Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чертковская средняя общеобразовательная школа № 2
«Одобрено» Протокол заседания МО № 1 от 30.08.2022 Руководитель МО _______/ Дреев Н. Ф. | «Согласовано» Зам. Директора по УВР _________/Рыбинцова Т.Н. | «Утверждаю» Директор МБОУ Чертковская СОШ № 2 _______ С.Н. Гармашев Приказ от 31.08.2022 № 114 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
Математический практикум
(Практическая лаборатория)
Среднее общее образование 11 класс
Учитель: Михайлюк Ольга Вадимовна
п. Чертково
2022 год
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа курса предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 1 год. В процессе занятий школьники имеют возможность повторить весь необходимый теоретический материал, ликвидировать учебные пробелы и углубить свои знания по всем темам курса математики через систему разноуровневых тестовых заданий. Письменный экзамен по математике за курс средней школы является обязательным для выпускников 11-х классов. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и профильном уровнях.
Принципиальный подход к изучению курса «Математический практикум» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.
Введётся открытая, объективная независимая процедура оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ЕГЭ.
Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд метапредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются занятия, которые позволяют повторить, расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Курс ориентирован на формирование базовой математической компетентности и способствует созданию положительной мотивации обучения.
Предложенный курс открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале, который помогает профессиональной подготовке учащихся на высшей ступени обучения, развивает умения и навыки, необходимые для продолжения образования, повышает их математическую культуру.
Цели курса:
подготовка к вступительному экзамену в ВУЗ;
углубление практических знаний, умений и навыков учащихся по алгебре и началам анализа;
развитие познавательной активности учащихся;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
формирование навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний в результате их применения в незнакомой ситуации;
развитие устойчивого интереса учащихся к математике и любознательности при творческом подходе к решению задач.
Задачи курса:
расширить и углубить практические и теоретические знания учащихся по математике;
сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач, предлагаемых на вступительных экзаменах в ВУЗы;
обучить учащихся приемам и методам решения задач, повышенной сложности;
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе;
способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать; умения работать с дополнительной учебной литературой;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
научить применять знания в новых ситуациях.
Содержание учебного курса.
№ п/п | Раздел программы | Основные умения и способы действий | Кол-во часов |
| 1 блок (алгебра) | | 22 |
1. | Алгебраические выражения и преобразования. | Уметь выполнять вычисления и преобразования. Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений. Уметь решать уравнения, неравенства и их системы. Уметь строить и читать графики функций. Уметь работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. | 4 |
2. | Уравнения, неравенства и их системы. | 11 |
3. | Функции и их графики. | 7 |
| 2 блок (геометрия) | | 10 |
4. | Планиметрия. | Уметь выполнять действия с геометрическими фигура- ми, описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели. | 5 |
5. | Стереометрия. | 5 |
| | |
Календарно-тематическое планирование.
Номер занятия | Дата занятия | Тема занятия | Тип занятия |
план | факт |
Алгебра – 16 часов |
Выражения и преобразования (4 ч.). |
1. | 01.09 | | Понятие степени с рациональным показателем, тождественные преобразования. | Теория, практика. |
2. | 08.09 | | Логарифм. Свойства логарифма. Преобразование логарифмических выражений. | Теория, практика. |
3. | 15.09 | | Формулы тригонометрии. Преобразование тригонометрических выражений. | Теория, практика. |
4. | 22.09 | | Преобразование степенных выражений и вычисление их значения. | Практика. |
Уравнения и системы уравнений (7 ч.). |
5. | 29.09 | | Иррациональные уравнения. | Теория, практика. |
6. | 06.10. | | Решение иррациональных уравнений. | Практика. |
7. | 13.10 | | Показательные уравнения. | Теория, практика. |
8. | 20.10 | | Решение показательных уравнений. | Практика. |
9. | 27.10 | | Тригонометрические уравнения. | Теория, практика |
10. | 10.11 | | Комбинированные уравнения. | Теория, практика |
11. | 17.11 | | Системы уравнений. | Теория, практика |
Неравенства (4 ч.). |
12. | 24.11 | | Рациональные неравенства. | Теория, практика |
13. | 01.12 | | Показательные неравенства. | Теория, практика |
14. | 08.12 | | Логарифмические неравенства. | Теория-практика |
15. | 15.12 | | Комбинированные неравенства. | Практика. |
Функции (7 ч.). |
16. | 22.12 | | Область определения и область значений функции. | Теория, практика. |
17. | 12.01 | | Взаимное расположение графиков функций. | Теория, практика. |
18. | 19.01 | | Свойства функций: монотонность, чётность, нечётность. | Теория, практика. |
19. | 26.01 | | Свойства функций, связанные с графиками. | Теория, практика. |
20. | 02.02 | | Производная. | Теория, практика. |
21. | 09.02 | | Вычисление производной в точке. | Теория, практика. |
22. | 16.02 | | Первообразная и площадь. | Теория, практика. |
Геометрия (10 ч.). |
Планиметрия (5 ч.). |
23. | 02.03 | | Треугольники. | Теория, практика. |
24. | 09.03 | | Параллелограмм. | Теория, практика. |
25. | 16.03 | | Трапеция. | Теория, практика. |
26. | 23.03 | | Трапеция и окружность. | Теория, практика. |
27. | 06.04 | | Правильные многоугольники. | Теория, практика. |
Стереометрия (5 ч.). |
28 | 13.04 | | Параллелепипед. | Теория, практика. |
29 | 20.04 | | Прямая призма. | Теория, практика. |
30. | 27.04 | | Цилиндр. Конус. | Теория, практика. |
31. | 04.05 | | Пирамида: треугольная и четырехугольная. | Теория, практика. |
32 | 11.05 | | Сфера. Шар. | Теория, практика. |
33 | 18.05 | | Итоговый тест. | Практика |
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию,необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные(алгебра):
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных; математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать уравнения и неравенства; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Предметные(геометрия):
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания
предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и
изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Итогом данной программы является зачет по итогам теста в форме ЕГЭ по математике.