Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учусь учиться",
2 класс
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к
своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об
истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
З. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла
учения и интерес к изучению математики.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы
из спорных ситуаций.
7. Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке
как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.
Метапредметные результаты
У обучающихся будут сформированы:
1.Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха
грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять
и конструктивно устранять причины затруднения.
2.Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и
сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
З.Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
4.Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6.Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых
объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач
и др.) и как базы компьютерной грамотности.
7.Овладение различными способами поиска (в справочной литературе,
образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации
и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления и выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
8.Формирование специфических для математики логических операций
(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к
известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и
алгоритмического мышления.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.
10.Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях
«автор», «критик», «понимающий, готовность вести диалог, признавать
возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
11.Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении
функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность
конструктивно их разрешать.
12.Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.
13.Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм,
множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
14.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии
с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Числа и величины
У обучающихся будут сформированы:
— моделировать ситуации, требующие умения считать десятками;
— выполнять счёт десятками в пределах 100 как прямой, так и обратный;
— образовывать круглые десятки в пределах 100 на основе принципа умножения (30 — это 3
раза по 10) и все другие числа от 20 до 100 из десятков и нескольких единиц (67 – это 6 десяткови7единиц);
— сравнивать числа в пределах 100, опираясь на порядок их следования при счёте;
— читать и записывать числа первой сотни, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;
— упорядочивать натуральные числа от 0 до 100 в соответствии с заданным порядком;
— выполнять измерение длин предметов в метрах;
— выражать длину, используя различные единицы измерения: сантиметр, дециметр, метр;
— применять изученные соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
— сравнивать величины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах;
— заменять крупные единицы длины мелкими (5м = 50 дм) и наоборот (100 см = 1 дм);
— сравнивать промежутки времени, выраженные в часах и минутах;
— использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений
времени в часах и минутах;
— использовать основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час —
минута, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр), выполнять арифметические действия с этими величинами.
Учащийся получит возможность научиться:
— устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
— составлять числовую последовательность по указанному правилу;
— группировать числа по заданному или самостоятельно выявленному правилу.
Арифметические действия
У обучающихся будут сформированы:
— составлять числовые выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и записывать их с помощью знака умножения и наоборот;
— понимать и использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;
— складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;
— выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;
— устанавливать порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;
— выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных
чисел в случаях, сводимых к знанию таблицы сложения и таблицы умножения в пределах 20
(в том числе с нулем и единицей);
— выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
— вычислять значения выражений, содержащих два–три действия со скобками и без скобок;
— понимать и использовать термины выражение и значение выражения, находить значения выражений в одно–два действия.
Учащийся получит возможность научиться:
— моделировать ситуации, иллюстрирующие действия умножения и деления;
— использовать изученные свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
— выполнять проверку действий с помощью вычислений.
Работа с текстовыми задачами
У обучающихся будут сформированы:
— выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;
— выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на нахождение неизвестного компонента действия;
— решать простые и составные (в два действия) задачи на выполнение четырёх арифметических действий.
Учащийся получит возможность научиться:
— дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;
— выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
— составлять задачу, обратную данной;
— составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению;
— выбирать выражение, соответствующее решению задачи, из ряда предложенных (для задач в одно-два действия);
— проверять правильность решения задачи и исправлять ошибки;
— сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи (для задач в два действия).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
У обучающихся будут сформированы:
— распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат);
— обозначать буквами русского алфавита знакомые геометрические фигуры: луч, угол, ломаная, многоугольник;
— чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;
— чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами.
Учащийся получит возможность научиться:
— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
— соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;
— распознавать куб, пирамиду, различные виды пирамид: треугольную, четырёхугольную и т. д.;
— находить на модели куба, пирамиды их элементы: вершины, грани, ребра;
— находить в окружающей обстановке предметы в форме куба, пирамиды.
Геометрические величины
У обучающихся будут сформированы:
— определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
— находить длину ломаной;
— находить периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;
— применять единицу измерения длины – метр (м) и соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м,
100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м;
Учащийся получит возможность научиться:
— выбирать удобные единицы длины для измерения длины отрезка, длины ломаной; периметра многоугольника;
— оценивать длину отрезка приближённо (на глаз).
Работа с информацией
У обучающихся будут сформированы:
— читать несложные готовые таблицы;
— заполнять таблицы с пропусками на нахождение неизвестного компонента действия;
— составлять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы;
— понимать информацию, представленную с помощью диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
— строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если…, то…»,«верно/неверно, что...»;
— составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса к данным;
— находить и использовать нужную информацию, пользуясь данными диаграммы.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Числа и арифметические действия с ними.
Приемы устного сложения и вычитания двузначных чисел. Запись сложения и вычитания двузначных чисел «в столбик». Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Сотня. Счет сотнями. Наглядное изображение сотен. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание «круглых сотен» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число сотен). Счет сотнями, десятками и единицами. Наглядное изображение трехзначных чисел. Чтение, запись, упорядочивание и сравнение трехзначных чисел, их представление в виде суммы сотен, десятков и единиц (десятичный состав).
Сравнение, сложение и вычитание трехзначных чисел. Аналогия между десятичной системой записи трехзначных чисел и десятичной системой мер. Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Вычитание суммы из числа. Вычитание числа из суммы. Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений.
Умножение и деление натуральных чисел. Знаки умножения и деления (∙ , :).Название компонентов и результатов умножения и деления. Графическая интерпретация умножения и деления. Связь между умножением и делением. Проверка умножения и деления. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Связь между компонентами и результатов умножения и деления. Кратное сравнение чисел (больше в ..., меньше в ...). Делители и кратные. Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих умножение и деление (со скобками и без них). Переместительное свойство умножения. Таблица умножения. Табличное умножение и деление чисел. Сочетательное свойство умножения. Умножение и деление на 10 и на 100. Умножение и деление круглых чисел. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение, вычитание, умножение и деление (со скобками и без них). Распределительное свойство умножения. Правило деления суммы на число. Внетабличное умножение и деление. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Деление с остатком с помощью моделей. Компоненты деления с остатком, взаимосвязь между ними. Алгоритм деления с остатком. Проверка деления с остатком. Тысяча, ее графическое изображение. Сложение и вычитание в пределах 1000. Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100
Работа с текстовыми задачами
Анализ задачи, построение графических моделей, планирование и реализация решения. Простые задачи на смысл умножения и деления (на равные части и по содержанию), их краткая запись с помощью таблиц. Задачи на кратное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) в…»). Взаимно обратные задачи. Задачи на нахождение «задуманного числа». Составные задачи в 2–4 действия на все арифметические действия в пределах 1000
Задачи с буквенными данными. Задачи на вычисление длины ломаной; периметра треугольника и четырехугольника; площади и периметра прямоугольника и квадрата. Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.
Геометрические фигуры и величины
Прямая, луч, отрезок. Параллельные и пересекающиеся прямые. Ломаная, длина ломаной. Периметр многоугольника. Плоскость. Угол. Прямой, острый и тупой углы. Перпендикулярные прямые. Прямоугольник. Квадрат. Свойства сторон и углов прямоугольника и квадрата. Построение прямоугольника и квадрата на клетчатой бумаге по
заданным длинам их сторон. Прямоугольный параллелепипед, куб Круг и окружность, их центр, радиус, диаметр. Циркуль. Вычерчивание узоров из окружностей с помощью циркуля.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Пересечение геометрических фигур. Единицы длины: миллиметр, километр. Периметр прямоугольника и квадрата.
Площадь геометрической фигуры. Непосредственное сравнение фигур по площади. Измерение площади. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов. Объем геометрической фигуры. Единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр) и соотношения между ними. Объем прямоугольного параллелепипеда, объем куба. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин.
Величины и зависимости между ними
Зависимость результата измерения от выбора мерки. Сложение и вычитание величин. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами умножения и деления.Формула площади прямоугольника: S = a ∙ b. Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = (a . b) . c.
Алгебраические представления
Чтение и запись числовых и буквенных выражений, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления (со скобками и без скобок). Вычисление значений простейших буквенных выражений при заданных значениях букв. Запись взаимосвязи между умножением и делением с помощью буквенных равенств вида: а ∙ b = с, b ∙ а = с, с : а = b, с : b = a. Обобщенная запись свойств 0 и 1 с помощью буквенных формул: а ∙ 1 = 1 ∙ а = а; а ∙ 0 = 0 ∙ а = 0; а : 1 = а; 0 ∙: а = 0 и др. Обобщенная запись свойств арифметических действий с помощью буквенных формул: а + b = b + а − переместительное свойство сложения, (а + b) + с = а + (b + с) − сочетательное свойство сложения, а ∙ b = b ∙ а − переместительное свойство умножения, (а ∙ b) ∙ с = а ∙ (b ∙ с) − сочетательное свойство умножения, (а + b) ∙ с = а ∙ с + b ∙ с − распределительное свойство умножения (умножение суммы на число), (а + b) − с = (а − с) + b = а + (b − с) − вычитание числа из суммы, а − (b + с) = = а − b − с − вычитание суммы из числа,(а + b) : с = а : с + b : с − деление суммы на число и др. Уравнения вида а ∙ х = b, а : х = b, x : a = b, решаемые на основе графической модели (прямоугольник). Комментирование решения уравнений.
Математический язык и элементы логики
Знакомство со знаками умножения и деления, скобками, способами изображения и обозначения прямой, луча, угла, квадрата, прямоугольника, окружности и круга, их радиуса, диаметра, центра. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний вида «верно/неверно, что ...», «не», «если ..., то ...». Построение способов решения текстовых задач. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных
Операция. Объект и результат операции. Операции над предметами, фигурами, числами. Прямые и обратные операции. Отыскание неизвестных: объекта операции, выполняемой операции, результата операции. Программа действий. Алгоритм. Линейные, разветвленные и циклические алгоритмы. Составление, запись и выполнение алгоритмов различных видов.
Чтение и заполнение таблицы. Анализ данных таблицы. Составление последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур и др. по заданному правилу. Упорядоченный перебор вариантов. Сети линий. Пути. Дерево возможностей. Сбор и представление информации в справочниках, энциклопедиях, Интернет-источниках о продолжительности жизни различных животных и растений, их размерах, составление по полученным данным задач на все четыре арифметических действия, выбор лучших задач и составление «Задачника класса».
Обобщение и систематизация знаний, изученных во 2 классе.
Виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность.
Формы деятельности:
викторина;
творческий проект;
работа с энциклопедией;
кроссворды;
ребусы;
исследовательские проекты;
интеллектуальные марафоны.
3. Тематическое планирование
№ урока | Темы уроков | Количество часов |
| Математика-2, І часть | 1 |
1 | Повторение. Цепочки | 1 |
2 | Цепочки. Преобразование цепочки | 1 |
3 | Точка. Прямая и кривая линии | 1 |
4 | Точка. Прямая. Параллельные прямые | 1 |
5 | Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик | 1 |
6 | Сложение и вычитание двузначных чисел, в результате которого получаются круглые числа | 1 |
7 | Сложение чисел вида 23 + 17 | 1 |
8 | Вычитание из круглых чисел | 1 |
9 | Вычитание из круглых чисел вида 40 - 24 | 1 |
10 | Сложение и вычитание двузначных чисел по частям | 1 |
11 | Сложение двузначных чисел с переходом через разряд | 1 |
12 | Сложение двузначных чисел с переходом через разряд. Решение задач | 1 |
13 | Входная диагностическая работа | 1 |
14 | Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд | 1 |
15 | Прием устного вычитания с переходом через разряд | 1 |
16 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд | 1 |
17 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Приемы устных вычислений | 1 |
18 | Сотня. Счёт сотнями. Запись и название круглых сотен | 1 |
19 | Метр | 1 |
20 | Метр. Взаимосвязь между единицами длины. | 1 |
21 | Название и запись трехзначных чисел | 1 |
22 | Сотня. Метр. Сложение и вычитание именованных единиц. | 1 |
23 | Сложение и вычитание именованных единиц | 1 |
24 | Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков | 1 |
25 | Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде единиц | 1 |
26 | Название и запись трехзначных чисел. | 1 |
27 | Закрепление и повторение изученного. Название и запись трехзначных чисел | 1 |
28 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел вида 261+124, 378-162 | 1 |
29 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел и величин | 1 |
30 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел вида 162 + 153 | 1 |
31 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд вида 176 + 145 | 1 |
32 | Закрепление по теме: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» | 1 |
33 | Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд | 1 |
34 | Вычитание трёхзначных чисел вида 243 - 114 | 1 |
35 | Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд вида 300 – 156, 205-146 | 1 |
36 | Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд. Сети линий. Пути . | 1 |
| Математика-2, ІІ часть | 1 |
37 | Операции | 1 |
38 | Обратные операции | 1 |
39 | Прямая. Луч. Отрезок. | 1 |
40 | Программа действий. Алгоритм | 1 |
41 | Длина ломаной. Периметр | 1 |
42 | Программа действий. Периметр | 1 |
43 | Выражения | 1 |
44 | Порядок действий в выражения | 1 |
45 | Выражения. Порядок действий в выражениях | 1 |
46 | Программы с вопросами. Виды алгоритмов. | 1 |
47 | Угол. Прямой угол. | 1 |
48 | Свойства сложения. | 1 |
49 | Вычитание суммы из числа | 1 |
50 | Вычитание суммы из числа | 1 |
51 | Вычитание числа из суммы | 1 |
52 | Вычитание числа из суммы | 1 |
53 | Вычитание суммы из числа и числа из суммы | 1 |
54 | Прямоугольник. Квадрат .Нахождение периметра квадрата | 1 |
55 | Площадь фигур | 1 |
56 | Единицы площади | 1 |
57 | Прямоугольный параллелепипед | 1 |
58 | Площадь фигур. Единицы площади | 1 |
59 | Новые мерки и умножение | 1 |
60 | Множители. Произведение | 1 |
61 | Умножение. Свойства умножения | 1 |
62 | Площадь прямоугольника Переместительное свойство умножения | 1 |
63 | Площадь прямоугольника Переместительное свойство умножения | 1 |
64 | Умножение на 0 и на 1. | 1 |
65 | Таблица умножения. | 1 |
66 | Таблица умножения. Умножение числа 2. Умножение на 2 | 1 |
67 | Частные случаи умножения. Таблица умножения на 2 | 1 |
68 | Деление. Название компонентов деления | 1 |
69 | Деление с 0 и 1 | 1 |
70 | Смысл деления. Частные случаи деления | 1 |
71 | Взаимосвязь деления и умножения Чётные и нечётные числа | 1 |
72 | Деление по содержанию | 1 |
73 | Деление по содержанию | 1 |
74 | Взаимосвязь умножения и деления. Деление по содержанию Площадь прямоугольника | 1 |
75 | Таблица умножения и деления на 3 | 1 |
76 | Виды углов. | 1 |
77 | Закрепление. Таблица умножения и деления на 3. Виды углов. | 1 |
| Математика-2, ІІІ часть | 1 |
78 | Уравнения вида а · х=в, а:х=в , х:а=в | 1 |
79 | Решение уравнений | 1 |
80 | Решение уравнений | 1 |
81 | Таблица умножения и деления на 4. | 1 |
82 | Таблица умножения и деления на 4. | 1 |
83 | Увеличение и уменьшение в несколько раз. | 1 |
84 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз | 1 |
85 | Увеличение и уменьшение в несколько раз. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз | 1 |
86 | Таблица умножения и деления на 5. | 1 |
87 | Порядок действий в выражениях без скобок. | 1 |
88 | Делители и кратные. Таблица умножения и деления на 5 | 1 |
89 | Делители и кратные. Таблица умножения и деления на 5 .Порядок действий в выражениях без скобок | 1 |
90 | Таблица умножения и деления на 6 | 1 |
91 | Порядок действий в выражениях со скобками | 1 |
92 | Закрепление. Таблица умножения и деления на 2-6. Порядок действий в выражениях со скобками | 1 |
93 | Таблица умножения и деления на 7 | 1 |
94 | Взаимосвязь между компонентами и результатами деления | 1 |
95 | Кратное сравнение | 1 |
96 | Закрепление. Таблица умножения и деления на 2- 7. Кратное сравнение. | 1 |
97 | Таблица умножения и деления на 8 и 9. | 1 |
98 | Окружность. | 1 |
99 | Таблица умножения и деления на 8 и 9 | 1 |
100 | Вычерчивание узоров из окружностей Умножение и деление на 10 и на 100 | 1 |
101 | Умножение и деление на 10 и на 100 | 1 |
102 | Объём фигуры. Единицы объёма. | 1 |
12