СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа в первом классе по курсу «Литературное чтение» для ОУ, реализующего АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная программа ориентирована на обучающегося с РАС с сохраненным интеллектом, находящегося среди сверстников, не имеющих органичений по возможностям здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа в первом классе по курсу «Литературное чтение» для ОУ, реализующего АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.1)»

Рабочая программа в первом классе по курсу «Литературное чтение» для ОУ, реализующего АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.1)

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ) для детей с расстройствами аутистического спектра. Примерная рабочая программа ориентирована на обучающихся с РАС с сохранным интеллектом, которые получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде, и в те же сроки обучения (вариант 8.1). Таким образом, программа рассчитана на учащегося 1 класса «А» Димы П., потенциально способного освоить программу начального общего образования по литературному чтению.

Предмет «Литературное чтение» в начальной школе формирует умение понимать и анализировать письменную речь и является необходимой базой для успешной социализации личности в современном социуме. Кроме того, освоение предмета «Литературное чтение» стимулирует речевое и эмоциональное развитие школьников, что способствует развитию навыков социальной коммуникации у детей с РАС.

Цели изучения предмета «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей детей с РАС в первом классе:

  • освоение навыков осмысленного чтения;

  • развитие устной и письменной речи, в том числе как средства коммуникации;

  • обогащение  активного и пассивного словарного запаса для  достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

  • развитие мотивации устного и письменного общения детей с РАС с окружающими людьми;

  • формирование коммуникативной компетенции;

  • формирование возможности осмысленного использования усвоенных умений и навыков в различных жизненных ситуациях.

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»

Курс «Литературного чтения» по варианту 8.1 в первом классе начинается после изучения интегрированного курса «Обучение грамоте», после чего предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» изучаются раздельно. При этом обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и их разделы соответствуют ФГОС НОО.

При разработке примерной рабочей программы учитывались особые образовательные потребности школьников с РАС: тенденция к механическому, неосмысленному воспроизведению отдельных слов, предложений, текстов; невозможность понимать чувства, эмоции других людей; неумение понимать скрытый смысл текстов, отсутствие понимания шуток и обмана. Поэтому и в целях, и в характеристике осваиваемого предмета необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных навыков чтения и письма, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом. Это задает особую логику и последовательность процесса обучения литературному чтению детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий. Данная программа предполагает использование учебника «Литературное чтение» по УМК «Школа России» под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой и др.

При инклюзивном обучении детей с РАС на уроках литературного чтения целесообразно использовать только специально подобранные материалы для чтения и анализа текстов, состоящие из знакомых и понятных ребенку слов и выражений, с четкой структурой и заданиями, представляющими собой четкий алгоритм действий учащегося с РАС. Для изучения новых слов и выражений необходима предварительная работа, направленная на постепенное введение этих понятий в пассивный, а затем – в активный словарь ребенка

При изучении учащимся с РАС предмета «Литературное чтение» требуется отдельная работа по развитию понимания фразеологических выражений, иносказаний, метафор, подтекста. Пословицы, поговорки, иронические тексты, шутки должны прорабатываться дополнительно, долгое время понимание учащимся с РАС этого вида литературы не должно оцениваться. При оценивании учебной деятельности необходимо учитывать особенности формирования речи у ребенка с РАС и предъявлять требования, соответствующие его актуальному уровню развития: ответы на вопросы и позиция ребенка могут быть изложены кратко, требования к объему не должны предъявляться. На уроках необходимо уделять внимание формированию представлений о себе и окружающих, о чувствах других людей, понимании скрытых мотивов поступков литературных персонажей.

Алгоритмы обучения предмету «Литературное чтение» школьников с РАС, обучающихся по варианту 8.1

Школьники, обучающиеся в соответствии с вариантом 8.1 АООП НОО для детей с РАС, осваивают Основную образовательную Программу в условиях инклюзии в те же сроки, что и сверстники, не имеющие ограничений по возможностям здоровья. Поэтому программа первого класса по учебному предмету «Литературное чтение» для таких детей, так же, как и учебный план, должна соответствовать ФГОС НОО (раздел III, п.19.5).

Однако, с учетом особых образовательных потребностей школьника с РАС, рекомендуется организовывать индивидуальный подход на уроках литературного чтения (возможные формы работы, календарное планирование уроков) или проводить их в малой подгруппе.

Место предмета в учебном плане.

На изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе выделяется – 40 часов (4 ч. в неделю, 10 учебных недель) после изучения интегрированного курса «Обучение грамоте» (послебукварный период).

Результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- принятие социальной роли учащегося школы;

- формирование и развитие навыков социальной коммуникации;

- формирование социально приемлемого поведения;

- формирование мотивов учебной деятельности;

- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и детьми в различных учебных и вне учебных ситуациях;

- формирование способности к осмыслению социального окружения, своему месту в нем;

- формирование умения использования устной (альтернативной) речи, как средства коммуникации.

Метапредметные:

- формирование учебного поведения;

- формирование готовности слушать учителя;

- формирование готовности действовать по заданному алгоритму.

Предметные:

- формирование понимания, что русский язык – средство общения для граждан Российской Федерации;

- овладение техникой чтения (вслух и/ или про себя);

- формирование понимания роли знаков препинания в тексте;

- формирование интереса к чтению доступных для понимания текстов;

- формирование умения находить в тексте необходимую (заданную) информацию.

Основное содержание учебного предмета «Литературное чтение».

Данный курс является продолжением курса «Обучение грамоте», и преподается учащимся 1 класса по окончании букварного периода. Программа курса нацелена на овладение учащимися устойчивыми навыками чтения, слушания и пересказа текста. Важной особенностью данного курса является направленность на удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка с РАС, а именно потребностей, связанных с введением учащегося с РАС в ситуацию обучения в школе, и потребностей, удовлетворение которых необходимо для коррекции и развития его эмоционально-волевой и познавательной сфер.

Структура курса, подбор и последовательность предлагаемых тем для изучения и заданий, учитывают особенности взаимодействия ребенка с РАС с окружающим его миром и людьми. Узость представлений об окружающем мире, неумение понимать причинно-следственные связи, непонимание переносного смысла делает необходимым тщательный отбор текстов, используемых в курсе «Литературное чтение».

Читательские умения, сформированные в курсе литературного чтения, являются базовыми умениями, необходимыми для освоения практически всех школьных предметов, поэтому большое внимание уделяется анализу текста, умению пересказывать текст, умению обобщать и выделять основное содержание текста, умению деления текста на части, составление плана и озаглавливание текста. Параллельно с обучением чтению проводится работа по совершенствованию устной речи детей с РАС, в том числе навыкам монологической речи и умению вести диалог. Для развития устной речи на уроке предусмотрены такие формы работы как рассказ на заданную тему или обсуждение темы с опорой на авторский текст.

Все виды работ на уроке (аудирование, чтение, пересказ текста и т.д.) направлены, прежде всего, на развитие устной и письменной коммуникации учащихся с РАС, освоение ими социально приемлемых речевых форм и правил их применения в различных ситуациях.

Данный курс предусматривает использование всех видов читательской и речевой деятельности: умения слушать, говорить, читать и писать. Для развития навыков чтения необходимо формировать и развивать чтение вслух и чтение про себя. При этом важно учитывать, что зачастую у учащихся с РАС возникают значительные сложности при освоении выразительного чтения вслух. Для преодоления этих трудностей в программу курса включены упражнения на умение модулирования тембра голоса, изменения темпа и громкости чтения.

На протяжении всего курса предполагается постепенное увеличение объема и сложности текстов для чтения. Последовательность вопросов для ответа после анализируемого текста также должна быть построена по принципу «от простого к сложному» с учетом особенностей детей с РАС. Сначала ребенок учится отвечать на вопросы «кто, что», «что сделал», затем на уточняющие вопросы «какой», «где», «откуда» и только потом учится вычленять в тексте причинно-следственные связи и логику социальных поступков героев.

Для обогащения и развития активного и пассивного словаря, на уроке учитель обязательно предлагает учащимся задания на анализ незнакомых слов текста и уточнение значения знакомых слов. Для решения этой задачи, а также для повышения учебной мотивации в рамках курса предполагается ведение каждым учащимся личного словаря и дневника прочитанных произведений.

Для того, чтобы уточнить понимание прочитанных на уроке текстов, в конце каждого урока учащимся предлагается выполнить собственный рисунок по прочитанному произведению.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цели

Возможные формы ООП

1


Знакомство с учебником «Литературное чтение».

В.Данько «Загадочные буквы».

1

Воспитывать мотивацию к учению, обогащать активный словарь учащихся


Рисование и проигрывание смысла прочитанного слова, предложения, текста.

Выполнение письменных инструкций.

Игра «вопросы – ответы»: учащиеся задают друг другу вопросы по данному предложению/тексту и отвечают на них.

Нахождение опорных слов в тексте, их прорисовывание, проигрывание.


Раскладывание рисунков к тексту в правильной последовательности и объяснение данного выбора.


Деление текста на части по смыслу, придумывание названия для каждой части текста.

Пересказ текста по иллюстрациям, по плану.


Составление фраз, предложений, текстов по картинке.


Работа с диафильмами.


Маркировка знаков препинания ярким цветом, маркировка начала предложения другим цветом.


Отхлопывание знаков препинания при чтении.


Чтение одних и тех же предложений с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.


Чтение по ролям.

2


И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».

1

3


С.Чёрный «Живая азбука»

Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»

1

4


Г. Сапгир «Про медведя»,М.Бородицкая «Разговор с пчелой»

И.Гамазкова «Кто как кричит?»

1

5


С.Маршак «Автобус №26».

1

6


Из старинных книг.

Урок – обобщение «Жили-были буквы».

1

7


Загадки. Сказки. Небылицы.

Е.Чарушин «Теремок»

1

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.


8


Подготовка к проекту «Загадки».

1

9


Русская народная сказка «Рукавичка»

1

10


Загадки, песенки, потешки.

Проект «Загадки».

1

11


Небылицы, русские потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

1

12


А.С.Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…»

1

13


Урок-обобщение «Сказки, загадки, небылиц».

1

14


Апрель, апрель! Звенит капель…

А.Плещеев «Сельская песенка», А.Майков «Весна»,»Ласточка примчалась».

1

Обобщение личных наблюдений ребёнка о мире, соотнесение их со временем года.

Наблюдение за сезонными изменениями в родном городе. Их анализ и сравнение с изменениями в дикой природе.


15


Т Белозёров «Подснежники»

С.Маршак «Апрель»

1

16


И.Токмакова «Ручей»

Е. Трутнева «Когда это бывает?»

1

17


Урок - обобщения «Апрель! Апрель! звенит капель».

Из старинных книг.

1

18


И в шутку, и всерьёз

И.Токмакова «Мы играли в хохотушки».

Я.Тайц «Волк», Г.Кружков «Ррры!»

1

Обращение к личному опыту ребёнка, расширение и обобщение знаний о развлечениях детей.

Рассказываем о себе, расспрашиваем друг друга, сравниваем.


19


Н.Артюхова

«Саша-дразнилка»

1

20


К.Чуковский Федотка»

О.Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук».

1

21


И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»,

К.Чуковский «Телефон»

1

22


М.Пляцковский «Помощник».

1

23


Из старинных книг.

1

24


Я и мои друзья

Ю.Ермолаев «Лучший друг»

Е.Благинина «Подарок»

1

Как можно и как нельзя вести себя. Зачем нужны правила общения.

Осознание своих предпочтений, сравнение их с предпочтениями других людей. Учимся задавать вопросы и рассказывать о себе, находим общие интересы с одноклассниками.

Понятия дружбы через обсуждение общих видов деятельности.

25


В.Орлов «Кто первый?»

С.Михалков «Бараны»

Р.Сеф «Совет»

1

26


И.Пивоварова «Вежливый ослик»

В.Берестов «В магазине игрушек»

1

27


В Орлов «Если дружбой…»

1

28


Я.Аким «Моя родня»

А.Барто «Вот так защитник!»

1

29


С.Маршак «Хороший день»

1

30


Ю.Энтин «Про дружбу»

1

31


По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»

1

32


Из старинных книг. Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».

1

33


Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

1

34


О братьях наших меньших

С.Михалков «Трезор»

Р.Сеф «Кто любит собак…»

1

Обобщение личного опыта общения с животными.

Домашние животные, животные в городе.

Развитие гуманного отношения к животным, изучение потребностей животных.

35


В.Осеева «Собака яростно лаяла»

И.Токмакова «Купите собаку»

1

36


М. Пляцковский «Цап Царапыч».

1


37


Г.Сапгир «Кошка».

В.Берестов «Лягушата»

1

38


В.Лунин «Никого не обижай».С.Михалков «Важный совет»

Д.Хармс «Храбрый ёж»

1

39


Н.Сладков «Лисица и ёж»

Из старинных книг.

1

40


Повторение и обобщение изученного материала.

1


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение».

У учащегося с РАС сформируются следующие умения:

- слушать в группе других учащихся сказки, рассказы, стихотворения в соответствии с программой обучения;

- осмысленно, правильно читать целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов вслух и/или про себя небольшие тексты;

- участвовать самостоятельно или с помощью учителя в обсуждении текста на уроке, соотносить содержание текста с собственным опытом;

- отвечать на простые вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- самостоятельно или с помощью взрослого опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;

- самостоятельно выполнять простые знакомые письменные инструкции;

- пересказывать текст с опорой на иллюстрации или план;     

- составить собственный текст на основе художественного про­изведения, по иллюстрациям, на основе личного опыта на заданную тему по вопросам или плану;

- знать наизусть 2-3 стихотворения.

 У учащегося с РАС сформируются следующие читательские умения:

- различать виды литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ, загадка, пословица;

- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;

- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

- различать книги по темам детского чтения;

- определять своё отношение к тексту, выделять любимые и нелюбимые книги;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету «Литературное чтение».

При организации инклюзивного обучения детей с РАС рекомендуется следовать следующим принципам

1. Выявление сильных сторон ребенка, его выраженных интересов и умение подобрать такие задания из этой области, которые смогут выгодно подчеркнуть способности ребенка, и которые помогут учителю привлечь внимание учащихся класса к сильным сторонам ученика с РАС.

2. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего и речевого развития, развития коммуникативных навыков, формирование «группы общения» для ребенка с РАС или выявления «ученика-проводника» между ребенком с РАС и остальными учащимися.

3. Определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

4. Специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях. Педагог должен стараться транслировать эту остановку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением.

Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на ребёнка с РАС, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования детей.

1. Необходима адаптация среды для детей с РАС, в которую входит:

- зонирование пространства класса, наличие учебной зоны и зоны отдыха;

- наличие индивидуальной парты для учащегося с РАС с изменяющимся углом наклона, закрепленной подставкой для ручек, карандашей, и приспособлений для крепления индивидуального расписания/ правил;

- наличие стендов (магнитных досок и пр.) для мобильной смены дидактических материалов;

- наличие специального оборудования: ширма /палатка, где ребенок может отдохнуть, побыть в одиночестве; наборы пиктограмм для составления визуализированного расписания видов деятельности на уроках; схемы, диаграммы, алгоритмы действий; правила поведения в классе; наличие другого специального оборудования в зависимости от индивидуальных потребностей конкретного ребенка (наушники, специальные накладки на стул и пр.)

2. Необходима четкая организация учебного времени и пространства, использование стереотипов поведения.

Для минимизации дискомфорта необходимо:

- размещать в фиксированном месте в начале урока план работы (визуализированное расписание);

- напоминать ребенку за пять минут и за одну минуту о смене вида деятельности;

- разрешить ребенку с РАС иметь при себе предмет, который помогает ему успокоиться (игрушку, фотографию и др.);

3. Информационно-образовательная среда должна обеспечивать, помимо общих требований к современной образовательной среде, следующее:

- планирование хода урока для учащегося с РАС;

- систематическое использование визуальных подсказок (планы, формулы, схемы фрагментов урока).

- возможность для учащегося с РАС на уроке работать не на бумажном носителе, а с помощью планшета или компьютера;

- возможность сдавать работу, выполненную на компьютере.