МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г.Улан-Удэ
имени А.Цыденжапова»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственное(патриотическое)направление
«Я – гражданин России»
1-4 класс
НорбоеваТ.В.
учитель начальных классов
высшей категории
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» разработана на основе авторской программы «Я – гражданин России », автор Власенко И.Г. и в соответствии с документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, с изменениями от 26.11.2010 № 1241, 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012 №1060, 29.12.2014 № 1643, 31.12.2015 №1576) (далее-ФГОС НОО);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (далее- Порядок 1015);
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидамиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81);
«Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296)
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках организации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672)
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2019-2020 учебном году (Письмо Минобрнауки Республики Бурятия от 07.08.2019 №02-11/3218)
Имеет духовно – нравственную направленность.
Цели и задачи курса
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
• воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
• повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Место курса в учебном плане
Программа «Я - гражданин России» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России
1-й класс «Маленькие Россияне» (66 часов)
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
3-й класс «Россия - Родина моя» (68 часов)
4-й класс «Я - гражданин России» (68часов)
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности.
1. Беседы.
При использовании беседы по сюжетному рассказу ребенку предлагается прослушать повествование, содержащее нравственную проблему. Герои рассказа попадают в ситуацию, требующую сделать моральный выбор. После прослушивания текста школьникам задаются вопросы, которые составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях проявлялось отношение к заданной проблеме, знание о способах поведения в создавшейся ситуации и о самой нравственной норме.
2. Чтение сказок.
Чтение сказок – универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что может понять и почувствовать ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.
3. Музыка, живопись, поэзия.
Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно разбирают их произведения. Однако в ходе уроков почти не уделяется внимание духовной основе искусства. Что думали великие творцы о смысле жизни, о смысле своего дара, о чём мечтали, что хотели высказать своими произведениями?
4. Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.
5.Формирование экологической культуры.
Школьный курс «Окружающий мир», выполнение проектных заданий, связанных с познанием и сохранением природы родного края дают детям не только информационные знания об окружающем мире, но и формируют эмоциональную отзывчивость, ценностное отношение к природе.
Виды деятельности
Игровая;
Познавательная;
Проблемно-ценностное общение;
Художественное творчество;
Проектная деятельность;
Общественно-полезная;
Трудовая деятельность.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих умений:
внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
положительная мотивация учебной деятельности;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
3.Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
4. Личностные УУД:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.
1 класс Маленькие Россияне (33 ч.)
Содержание курса внеурочной деятельности
№п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | из них | Форма организации деятельности | Вид деятельности |
теоретические | практические | | |
1 | Я и я | 4ч | 3 | 1 | индивидуальная | игровая; проблемно-ценностное общение |
2 | Я и семья | 6ч | 4 | 2 | групповая | проектная деятельность; |
3 | Я и культура | 5ч | 4 | 1 | коллективная | общественно-полезная; |
4 | Я и школа | 8ч | 4 | 4 | групповая | проектная деятельность; |
5 | Я и мое Отечество | 6ч | 4 | 2 | коллективная | общественно-полезная; |
6 | Я и планета | 4ч | 3 | 1 | групповая | проектная деятельность; |
| Итого | 33ч | | | | |
Календарно-тематической планирование
№ урока | Тема | Дата проведения |
план | факт |
1 | Праздник первого звонка | | |
2 | Мой школьный дом. Экскурсия по школе | | |
3 | Моя семья - моя радость | | |
4 | Правила поведения в школе. Урок-игра | | |
5 | Экскурсия по пришкольному участку | | |
6 | Я, ты, мы. Игра | | |
7 | Кто что любит делать. Конкурс викторина | | |
8 | Мисс Осени | | |
9 | Дары природы. Конкурс поделок из природного материала | | |
10 | Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | | |
11 | Моя красивая мама. Конкурс рисунков | | |
12 | Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием | | |
13 | История моего села. | | |
14 | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора | | |
15 | Законы жизни в классе. Урок-игра | | |
16 | Откуда пришли елочные игрушки. | | |
17 | Фотографии из семейного альбома. Презентация | | |
18 | Школа вежливости. Беседа | | |
19 | Маленькая страна. Экологическая акция | | |
20 | Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков | | |
21 | Они защищают Родину. Конкурс стихов | | |
22 | Загляните в мамины таза. Праздник | | |
23 | Встречаем Масленицу | | |
24 | Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли | | |
25 | Слушаем сказки моей бабушки | | |
26 | Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина | | |
27 | Поклон тебе, солдат России. | | |
28 | В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу | | |
29 | Мои родные - защитники Родины. | | |
31 | Маленькие герои большой войны. Урок Мужества | | |
31 | Десант чистоты и порядка | | |
32 | Самый красивый школьный двор. Акция | | |
33 | С чего начинается Родина? | | |
2-й класс «Моя Малая Родина» (34 часа)
Содержание курса внеурочной деятельности
№п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | из них | Форма организации деятельности | Вид деятельности |
теоретические | практические | | |
1 | Я и я | 4ч | 3 | 1 | индивидуальная | игровая; проблемно-ценностное общение |
2 | Я и семья | 6ч | 4 | 2 | групповая | проектная деятельность; |
3 | Я и культура | 5ч | 4 | 1 | коллективная | общественно-полезная; |
4 | Я и школа | 8ч | 4 | 4 | групповая | проектная деятельность; |
5 | Я и мое Отечество | 7ч | 4 | 3 | коллективная | общественно-полезная; |
6 | Я и планета | 4ч | 3 | 1 | групповая | проектная деятельность; |
| Итого | 34ч | | | | |
Календарно-тематической планирование
№ урока | Тема | Дата проведения |
план | факт |
1. | Урок Мира | | |
2. | Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг) | | |
3. | Обязанности ученика в школе. Беседа | | |
4. | Осень в родном городе. Фотоконкурс | | |
5. | Подумай о других. Беседа с элементами игры | | |
6. | Я- ученик. Беседа с творческим заданием | | |
7. | Родной край в древности. Экскурсия в музей | | |
8. | Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры | | |
9. | Я люблю свою школу. Конкурс сочинений | | |
10. | Мой портфель. Игра-экспромт | | |
11. | Моя любимая мамочка. Презентация | | |
12. | Школьная символика (гимн, герб, флаг) | | |
13. | Мой любимый город. Беседа | | |
14. | Наш город. Конкурс визиток | | |
15. | О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков | | |
16. | Самый уютный класс. Конкурс | | |
17. | Экология нашего города. Беседа | | |
18. | День добрых волшебников. Вывешивание кормушек | | |
19. | Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры | | |
20. | Мы и наши права. Урок-игра | | |
21. | Игры на развитие произвольных процессов | | |
22. | Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений | | |
23. | Мама, папа, я -дружная семья. Конкурс-соревнование | | |
24. | По каким правилам мы живем в школе? Игра | | |
25. | Широкая Масленица. Игра | | |
26. | Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов | | |
27. | Здесь живет моя семья. Заочное путешествие | | |
28. | Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие | | |
29. | День птиц. Выставка рисунков | | |
30. | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей | | |
31. | Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества | | |
32. | Открытка ветерану. Акция | | |
33. | Десант чистоты и порядка | | |
34. | Знай и люби свой край. Викторина | | |
3-й класс «Россия - Родина моя» (68 часов)
Содержание курса внеурочной деятельности
№п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | из них | Форма организации деятельности | Вид деятельности |
теоретические | практические | | |
1 | Я и я | 4ч | 3 | 1 | индивидуальная | игровая; проблемно-ценностное общение |
2 | Я и семья | 6ч | 4 | 2 | групповая | проектная деятельность; |
3 | Я и культура | 5ч | 4 | 1 | коллективная | общественно-полезная; |
4 | Я и школа | 8ч | 4 | 4 | групповая | проектная деятельность; |
5 | Я и мое Отечество | 7ч | 4 | 3 | коллективная | общественно-полезная; |
6 | Я и планета | 4ч | 3 | 1 | групповая | проектная деятельность; |
| Итого | 34ч | | | | |
Календарно-тематической планирование
| Тема | Дата проведения |
план | факт |
1. | Кто что любит и умеет? | | |
2. | Мы все такие разные. | | |
3. | Мои любимые книги. | | |
4. | Человек. Личность. Гражданин. | | |
5. | Тест «Познай себя». | | |
6. | Почему меня так назвали? | | |
7. | Проект. «Здесь живёт моя семья». | | |
8. | Что значит быть хорошим сыном или дочерью? | | |
9. | Мой папа – мастер на все руки. | | |
10. | Золотые руки. | | |
11. | Мои семейные обязанности. | | |
12. | Копилка добрых дел. | | |
13. | Доброта в сказках и стихах. | | |
14. | Мой класс – моя семья. | | |
15. | Каков я в школе. | | |
16. | Устав школы. | | |
17. | Режим дня школьника. | | |
18. | Права и обязанности школьника. | | |
19. | В мире вежливости. | | |
20. | Диагностика сформированности классного коллектива. | | |
21. | О чём шепчут названия улиц? | | |
22. | Герои – мои земляки. | | |
23. | Проект «Открытка ветерану». | | |
24. | Победа деда – моя победа. | | |
25. | Есть такая профессия – Родину защищать. | | |
26. | Наша малая Родина. Символы РБ. | | |
27. | Дорогая моя столица. | | |
28. | Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь! | | |
29. | Чем живёт планета? | | |
30. | Животные и растения заповедников РБ | | |
31 | День славянской письменности. | | |
32 | Мы в ответе за тех, кого приручили. | | |
33 | Проект. «Если был бы я волшебником». | | |
34 | Мы - патриоты. | | |
4-й класс «Я - гражданин России» (68 часов)
Содержание курса внеурочной деятельности
№п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | из них | Форма организации деятельности | Вид деятельности |
теоретические | практические | | |
1 | Я и я | 4ч | 3 | 1 | индивидуальная | игровая; проблемно-ценностное общение |
2 | Я и семья | 6ч | 4 | 2 | групповая | проектная деятельность; |
3 | Я и культура | 5ч | 4 | 1 | коллективная | общественно-полезная; |
4 | Я и школа | 8ч | 4 | 4 | групповая | проектная деятельность; |
5 | Я и мое Отечество | 7ч | 4 | 3 | коллективная | общественно-полезная; |
6 | Я и планета | 4ч | 3 | 1 | групповая | проектная деятельность; |
| Итого | 34ч | | | | |
Календарно-тематической планирование
| Тема | Дата проведения |
план | факт |
1. | «Что такое хорошо, что такое плохо?» | | |
2. | Мои любимые книги. | | |
3. | «Кто я? Какой я?» | | |
4. | Откуда я родом? | | |
5. | Хочу и надо. | | |
6. | Тест «Познай себя» | | |
7. | Законы жизни. | | |
8. | Мир моих интересов | | |
9. | В гостях у предков. | | |
10. | Загляните в старенький альбом. | | |
11. | Спешите творить добро. | | |
12. | Герб моей семьи. | | |
13. | Моя родословная. | | |
14. | Пожилые люди – мудрые люди. | | |
15. | Играем с малышами | | |
16. | Наше семейное хобби | | |
17. | По каким правилам мы живём? | | |
18. | Трудовой десант. | | |
19. | Школьный двор. | | |
20. | Из истории моей школы. | | |
21. | Мои родители-выпускники школы. | | |
22. | История страны в названии улиц города. | | |
23. | След ВОВ в жизни родного края. | | |
24. | Люблю тебя, моя Россия. | | |
25. | Поговорим о толерантности. | | |
26. | Дети войны. | | |
27. | Урок доброты и милосердия. | | |
28. | Путешествие по стране. | | |
29. | Судьба Земли – наша судьба. | | |
30. | Что такое экология? | | |
31 | Берегите природу. Конкурс экологических сказок | | |
32 | Природа края и поэзия. | | |
33 | Знаешь ли ты страну? | | |
34 | Семь чудес света. | | |
Литература
1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 1997 г.
2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.
3. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.
4. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.
6. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 1989.-221 с.
7. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
8. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.
9.Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2005. - №1. -147 с.
10. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.
11. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990 г.
12. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2001 г.
13.Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40 с.
14. Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 1999 г.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 -10-16 с.
16. Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 1996 г
17. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников- Ростов-на-Дону, 20С1 г.