Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Мценска «Средняя школа №9»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Штин Аллы Марленовны
высшая квалификационная категория
по предмету «География» 5-9 класс линия «Полярная звезда» базовый уровень
Мценск 2021год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
- примерной программы по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
География в основной школе - предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как, о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве,
о проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование опята ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях.
Место курса географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. по 35ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 часов (2 часа в неделю) в 7,8 и 9 классах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Личностными результатами изучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–6 классы
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9 классы
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Коммуникативные УУД:
5–6 классы
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9 классы
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6 классы
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
7–9 классы
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Личностные УУД:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются:
5 класс
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- определять на карте местоположение географических объектов.
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
6 класс
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- определять на карте местоположение географических объектов.
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
7 класс
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
8 класс
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
9 класс
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»
Источники географической информации
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать планы местности и географические карты;
строить простые планы местности.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Выпускник научится:
различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
проводить расчеты демографических показателей;
объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата.
Население России
Выпускник научится:
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России
Выпускник научится:
объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПРОГРАММЫ)
5 КЛАСС
Развитие географических знаний о Земле (7часа)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Земля – планета Солнечной системы (5часа)
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
План и карта (11 часов)
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Литосфера – твердая оболочка Земли (12 часов)
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
их свойств.
(5класс, 35часов, 1час в неделю)
Календарно - тематическое планирование 5класс по учебнику «География 5-6 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2019г.Серия»Полярная звезда», 8- издание.
(35часов, 1час в неделю) Учителя географии высшей квалификационной категории Штин А.М.
№ п\п | Тема урока | Дата |
По плану | По факту |
1. | Зачем нам география и как мы будем её изучать.п.1 | | |
2. | Как люди открывал Землю (1) п.2 | | |
3. | Как люди открывали Землю (2) п.3 | | |
4. | Практическая работа №1. «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды». | | |
5 | Российские путешественники.п4. | | |
6. | География сегодня п.5 \Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни»\ | | |
7. | Контрольная работа№1 по теме « Развитие географических знаний о Земле» | | |
8. | Мы во Вселенной 1\2 п.6 | | |
9. | Как устроена наша планета. 1\2 п.6 \Обозначение на контурной карте материков и океанов \ | | |
10. | Движение Земли п7. | | |
11. | Солнечный свет на Земле п8. \Составление схемы "Тепловые пояса Земли"\ | | |
12. | Контрольная работа №2 по теме «Земля – планета Солнечной системы» | | |
13. | Ориентирование на местности П9. | | |
14. | Земная поверхность на плане и карте (1 ) п 10 | | |
15. | Практическая работа №2 Определение направлений расстояний на карте с помощью масштаба | | |
16. | Земная поверхность на плане и карте (2) П11 \Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности\ | | |
17. | Учимся с "Полярной звездой" (1) п1\2 | | |
18. | Географическая карта п13 | | |
19. | Градусная сетка п 14. | | |
20. | Географические координаты(1) Географическая широта п15 | | |
21. | Географические координаты(2) Географическая долгота п16 | | | |
22. | Учимся с "Полярной звездой" (2) п.17. | | | |
23. | Практическая работа №3 Определение по карте и глобусу географической долготы и широты | | | |
24. | Земная кора –верхняя часть литосферы П18 | | |
25. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые П 19 | | | |
26. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые Орловской области | | |
27. | Движение земной коры (1) П 20 | | |
28. | Движение земной коры (2) П 21 | | |
29. | Рельеф Земли. Равнины П 22. | | |
30. | Рельеф Земли. Горы П 23. | | |
31 | Практическая работа №4 Определение по карте г.п. и высоты гор и равнин..Описание по карте гор и равнин по плану | | |
32. | Учимся с "Полярной звездой" (3).п.24 | | |
33. | Человек и литосфера П 25 | | |
34. | Обобщающий урок по теме "Литосфера" | | |
35. | Резервный урок. | | |
6 КЛАСС
Гидросфера — водная оболочка Земли. (12 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. (11 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Р.С. № 4. Атмосфера и человек (на примере своей местности).
Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли (5часов)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Обобщение знаний по изученному курсу (2часа)
(6 класс, 34часа, 1час в неделю)
Календарно - тематическое планирование по географии в 6 классе
по учебнику «География 5-6 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2019г.Серия»Полярная звезда»
(34часа, 1час в неделю) Учителя географии высшей квалификационной категории Штин А.М.
№ | Дата | Тема урока | Основное содержание урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Практическая работа |
По плану | По факту |
| Гидросфера - водная оболочка Земли - 12 ч |
1. | | | Состав и строение гидросферы п.26 | Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. свойства воды. Мировой круговорот в природе | Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме "Круговорот воды в природе" | |
2. | | | Мировой океан (1) п.27 | Мировой океан, его части. Единство вод мирового океана. Моря, заливы, проливы. | Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы. | |
3. | | | Мировой океан (2)п.28 | Типы островов полуострова. Жизнь в океане. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов | Наносить на контурную карту острова, полуострова. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте | |
4. | | | Учимся с "Полярной звездой" (4) п. 29 | Выполнение проектного задания | Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы | |
5. | | | Практическая работа № 1 «Решение практических задач по карте заполнить: Круизный маршрутный лист путешественника. | | | Практическая работа № 1 «Решение практических задач по карте заполнить: Круизный маршрутный лист путешественника |
6. | | | Воды океана П.30 | Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности | Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености воды в Океане. Определять по карте крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице | |
7. | | | Реки - артерии Земли (1) П.31 | Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки России и мира | Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карт. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. | |
8. | | | Реки - артерии Земли (2) П.32 | Режим рек, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек | Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части долины реки. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста | Практическая работа № 2 Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира Описание реки по плану. |
9. | | | Озера и болота П.33. | Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды, водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира и России. Составлять описание озер по плану на основе анализа карт. Описывать по карте районы распространения ледников | |
10. | | | Подземные воды и ледники П.34 | Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники | | |
11. | | | Гидросфера и человек П. 35 | Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросфера | Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека | |
12. | | | Контрольная работа №1 по теме "Гидросфера" | | | |
Атмосфера - воздушная оболочка Земли - 11ч |
13. | | | Состав и строение атмосферы \дать календарь погоды\ П.36 | Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, ее границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды | Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды» | |
14. | | | Тепло в атмосфере (1) П.37 | Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, ее определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. | |
15. | | | Тепло в атмосфере (2) П.38. | Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам | Выявлять зависимость температур от угла падения лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам | |
16. | | | Атмосферное давление П.39 | Зависимость атмосферного давления, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере Определять по карте направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдения погоды | |
17. | | | Ветер П.40 | Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон и др. | | |
18. | | | Влага в атмосфере (1) П.41 | Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облачность и ее влияние на погоду. Облака и их виды | Решать задачи по расчету относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику | |
19. | | | Влага в атмосфере (2) П.42 | Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли | | |
20. | | | Погода и климат П.43 | Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличия климата от погоды. Климатообразующие факторы | Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами | |
21. | | | Учимся с "Полярной звездой" 5 П.44 | Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью приборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды | | Практическая работа № 3 Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды Построение и анализ розы ветров. Определение среднесуточной температуры воздуха. |
22. | | | Атмосфера и человек П.45 | Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере , их характеристика и правила обеспечения личной безопасности | Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений | |
23 | | | Контрольная работа№2 по теме "Атмосфера" | | | |
Биосфера - живая оболочка Земли - 4 часа | | | | | Биосфера - живая оболочка Земли |
24. | | | Биосфера - земная оболочка Земли П.46 | Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. | |
25. | | | Биосфера- сфера жизни. П.47 | Круговорот веществ в биосфере | Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота | |
26. | | | Почвы П.48 | Почва особый природный слой. Плодородие- важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев - основатель науки о почвах - почвоведения. Типы почв | Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв | |
27. | | | Биосфера и человек. П.49. | Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек - часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу | Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги. Высказывать мнения о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды | |
Географическая оболочка Земли – 7часов |
28. | | | Географическая оболочка Земли П.50. | Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между ее составными частями. Понятие природный комплекс. Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы | Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. | |
29. | | | Природные зоны Земли П.51 | Понятие природная зона. Природные зоны - зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам. Природные зоны Земли. Карта природных зон | Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособленности животных и растений к среде обитания. Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе различных источников географической информации. | |
30. | | | Практическая работа№4 «Описание одной из природных зонах" | | | Практическая работа № 4 «Описание одной из природных зонах" |
31. | | | Культурные ландшафты П.52 | Понятие культурный ландшафт. Основные виды культурных ландшафтов | Составлять схему основных видов культурных ландшафтов | |
32. | | | Природное и культурное наследие. П.53 | Обсуждение положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт | Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Приготавливать и обсуждать сообщения по проблемам антропогенного воздействия на природу | |
33-34. | | | Резервный урок. | | | |
7 класс
Раздел: Источники географической информации (3 часа)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Окружающая среда. Географические карты. Картографические проекции. Способы отображения информации на картах.
Раздел: Население Земли (4 часа )
Народы. Языки. Религии. Отличительные признаки народов мира. Города и сельские поселения. Страны мира. Республики и монархии. Самые развитые страны. Зависимость стран друг от друга.
Раздел: Материки, океаны, страны (59 часов)
Природа Земли (14 часов)
Развитие земной коры. Платформы и складчатые области. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Полезные ископаемые. Температура воздуха на разных широтах. Тепловые пояса. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Циркуляция атмосферы. Пассаты. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Климатообразующие факторы. Океанические течения. Причины образования океанических течений и их виды. Реки и озёра Земли. Растительный и животный мир Земли. Почвы.
.
Природные комплексы и регионы (5 часов)
Природные зоны Земли. Океаны Земли. Особенности географического положения и природы океанов. Экологические проблемы океанов. Материки, их сходства и различия. Как делят Землю и мир. Части света.
Материки и страны (40 часа)
Африка: образ материка. Африка в мире. Население материка. Занятия населения. Страны Африки. Египет. Австралия: образ материка. Австралийский Союз. Антарктида. Южная Америка: образ материка. Латинская Америка в мире. Страны Южной Америки. Бразилия. Северная Америка: образ материка. Англо – Саксонская Америка. Страны Северной Америки. США. Евразия: образ материка. Европа в мире. Страны Европы. Германия. Франция. Великобритания. Азия в мире. Страны Азии. Китай. Индия. Россия в мире. Природные ресурсы России. Россия – многонациональное государство.
Обобщение (2часа)
(7 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе
по учебнику «География 7 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2018г.Серия»Полярная звезда»
(2 часа в неделю) Учителя географии высшей квалификационной категории Штин А.М.
№ урока | Тема урока | Дата урока |
по плану | по факту |
| | | |
| Введение 3часа. | | | | |
1. | Как мы будем изучать географию.п.1 | | | | |
2. | Географические карты.п.3 | | | | |
3. | Учимся с »Полярной звездой»(1).п.2 | | | | |
| Тема 1. Население Земли (4 часов). | | | | |
4. | Народы, языки и религии.п.4. | | | | |
5. | Города и сельские поселения.п.5. | | | | |
6. | Учимся с «Полярной звездой»(2) Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность. П.6. | | | | |
7. | Страны мира.п.7. | | | | |
| Тема 2. Природа Земли (14 часов). | | | | |
8. | Развитие земной коры.п.8 | | | | |
9. | Земная кора на карте. П.9 | | | | |
10. | Природные ресурсы земной коры.п.10 | | | | |
11. | Температура воздуха на разных широтах.п.11 | | | | |
12 | Давление воздуха и осадки на разных широтах. П.12 | | | | |
13. | Общая циркуляция атмосферы. П.13. | | | | |
14. | Климатические пояса Земли. П.14 | | | | |
15. | «Определить климатический пояс по климатической диаграмме и по описанию»П\работа№1 | | | | |
16. | Океанические течения.п.15 | | | | |
17. | Реки и озера Земли.п.16 | | | | |
18. | Учимся с "Полярной звездой"(3). Сравниваем и анализируем информацию из разных источников. П.17 | | | | |
19. | Растительный и животный мир Земли. П.18 | | | | |
20. | Почвы. П.19. | | | | |
21. | Контрольная работа №1 по теме "Природа земли" | | | | |
| Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч). | | | | |
22. | Природные зоны Земли.п.20. | | | | |
23. | Океаны(1) п.21. | | | | |
24. | Океаны(2)п.22 | | | | |
25. | Материки.п.23 | | | | |
26. | Как мир делится на части и как объединяется. П.24. | | | | |
| Тема 4. Материки и страны (44часа) | | | | |
| Африка (9 часов) | | | | |
27. | Географическое положение, размеры и очертания Африки. Африка: образ материка. Обучение определению географического положения материка. п.25. | | | | |
28. | Африка: образ материка Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. «Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.»П\работа№2 п.25. | | | | |
29. | Африка: образ материка Особенности климата и внутренних вод Африки. п 25 | | | | |
30. | Африка в мире.п 26 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых, рек и озёр»П\работа№3. | | | | |
31. | Африка: путешествие (1)п.27 | | | | |
32. | Африка: путешествие (2) п.28 | | | | |
33. | Египет п.29. | | | | |
34. | Учимся с "Полярной звездой"(4). Разрабатываем проект.п.30. | | | | |
35. | Африка обобщающее повторение. Контрольная работа №2 по теме "Африка" | | | | |
| Австралия (4 часов). | | | | |
36. | Особенности географического положения, рельефа. П.31. | | | | |
37. | Климат. Внутренние воды. Природные зоны.п.31 | | | | |
38. | Австралийский Союз.п.31. | | | | |
39. | Путешествие по Австралии. п32 | | | | |
| Антарктида (2 часа) | | | | |
40. | Г.П. Рельеф.п33 | | | | |
41. | Особенности природы.п.33 | | | | |
| Южная Америка (7 часов). | | | | |
42. | Южная Америка образ материка(1) «Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа.». П\р№4 п.34 | | | | |
43. | Южная Америка образ материка(2) п.35 | | | | |
44. | . «Латинская Америка в мире п. 36 «Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей их хозяйственного освоения. » П\работа№5 | | | | |
45. | Южная Америка: путешествие(1).п37. | | | | |
46. | Южная Америка: путешествие(2).п.38 | | | | |
47. | Бразилия. .п 39 | | | | |
48. | Контрольная работа №3 по теме "Южные материки" | | | | |
| Северная Америка (5 часов). | | | | |
49. | Северная Америка : образ материка. П.40 | | | | |
50. | Англо-Саксонская Америка. П.41. «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения». П\работа№6. | | | | |
51. | Северная Америка: путешествие(1). П42 | | | | |
52. | Северная Америка: путешествие(2). П.43 | | | | |
53. | С.Ш.А. п.44 | | | | |
| Евразия (16часов). | | | | |
54. | Евразия: образ материка(1). | | | | |
55. | Евразия: образ материка(2). П.46. «Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата по климатограммам». П\работа№7. | | | | |
56. | Европа в мире. П.47«Сравнение природных зон по 40* параллели в Евразии и С. Америке». П\работа№8 | | | | |
57. | Европа: путешествие(1).п.48 | | | | |
58. | Европа: путешествие(2).п.49 | | | | |
59. | Германия. П.50. | | | | |
60. | Франция. П.51 | | | | |
61. | Великобритания.п.52. Контрольная работа №4 по теме " Европа". | | | | |
62. | Азия в мире.п.53 | | | | |
63. | Азия: путешествие(1).п.54. | | | | |
64. | Азия: путешествие(2).п.55 | | | | |
65. | Китай. П56 | | | | |
66. | Индия. П.57. | | | | |
67-68. | Обобщающее повторение по 7 классу | | | | |
8 КЛАСС
География России
Раздел: Особенности географического положения России
Россия в мире (9 часов)
Где располагается Россия. Часовые пояса. Ориентирование по карте России. Природные объекты России. Географические районы. Административно-территориальное деление. Формирование территории России.
.
Раздел:
Россияне (9 часов)
Воспроизводство населения. Численность населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Россияне на рынке труда. Трудовые ресурсы. Этнос. Этническая структура населения. Религии. Размещение населения. Расселение и урбанизация. Города и сельские поселения.
Раздел:
Природа России (18 + 2 на повторения 20 часов)
Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Климатические пояса. Комфортность климата. Моря. Наши реки. Почва и её значение.
Природно-хозяйственные зоны (8 часов)
Зональность в природе. Природные зоны. Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики. Высотная поясность в горах.
Раздел: Хозяйство России (21 час)
Развитие хозяйства. Отрасль. Особенности экономики России. Типы предприятий. Приватизация. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Специализация. Кооперирование. Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.
Обобщение за курс 8 класса (2 часа.)
Анализ физической карты России, решение задач по физической карте России. Особенности экономики страны, отрасли хозяйства.
(8 класс, 70часов, 2 часа в неделю)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по географии в 8 классе. по учебнику «География 8класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2017г.Серия»Полярная звезда», 5- издание(70часов, 2часа в неделю).
Учителя географии высшей квалификационной категории Штин А.М.
№ урока | Тема урока | Дата урока |
по плану | по факту |
1 | Мы и наша страна на карте мира. П.1 | | |
2. | Наши границы и наши соседи. П.1 | | |
3. | Учимся с «Полярной звездой»\1\.п.2 проанализировать задания №1-2 ВПР. | | |
4. | Пр. р. №1 Сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств. | | |
5 | Наша страна на карте часовых поясов.п.3 проанализировать задания №6.2ВПР. | | |
6 | Как ориентироваться по карте России.п.4 | | |
7 | «Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон.» П\работа№2 | | |
8 | Формирование территории России. П.5 | | |
9 | Наше национальное богатство и наследие.п.6 | | |
10 | Численность населения.п.7 | | |
11 | Воспроизводство населения.п.8 | | |
12 | Наш “демографический “ портрет.п.9 | | |
13 | Учимся с «Полярной звездой»\2\п.10 | | |
14 | Мозаика народов.п.11 | | |
15 | Размещение населения.п.12. | | |
16 | Города и сельские поселения. Урбанизация.п.13. | | |
17 | Миграции населения П.14. | | |
18 | Россияне на рынке труда.п.15 | | |
19 | История развития земной коры.п.16 | | |
20 | Рельеф: тектоническая основа.п.17 | | |
21 | Рельеф: скульптура поверхности. Определять и объяснять особенности рельефа Орловской области.п.18 | | |
22. | Ресурсы земной коры.п.19 | | |
23. | Учимся с «Полярной звездой»\3\. Практическая работа №3«Рельеф, геологическое строение и полезные России» Нанести на К/К месторождения полезных ископаемых, пользуясь таблицей на стр. 81 по выполненной карт» п.20 | | |
24 | Солнечная радиация.п.21 | | |
25 | Атмосферная циркуляция.п.22 | | |
26 | Зима и лето в нашей северной стране.п.23 | | |
27 | Учимся с «Полярной звездой»\4\ П\работа№4. «Выявлять закономерности распределения климатических показателей в зависимости от климатических поясов. Определять по карте районы распространения разных типов климата». П24 | | |
28 | Как мы живем и работаем в нашем климате. п 25 | | |
29. | Контрольная работа №1по теме «Климат». | | |
30 | Наши моря. п 26 | | |
32 | Наши реки. П27 | | |
33 | Где спрятана вода.п28 | | |
34 | Водные дороги и перекрестки.п29 | | |
35. | Учимся с “ Полярной звездой''(5). П.30 | | |
36 | П\ работа №5 «Выявление зависимости режима рек от климата и характера их течения от рельефа. Определить падение и уклон реки.» | | |
37. | Почва - особое природное тело. П.31 | | |
38 | Северные безлесные зоны.п.32 | | |
39 | Лесные зоны. п. 33 | | |
40 | Степи и лесостепи. П. 34 | | |
41 | «Сравнительная характеристика двух природных зон». П\р№6 | | |
42 | Южные безлесные зоны.п.35 | | |
43 | Субтропики. Высотная поясность в горах.п.36 | | |
44 | Учимся с «Полярной звездой»\6\.п.37 | | |
45 | Контрольная работа № 2 по теме: «Природно-хозяйственные зоны» | | |
46 | Обобщающее повторение по теме»Природа».Подготовка к ВПР 2022г. | | |
47 | Обобщающее повторение по теме»Природа».Подготовка к ВПР 2022г. | | |
48. | Развитие хозяйства.п38 | | |
49. | Особенности экономики России. П39 | | |
50 | Учимся с «Полярной звездой»\7\.п.40 | | |
51 | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.п.41 | | |
52. | Нефтяная промышленность.п.42 | | |
53 | Газовая промышленность.п.43 | | |
54. | Электроэнергетика.п.44 | | |
55. | Чёрная металлургия.п.45 | | |
56. | Цветная металлургия.п46. | | |
57. | Машиностроение.п47 практическая№7 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения» | | |
58. | Химическая промышленность.п.48 | | |
59. | Лесопромышленный комплекс. П49 | | |
60. | Сельское хозяйство. Растениеводство.п50 | | |
61. | Сельское хозяйство . Животноводство.п.51 | | |
62 | Учимся с “Полярной звездой “(8).п.52 | | |
63 | Транспортная инфраструктура\1\. П53 | | |
64 | Транспортная инфраструктура\2\. 1\2 п54 | | |
65. | Транспортные узлы. п541\2 Практическая№8 «Составление характеристики одного из видов транспорта» (по выбору). | | |
66. | Социальная инфраструктура.п.55 | | |
67 | Учимся с “Полярной звездой “(9)п.56 | | |
68 | Информационная инфраструктура.п.57 | | |
Резерв 2часа.
9 КЛАСС
География России
Регионы России (15часов)
Подходы к районированию. Административно-территориальное деление России как один из видов районирования. Соотношение районов по территории, населению, объему промышленного и сельскохозяйственного производства. Крупные природные регионы России. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России.
.
Европейская Россия (32 часов):
Центральная Россия (10часов)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Восточно-Европейская равнина – особенности природы. Освоение территории и степень заселённости. Специфика населения. Занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Проблемы сельской местности.
Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Центрально-Чернозёмный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Северо-Запад (5 часов)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Европейский Север (4 часа)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Европейский Юг (4 часа)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развития хозяйства. Высотная поясность. Особенности природы Северного Кавказа. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населённость района. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города района. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Поволжье (4часа)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга - главная хозяйственная ось района. Население. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Урал (5 часов)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль района в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Особенности природы Урала. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население, национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала. Специализация района. Современное хозяйство района. Урал - экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Азиатская Россия (12 ч):
Сибирь (8 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Особенности природы Западно-Сибирский равнины. Горы Южной Сибири: особенности природы. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь - главная топливная база России. Восточная и Северо-Восточная Сибирь – особенности природы. Проблемы и перспективы развития районов.
Пр.р. № 4. «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири»
Дальний Восток (5 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая "молодость" района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Главные особенности природы Дальнего Востока.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Основные отрасли специализации района. Дальний Восток - далёкая периферия или "тихоокеанский фасад" России? Внешние связи региона.
Раздел:
Россия в мире (5 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Обобщение за курс 9 класса (2часа)
Готовимся к экзамену \ работа с КИМ по географии/
(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе по учебнику «География 9класс», авторы А. И. Алексеев , В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 4-е изд. М. «Просвещение» 2017г. Серия »Полярная звезда»(70часов, 2часа в неделю) Учителя географии высшей квалификационной категории Штин А.М. |
№ | Тема урока | Дата проведения |
По плану | По факту |
Регионы России. 15 часов. |
1. | Учимся с «Полярной звездой» (1) п1. | | |
2. | Районирование России п2 | | |
3 | Административно- территориальное устройство России. П.2 | | |
4 | Учимся с «Полярной звездой»(2)..п3 Практическая работа №1 «Характеристика географического района». Стр10-11. /Шаг за шагом/. | | |
5. | Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно - Сибирская . Сравнение рельефа Восточно-европейской и Западно - Сибирской равнины. П.1\2 4. | | |
6. | Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно - Сибирская .Особенности климата равнин. Природные зоны. п4. | | |
7. | Горный каркас России— Урал и горы Южной Сибири. Сравнение геологического строения и рельефа Полезные ископаемые и экологические проблемы, связанные с их добычей..П5 | | |
8. | Горный каркас России— Урал и горы Южной Сибири. Отличие климата Урала от климата Южной Сибири. Высотная поясность. П.5. | | |
9. | Мерзлотная Россия— Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Сравнение рельефа. П.6 | | |
10. | Мерзлотная Россия— Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Особенности климата. Оймякон – полюс холода России. П.6 | | |
11. | Экзотика России— Северный Кавказ , Крым и Дальний Восток. Сравнение рельефа. Эльбрус- высочайшая точка России П.7. | | |
12 | Экзотика России— Северный Кавказ , Крым и Дальний Восток. Главные особенности природы: климат, растительный и животный мир. П.7. | | |
13. | Экологическая ситуация в России. П8. | | |
14. | Экологическая безопасность России.п.9 | | |
15. | Учимся с «Полярной звездой»(3). Исследовательская практика «Как обеспечить экологическую безопасность России» п. 10. ». экспресс-контроль | | |
Европейская Россия. 32 часа. Центральная Россия. |
16. | Пространство центральной России. \Создание образа Центральной России на основе текста и тематических карт атласа , работа в к\к. \ п 1\2 11 | | |
17. | Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной России. п1\2 11 Практическая работа №2 « Характеристика ЭГП района». стр. 55. /Шаг за шагом/. | | |
18. | Центральная Россия: освоение территорий и население. П.12 | | |
19. | Центральный район. П.13 | | |
20. | Волго-Вятский район. П.14 | | |
21. | Центрально - Черноземный район. П.15 | | |
22. | Учимся с «Полярной звездой» (4). Практическая работа №3 «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство». П.16. | | |
23. | Москва и Подмосковье. П.17 | | |
24. | Учимся с «Полярной звездой» (5). П18. | | |
25 | Урок обобщения по теме «Центральная Россия». Тест. Контрольная работа№1. | | |
Северо - Запад. |
26. | Пространство Северо-Запада. П.19 | | |
27. | Северо-Запад : «окно в Европу» п.20 | | |
28. | Северо-Запад : хозяйство п.21 | | |
29. | Санкт-Петербург—вторая столица России. П22. | | |
30. | Учимся с «Полярной звездой»(6). Практическая работа № 4 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга» п.23 | | |
Европейский Север. |
31 | Пространство Европейского Севера. П.24 | | |
32 | Европейский Север: освоение территории и население. П 25 | | |
33. | Европейский Север: хозяйство и проблемы. п. 26 | | |
34. | Учимся с «Поляной звездой» (7) п. 27. | | |
Европейский Юг. |
35. | Пространство Европейского Юга. П.28 | | |
36. | Европейский Юг: население. П.29 | | |
37. | Европейский Юг: освоение территории и хозяйство . п.30 \ дать задание разработать проект. По п.31\ | | |
38. | Учимся с «Полярной звездой»(8)( Защита \ презентация \ проекта. П.31. | | |
Поволжье. |
39. | Пространство Поволжья. П.32 | | |
40 | Поволжье: освоение территории и население. П. 33 | | |
41. | Поволжье: хозяйство и проблемы. П.34 | | |
42. | Практическая работка № 5 «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья» | | |
43. | Учимся с «Полярной звездой»(9). П.35. | | |
Урал. |
44. | Урал. Пространство Урала. П. 36. | | |
45. | Урал: освоение территории и хозяйство П.37. | | |
46. | Урал: население и города. П.38 | | |
47. | Учимся с «Полярной звездой»(10). Анализ ситуации "Специфика проблем Урала" | | |
48. | Готовимся к экзамену: экспресс-контроль. Стр. 162. Урок обобщения по теме «Урал». Тест | | |
Азиатская Россия. 12 часов. Сибирь. |
49. | Пространство Сибири. П. 40 | | |
50. | Сибирь: освоение территории и населения п.41 | | |
51. | Практическая работа № 6 по теме: «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства. | | |
52. | Сибирь: хозяйство. П. 42 | | |
53. | Западная Сибирь. П.43. | | |
54. | Западная Сибирь. Практическая работа №7 «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам». \ дать задание разработать проект. «Путешествие по Транссибирской железной дороге». По п.45 \ | | |
55. | Восточная Сибирь. П. 44. | | |
56. | Учимся с «Полярной звездой»(11). Защита проекта презентация «Путешествие по Транссибирской железной дороге». П.45 | | |
Дальний Восток. |
57. | Дальний Восток. Пространство Дальнего Востока. П. 46 | | |
58. | Дальний Восток: освоение территорий и население (1). П.47 | | |
59. | Дальний Восток: освоение территорий и население (2). П.48 | | |
60. | Дальний Восток: хозяйство. П.49. | | |
61. | Учимся с «Полярной звездой»(12). Практическая работа № 8 «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона» . п.50 | | |
Россия в мире. 5часов. |
62 | Соседи России. П 51. | | |
63. | Сфера влияния России. П. 52 | | |
64. | Учимся с «Полярной звездой»(13). Подготовка реферата «Географическая характеристика природы, населения, хозяйства своего края» п. 53. | | |
65. | Учимся с «Полярной звездой»(14). Защита реферата «Географическая характеристика природы, населения, хозяйства своего края». П 54. | | |
66. | Готовимся к экзамену: экспресс-контроль. Стр 218-220. | | |
67 | Готовимся к экзамену. \ работаем с КИМ по географии .\ | | |
68. | Готовимся к экзамену. \ работаем с КИМ по географии. \ | | |
Резерв 2часа.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:
5-6 класс
География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы (рабочая тетрадь)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)
Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-6 класс (пособие для учителя)
Атлас 5-6 класс
7 класс
География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2017. – (Полярная звезда)
В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 7 класс (рабочая тетрадь)
В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя)
Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 7 класс (пособие для учителя)
Атлас 7 класс
8 класс
География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2018. – (Полярная звезда)
В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс (рабочая тетрадь)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя)
Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс (пособие для учителя)
Атлас 8 класс
9 класс
География. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Полярная звезда)
В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс (рабочая тетрадь)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя)
Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс (пособие для учителя)
Атлас 9 класс
География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5—11 классы. / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
-Мультимедиа - проектор.
- Комплект карт.
- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.
- Медиатека.
- Географическая литература.