Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Щёлковская гимназия №6»
городского округа Щёлково
Утверждена
приказом директора МАОУ
«Щёлковская гимназии № 6» ГОЩ
от 31.08.2021г. № 383 /од
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивным играм для обучающихся 11 б, в классов
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Миронов Андрей Александрович,
учитель физической культуры
первая квалификационная категория
2021
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 11 (Б, В) классов по разделу «Спортивные игры» рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю). Весь учебно-тренировочный материал программы распределён на последовательное и основательное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков выпускников, применимых как в избранном виде спорта, так и в будущей профессиональной деятельности. Расширяется кругозор и интерес гимназистов к данному виду спорта.
Данная рабочая программа внеурочной деятельности реализуется в соответствии с утвержденным расписанием МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ на 2021-2022 учебный год.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности предмета «Физическая культура»
Базовым результатом внеурочной деятельности в области физической культуры основного общего образования в школе по разделу «Спортивные игры» (баскетбол) является:
– воспитание у обучающихся гимназии чувства коллективизма и взаимодействия в командной игре;
– приобщение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
– совершенствование функциональных систем организма;
– укрепление нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата;
– подготовка будущих выпускников гимназии к прохождению службы в вооруженных силах РФ и профессиональной деятельности.
Кроме того, внеурочная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей. Эти способности выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности.
Личностные результаты:
Выпускники научатся:
– правильным тактико-техническим действиям одной из самых популярных спортивных игр в мире (баскетбол);
– формировать ценности здорового и безопасного образа жизни.
Выпускники получат возможность научиться:
– профессиональным техническим навыкам основных двигательных действий спортивной игры (баскетбол);
– применять в различных жизненных ситуациях, в будущей профессиональной деятельности, приобретенные в игре навыки и высокий уровень развития основных физических качеств.
2. Метапредметными результатами освоения выпускниками содержания программы по внеурочной деятельности являются следующие умения:
В регулятивной сфере:
Выпускники научатся:
– характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебно-тренировочных заданий и выбирать способы их исправления;
– планировать и распределять интенсивность, нагрузку и отдых в процессе выполнения заданий.
Выпускники получат возможность научиться:
– организовывать самостоятельную спортивную деятельность с учетом требований техники безопасности, имеющегося инвентаря и оборудования;
– технически правильно выполнять двигательные действия баскетболиста, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
В познавательной сфере:
Выпускники научатся:
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы для их улучшения.
Выпускники получат возможность научиться:
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в игровых движениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки;
– применять для поддержания уровня физической подготовленности и здоровья полученные знания и навыки практической работы.
В коммуникативной сфере:
Выпускники научатся:
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи и дружбы.
Выпускники получат возможность научиться:
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– овладевать умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения;
– находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
3. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по внеурочной деятельности являются следующие умения:
Выпускники научатся:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
– излагать факты истории развития баскетбола;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
Выпускники получат возможность научиться:
– организовывать и проводить со сверстниками основные тактические схемы соревновательной деятельности;
– осуществлять объективное судейство;
– бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание курса
Знания о физической культуре (1 час)
Физическая культура и спорт в современном обществе. Роль физической культуры и спорта на выработку профессиональных навыков. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Влияние данного вида спорта на морфо-функциональное состояние организма человека, сохранение и укрепление здоровья.
Совершенствование технических навыков и перемещений игроков при выполнении основных тактических схем баскетбола (20 часов)
Тактико-технические схемы игры и специальные двигательные действия.
Передвижения и остановки. Проведение специализированной разминки. Передвижение боком, спиной вперёд, ускорение, остановки, повороты, старты из различных исходных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (бег, остановки, повороты, рывки).
Бросок мяча. Бросок мяча в кольцо из различных исходных положений. Бросок набивного мяча (на технику) в парах. Совершенствование техники штрафного, двух очкового и трёх очкового броска.
Ведение мяча. Ведение мяча правой (левой) рукой. Ведение мяча правой (левой) рукой с обведением поворотных фишек. Ведение мяча правой (левой) рукой с изменением ритма и направления движения. Ведение мяча правой (левой) рукой с двойным шагом и броском мяча в кольцо. Ведение мяча в парах, в тройках.
Совершенствование основных игровых комбинаций. Действия игроков при организации зонной и персональной защиты. Действия игроков при организации атаки.
Взаимодействие игроков. Действия игроков при игре 1 в 1. Действия игроков при игре 2 в 2, 2 в 3.
Физическая подготовка.
Подготовка к успешной сдачи норм ГТО.
Развитие быстроты. Старты из различных положений с последующим ускорением. Бег с максимальной скоростью по прямой, с остановками (по свистку, хлопку, заданному сигналу), с ускорением, «рывками», изменением направления передвижения. Бег в максимальном темпе. Бег и ходьба спиной вперёд с изменением темпа и направления движения (по прямой, по кругу и «змейкой»). Бег с максимальной скоростью с поворотами на 180° и 360°. Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Прыжки по разметкам на правой (левой) ноге, между стоек, спиной вперёд. Прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперёд. Ведение мяча левой (правой) рукой с остановками и ускорениями, с изменением направления движения.
Развитие силы. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением (набивные мячи, гантели и т.д.) на основные мышечные группы. Прыжки через препятствия. Спрыгивание с возвышенной опоры с последующим ускорением, прыжком в длину и в высоту. Прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперёд, назад, в приседе, с продвижением вперёд).
Развитие выносливости. Равномерный бег на средние и длинные дистанции. Повторные ускорения с уменьшающимся интервалом отдыха. Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью и уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег в режиме непрерывно-интервального метода.
Учебно-тренировочные игры и организация судейства (12 часов)
Учебно-тренировочные игры в баскетбол (5х5), стритбол (3х3). Обучение навыкам организации проведения соревнований, умению заполнять необходимые для этого документы. Судейство в спортивных играх.
Занятия проводятся в спортивном зале. Для реализации программы используются спортивный инвентарь и оборудование.
Раздел программы | Воспитательный компонент занятий | Программное содержание | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1. Знания о физической культуре | Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятиях информации, активизации их познавательной деятельности | Роль физической культуры и спорта на выработку профессиональных навыков. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Влияние данного вида спорта на морфо-функциональное состояние организма человека, сохранение и укрепление здоровья | 1 час | Понятие, цели и задачи ППФП. Знать правила ТБ и правила проведения игр баскетбола. Влияние данного вида спорта на различные органы и антропометрические показатели человека, сохранение и укрепление его здоровья |
Раздел 2. Совершенст - вование технических навыков и перемещений игроков при выполнении основных тактических схем баскетбола | Применение на занятиях различных форм работы обучающихся, которые стимулируют познавательную мотивацию гимназистов, выработку навыков групповой работы или работы в парах, которые учат их командной работе и взаимодействию с другими детьми | Передвижения и остановки, бросок мяча, ведение мяча, разучивание и отработка основных игровых комбинаций, взаимодействие игроков. Развитие быстроты, силы и выносливости | 20 часов | Знать и соблюдать правила техники безопасности. Описывать технико-тактические действия изучаемой спортивной игры (баскетбол). Выполнять упражнения направленные на развитие двигательных качеств: быстроты, силы и выносливости посредством баскетбола |
Раздел 3. Учебно-тренировоч -ные игры и организация судейства | Включение на занятиях игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы | Учебно-тренировочные игры в баскетбол (5х5), стритбол (3х3). Совершенствование навыков организации проведения соревнований, судейства в баскетболе | 12 часов | Знать основные требования к организации и проведению соревнований по баскетболу. Описывать особенности тактики игры в баскетбол и стритбол, заполнение спортивной документации. Выполнять судейство игр на занятиях с применением общепринятых судейских жестов |
Тематическое планирование курса
Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий по баскетболу для 11 (Б, В) класса
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Модуль 1 (знания о физической культуре – 1 час, совершенствование технических навыков и перемещений игроков при выполнении основных тактических схем баскетбола – 4 часа) |
1 | Основные направления развития ФК, их цели и формы организации. Правила техники безопасности на занятиях по баскетболу | 01.09-03.09 | |
2 | Проведение специализированной разминки баскетболиста | 06.09-10.09 | |
3 | Передвижение боком, спиной вперёд, ускорение, остановки, повороты, старты из различных исходных положений. Развитие быстроты | 13.09-17.09 | |
4 | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений: бег, остановки, повороты, рывки. Развитие быстроты. | 20.09-24.09 | |
5 | Подведение итогов обучения в 1 модуле | 27.09-01.10 | |
Модуль 2 (совершенствование технических навыков и перемещений игроков при выполнении основных тактических схем баскетбола – 3 часа, учебно-тренировочные игры и организация судейства – 2 часа) |
6 | Совершенствование техники броска мяча. Развитие силы | 11.10-15.10 | |
7 | Развитие силы и быстроты. Подготовка к сдаче норм ГТО | 18.10-22.10 | |
8 | Бросок набивного и баскетбольного мяча (на технику) в парах. Развитие силы | 26.10-29.10 | |
9 | Учебно-тренировочная игра в баскетбол и стритбол | 01.11-05.11 | |
10 | Учебно-тренировочная игра и судейство игры наиболее подготовленными обучающимися. Развитие выносливости. Подведение итогов I триместра | 08.11-12.11 | |
Модуль 3 (совершенствование технических навыков и перемещений игроков при выполнении основных тактических схем баскетбола – 4 часа, учебно-тренировочные игры и организация судейства – 2 часа) |
11 | Ведение мяча правой (левой) рукой на месте и в движении. Развитие быстроты | 22.11-26.11 | |
12 | Ведение мяча правой (левой) рукой с обведением поворотных фишек. Развитие быстроты | 29.11-03.12 | |
13 | Ведение мяча правой (левой) рукой с изменением ритма и направления движения. Развитие быстроты и силы | 06.12-10.12 | |
14 | Совершенствование техники штрафного, двух очкового и трёх очкового броска. Развитие силы | 13.12-17.12 | |
15 | Учебно-тренировочная игра и судейство игры обучающимися | 20.12-24.12 | |
16 | Учебно-тренировочная игра и судейство игры обучающимися. Подведение итогов обучения в 3 модуле | 27.12-30.12 | |
Модуль 4 (совершенствование технических навыков и перемещений игроков при выполнении основных тактических схем баскетбола – 3 часа, учебно-тренировочные игры и организация судейства – 3 часа) |
17 | Ведение мяча правой (левой) рукой с двойным шагом и броском мяча в кольцо. Развитие быстроты | 10.01-14.01 | |
18 | Учебно-тренировочная игра в баскетбол и стритбол | 17.01-21.01 | |
19 | Ведение мяча правой (левой) рукой с двойным шагом с сопротивлением защитника и броском мяча в кольцо. Развитие быстроты | 24.01-28.01 | |
20 | Ведение мяча в парах, в тройках. Развитие быстроты | 31.01-04.02 | |
21 | Учебно-тренировочная игра в баскетбол и стритбол | 07.02-11.02 | |
22 | Учебно-тренировочная игра и судейство игры обучающимися. Подведение итогов II триместра | 14.02-18.02 | |
Модуль 5 (совершенствование технических навыков и перемещений игроков при выполнении основных тактических схем баскетбола – 3 часа, учебно-тренировочные игры и организация судейства – 2 часа) |
23 | Действия игроков при организации защитных действий. Развитие силы | 28.02-04.03 | |
24 | Действия игроков при игре 1 в 1. 2 в 2, 2 в 3.Развитие быстроты | 07.03-11.03 | |
25 | Учебно-тренировочная игра в баскетбол и стритбол | 14.03-18.03 | |
26 | Действия игроков при организации защитных действий. Развитие быстроты и силы | 21.03-25.03 | |
27 | Учебно-тренировочная игра и судейство игры обучающимися. Подведение итогов обучения в 5 модуле | 28.03-01.04 | |
Модуль 6 (совершенствование технических навыков и перемещений игроков при выполнении основных тактических схем баскетбола – 3 часа, учебно-тренировочные игры и организация судейства – 3 часа) |
28 | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений в атаке и при обороне. Развитие выносливости | 11.04-15.04 | |
29 | Учебно-тренировочная игра и судейство игры обучающимися | 18.04-22.04 | |
30 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости с использованием баскетбольного мяча | 25.04-29.04 | |
31 | Учебно-тренировочная игра и судейство игры обучающимися | 02.05-06.05 | |
32 | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений в атаке и при обороне. Развитие выносливости | 09.05-13.05 | |
33 | Учебно-тренировочная игра и поочередное судейство игры обучающимися | 16.05-20.05 | |
Лист внесения изменений
Номер и дата внесения изменения | Основания для внесения изменения | Описание внесенного изменения | Лицо, вносящее изменения |
ФИО | Подпись |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры
__________
Протокол № 1 заседания
Кафедры физического воспитания
от 31.08.2021
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________