Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2 имени
Героя Советского Союза Бориса Кирилловича Кузнецова»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
«Согласовано» | «Утверждаю» |
Заместитель директора по учебной работе ________Габдрахманова З.М. | И.о. директора МБОУ «ЛСОШ №2 им. Героя Советского Союза Б.К.Кузнецова» |
«____»__________201__ г. | ________ Газизуллина З.А. |
| Приказ №____ от |
| «____»__________201_ г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Дружат дети на планете»
4а класс
Направление: социальное
учителя начальных классов первой квалификационной категории Храмовой Татьяны Владимировны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
« 28 » августа 2018 г.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дружат дети на планете» разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лаишевская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Бориса Кирилловича Кузнецова»;
Положения МБОУ «Лаишевская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Бориса Кирилловича Кузнецова» о внеурочной деятельности;
Программа внеурочной деятельности МБОУ «Лаишевская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Бориса Кирилловича Кузнецова» на 2018-2019 учебный год;
Программа «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на 1 занятие в неделю (по 35-45 минут во внеурочное время), 35 занятий в год.
Направление рабочей программы – общеинтеллектуальное.
Программа составлена с учётом запросов родителей и интересов обучающихся, ориентирована на обучающихся 2 класса. Программа рассчитана на 1 год. Программа соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы.
Цели курса:
Повышение интереса к предмету
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения методами аналогии, анализа и синтеза.
Отличительная особенность данного курса - доступность предлагаемого материала для обучающихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.
Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты изучения курса:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Предметные результаты изучения курса:
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Дата |
План | Факт |
1 | 1 | Всемирный день мира. Международный день грамотности. (1сентября). Путешествие по стране знаний. | | |
2 | 1 | Понятие толерантность. Тест «Проявляешь ли тытолерантность». | | |
3 | 1 | Знакомство с картой мира «Как много стран красивых есть» | | |
4 | 1 | Игровая программа «Во, что играют дети мира». | | |
5 | 1 | Международный день пожилых людей(1 октября). «В стране веселых бабушек и озорных внучат». | | |
6 | 1 | Конкурс стенгазет, плакатов, листовок приуроченный к Международному дню толерантности «Сделаем мир добрее!» | | |
7-8 | 2 | Праздник «День толерантности в Солнечном городе» | | |
9 | 1 | Практическое занятие «Наказание и поощрение» | | |
10 | 1 | Утренник «Чтобы людям радость дарить, надо добрым внимательным быть». | | |
11 | 1 | Беседа «Мальчики и девочки» | | |
12 | 1 | Викторина «Один за всех, все за одного». | | |
13 | 1 | Праздники, сближающие людей и народы «Праздник дружбы». | | |
14 | 1 | День прав человека. (10 декабря). Учебно-игровое занятие «На что имеем право» | | |
15 | 1 | Занятие "Добро - не лихо, ходит тихо". | | |
16-17 | 2 | Праздники, сближающие людей и народы «Новый год». | | |
18 | 1 | О правилах хорошего тона, правилах поведения в школе | | |
19-20 | 2 | Влияние характера на поступки и поведение человека | | |
21 | 1 | День приветствий | | |
22 | 1 | Все мы разные. | | |
23 | 1 | Россия – родина моя! | | |
24 | 1 | Час общения «Добро. Зло. Терпимость» | | |
25-26 | 2 | Ролевая игра «Учусь понимать других». | | |
27 | 1 | О тех, кто мир нам подарил | | |
28 | 1 | Вежливые слова и поступки | | |
29 | 1 | Устный журнал. "История имени, фамилии, рода" | | |
30 | 1 | Учимся дружить | | |
31-32 | 2 | От улыбки хмурый день светлей | | |
33-34 | 2 | "О чем расскажет семейный альбом" | | |
35 | 1 | День матери России. (29 апреля). "Мама, бабушка + я" | | |
| | Праздники, сближающие людей и народы «День Победы». | | |
| | Международный день семьи. (15 мая). «Мама, папа, я – дружная семья» - литературно – спортивный праздник. | | |
| | Игровая программа «Страна толерантности» | | |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Дидактический материал
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.
6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
7. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.
8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
9. Набор «Геометрические тела».
10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.
Для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
7