г. Хабаровск
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины по ОПД.05 «Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для специальности среднего профессионального образования (далее – СПО): 21.02.08 «Прикладная геодезия».
Комплект контрольно-оценочных средств рассмотрен и одобрен предметной (цикловой) комиссией «Геодезии и картографии»
Протокол №______ от ______________2018 г.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 21.02.08 «Прикладная геодезия»
Дисциплина «Основы микроэкономики, менеджмента и маркетинга» входит в «Профессиональный цикл» и принадлежит к циклу «Общепрофессиональных дисциплин».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов; самостоятельной работы обучающегося 50часов.
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Создание карт и атласов различного назначения, содержания, территориального охвата, масштабов компьютерными способами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовой проект | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в микроэкономику | | 2 |
Тема 1.1. Определение и сущность микроэкономики. | Содержание учебного материала |
1 | Определение микроэкономики. Предмет и объект микроэкономики. Цели микроэкономики. Основные категории микроэкономики. | 2 | 1 |
Раздел 2. Формирование предприятия | | 17 |
Тема 2.1. Предприятие, как хозяйствующий субъект. | Содержание учебного материала |
1 | Предприятие, как субъект предпринимательской деятельности. Понятие и сущность предприятия. Классификация предприятий по различным признакам: по отраслевому признаку, по цели деятельности, по формам собственности. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Предприятие, как хозяйствующий субъект. | Содержание учебного материала |
1 | Классификация объединений предприятий. Коммерческие и некоммерческие предприятия. Организационно-правовая форма предприятий. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по теме: «Организационно-правовая форма предприятий» | 2 |
Тема 2.3. Предприятие, как хозяйствующий субъект. | Содержание учебного материала |
1 | Организационно-правовая форма предприятий. Создание организации. Реорганизация предприятия. Ликвидация и банкротство предприятия. | 2 | 2 |
Тема 2.4. Предприятие, как хозяйствующий субъект. | Содержание учебного материала |
1 | Производственная структура предприятия. Производственный процесс и принципы его организации. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 1 «Предприятие, как хозяйствующий субъект» | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта по теме: «Основы логистики предприятия» | 3 |
Раздел 3. Производственные фонды предприятия. | | 16 |
Тема 3.1. Основные производственные фонды предприятия. | Содержание учебного материала |
1 | Понятие основных фондов, структура. Учет и оценка основных фондов. Износ основных фондов. Амортизация ОПФ. | 4 | 2 |
Тема 3.2. Показатели эффективности использования ОПФ. | Содержание учебного материала |
1 | Показатели эффективного использования основных фондов. Пути повышения эффективности использования ОПФ. Производственная мощность, ее сущность, показатели использования. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач | 2 |
Тема 3.3. Оборотные средства предприятия. | Содержание учебного материала |
1 | Понятие оборотных средств, состав, структура. Нормирование оборотных средств. Кругооборот оборотных средств. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач | 2 |
Тема 3.4. Оборотные средства предприятия. | Содержание учебного материала |
1 | Показатели использования и оценка эффективности применения оборотных средств. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 2 « Расчет показателей использования основных фондов и оборотных средств» | 2 | 2 |
Раздел 4. Учет оплаты труда. Нормирование труда. | | 23 |
Тема 4.1. Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда. | Содержание учебного материала |
1 | Производственный персонал предприятия. Планирование численности и состава персонала. Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени). Производительность труда. Классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспектирование источников. | 2 |
Тема 4.2. Нормирование труда.
| Содержание учебного материала |
1 | Нормирование труда на предприятии: цели и задачи. Методы нормирования труда. Виды норм затрат труда. | 2 | 2 |
Тема 4.3. Нормирование труда.
| Содержание учебного материала |
1 | Выполнение норм. Изучение затрат рабочего времени. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач | 3 |
Тема 4.4. Нормирование труда.
| Содержание учебного материала |
1 | Метод непосредственных замеров и метод моментных наблюдений. Виды наблюдений: фотография рабочего времени, хронометраж. Этапы проведение наблюдений. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 3 «Расчет процента выполнения норм и производительности труда» | 2 | 2 |
Тема 4.5. Оплата труда. | Содержание учебного материала |
1 | Понятие заработной платы, принципы её организации. Системы оплаты труда. Фонд оплаты труда, его структура. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач | 2 |
Тема 4.6. Оплата труда. | Содержание учебного материала |
1 | Основные виды и формы оплаты труда. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 4 «Расчёт заработной платы при различных формах оплаты труда» | 2 | 2 |
Раздел 5.Издержки производства, ценообразование. Эффективность деятельности предприятия. | | 22 |
Тема 5.1. Издержки производства и себестоимость. | Содержание учебного материала |
1 | Понятие издержек предприятия и себестоимости продукции. Виды издержек. Группировка затрат по экономическим элементам и различным признакам. Калькуляция себестоимости, статьи калькуляции. | 2 | 2 |
Тема 5.2. Издержки производства и себестоимость. | Содержание учебного материала |
1 | Факторы и пути снижения себестоимости предприятия. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач | 2 |
Тема 5.3. Ценообразование. | Содержание учебного материала |
1 | Цена в современной экономике. Стратегии ценообразования. Этапы ценообразования. Виды цен. Методы ценообразования. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 5 «Составление калькуляции и сметы затрат» | 2 | 2 |
Тема 5.4. Прибыль и рентабельность. | Содержание учебного материала |
1 | Определение конечных результатов деятельности предприятия. Прибыль, функции прибыли. Источники получения прибыли. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач | 2 |
Тема 5.5. Прибыль и рентабельность. | Содержание учебного материала |
1 | Формирование и распределение прибыли. Рентабельность производства, её показатели. | 2 | 2 |
Тема 5.6. Экономическая эффективность производства. | Содержание учебного материала |
1 | Понятие эффективности. Важнейшие показатели экономической эффективности общественного производства. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач | 2 |
Тема 5.7. Экономическая эффективность производства. | Содержание учебного материала |
1 | Виды экономической эффективности затрат. Общая и сравнительная экономическая эффективность затрат. Основные направления повышения эффективности. | 2 | 2 |
Раздел 6. Введение в менеджмент | | 4 |
Тема 6.1. Определение и сущность менеджмента. | Содержание учебного материала |
1 | Новые цели и задачи управления организацией в условиях рыночной экономики. Роль менеджмента в современных условиях. Менеджмент, как вид управленческой деятельности. Предмет и объект менеджмента. Менеджмент – аппарат управления и категория людей. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка доклада по теме: « Зарубежный опыт менеджмента» | 2 |
Раздел 7. Организация и её среда | | 4 |
Тема 7.1. Внутренняя среда и внешняя среда организации. | Содержание учебного материала |
1 | Характеристика основных элементов внутренней и внешней среды организации. Ключевые цели организации. Классификация целей. Характеристика факторов прямого и косвенного воздействия. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект по теме: «Совершенствование организации работы предприятия» | 2 |
Раздел 8. Основные функции менеджмента и их реализация | | 8 |
Тема 8.1. Цикл менеджмента. | Содержание учебного материала |
1 | Общая характеристика основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль и координация) и их взаимосвязь. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнение таблицы «Основные черты традиционных и современных принципов хозяйствования» | 2 |
Тема 8.2. Организационная структура. | Содержание учебного материала |
1. | Понятие организационной структуры управления, её элементы, принципы проектирования. Виды организационных структур, их характеристика. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление схем | 2 |
Раздел 9.Технология принятия управленческих решений | | 4 |
Тема 9.1. Управленческие решения. | Содержание учебного материала |
1 | Сущность управленческих решений, их характеристика. Виды управленческих решений. Процесс принятия решений. Разработка и оценка решений. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по теме: « Методы принятия решений» | 2 |
Раздел 10.Основы маркетинга | | 6 |
Тема 10.1. Определение и сущность маркетинга. | Содержание учебного материала |
1 | Понятие маркетинга. Принципы и функции маркетинга. Цели и методы маркетинга. Основные понятия маркетинга. Информационное обеспечение маркетинга. | 2 | 1 |
Тема 10.2. Жизненный цикл товара. Стимулирование сбыта. | Содержание учебного материала |
1 | Концепция жизненного цикла товара. Виды цен и методы их установления. Виды и назначение скидок с цен. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара. Формирование каналов распределения. Реклама и стимулирование сбыта. Мероприятия «паблик рилейшнз». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по теме: «Маркетинговая деятельность предприятия» | 2 |
Раздел 11.Менеджмент и маркетинг в топографо-геодезическом производстве | | 6 |
Тема 11.1. Особенности менеджмента и маркетинга на топографо-геодезической предприятии. | Содержание учебного материала |
1 | Планирование и организация работ экспедиций, цехов, партий бригад. Принятие управленческих решений. Маркетинговая деятельность топографо-геодезического предприятия. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по теме: «Особенности маркетинга геодезических работ и услуг» | 4 |
Раздел 12.Деятельность предприятия. | | 16 |
Тема 12.1. Планирование деятельности предприятия. | | |
Содержание учебного материала |
1 | Необходимость, сущность и принципы планирования. Элементы планирования. Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана. | 2 | 2 |
Тема 12.2. Финансовые ресурсы предприятия. | Содержание учебного материала |
1 | Финансы предприятия, отношения с государством. Источники финансовых ресурсов предприятия. Внутренние и внешние источники. Денежные фонды предприятия. | 2 | 2 |
Тема 12.3. Инвестиционная политика предприятия. | Содержание учебного материала |
1 | Экономическое содержание капитальных вложений, инвестиций. Формы капитала и инвестиционной деятельности. Положение в инвестиционной сфере. Источники финансирования инвестиционной деятельности. | 2 | 2 |
Тема 12.4. Методика расчёта основных технико-экономических показателей работы предприятия. | Содержание учебного материала |
1 | Показатели по производству продукции: стоимостные и натуральные. | 2 | 2 |
Тема 12.5. Методика расчёта основных ТЭП работы предприятия. | Содержание учебного материала |
1 | Производственная мощность предприятия, порядок её расчёта. Технико - экономические показатели использования оборудования. | 2 | 2 |
Тема 12.6. Методика расчёта основных ТЭП работы предприятия. | Содержание учебного материала |
1 | Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчёта. | 2 | 2 |
Тема 12.7. Методика расчёта основных ТЭП работы предприятия. | Содержание учебного материала |
1 | Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовым проектом | 12 |
Всего: | 150 |
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно- наглядных плакатов, методические и раздаточные материала.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Микроэкономика [Электронный ресурс] / И.В. Грузков. - Изд. 2-е, доп. - Ставрополь: ИД «ТЭСЭРА», 2016. - 112 с.
2. Микроэкономика: учеб. для бакалавров / Всерос. заоч. финанс.-экон. ин-т ; ред.: Г. А. Родина, С. В. Тарасова. - Москва: Юрайт, 2015. - 262с.
3. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: учебное пособие / Ю.В. Морозов. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 148 с.
4. Основы менеджмента: учебник / под ред. В.В. Лукашевич, И.В. Бородушко. - 2- е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 271 с.
5. Добрина, Наталия Александровна. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: учеб. пособие для образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / Н. А. Добрина, Ю. В. Щербакова. - Москва: АльфаМ: Инфра-М, 2015. - 287 с. - (ПРОФИль).
1. Мескон, Майкл Х. Основы менеджмента: учеб. пособие / Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Вильямс, 2014. - 665 с.
2. Деветьярова, Ирина Петровна. Микроэкономика / И. П. Деветьярова; ВятГУ, ФЭМ, каф.СТД. - Киров: [б. и.], 2012. - 163 с.
3. Экономическая теория [Электронный ресурс] / В.М. Агеев. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и Ко, 2014. - 696 с.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся не только, формирование профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.