СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА «Развитие ВПФ на основе программного материала по математике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа разработана на основе тематического планирования по математике. Занятия с дефектологом закрепляют навыки, полученные на уроке. На уроке используется материал из рабочей тетради М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс», О.Холодовой " Юным умникам и умницам". Данная программа одобрена экспертной комиссией  на XII педагогической конференции .работников муниципальных образовательных учреждений г Канска и восточной группы районов Красноярского края.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА «Развитие ВПФ на основе программного материала по математике»»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа”

663845 Красноярский край, Нижнеингашский район, п. Канифольный,

ул. Школьная, д. 2, тел. 39171-32- (4-73), email: [email protected]

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета Протокол №____от_____

«28» августа 2016

СОГЛАСОВАНО

Заместитель Директора школы по УВР ________ Е.В. Тюхтеева

«30» августа 2016

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Березовская СОШ» _________ Е.Н.. Куксенко

«10 » сентября 2016












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

«Развитие ВПФ на основе программного материала по математике»




Класс 4 класс

Составила учитель- дефектолог Сазонова Ольга Викторовна

Учебный год 2017-2018



п. Канифольный

1. Пояснительная записка


Статус документа


  1. Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Разработанная  программа опирается на  следующие законодательные и правовые документы:  Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ.

  3. Настоящая рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий соответствует основным требованиям образовательной программы по предметам и учитывает основные задачи развития образования.

  4. Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий разработана на основе результатов нейропсихологического обследования детей.

Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в коррекционном сопровождении образовательного процесса.

У учащихся коррекционной школы VIII вида существует ряд специфических особенностей в их личности, познавательной, эмоционально-волевой сфере и поведении.

Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта

Учебная деятельность – целенаправленная активность субъекта по усвоению знаний, приобретению умений и навыков самостоятельно учиться, включая умения анализировать и планировать предстоящую работу, контролировать и оценивать ее выполнение.

Чтение. Процесс формирования навыков чтения у учащихся коррекционной школы своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушению осознанности чтения.

При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение, замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не соотносят их с образцами.

Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.

При умственном недоразвитии оказывается дефектным восприятие: нарушение обобщенности и замедленный темп. Отмечается узость объема и трудности восприятия пространства и времени.

Восприятие неразрывно связано с  мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы у детей с нарушениями интеллектуального развития и имеют своеобразные черты.

У детей с нарушениями интеллектуального развития страдает внимание: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, сужение объема. Сильно страдает непроизвольное внимание. Произвольное - нецеленаправленно.

Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями  памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют специфические особенности. Память у данных детей характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и последовательностью.

Речь развивается с опозданием. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и монотонна, нет логических ударений.  

Детям, имеющим нарушения интеллектуального развития свойственно  нарушение эмоционально-волевой сферы и личности в целом. 

Вывод: все отличительные особенности психической деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Хотя олигофрения рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Указанные недостатки могут быть скорректированы в процессе специальных занятий.

2. Цели и задачи программы

Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

   Задачи:

  1. Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой  психического развития в условиях коррекционной работы.

  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.

  3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащихся.

Пути реализации программы:

  1. Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.

  2. Подбор необходимого диагностического инструментария.

  3. Планирование, организация работы.

  4. Мониторинг результатов работы.

  5. Регуляция и корректировка работы.


3. Организация работы по программе.

Методы и формы реализации программы:

  1. Индивидуальные занятия.

  2. Наглядные и практические.

  3. Арт-методы.

  4. Игротерапия.


Условия реализации программы

По результатам обследования каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей рассчитаны часы индивидуальных занятий. Продолжительность занятия рассчитана на 20 минут (по каждому разделу).

Структура занятия.

1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.

2. Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.

3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.

4. Итог. Рефлексия.

Диагностический раздел

При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.

Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа.  Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения.  Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.

Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.  

Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.


Практический диагностический материал

Для исследования внимания.

  1. Бланки «Корректурных проб».

  2. Таблицы Шульте.

  3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

Для исследования восприятия.

  1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.

  2. Доски Сегена разных вариантов сложности.

  3. Кубики Коса.

  4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать

  5. Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.

  6. Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».


Для исследования мышления.

  1. Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.

  2. Таблицы с заданиями на исключение понятия.

  3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.

  4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».

  5. Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».

  6. Таблицы с пословицами и поговорками.

  7. Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.

  8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности.

  9. Таблицы с текстами разной сложности.

  10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.

  11.  Таблицы с загадками.

  12. Бланки со словами для исследования ассоциаций.

Для исследования памяти.

  1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.

  2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.

  3. Картинки для запоминания слов с изображением предметов.

  4. Бланки с текстами для воспроизведения.

Познавательные процессы. Восприятие.

Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.

Исследуются процессы:

  1. Зрительно-предметного восприятия:

  • Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.

  • Узнавание «зашумленных» предметных картинок.

  • Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.

  • Узнавание цвета.

  • Узнавание пальцев рук.

  1. Акустического восприятия:

  • Оценка ритмов.

  • Воспроизведение ритмов.

  • Узнавание шумов.

  1. Кожно-кинестетического восприятия:

  • Узнавание предмета на ощупь.


Познавательные процессы. Память.

Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.

Познавательные процессы. Внимание.

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.

Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ), входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).


4. Содержание программы учебного курса

Программа включает в себя 6 разделов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии общеучебных навыков по предметам и соответствуют элементам программного материала.

1. Диагностика развития ВПФ. На этом этапе осуществляется обследование развития ВПФ с использованием различного диагностического инструментария. На этом этапе осуществляется знакомство с учащимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем.

2. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике. Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и  познавательной активности, внимания и самоконтроля.

        №3. Мониторинг развития ВПФ. Проводится повторное тестирование учащихся и сравнение результатов. Определяется эффективность коррекционной работы.












5. Требования к знаниям и умениям учащихся

По итогам рабочей программы учащиеся 4 класса должны:

Знать

Уметь

ВПФ

Сложение и вычитание с переходом через десяток

Выполнять операции сложения и вычитания в пределах 100, устные вычисления по 5, соблюдать порядок выполнения действий в выражения

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать,

сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры


Единицы измерения

Преобразовывать единицы измерения

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать,

сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры

Периметр

Рассчитывать периметр квадрата и прямоугольника

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать,

сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие пространственных представлений, мелкой моторики и точных движений, глазомера.

Уравнения

Решать уравнения с числовыми и буквенными выражениями.

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать,

сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры.

Умножение и деление на 2 и 3

Понимать смысл действий умножения и деления. Компоненты умножения и деления.

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать,

сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры

Решение задач

Решать простые и составные задачи в 2 действия

Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать,

сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры





6. Средства контроля

Вид и тема контроля

Дата проведения

план

факт

2

Вводная диагностика

14.09.17


3

Лист динамики развития ВПФ и ЛПЗ



4.

Проверочная работа






  1. Календарно-тематический план (математика)

Тема

Тематическое содержание

Кол час

Дата проведения

Коррекционные цели


1. Диагностика развития ВПФ

(со 15 по сентября 2017г.)


2.  Развитие внимания, пространственных представлений. ( 14 часов)


1

Ориентирование на листе бумаги и в пространстве.

Нумерация

1. Разминка

2. Упражнение «Солнышко», упражнения на понимание сторон «право-лево», «верх-низ», «центр», «Круг в круге»

3. Устная нумерация в пределах 100. Письменная нумерация в пределах 100.

Сложение и вычитание без перехода через разряд.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2





Развитие пространственных представлений, внимания, памяти, логики.


Холодова О. 2 кл зан.1

Узорова математика

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс»стр. 3-4

2

Ориентировка в схеме собственного тела, в классной комнате

Нумерация

1. Разминка

2. Ориентировка в схеме собственного тела, в классной комнате

3. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд

Таблица разрядов (сотни, десятки, единицы).

4. Построиться, следуя указаниям.

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия


2


Развитие сенсорной сферы, внимания, пространственных представлений. Развитие логического мышления, операции установления закономерности.

Холодова О. 2 кл зан.2

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр. 5-6

3

Ориентировка на плоскости листа, парты

Нумерация

1. Разминка « Кто это? Что это?»

2. Ориентировка на плоскости листа, парты

3. Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд.

4. Пальчиковая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2



 Развитие мелкой моторики рук, внимания, зрительной памяти, развитие анализа и синтеза наглядно-образного мышления.

Холодова О. 2 кл зан.3

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр. 7-8

4

Ориентировка на плоскости листа, парты

Нумерация.

1. Разминка«Сообрази, доскажи»

2. Ориентировка на плоскости листа, парты

3. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2


Развитие сенсорной сферы, развитие слуховой памяти. Развитие логического мышления.


Холодова О. 2 кл зан.4

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.9-10

О.Е. Васильева «Большая книга примеров по математике» стр. 52-53


5

Понятия право-лево

Нумерация.

1. Разминка

2. Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь"

3. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

Меры стоимости: рубль, копейка.

Соотношение 1р.= 100к.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2


Развитие зрительной памяти, анализа и синтеза посредством выделения групп цифр и слов.


Холодова О. 2 кл зан.5

О.Е. Васильева «Большая книга примеров по математике» стр.54-55


6

Увеличение и уменьшения числа на несколько единиц. Окружность.

1. Разминка «Кто это? Что это?»

2. Поиск закономерностей.

3. Формирование представлений о порядковых отношениях в ряду событий (сначала, потом, позже, раньше, перед, за, до.

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

Окружность.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2


Развитие сенсорной сферы, Развитие логического мышления. Развитие внимания, анализа и синтеза.


Холодова О. 2 кл зан.6

О.Е. Васильева «Большая книга примеров по математике» стр.56-57

7

Формирование представлений о длительности событий

Меры длины.

1. Разминка

2. Формирование представлений о длительности событий и интервалов между ними ( что длиннее, что короче).

3. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

Меры длины: м, дм, см.

Построение отрезков.

Прямая линия. Отрезок. Измерение отрезка в см и мм.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2


Развитие воображения, схематического мышления, критического мышления.

Холодова О. 2 кл зан.7

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.11-12

8

Формирование представлений о миллиметре

1. Разминка «Дни недели»

2. Формирование представлений об интервалах ( что длиннее, что короче)

3. Миллиметр - мера длины.

Соотношение:1см = 10мм

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия


2



Развитие быстроты реакции, наглядно-образного мышления развитие анализа и синтеза.

Холодова О. 2 кл зан.8

О.Е. Васильева «Большая книга примеров по математике» стр.58-59

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.36-40

9

Меры стоимости

1. Разминка

2. Задания на внимание

3Составление и решение задач на зависимость между величинами: ценой, количеством, стоимостью.

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление цены Ц = С : К

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2


Развитие внимания, анализа и синтеза Развитие логического мышления, операции установления закономерностей.

Холодова О. 2 кл зан.9

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.13-14,

10

Углы.

1. Разминка

2. Тренировка внимания

3. Классификация углов.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2


Развитие внимания, , зрительного восприятия. Развитие логического мышления, операции установления последовательности, установления закономерностей.

Холодова О. 2 кл зан.10

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.15-16, 40

11

Многоугольники.

1. Разминка

2.Послушай и запомни.

3. Многоугольник.

Присчитывание и отсчитывание по 6.

Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд. Прямоугольник. Построение прямоугольника. Присчитывание и отсчитывание по 7.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие внимания, слуховой памяти. Развитие логического мышления, операции установления последовательности, установления закономерностей.

Холодова О. 2 кл зан.11

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.45-47

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». Ч 2 стр.46-49

12

Ориентировка в индивидуальном времени: вчера, сегодня, завтра; прошедшее-настоящее-будущее. Нумерация.

1. Разминка

2. Ориентировка в индивидуальном времени: вчера, сегодня, завтра; прошедшее-настоящее-будущее. Определение времени по часам с точностью до 1 минуты.

Мера времени секунда. 1 мин = 60 с.

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

3. Решение примеров в пределах 100 без перехода через разряд.

Выполнение действий с числами, полученными при измерении времени.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2


Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, операции установления последовательности, установления закономерностей.


Холодова О. 2 кл зан.12

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.16-19

13

Умножение и деление на 2

1. Разминка « Народная мудрость»

2. Тренировка зрительной памяти

3. Название компонентов умножения и деления.

Умножение 2-х и деление на 2. Взаимосвязь деления и умножения.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2


Развитие внимания, , зрительной памяти. Развитие логического мышления, операции установления последовательности, установления закономерностей.

Холодова О. 2 кл зан.13

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.41-44

2.  Развитие памяти. мышления ( 14 часов)

14

Умножение и деление.

1. Разминка

2. Поиск закономерностей

3. Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3. Деление на 3 равные части.

Таблица деления на 3. Взаимосвязь умножения числа 3 и деления на 3. Решение задач деления на 3 равные части и по3.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2


Совершенствование воображения, сенсорного развития. Развитие логического мышления, схематического мышления.

Холодова О. 2 кл зан.14

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.47-49


15

Умножение и деление. Переместительное свойство умножения

1. Разминка « Путешествие по сказкам»

2. Дорисуй фигуру.

3. Умножение чисел 4.

Умножение числа 4.

Таблица умножения числа 4.

Переместительное свойство умножения

Деление на 4 равные части.

Таблица деления на 4. Взаимосвязь умножения числа 4 и деления на 4.

Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2

08,02

15,02

Совершенствование воображения, сенсорного развития. Развитие логического мышления, схематического мышления.

Холодова О. 2 кл зан.15

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.50-52

Г.В. Дорофеева «Запоминаем таблицу умножения», стр. 15-22

16

Сложение с переходом через разряд.

1. Разминка «Кто это? Что это?»

2. Подумай и раскрась

3. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством. Вычисление стоимости. Присчитывание и отсчитывание по 5.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие быстроты реакции, пространственных представлений, Развитие логического мышления.

Холодова О. 2 кл зан.16

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.20-28

17

Вычитание с переходом через разряд.

1. Разминка « Мир животных и растений»

2. Тренировка внимания

3. Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Составление и решение составных задач по краткой записи. Присчитывание и отсчитывание по 4

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие внимания, анализа и синтеза посредством выделения групп цифр и слов.

Развитие логического мышления.

Холодова О. 2 кл зан.17

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.20-28

18

Меры массы: кг, ц.

1. Разминка «Отгадай загадки»

2. Тренировка внимания.

3. Килограмм, центнер. Соотношение изученных мер массы.

Соотношение между единицами массы 1ц= 100 кг. Решение задач с мерами массы.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие внимания, анализа и синтеза , Развитие логического мышления.

Холодова О. 2 кл зан.18

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.29-32

19

Решение примеров в 2 действия

1. Разминка

2. Слушай и записывай

3. Порядок выполнения действий I и II ступени в сложных примерах. Порядок действий в примерах со скобками и без скобок. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2

22,02

01,03

Развитие слуховой памяти, сенсорного развития, анализа и синтеза посредством выделения групп цифр и слов.

Развитие логического мышления.

Холодова О. 2 кл зан.19

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.27-29, 33-35

20

Уменьшение числа на несколько единиц.

1. Разминка

2. Тренировка зрительной памяти.

3. Порядок действий в примерах без скобок. Построение квадрата и прямоугольника. Присчитывание и отсчитывание по 8.

Присчитывание и отсчитывание по 9.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия

2


Развитие внимания, , зрительной памяти, развитие анализа и синтеза. Развитие логического мышления, установления закономерностей.


Холодова О. 2 кл зан.20

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.20-28

21

Прямая, кривая, ломаная, луч.

Ломаные линии.

1. Разминка« Мир животных и растений»

2. Поиск закономерностей

3. Замкнутые и незамкнутые линии.

Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие мелкой моторики, воображения , зрительной памяти, Развитие анализа и синтеза, логического мышления, наглядно-образного мышления, установления закономерностей.

Холодова О. 2 кл зан.21

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.52-57

22

Умножение числа 5.

Таблица умножения числа.

1. Разминка «Сказочные предметы»

2. Запомни-нарисуй

3. Деление на 5 равных частей.

Таблица деления на 5.

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

Решение задач деления на 5 равных частей и по 5.

Взаимосвязь умножения и деления на 5.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие воображения, сенсорной сферы, схематического мышления, критического мышления, анализа и синтеза.

Холодова О. 2 кл зан.22

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.58-60

Г.В. Дорофеева «Запоминаем таблицу умножения», стр.26-28

23

Увеличение ( уменьшение ) числа в несколько раз

1. Разминка

2. Запомни-нарисуй

3. Решение задач, примеров в пределах 100

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие воображения, сенсорной сферы, наглядногоо мышления, критического мышления, анализа и синтеза.

Холодова О. 2 кл зан.23

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». Ч 2 стр.3-5


24

Увеличение ( уменьшение ) числа в несколько раз

1. Разминка «Да, нет»

2. Запомни-нарисуй

3. Решение задач, примеров в пределах 100

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия




Развитие внимания, воображения, сенсорной сферы, схематического мышления, критического мышления, анализа и синтеза.

Холодова О. 2 кл зан. 24

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». Ч 2 стр.6-8

25

Умножение числа 6.

Таблица умножения числа 6.

1. Разминка «Кто это? Что это?»

2. Тренировка слуховой памяти

3. Деление на 6 равных частей. Таблица деления на 6.

Взаимосвязь умножения и деления на 6.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие внимания, слуховой памяти, критического мышления, критического мышления, анализа и синтеза.

Холодова О. 2 кл зан. 25

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». Ч 2 стр.9-15

Г.В. Дорофеева «Запоминаем таблицу умножения», стр.32-34

26

Умножение числа 7

Таблица умножения числа

1. Разминка «Профессии»

2. Запомни-нарисуй

3. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. Сравнение выражений.

Построение многоугольника и вычисление длины ломаной многоугольника (повторение).

Деление на 7 равных частей. Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и деления на 7.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие речи, зрительной памяти, воображения, критического мышления, анализа и синтеза.

Холодова О. 2 кл зан. 26

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». Ч 2 стр.16-19

Г.В. Дорофеева «Запоминаем таблицу умножения», стр.35-40

27

Умножение числа 8.

Таблица умножения числа 8.

1. Разминка

2. Поиск закономерностей

3. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

Порядок действий I и II ступени в примерах без скобок.

Деление на 8 равных частей. Таблица деления числа 8.

Взаимосвязь таблиц умножения числа 8 и деления на 8.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие сенсорной сферы, схематического мышления. Развитие операций установлении закономерности.

Холодова О. 2 кл зан.27

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». Ч 2 стр.19-22

Г.В. Дорофеева «Запоминаем таблицу умножения», стр.41-46

28

Умножение числа 9.

Таблица умножения числа 9.

1. Разминка «Друзья»

2. Запомни-нарисуй

3. Сравнение выражений. Решение составных задач.

Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9.

Закрепление умножения чисел 8,9 и деления чисел на 8,9

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие памяти, воображения, навыка распознавания эмоций, воображения, сенсомоторики, схематического мышления.

Холодова О. 2 кл зан.28

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». Ч 2 стр. 22-26

Г.В. Дорофеева «Запоминаем таблицу умножения», стр. 47-52

29

Взаимное положение геометрических фигур

1. Разминка «Отгадай загадки»

2. Запомни-нарисуй

3. Пересечение прямых. Положение фигур по отношению друг к другу.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие быстроты реакции, анализа и синтеза,

Холодова О. 2 кл зан. 29

30

Умножение 1 и на 1. Деление на 1.

1. Разминка«Кто это? Что это?»

2. Запомни-нарисуй

3. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия




Развитие внимания, , зрительного восприятия, сенсомоторики. Развитие логического мышления, операции установления последовательности, установления закономерностей.

Холодова О. 2 кл зан. 30

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». Ч 2 стр. 28-30

31

Умножение 0 и на 0. Деление 0

1. Разминка «Кто это? Что это?»

2. Запомни-нарисуй

3. 4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие внимания, , зрительного восприятия, Развитие логического мышления, операции установления последовательности, установления закономерностей.

Холодова О. 2 кл зан. 31

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». Ч 2 стр.30-32

32

Умножение числа 10 и на 10.

1. Разминка « Да-нет»

2. Определи на слух.

3. Решение задач, примеров. Сравнение числовых выражений.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие внимания, , слуховой памяти.

Развитие логического мышления, наглядно-образного мышления.

Холодова О. 2 кл зан.32

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». Ч 2 стр.32-35

Г.В. Дорофеева «Запоминаем таблицу умножения», стр.53-58

33

Час, минута, секунда

1. Разминка

2. Запомни-нарисуй

3. Упражнения с шаблоном часов. Решение задач, примеров. Сравнение числовых выражений.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия



Развитие внимания, , зрительного восприятия.

Развитие логического мышления.

Холодова О. 2 кл зан. 33

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». Ч 2 стр.36-43

34

Деление с остатком

1. Разминка « Мир человека»

2. Запомни-нарисуй

3. Решение задач, примеров в пределах 100

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия




Развитие внимания, анализа и синтеза, развитие логического мышления, операции установления последовательности, установления закономерностей.

Холодова О. 2 кл зан. 34

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». Ч 2 стр.44-46


35

Итоговая работа

1. Разминка «Сказочные герои»

2. Запомни-нарисуй

3. Решение задач, примеров. Сравнение числовых выражений, геометрических фигур.

4. Мозговая гимнастика

5. Логико-поисковые задания

6. Рефлексия.

7. Итог занятия





Развитие внимания, , зрительного восприятия, пространственных представлений. Развитие логического мышления, операции установления последовательности, установления закономерностей.

Холодова О. 2 кл зан. 36

М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс».стр.60-63

Г.В. Дорофеева «Запоминаем таблицу умножения», стр.59-62, 49-63

Литература:

  1. Т.В. Векшина М.Н. Алимпиева «Практический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении программы начальной школы», 2 класс. М., «Владос», 2016

  2. М.Н. Перова, И.М. Яковлева « Рабочая тетрадь по математике, 4 класс». М., «Просвещение», 2018

  3. О. Холодова « Юным умникам и умницам». Смоленск, Издательство « Рост», 2007