
Практическое занятие № 5 «Анализ фенотипической изменчивости» | 1/37 1/38 | 2 | 2 |
Практическое занятие № 6 «Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм» | 1/39 1/40 | 2 | 2 |
Генетика – теоретическая основа селекции. Краткая характеристика селекции организмов. Основные методы селекции. | 1/41 1/42 | 2 | 1 |
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Семинар «Биотехнология. Клонирование организмов». | 1/43 1/44 | 2 | 1 3 |
Зачет № 2 по теме «Основы генетики и селекции». | 1/45 1/46 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение докладов, рефератов по темам: «Жизнь и научная деятельность Г.Менделя. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов». | | 7 | |
ТЕМА 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. Эволюционное учение. | | | 10 | |
Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | 1/47 1/48 | 2 | 1 |
Практическое занятие № 7 «Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)» | 1/49 1/50 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа с учебником. История развития эволюционных идей. Обзор работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно - научной картины мира. | 1/51 1/52 | 2 | 3 |
| Концепция вида, его критерии. Популяция. Движущие силы эволюции. Современные представления о видообразовании. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. | 1/53 1/54 | 2 | 1 |
Практическое занятие № 8 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | 1/55 1/56 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: работа со справочной литературой, терминами, оформление конспекта по темам: «Естественный отбор. Борьба за существование. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция». | | 3 | |
ТЕМА 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. | | | 8 | |
Самостоятельная работа с учебником. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. | 1/57 1/58 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа с учебником. Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. | 1/59 1/60 | 2 | 3 |
Практическое занятие № 9 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | 1/61 1/62 | 2 | 2 |
Зачет № 3 по теме «Происхождение жизни и человека». | 1/63 1/64 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: работа со справочной литературой, терминами, оформление конспекта по темам: «Этапы эволюции человека. Критика расизма» | | 7 | |
ТЕМА 6. Основы экологии. | | | 10 | |
Самостоятельная работа с учебником. Экология. Экологические факторы. Экологические системы. | 1/65 1/66 | 2 | 3 |
| Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Самостоятельная работа с учебником. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм, нейтрализм. | 1/67 1/68 | 2 | 1 3 |
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере. Практическое занятие № 10 «Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агроэкосистемы» | 1/69 1/70 | 2 | 1 2 |
Самостоятельная работа с учебником. Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере. Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Ноосфера. | 1/71 1/72 | 2 | 3 |
Практическое занятие № 11 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности» | 1/73 1/74 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение докладов, рефератов по темам: «Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов». | | 8 | |
ТЕМА 7. Бионика. | | | 4 | |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Принципы и примеры использования бионики в хозяйственной деятельности человека. | 1/75 1/76 | 2 | 1 |
Дифференцированный зачет по предмету «Биология». | 1/77 1/78 | 2 | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая меловая доска;
- приборы, лабораторная посуда, принадлежности для проведения практических занятий;
- комплект учебно-наглядных пособий «Биология».
Технические средства обучения:
- компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Издание 2-е. Санкт-Петербург, 2004.
2. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшица. Общая биология: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений/Д.К. Беляев, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2007.
3. Журналы «Биология в школе».
4. В.Б. Захаров. Общая биология: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений/В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002.
5. А.А. Каменский. Общая биология. 10 – 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2007.
6. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника / автор-составитель Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2011.
7. И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии: 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
8. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2011.
9. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. /Под редакцией И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2005.
10. Общая биология: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. /Под редакцией И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2005.
11. Л.А. Попова. Открытые уроки биологии: 9-11 классы. – М.: ВАКО, 2011.
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы по дисциплине «Биология»
Учительская газета
http://www.ug.ru/
Про школу.ru
http://www.proshkolu.ru/
Всероссийский интернет-педсовет
http://pedsovet.org/
Сеть творческих учителей
http://www.it-n.ru/
Сетевое сообщество учителей
http://www.rusedu.net/
Педсовет су (педагогическое сообщество)
http://www.pedsovet.su/
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
http://festival.1september.ru/, http://dob.1september.ru/
Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
http://uchportal.ru
Проект для учителей
http://multiurok.ru
Библиотека методических материалов для учителя
http://infourok.ru
Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека
www.sbio.info
Биология в вопросах и ответах
www.schoolcity.by
Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты
www.biology.ru
Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии
www.5ballov.ru/test
Редкие и исчезающие животные России - проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
www.nature.ok.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «БИОЛОГИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, практических занятий, зачетных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен уметь: 1. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; 2. решать элементарные генетические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; 3. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; 4. сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; 5. анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; 6. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; 7. соблюдать меры профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правила поведения в природной среде; 8. оказывать первую помощь при простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; 9. оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). | Текущий контроль преподавателя: - в форме оценки устного опроса (индивидуальный, фронтальный); - в форме оценки выполнения самостоятельной работы с учебником, тематических тестов, практических занятий, зачетных работ. |
В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен знать: 1. особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах; 2. положения клеточной теории, основные функции органоидов, цитоплазмы, сущность и значение клеточной теории, особенности строения прокариот, эукариот; 3. сущность онтогенеза, значение митоза и мейоза в осуществлении преемственности между поколениями, закономерности индивидуального развития, использование знаний о них в хозяйстве; 4. сущность процессов наследственности и изменчивости, типы скрещиваний, генетическую терминологию и символику, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины; 5. методы селекции растений и животных; 6. центры происхождения культурных растений; успехи селекционеров, направления биотехнологии; 7. основные гипотезы возникновения жизни на Земле; 8. основные этапы эволюции человека и человеческих рас; 9. формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; 10. вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки. | Текущий контроль преподавателя: - в форме оценки устного опроса (индивидуальный, фронтальный); - в форме оценки выполнения самостоятельной работы с учебником, тематических тестов, практических занятий, зачетных работ. Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета. |
7