РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной практики
ПМ.04 Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы учебной практики
Результаты освоения учебной практики
Структура и содержание учебной практики
Условия реализации программы учебной практики
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики
1 . ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы учебной практики
Программа учебной практики является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания в части освоения основного вида деятельности (ВД): Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий .
Учебная практика является частью учебного процесса и направлена на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций.
1.2. Цели и задачи учебной практики, требования к результатам освоения учебной практики.
В ходе освоения программы учебной практики студент должен:
иметь практический опыт:
- разработки ассортимента сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба, сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов, мелкоштучных кондитерских изделий;
-организации технологического процесса приготовления сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба, сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов, мелкоштучных кондитерских изделий;
-приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, с использованием различных технологий, оборудования и инвентаря;
- оформления и отделки сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий;
- контроля качества и безопасности готовой продукции;
- организации рабочего места по изготовлению сложных отделочных полуфабрикатов;
- изготовления различных сложных отделочных полуфабрикатов с использованием различных технологий, оборудования и инвентаря;
- оформления кондитерских изделий сложными отделочными полуфабрикатами;
уметь:
- органолептически оценивать качество продуктов, в том числе для сложных отделочных полуфабрикатов;
-принимать организационные решения по процессам приготовления сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба, сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов, мелкоштучных кондитерских изделий;
- выбирать и безопасно пользоваться производственным инвентарем и технологическим оборудованием;
-выбирать вид теста и способы формовки сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба;
- определять режимы выпечки, реализации и хранении сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий;
- оценивать качество и безопасность готовой продукции различными методами;
-применять коммуникативные умения;
- выбирать различные способы и приемы приготовления сложных отделочных полуфабрикатов;
- выбирать отделочные полуфабрикаты для оформления кондитерских изделий;
- определять режим хранения отделочных полуфабрикатов;
знать:
- ассортимент сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и сложных отделочных полуфабрикатов;
- характеристики основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и сложных отделочных полуфабрикатов;
-требования к качеству основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и сложных отделочных полуфабрикатов;
- правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним для приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и сложных отделочных полуфабрикатов;
-основные критерии оценки качества теста, полуфабрикатов и готовых сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий;
- методы приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и сложных отделочных полуфабрикатов;
- температурный режим и правила приготовления разных типов сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и сложных отделочных полуфабрикатов;
- варианты сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для создания гармоничных сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и сложных отделочных полуфабрикатов;
- виды технологического оборудования и производственного инвентаря и его безопасное использование при приготовлении сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и сложных отделочных полуфабрикатов;
- технологию приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и сложных отделочных полуфабрикатов;
- органолептические способы определения степени готовности и качества сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и сложных отделочных полуфабрикатов;
- отделочные полуфабрикаты и украшения для отдельных хлебобулочных изделий и хлеба;
- технику и варианты оформления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий сложными отделочными полуфабрикатами;
- требования к безопасности хранения сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий;
- актуальные направления в приготовлении сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и сложных отделочных полуфабрикатов.
Место прохождения УП.04: ГБОУ СПО «Починковский сельскохозяйственный техникум»
Количество часов на учебную практику по ПМ.04: 72 часа.
Результаты освоения ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы учебной практики является овладение обучающимися видом деятельности (ВД) и соответствующими
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.1. | Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба. |
ПК 4.2. | Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов. |
ПК 4.3. | Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий. |
ПК 4.4. | Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Тематический план учебной практики
№ п/п | Виды работ | Кол-во часов |
| Раздел 1 Организация технологического процесса и приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба. | 18 |
1 | Приготовление изделий из дрожжевого теста | 6 |
2 | Приготовление сдобных хлебобулочных изделий. | 6 |
3 | Приготовление праздничного хлеба | 6 |
| Раздел 2.Организация технологического процесса и приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов. | 36 |
4 | Приготовление изделий из песочного теста | 6 |
5 | Приготовление бисквитного теста и изделий из него | 6 |
6 | Приготовление заварного теста и изделий из него. | 6 |
7 | Приготовление слоеного теста и изделий из него | 6 |
8 | Приготовление воздушного и воздушно-орехового теста и изделий из него. | 6 |
9 | Приготовление миндального теста и изделий из него. | 6 |
| Раздел 3. Организация технологического процесса и приготовление мелкоштучных кондитерских изделий. | 12 |
10 | Приготовление печений бисквитно-сбивных, песочно-отсадочных, кексов. | 6 |
11 | Приготовление пряников и коврижек. | 6 |
| Раздел 4 .Организация технологического процесса и приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении. | 6 |
1 | Приготовление сложных отделочных полуфабрикатов из карамели, желе, глазури, помад Комплексный дифференцированный зачет | 6 |
| Всего | 72 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной практики предполагает наличие учебной лаборатории «Учебный кулинарный цех» и « Учебный кондитерских цех».
Оборудование учебной лаборатории:
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технологического оборудования кулинарного и кондитерского производства»:
рабочие места по количеству обучающихся;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия: комплект демонстрационных плакатов, муляжей, раздаточный материал;
- видеотека по курсу.
Технические средства обучения: переносной мультимедийный проектор, ноутбук
Оборудование лаборатории «Учебный кулинарный цех» и « Учебный кондитерских цех».
1. Технологическое оборудование:
механическое оборудование (блендер, миксеры, настольный взбивальный механизм),
оборудование (мясорубка, рыхлитель, размолочный механизм);
тепловое оборудование (2 плиты электрических четырехкомфорочных , жарочный шкаф);
холодильное оборудование, холодильный шкаф.
2.Оборудование:
Ванная-мойка.
Инвентарь: столы разделочные механические, доски разделочные.
Мебель кухонная: шкафы подвесные, стол кухонный, столы производственные
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
И.Ю Бурчакова., Ермилова С.В., Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, - М. Издательский центр «Академия», 2015 – 384с.
Дополнительные источники:
1. Кондитерское дело / Размыслович Г.П., Якубовская С.И. - Мн.:РИПО, 2016. - 343 с.: ISBN 978-985-503-562-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/947122
2. Технология кулинарной продукции за рубежом / Васюкова А., Мячикова Н.И., Пучкова В.Ф. - М.:Дашков и К, 2017. - 368 с.: ISBN 978-5-394-02237-1
4. Мучные кондитерские изделия функционального назначения: Научные основы, технологии, рецептуры / Матвеева Т.В., Корячкина С.Я. - СПб: ГИОРД, 2016. - 360 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-98879-186-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/536674
5. Экспертиза мучных кондитерских изделий. Качество и безопасность : учебник / Т.В. Рензяева, И.Ю. Резниченко, Т.В. Савенкова, В.М. Позняковский ; под общ. ред. В.М. Позняковского. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 274 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/21711. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556212
6. Технология кондитерских изделий. Технологические расчеты/А.Я.Олейникова, Г.О.Магомедов, И.В.Плотникова - Санкт-Петербург: ГИОРД, 2015. - 296 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-98879-181-2, 1000 экз. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/512454
7. Технология приготовления мучных изделий: Учебное пособие / Апет Т.К. - Мн.:РИПО, 2016. - 351 с.: ISBN 978-985-503-552-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/949439
Интернет-ресурсы
www.culina-russia.ru/Literatura/magazine.html - Журнал «Питание и общество»
http://pelmen4eg.ru - Журнал «Гастроном»
www.pitportal.ru – Весь общепит России
www.edu.ru – каталог образовательных Интернет-ресурсов
Znanium.com – электронная библиотека
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Преподавание
МДК 04.01. Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий имеет практическую направленность.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков предусматриваются практические занятия и лабораторные работы, которые проводятся после изучения соответствующих тем. При проведении лабораторных занятий группы разбиваются на подгруппы.
При изучении данного ПМ. 04 Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий необходимо постоянно обращать внимание на то, как практические навыки и изученный теоретический материал могут быть использованы в будущей практической деятельности. При выборе методов обучения предпочтение следует отдавать тем, которые способствуют лучшему установлению контакта с обучающимися и лучшему усвоению ими материала.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Основными видами учебных занятий в данном модуле являются: урок, лекция, практическое занятие, лабораторная работа, самостоятельная работа, учебная и производственная практика.
В целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
В период изучения профессионального модуля для обучающихся предусматриваются консультации (групповые, индивидуальные).
При освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля предусматривается учебная и производственная практика.
Задачами учебной практики являются: подготовка обучающихся к осознанному и углубленному изучению вида деятельности в рамках профессионального модуля, привитие им практических профессиональных умений по специальности.
Учебная практика проводится в лаборатории «Учебный кулинарный и кондитерский цех» образовательного учреждения, оснащенной необходимым оборудованием и техническими средствами обучения под руководством преподавателя данного модуля.
Основными задачами производственной практики по профилю специальности являются:
овладение обучающимися профессиональной деятельностью по специальности в рамках профессионального модуля;
развитие профессионального мышления;
отработка практических умений и навыков, полученных при изучении профессионального модуля, определяющих профиль специальности;
проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.
Рекомендуемые формы проведения производственной практики по профилю специальности:
выполнение сквозной профессиональной задачи с итоговым анализом приобретенных практических навыков;
решение производственных ситуаций по формированию практических умений;
имитационное моделирование деятельности технолога.
Производственная практика по профилю специальности должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Руководство практикой по профилю специальности осуществляют руководители практики от техникума (преподаватели) и руководители практики от организации (предприятия, учреждения).
Формы отчетности по результатам производственной практики определяются образовательным учреждением (дневник, отчет и др.).
Освоению данного профессионального модуля предшествует изучение общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей: ОП.01 «Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве», ОП.02 «Физиология питания», ПМ-07 «Выполнение работ по профессии рабочего 16675 Повар», ПМ-02 «Организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции», ПМ-01 «Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции», ПМ-03 «Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции», ПМ-05 «Организация процесса приготовления и приготовление сложных горячих и холодных десертов»
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
учебный процесс должен обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: обязательным является опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Мастера: должны иметь на 1–2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики
Результаты обучения (освоенный практический опыт) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- разработки ассортимента сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба, сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов, мелкоштучных кондитерских изделий; | - выполнение работ учебной практики - комплексный дифференцированный зачет - экзамен (квалификационный) по ПМ. 04 |
-организации технологического процесса приготовления сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба, сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов, мелкоштучных кондитерских изделий; |
-приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, с использованием различных технологий, оборудования и инвентаря; |
- оформления и отделки сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий; |
- контроля качества и безопасности готовой продукции; |
- организации рабочего места по изготовлению сложных отделочных полуфабрикатов; |
- изготовления различных сложных отделочных полуфабрикатов с использованием различных технологий, оборудования и инвентаря; |
- оформления кондитерских изделий сложными отделочными полуфабрикатами; |
Приложение: конкретизация результатов освоения учебной практики.
ПК. 4.1 Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба. |
Иметь практический опыт: - разработки ассортимента сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба, сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов, мелкоштучных кондитерских изделий; -организации технологического процесса приготовления сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба, сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов, мелкоштучных кондитерских изделий; -приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, с использованием различных технологий, оборудования и инвентаря; - оформления и отделки сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий; - контроля качества и безопасности готовой продукции; - организации рабочего места по изготовлению сложных отделочных полуфабрикатов; | Виды работ по практике: - приготовление изделий из дрожжевого теста - приготовление сдобных хлебобулочных изделий. - приготовление праздничного хлеба |
ПК 4.2 Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов |
Иметь практический опыт: -разработки ассортимента сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба, сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов, мелкоштучных кондитерских изделий; -организации технологического процесса приготовления сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба, сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов, мелкоштучных кондитерских изделий; -приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, с использованием различных технологий, оборудования и инвентаря; - оформления и отделки сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий; - контроля качества и безопасности готовой продукции; - организации рабочего места по изготовлению сложных отделочных полуфабрикатов; - изготовления различных сложных отделочных полуфабрикатов с использованием различных технологий, оборудования и инвентаря; - оформления кондитерских изделий сложными отделочными полуфабрикатами; | Виды работ по практике: - приготовление изделий из песочного теста; - приготовление бисквитного теста и изделий из него; - приготовление заварного теста и изделий из него; - приготовление слоеного теста и изделий из него; - приготовление воздушного и воздушно-орехового теста и изделий из него; - приготовление миндального теста и изделий из него. |
ПК 4.3 Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий. |
Иметь практический опыт: разработки ассортимента сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба, сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов, мелкоштучных кондитерских изделий; -организации технологического процесса приготовления сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба, сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов, мелкоштучных кондитерских изделий; -приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, с использованием различных технологий, оборудования и инвентаря; - оформления и отделки сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий; - контроля качества и безопасности готовой продукции; - организации рабочего места по изготовлению сложных отделочных полуфабрикатов; - изготовления различных сложных отделочных полуфабрикатов с использованием различных технологий, оборудования и инвентаря; - оформления кондитерских изделий сложными отделочными полуфабрикатами; | Виды работ по практике: - приготовление печений бисквитно - сбивных, песочно-отсадочных, кексов; - приготовление пряников и коврижек. |
ПК 4.4 Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении |
Иметь практический опыт: - организации рабочего места по изготовлению сложных отделочных полуфабрикатов; - изготовления различных сложных отделочных полуфабрикатов с использованием различных технологий, оборудования и инвентаря; - оформления кондитерских изделий сложными отделочными полуфабрикатами; | Виды работ по практике: - приготовление сложных отделочных полуфабрикатов из карамели, желе, глазури, помад. |