СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности: «Биология для любознательных» 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности , саморазвитию. а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности: «Биология для любознательных» 6 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Сергеевка

Хабаровского муниципального района



РАССМОТРЕНО на заседании МО естественно - географического цикла

Протокол №____ от _____

__________А.С. Ротова

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______/А.И. Поденкова/

____________2018г

УТВЕРЖДАЮ

Председатель педагогического совета

______/Н.В. Юрченко/

Протокол №_____

от __________2018г.



Рабочая программа внеурочной деятельности:

«Биология для любознательных»

6 класс

срок реализации: 1 год

срок освоения: 1-й год







Составлена: учителем биологии

первой категории

МКОУ СОШ с. Сергеевка

А.С. Ротовой








2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Биология для любознательных» составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС основного общего образования утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

  • Учебного плана основного общего образования МКОУ СОШ с. Сергеевка на 2018 – 2019 учебный год.


Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация внеурочного досуга обучающихся.

Задачи:

  • образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;

  • развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;

  •  воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность заключается в том, что  содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад,  выступление, выставка, участие в конкурсах и т.д. 

Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Место данного курса в учебном плане. Программа  рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия проводятся во внеурочное время.

Планируемые результаты освоения курса:

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Биология для любознательных»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и  литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- использование справочной и дополнительной литературы;

- владение цитированием и различными видами комментариев;

- использование различных видов наблюдения;

- качественное и количественное описание изучаемого объекта;

- проведение эксперимента;

- использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Содержание программы

Введение (2 ч.)

Практическая часть:

Мозговой штурм «Как разработать план мероприятий?»

Разработка эскиза и оформление уголка  «Биология для любознательных»

1. Занимательная биология (14 ч.)

Практическая часть:

Час ребусов

Устный журнал «По страницам Красной книги Хабаровского края»

Биологическое лото «В мире флоры и фауны»

Праздник урожая «Винегрет-шоу»

Биологическая викторина

Круглый стол «Легенды о цветах»

Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни»

Виртуальное путешествие «В стране динозавров»

Викторина «Час цветов»

Конкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Оформление коллажа «Братья наши меньшие»

Экологический турнир «В содружестве с природой»

Викторина «Птичьи разговоры

Конкур «И ни рыба, и ни мясо…»

2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии (11 ч.)

Практическая часть:

Час моделирования

Как покрасить живые цветы?

Биологические фокусы

Где прорастут семена?

Практическая работа «Занимательные опыты с молоком»

Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями

Практическая работа «Строение клеток плесневых грибов»

Выращивание чайного гриба

Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений»

Выращивание растений на растворах солей

Практическая работа «Определение степени загрязненности воздуха»

3. Познай себя (7 ч.)

Практическая часть:

Определение норм рационального питания

Определение темперамента

Познаем секреты высшей нервной деятельности

Оказание первой медицинской помощи

Определение жизненного объема легких

Приготовление фитонапитков

Как создать модель клеток крови своими руками?


Программа обеспечивает создание условий для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные).






























Тематическое планирование

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельно­сти обучающихся

Введение – 2 часа

Мозговой штурм «Как разработать план мероприятий?» Разработка эскиза и оформление уголка «Биология для любознательных»

Формируют умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации); умение выражать свою точку зрения; умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).

Занимательная биология – 14 часов

Час ребусов. Устный журнал «По страницам Красной книги Хабаровского края». Биологическое лото «В мире флоры и фауны». Праздник урожая «Винегрет-шоу». Биологическая викторина. Круглый стол «Легенды о цветах». Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни». Виртуальное путешествие «В стране динозавров». Викторина «Час цветов». Конкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили». Оформление коллажа «Братья наши меньшие». Экологический турнир «В содружестве с природой». Викторина «Птичьи разговоры. Конкур «И ни рыба, и ни мясо…»

Учатся правильно формулировать свои мысли. Решать поисковые задачи. Обосновывать свою точку зрения. Формировать системное мышление. Обмениваться с одноклассниками своими мыслями. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану. Формируют умения находить необходимую литературу, выбирать нужную информацию.

Занимательные опыты и эксперименты по биологии – 11 часов

Час моделирования. Как покрасить живые цветы? Биологические фокусы

Где прорастут семена? Практическая работа «Занимательные опыты с молоком». Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями. Практическая работа «Строение клеток плесневых грибов». Выращивание чайного гриба. Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений». Выращивание растений на растворах солей. Практическая работа «Определение степени загрязненности воздуха»

Учатся работать с лабораторным оборудованием. Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Познаем себя – 7 часов

Определение норм рационального питания

Определение темперамента. Познаем секреты высшей нервной деятельности. Оказание первой медицинской помощи. Определение жизненного объема легких. Приготовление фитонапитков. Как создать модель клеток крови своими руками?

Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы.

ИТОГО – 34 часа

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Дата

Тема

Форма занятий

Виды деятельности

План

Факт

Введение – 2 часа

1



Как интересно организовать работу? Как разработать план мероприятий?

«Шляпа желаний», мозговой штурм, работа в группах

Развивать способность отстаивать свою точку зрения. Работают в группах по направлениям, составляют примерный план по направлениям.

2



Оформление уголка кружка

коллективная работа

Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело

Занимательная биология – 14 часов

3



Час ребусов

коллективная работа

Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело

4



По страницам Красной книги Хабаровского края

Устный журнал

Развивать способность отстаивать свою точку зрения. Работают с Красной книгой.

5



Биологическое лото «В мире флоры и фауны»

Командная игра

Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело

6



«Винегрет-шоу»

Праздник урожая

Формировать понятие о видах интеллектуальных игр и их отличительных особенностях и правилах; особенностях конкурсных заданий интеллектуальных конкурсов и подходы к их решению; правилах работы с литературой; принципах работы в команде

7



Биологическая викторина

Командная игра



Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением.


8



Легенды о цветах

Круглый стол

Развивать способность отстаивать свою точку зрения. Формировать умение составлять и классифицировать вопросы; работать с книгой; распределять командные роли.

9



Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни»

Конкурс

10



Виртуальное путешествие «В стране динозавров»

Игра-путешествие

просмотр видеофильмов, выполняют задания по маршрутным листам

11



Викторина «Час цветов»

Командная игра

Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело

12



Конкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Оформление коллажа «Братья наши меньшие»

Виртуальная экскурсия

просмотр видеофильма, оформляют коллаж.

13



Экологический турнир «В содружестве с природой»

Командная игра

Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело

14



Викторина «Птичьи разговоры

Видеоурок

просмотр видеофильма, обсуждение просмотренного.

15



Конкурс «И ни рыба, и ни мясо…»

Устный журнал

Развивать способность отстаивать свою точку зрения. Выполняют задания по маршрутным листам

16



Час ребусов

Коллективная работа

Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело

Занимательные опыты и эксперименты по биологии – 11 часов

17



Час моделирования

Творческая работа

выполняют творческое задание

18



Как покрасить живые цветы?

Практическая работа

выполняют практическую работу

19



Биологические фокусы

Коллективный эксперимент

Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело

20



Где прорастут семена?

Индивидуальный эксперимент

выполняют лабораторную работу

21



Практическая работа «Занимательные опыты с молоком»

Практическая работа

выполняют практическую работу

22



Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями

Постановка опыта

просмотр видеофильма и демонстрация опыта

23



Практическая работа «Строение клеток плесневых грибов»

Практическая работа

выполняют практическую работу

24



Выращивание чайного гриба

Постановка опыта

выполняют задания

25



Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений»

Практическая работа

выполняют практическую работу

26



Выращивание растений на растворах солей

Постановка опыта

27



Практическая работа «Определение степени загрязненности воздуха»

Практическая работа

Познаем себя – 7 часов

28



Определение норм рационального питания

практическая работа

Соблюдают правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Проводят самооценку и взаимооценку проделанной работы.

29



Определение темперамента

30



Познаем секреты высшей нервной деятельности

31



Оказание первой медицинской помощи

32



Определение жизненного объема легких

33



Приготовление фитонапитков

34



Как создать модель клеток крови своими руками?

Итого – 34 часа