МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»
(МАОУ СОШ № 17)
__________________________________________________________________
Тюменская область, г. Тобольск, 7А микрорайон, дом 6А, тел./факс 8(3456)24-35-66, Е-mail:schkola 17@mail/ru
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического на заседании методического Директор
объединения учителей совета
«27» августа 2019г. № «27» августа 2019г. № ___________И.И.Перевалова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по физкультурно-спортивному направлению «Городошный спорт»
5-11 классы
Составитель программы:
Бальчугова В.Г.
учитель физической культуры
Тобольск
2019г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по физкультурно-спортивному направлению
"Городошный спорт"
для 5-11 классов
на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Городошный спорт» предназначена для 5-11 классов. Имеет физкультурно-спортивную направленность. Решает задачи физического воспитания детей на дополнительном уровне.
Разработана на основании программы Духанин В.М. Городошный спорт. Учебная программа. 2000 г. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
В настоящее время возросло количество детей с респираторными заболеваниями, появились дети с излишним весом, дети с нарушением осанки, с нарушением зрения. Причиной этому является малоподвижный образ жизни.
Движение – это врожденная потребность ребенка, и от удовлетворения ее зависит здоровье малышей. Поэтому крайне необходимо удовлетворить эту потребность в условиях детского сада.
Городки – это демократичная уличная игра, известная многим родителям с детства. Она является прекрасным видом досуга, который включает в себя и спорт, и закаливание организма, и общение детей со взрослыми.
Игра в городки повышает способность к концентрации, сосредоточению, укрепляет нервную систему ребенка. В игре ребенку можно делать то, что в реальности прогулки запрещено: играть с палкой, бросать ее, бегать, кричать, что является сильной психоэмоциональной разгрузкой. Игра в городки учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения.
Особенность данной программы в обучении игре в городки – в организации семейного досуга, в укреплении связи поколений.
Физическое, психическое, социальное благополучие – вот что лежит в основе игры в городки. Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия, определяется уровнем развития интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой сферы. Удовлетворение, получаемое в результате преодоления возникающих трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта.
Цель программы:
– ознакомление детей со спортивной игрой «городки», формирование основ правильной техники и воспитание потребности и интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи программы:
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
Образовательные:
- познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивной игры «Городки»;
- учить детей понимать сущность игры, знать основные фигуры и уметь их выставлять;
Развивающие:
- развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер;
- развивать мышечную память, технико-тактические действия с битой.
Воспитательные:
- воспитание у дошкольников высоких нравственных качеств и формирование мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни - воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;
- воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий
Программа внеурочного курса по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Городошный спорт» предназначена для обучающихся 5-11 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий, а именно: занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале и на спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Учебно - тематический план занятий
Содержание | Программные задачи | Кол-во часов |
теория | практика | всего |
Беседа на тему: «Народная игра – городки». Пробная игра по желанию детей. Броски биты правой, левой рукой. Обследование детей. | Формирование представления об игре. Знакомство с правилами игры, терминологией («город», городки, фигуры, бита, кон, полукон). Освоение правильного положения рук, ног при броске биты; знакомство с фигурой «забор». Обучение правильной стойке при броске биты правой рукой, левой, развитие мышц рук. Мониторинг результативности: меткости, дальности, силы мышц. | 1 | 8 | 9 |
Метание набивного мяча через сторону на дальность, правой, левой рукой. Выбивание фигур: «забор», «звезда», «пушка», «бочка». | Обучение правильной стойке при броске мяча правой рукой, левой, развитие мышц рук. Ознакомление детей с историей игры, сообщение сведений о знаменитых людях, любителях городошного спорта. Повышение интереса к игре, воспитание желания вести здоровый образ жизни. Обучение броску биты, развитие глазомера, меткости. Изучение порядка построения фигур. | 1 | 12 | 13 |
Метание теннисного мяча в вертикальную цель. Выбивание фигуры «самолет», «тир». Соревнование между группами. Выбивание фигуры «Ворота». | Развитие глазомера, меткости. Обучение соблюдению правил игры, закрепление знания терминологии, развитие меткости глазомера, силы броска. Ознакомление с правилами проведения соревнований, развитие целеустремленности в достижении результата. | 1 | 11 | |
ИТОГО | | | | 34 |
Содержание
Обучение школьников в кружке «Городошный спорт» проходит поэтапно. Школьники изучают теоретические аспекты игры, знакомятся с площадкой, инвентарем, правилами игры и терминологией, а также с основами техники броска биты в городки. В практической деятельности осваивают технику и навыки броска биты, отрабатывают технику, используют различные спортивные снаряды (набивной мяч, биты разной тяжести), упражнения с гимнастическими палками, упражнения на развитие глазомера (метание в цель). В конце обучения организуются соревнования.
Для обучения детей игре в городки организуются специальные занятия, которые имеют традиционную структуру и состоят из трёх частей:
1 Часть (вводная) - включает в себя различные виды ходьбы и бега или комплекс ритмической гимнастики.
2 Часть (основная) - состоит из комплексов упражнений с разными спортивными снарядами, упражнения для кистей рук с мелкими предметами, на развитие глазомера, подвижных игр и дыхательных упражнений.
3 Часть (заключительная) – проведение тренировочных мини-турниров.
Материально-техническое обеспечение
1. Набивные мячи
2. Теннисные мячи
3. Гимнастические палки
4. Мешочки с песком
5. Биты для игры в городки
6. 2 набора городков
7. Площадка с разметкой
Ожидаемые результаты к концу обучения ребенок осваивает:
- основные правила игры;
- знает и умеет выстраивать основные фигуры «звезда», «пушка», «тир», «забор», «бочка»;
- овладевает основными приемами и техникой броска биты;
- приобретает опыт участия в соревнованиях.
Список литературы
1. Духанин В.М. Городошный спорт. Учебная программа. 2000 г.
2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физические упражнения и подвижные игры: Методическое пособие. – М.: Издательство НЦЭНАС, 2005.
3. Лазарев М.Л. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!». – М., 1997.
4. Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. – М., 1993.
5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986.
6. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Сост. Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак н.и. – Минск, 1998.
7. Николаева Н.И. Школа мяча: Учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
8. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе.
9. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. – М.: Новая школа, 1994.