СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука опытным путем"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука опытным путем"»

краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 8»









Рабочая программа внеурочной деятельности

«Наука опытным путем»



для обучающихся 11 классов

(34 часов в год, 1 час в неделю)













Составитель:

С.Н. Рябцева

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка.

Назначение программы.

Программа внеурочной деятельности «Наука опытным путем» - программа организации внеурочной деятельности учащихся по общекультурному направлению. Программа позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы, повысить культурный и интеллектуальный уровень обучающихся.

Обоснование актуальности и перспективность программы

Актуальность программы определена тем, что внеурочная экспериментальная деятельность обучающихся в области естественных наук в 12 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов и расширения кругозора учащихся; может стать ключевым плацдармом всего школьного естественнонаучного образования для формирования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, осваиваемых обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, способов деятельности, применяемых как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Новизна программы заключается в:

  • интегрировании курсов физики и химии;

  • экспериментальном подходе к определению физических и химических закономерностей;

  • доступности курса для обучающихся;

  • возможности создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования;

  • прикладном характере исследований;

  • развернутой схеме оценивания результатов изучения программы.

Цель программы формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности.

Задачи:

  • формировать навыки исследовательской деятельности, управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • формировать готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

  • создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Данные задачи могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с достаточным количеством практических работ, уделяется большое внимание анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования.







1.Планируемые результаты

1.1. Личностными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике и химии как элементам общечеловеческой культуры;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

1.2. Метапредметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения научной информации.

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

1.3. Общими предметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:





В познавательной сфере:

  • знания о природе важнейших физических и химических явлений окружающего мира и понимание смысла физических и химических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

  • умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;

  • умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;

  • умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с работой механизмов, переработкой веществ.

В трудовой сфере:

  • проводить физический и химический эксперименты.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Частными предметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:

  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики и химии для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики и химии;

  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  • формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

  • осознание необходимости применения достижений физики и химии для рационального природопользования;

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

  • формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем,  в том числе  в предотвращении  техногенных и  экологических катастроф.


1.4. Формы учета результатов освоения программы

Предполагаемые продукты деятельности, которые учащихся должны создавать в ходе реализации программы: представление докладов, рефератов и презентаций, отчеты о выполнении лабораторных и экспериментальных работ.

Формой промежуточной аттестации является презентация, оценивание бинарное «зачет/незачет»


2. Содержание курса

Введение (4 ч)


Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Необычные природные явления.

Тела и вещества (14 ч)


Характеристики тел и веществ. Органические и неорганические вещества. Наблюдения тел и веществ. Сравнение физических тел по их характеристикам. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Наблюдение воды в различных состояниях. Молекулы, атомы, ионы. Связь скорости движения частиц с температурой. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Простые и сложные вещества. Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ. Растворы и взвеси. Вода как растворитель. Разделение фильтрованием растворимых и нерастворимых в воде веществ. Плотность вещества. Неньютоновская жидкость


Лабораторные работы

  1. Сравнение физических тел по их характеристикам.

  2. Наблюдение явления диффузии.

  3. Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ.

  4. Определение плотности вещества.

  5. Приготовление раствора неньютоновской жидкости.






Электромагнитные явления (7 ч)


Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электрическое поле. Постоянный и переменный ток.

Магнитное взаимодействие. Применение постоянных магнитов. Изучение свойств магнита. Магнитное поле. Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока. Электромагнитное поле. Применение электромагнитного поля. Сотовый телефон - польза или вред?

Световые явления (7 ч)

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Наблюдение теней и полутеней. Наблюдение отражения света в зеркале. Получение изображений с помощью линзы. Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп. Глаз и очки. Разложение белого света в спектр. Радуга.

Можно ли верить своим глазам?


Лабораторные работы

  1. Наблюдение теней и полутеней.

  2. Наблюдение отражения света в зеркале.

  3. Получение изображений с помощью линзы.

  4. Наблюдение спектра солнечного света.



Заключительное занятие (1 ч)



Перечень занимательных опытов:

  1. Лимон - источник тока

  2. Наэлектризованный стакан

  3. Ошибки наших глаз. Опыты со светом

  4. Вот так лупа

  5. Живая тень

  6. Белая и чёрная бумага

  7. Кто выше

  8. Циркуль или глаз?

















3. Тематическое планирование

Название раздела и темы занятия

Виды и формы учебной деятельности

Количество часов

Введение.

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу.

Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Что изучает химия.

Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

Необычные природные явления.

Проведение диагностики на знание основных терминов по физике и химии учащихся, беседа.

Коллективная и индивидуальная форма деятельности

Работать с разными источниками информации, извлекать необходимую информацию, обрабатывать ее.

Овладеть культурой создания презентации

(Проект, презентация, доклады.)

4

Тела и вещества

Характеристики тел и веществ. Органические и неорганические вещества.

Наблюдения тел и веществ.

Сравнение физических тел по их характеристикам.

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Наблюдение воды в различных состояниях.

Молекулы, атомы, ионы.

Связь скорости движения частиц с температурой.

Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения.

Простые и сложные вещества. Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ.

Растворы и взвеси. Вода как растворитель.

Разделение фильтрованием растворимых и нерастворимых в воде веществ. Плотность вещества.

Неньютоновская жидкость

Научиться извлекать необходимую информацию, обрабатывать ее.

Овладевать коммуникативными навыками, определять стилевую принадлежность текстов.

Коллективная и индивидуальная форма деятельности.

Уметь использовать знания по данной теме при проведении экспериментов, опытов и виртуальных лабораторных работ.

Рассматривать фазовые переходы, происходящие между жидкостью и газом, жидкостью и твердым телом.

Сравнивать строение и свойства жидкостей, газов и твердых тел.

Уметь отбирать материал, создавать презентации.

Применять знания для проведения экспериментов: создание слайма. Презентация


14

Электромагнитные явления

Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории.

Электрическое поле.

Магнитное взаимодействие. Применение постоянных магнитов. Изучение свойств магнита.

Магнитное поле.

Постоянный и переменный ток.

Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

Электромагнитное поле.

Применение электромагнитного поля

Сотовый телефон - польза или вред?.

Обсуждать: существование электростатического поля как частного случая проявления электромагнитного поля. Рассматривать различные действия электрического тока.

Объяснять: условия возникновения и существования постоянного тока; роль сторонних сил, действующих в источнике тока. Наблюдать и объяснять: действие магнитного поля.

Обсуждать основные свойства магнитов, магнитного поля, экологические аспекты работы электродвигателей, примеры их практического применения.

Рассматривать движение заряженных частиц в магнитном поле Земли.

Изучать принципы радиосвязи и телевидения. Приводить примеры видов радиосвязи и систем передачи телевидения.

Уметь использовать знания по данной теме при проведении экспериментов, опытов и виртуальных лабораторных работ.

Научиться извлекать необходимую информацию, обрабатывать ее и применять для создания презентаций.

7

Световые явления.

Свет как источник информации человека об окружающем мире.

Наблюдение теней и полутеней.

Наблюдение отражения света в зеркале.

Получение изображений с помощью линзы.

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп. Глаз и очки. Разложение белого света в спектр. Радуга.

Можно ли верить своим глазам


Уметь отбирать материал, создавать речевое высказывание.

Высказывать свое мнение. Овладевать коммуникативными навыками.

Коллективная и индивидуальная форма деятельности

Уметь использовать знания по данной теме при проведении экспериментов, опытов и виртуальных лабораторных работ.

Наблюдать и объяснять: явления прямолинейного распространения, отражения, преломления и полного внутреннего отражения света.

Получать и анализировать изображение предмета в плоском зеркале.

Высказывать свое мнение по теме. Аргументировать свой ответ. Индивидуальная форма деятельности.

Научиться извлекать необходимую информацию, обрабатывать ее и применять для создания презентаций и защиты проектов.

8

Заключительное занятие.

Создание и защита презентации.

1











приложение

Календарно-тематическое планирование

Название темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Введение.

4



1.

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу.

1



2.

Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Что изучает химия.

1



3.

Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

1



4.

Необычные природные явления.

1



Тела и вещества

14



5.

Характеристики тел и веществ. Органические и неорганические вещества.

1



6.

Наблюдения тел и веществ.

1



7.

Сравнение физических тел по их характеристикам.

1



8.

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

1



9.

Наблюдение воды в различных состояниях.

1



10.

Молекулы, атомы, ионы.

1



11.

Связь скорости движения частиц с температурой.

1



12.

Взаимодействие частиц вещества и атомов.

1



13.

Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения.

1



14.

Простые и сложные вещества.

1



15.

Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ.

1



16.

Растворы и взвеси. Вода как растворитель.

1



17.

Разделение фильтрованием растворимых и нерастворимых в воде веществ. Плотность вещества.

1



18.

Неньютоновская жидкость

1



Электромагнитные явления

7



19.

Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электрическое поле.

1



20.

Магнитное взаимодействие. Применение постоянных магнитов. Изучение свойств магнита. Магнитное поле.

1



21.

Постоянный и переменный ток. Электромагнитное поле.

1



22.

Электромагниты и их применение.

1



23.

Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

1



24.

Применение электромагнитного поля

1



25.

Сотовый телефон - польза или вред?.

1



Световые явления.

8



26.

Свет как источник информации человека об окружающем мире.

1



27.

Наблюдение теней и полутеней.

1



28.

Наблюдение отражения света в зеркале.

1



29.

Получение изображений с помощью линзы.

1



30.

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп.

1



31.

Разложение белого света в спектр. Радуга.

1



32.

Глаз и очки. Оптические иллюзии.

1



33.

Можно ли верить своим глазам

1



Заключительное занятие.

1



34.

Создание и защита презентации.

1





Составил учитель: __________________ С.Н.Рябцева